"Информация, переданная пресс-службами президентов Армении и России о телефонном разговоре глав государств по крымскому вопросу, в полной мере отражает суть подходов этих двух стран. В их основе лежит статья 1 пункта 2 Устава ООН, который четко обозначает следующую истину: развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира", - в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил руководитель парламентской делегации Армении в ПА ОБСЕ, председатель партии "Национальное Единение" и общественной организации "Северная перспектива" Арташес Гегамян. Одновременно он выразил недоумение тем, что кто-то вообще может игнорировать императивность этой основополагающей статьи Устава ООН.

"Увы, полмира в вопросах интерпретации права народов на самоопределение руководствуется двойными стандартами, политической конъюнктурой, в основе которой пресловутая теория Ганса Моргентау Real Politic, которой, увы, уже не одно десятилетие руководствуются ведущие страны мира. Позиция Армении по оценке референдума в Крыму очень сильна и тщетны попытки ее извратить. Ведь еще никто не отменял Устава ООН, не ставил под сомнение ее первую статью. Мне кажется в высшей мере странными имеющие хождение в республике разглагольствования на тему, что Армения, якобы, заняла ущербную и шаткую позицию по этому вопросу. И здесь, на мой взгляд, позиции недоброжелателей России, да и Армении тоже, крайне слабы. Объясню почему. При Совете Европы существует Консультативный орган - Венецианская комиссия, она же Европейская комиссия за демократию через право, членами которой являются 59 государств, в том числе все 47 государств-членов Совета Европы. В 2013 году США подали заявку на постоянное членство в этой организации. Так вот, что мешало, в частности, Совету Европы, международному сообществу делегировать членов этой очень авторитетной международной организации на Украину, в Киев с тем, чтобы она дала свою оценку правомочности действий и решений Верховной Рады Украины, начиная с 22 февраля текущего года?! Соответствовали ли они духу и букве законов Украины, насколько соответствовали духу и принципам, принятым Советом Европы, членом которой является Украина? Почему Венецианская комиссия, которая контролирует даже выборы в небольших городах и поселках, читает лекции и нравоучения, в основном, руководству стран постсоветского пространства о легитимности тех или иных выборных процессов, почему-то воздержалась от поездки в Киев и так и не дала своей экспертной оценки? Ведь речь идет об одной из самых крупных стран бывшего СССР, где по существу имел место антиконституционный государственный переворот. Где была Венецианская комиссия? Почему она не предприняла попыток разобраться в ситуации на месте? Это очень серьезный сигнал о том, что как бы грубо в эти дни на Украине не нарушались все нормы международного права, изначально было понятно, что, "правда" будет на стороне майдановцев. В итоге ни одна авторитетная международная организация, - а самой авторитетной по вопросам конституционного права является как раз Венецианская комиссия, - так и не дала официальное заключение по вопросу отстранения от власти законно избранного президента Украины Виктора Януковича"", - заявил Гегамян.

По его словам, общность между крымским и карабахским вопросами заключается в том, что провозглашение независимости Нагорно-Карабахской области произошло в полном соответствии со статьей 1 пунктом 2 Устава ООН, точно так как это произошло в Крыму. "Но, в отличие от Крыма, провозглашение независимости Нагорного Карабаха также было в полном соответствии с действующей Конституцией и законами СССР. В действиях законно избранных властей Нагорного Карабаха, впрочем как и Крыма, не было ни одного решения, которое входило бы в противоречие с международным правом. Повторяю, Нагорных Карабах был провозглашен независимой республикой в полном соответствии с законами существующего на тот момент государства (СССР). Что касается Крыма, то легитимность властей Украины после 22 февраля 2014 года крайне спорна, а стало быть не им судить о законности выборов в Крыму.

Чтобы не быть голословным, приведу выдержку из выступления депутата Грегора Гизи (фракция левых, Бундестаг, Германия) на заседании Бундестага: "На Майдане было много демократических сил, но и фашистов. Запад принимал в этом участие напрямую и косвенно... Затем было заседание парламента (Верховной Рады). 72,88% депутатов проголосовали за его (В. Януковича) свержение с поста президента. Но Конституция предписывает 75%. Затем вы говорите, что при такой революции можно не обращать внимание на эти пару процентов, можно делать все... Кроме того, при голосовании в парламенте были вооруженные люди, что тоже было не совсем демократично. На референдуме в грядущее воскресенье (имеет в виду Референдум в Крыму) будут уже присутствовать вооруженные солдаты и это тоже не очень по-демократически. Но интересно, что вы, госпожа канцлер, говорите, что такой референдум, согласно Украинской Конституции, запрещен. Но когда действует Конституция и когда нет?! При свержении президента она не действует, а в случае с референдумом - действует. Вы проясните для себя: вы принимаете украинскую Конституцию как целое или лишь только частями, как вам удобно". Убедительнее не скажешь. Тем более, все зрячие эксперты стали свидетелями, что в Крыму на референдуме по независимости имело место быть свободное волеизъявление крымчан.

Таким образом, мы вправе утверждать, что народ Крыма, опять-таки в полном соответствии с Уставом ООН, провозгласил свою независимость и объявил о своем желании войти в дальнейшем в состав России. Если же это вызывало какие-то сомнения с точки зрения международного права то, что же помешало Парламентской Ассамблее ОБСЕ, да и ОБСЕ в целом направить в Крым представительную миссию наблюдателей по мониторингу за ходом референдума? Ведь официальное приглашение со стороны Верховной Рады Крыма им поступило. Так что и здесь позиции тех, кто оспаривает законность вхождения Крыма в состав России, очень неубедительны. Непонятно и другое: почему с таким пренебрежением относятся к народу Крыма, ставят под сомнение 96% голосов, отданных им в пользу вступления в состав России. И это при полной свободе передвижения и волеизъявления в день референдума.

Геоэкономическая ситуация, складывающаяся сегодня в мире, свидетельствует о том, что страны Запада не в состоянии удерживать тот высокий уровень жизни своих граждан, который, как показал мировой финансово-экономический кризис 2008-2009гг, во многом обеспечивался в долг и сохранялся благодаря тому, что они же являются эмитентами мировых резервных валют. Для подтверждения сказанного достаточно посмотреть на цифры, характеризующие государственный внешний долг ведущих стран Запада, который либо превосходит ВВП этих стран (США, Япония, Великобритания, Италия, Греция, Испания), либо вплотную приближается к 100% ВВП (ФРГ, Франция). То есть в течение последних десятилетий высокий потребительский спрос в странах Запада обеспечивался в основном за счет кредитования домохозяйств. И такая политика продолжалась вплоть до мирового финансового-экономического кризиса, который обнажил всю опасность политики, проводимой в странах Запада по искусственному поддержанию высокого спроса в условиях, когда расходы значительно превышали реально производимый валовой внутренний продукт в этих странах. Естественно, что сужение потребительского спроса неизбежно приведет к сокращению производства в ведущих странах Запада. Это, в свою очередь, приведет к росту безработицы со всеми вытекающими из этого последствиями. В настоящее время перед странами Запада остро стоит задача всемерного расширения рынков сбыта производимых ими товаров и услуг. Украина с 45 миллионным населением, согласитесь - неплохое приобретение. Так что, если рассматривать проблему в этом ключе, то Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии с перспективой вхождения туда Украины, с перспективой тесного сотрудничества с такими государствами как Китай, Израиль, Индия, Турция явится хорошим подспорьем для защиты рынков этих стран от внешней экспансии. И процесс этот объективно будет развиваться, так как уже есть глубокое осознание того, что если упомянутые мной страны не объединятся в самодостаточную геоэкономическую структуру, то они будут обречены в ущерб населению своих стран обеспечивать высокий жизненный уровень граждан Запада. Осознание этих реалий приводит и к соответствующим политическим решениям, доказательством чему служит позиция такой мировой державы как Китай, который на голосовании по вопросу Крыма в Совбезе ООН воздержался поддержать позицию постоянных членов Совбеза ООН. А это есть прямой признак неодобрения этой страной политики, проводимой Западом", - уверен Арташес Гегамян.

Что касается позиции Армении в столь непростой ситуации, то представитель парламента Армении в ПА ОБСЕ считает действия президента Сержа Саргсяна исключительно взвешенными, правильными, исходящими из интересов национальной безопасности страны. "Не секрет, что с вхождением Крыма в состав России НАТО будет укреплять свое присутствие по всему периметру черноморского бассейна, делая, в первую очередь, ставку на Турцию. И без того Черноморский флот Турции превосходит военно-морские силы России, дислоцирующиеся в Черном море. Единственным сдерживающим фактором хамской политики Турции и других стран-членов НАТО по отношению к России в регионе Черного моря является ракетный крейсер "Москва", боевая мощь которого, конечно, может остудить любые горячие головы западных стратегов. И в этих условиях усиление Турции будет происходить не только в регионе Черного моря, но и на Кавказе с опорой на уже имеющийся форпост в лице Азербайджана, через который будут предприняты попытки ослабления позиций России на Южном Кавказе. А это возможно только в случае уязвимости стратегического партнера России в регионе - Армении. И если бы в этих условиях Армения не выразила бы четкой позиции по Крыму, то это, для меня, по крайней мере, было бы странно.

Наряду с этим, Армения в очередной раз подтвердила свои намерения углублять отношения с Евросоюзом по части Ассоциативного соглашения по политическим вопросам, в области модернизации своей институциональной базы. Если хотите, то это своеобразный тест на искренность наших европейских коллег. Ведь еще 29 ноября 2013 г. в ходе Вильнюсского саммита "Восточного партнерства", когда Армения за два с половиной месяца до этого уже изъявила желание войти в Таможенный Союз, то Ереван предложил подписать политическую часть Ассоциативного соглашения. Однако тогда нам в этом было отказано. А между тем в этом не отказали нынешним властям Украины, легитимность которых под большим вопросом. Выводы на сей счет оставим читателям", - отметил собеседник.

"Основополагающие статьи Устава ООН имеют императивный характер в отношении законов государств-членов ООН. Это первое. Второе - когда на повестке остро стоит вопрос обеспечения безопасности граждан в условиях, когда действующая власть Украины не обеспечивает соблюдение норм Конституции в регионах страны, то при этом говорить о якобы не соблюдении крымчанами законов, было бы по крайней мере наивно. А мы с вами стали бы свидетелями бесчинств молодчиков, когда избивали депутатов Верховной Рады, или же, когда под дулом автоматов заставляли бойцов Беркута принимать присягу вооруженным Майдановцам. На кого полагаться в этих условиях? На "Правый сектор", на навязанное новое руководство Верховной Рады, или же - на самосознание граждан Крыма? Думается, что ответ на эти вопросы однозначен. Вместе с тем, очень важно уяснить следующее: все, что происходит и продолжает происходить на Украине, и все перипетии, связанные с Крымом, выходят далеко за рамки Украины и России. Мы являемся свидетелями значительного шага в построении нового, более справедливого мирового порядка, который не будет однополярным. В условиях становления нового мирового порядка такая страна как Армения должна действовать, исходя, в первую очередь, из необходимости обеспечения национальной безопасности, основываясь исключительно на общности интересов великих держав, а не на их противоречиях. Сейчас, к сожалению, великие державы отошли от принципа общности глобальных интересов, произошел отход от глобальной мировой повестки. А глобальную повестку в той же самой Украине на 10-ой ежегодной встрече "Украина и мир в эпоху перемен: факторы успеха" в сентябре 2013 года в Крыму в Ливадийском дворце определил генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер. Им было заявлено о том, что глобальные вызовы современности нужно преодолевать сообща. Обозначая повестку, генсек ОБСЕ также сказал, что "Мы можем не двигаться никуда, можем двигаться вперед, чтобы выиграли все стороны, и мы можем работать над слабым звеном, чтобы укрепить всю цепочку". Он обозначил главные вопросы, стоящие как перед Америкой и Канадой, так и на всем пространстве ОБСЕ. "Мы должны заново сесть и по-новому определить безопасность и демократию сегодня с точки зрения регионального сообщества, посмотреть какие сложности и вызовы есть". Далее он указал на международный терроризм, недостаток продуктов и природных ресурсов, изменения климата, траффикинг и прочее. Действительно, если призадуматься над глобальными проблемами современного мира, которые систематизировал Всемирный экономический форум (World Economic Forum), а именно: экономические, экологические, социальные геополитические проблемы, неразрешенность которых влияет на безопасность существования нашей планеты, вот такова она - глобальная повестка. А сегодня, отходя от животрепещущих проблем, стоящих перед человечеством, внимание лидеров мировых держав сосредоточено на обсуждении санкций по отношению к России. А разве введение санкций может решить хоть одну из проблем, стоящих перед человечеством?!", - задался вопросом Арташес Гегамян, немедленно дав на него ответ: "Конечно, нет, и вопрос санкций надуман. Армения, как страна, которая может быть мостом между Россией и Евросоюзом и США, будет обращать внимание ведущих стран мира именно на решение этих глобальных вопросов, требующих объединения усилий всех стран и народов и делать это она будет незамедлительно. Так как в условиях крайне сложных международных отношений велика вероятность возникновения локальных войн. Так, не далее как 20 марта т.г. Ильхам Алиев в своем поздравительном выступлении в связи с мусульманским праздником Новруз заявил: "Армения - фашистское государство. Их национальная идеология - фашизм, дискриминация, национализм". Он увлекся до того, что изрек: "Не только Нагорный Карабах, но и значительная часть нынешней Армении - это древние азербайджанские земли". Из его воинствующей речи становится ясно, что Азербайджан готовится к войне. Насколько циничным должен быть политик, в чьей стране были возможны погромы сотен армян со стороны фашиствующих азербайджанских молодчиков в Сумгаите и Баку, в чьей стране героизируют убийцу Рамиля Сафарова, зарубившего топором армянского офицера, чтобы сравнивать Армению с фашистским государством! Это прямой вызов не только Армении, но и всему международному сообществу, тому же Евросоюзу. Неужели Евросоюз выразил бы готовность подписывать Ассоциативное соглашение с Арменией, которая султаном Азербайджана объявляется фашистским государством. Повторюсь, сейчас, когда все мировое сообщество сосредоточено на Украине, Азербайджан под шумок готовит себе почву для наступления по линии соприкосновения вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха и по всему периметру границы с Арменией, Алиев, видимо, рассчитывает начать военные действия, которые могут быть "не замечены" государствами-членами НАТО, потому что за этими действиями, которые развяжет Азербайджан, несомненно, будет стоять Турция. А более, так сказать, легализованное вхождение Турции в регион Южного Кавказа вполне вписывается в возможные проработки стратегов НАТО. "Военный бюджет, боевая готовность сыграет основную роль в урегулировании карабахского конфликта", - цитата из того же самого выступления господина Алиева, которая напрямую говорит о том, что Азербайджан готовится к военным действиям. Он игнорирует и отметает напрочь заявления лидеров государств-членов Минской группы ОБСЕ, сделанные пятикратно за последние пять лет".

Лидер партии "Национальное Единение" подчеркнул, что позиция Армении с точки зрения международного права незыблема. "Не будь это так, Алиев не делал бы ставку на военный бюджет и, якобы, высокую боеготовность азербайджанской армии. Другое дело, что с первым же выстрелом со стороны Азербайджана, Армения немедленно признает независимость Нагорно-Карабахской Республики. Хочется надеяться, что и Россия поступит так же, ибо в противном случае, не приходится сомневаться, что на армяно-иранской границе, границе Нагорно-Карабахской Республики с Ираном окажутся турецкие войска, уже сейчас со стороны Нахиджевана продвинутые к этому участку возможного театра военных действий. Однако, признать независимость Нагорно-Карабахской Республики сейчас, было бы стратегически неверно. Нагорный Карабах и так является состоявшимся де-факто независимым государством".

Возвращаясь к событиям вокруг Крыма, Арташес Гегаян сказал: "Буквально несколько дней назад на церемонии вручения государственных премий президент Армении Серж Саргсян заочно обратился к сорежиссеру фильма о Параджанове г-же Фетисовой, которая отказалась приехать в Армению из-за нашей позиции по Крыму, а через нее и ко всему украинскому народу, вновь подчеркнув, что украинский народ является нашим братским народом на протяжении многих веков. И если какие-то события интерпретируются нами по-разному, это ни в коей мере не меняет нашего отношения к украинскому народу. Нашу государственную политику диктуют исключительно интересы национальной безопасности Армении и армянского народа. И это должны ясно понимать также наши многомилионные соотечественники в диаспоре, которые волею судеб после Геноцида армян 1915 года в Османской империи разбросаны по всем уголкам Земли. Им, возможно, не всегда бывает по душе логика действий нашего руководства, диктуемая исключительно стремлением обеспечить национальную безопасность и сохранность Армянской государственности. Хочется верить, что те же наши соотечественники на Украине четко осознают, что национальная безопасность Армении есть альфа и омега армянской дипломатии. Что касается позиции Армении по референдуму в Крыму, то не вижу никаких причин, по которым Армения должна была бы стремиться понравиться нынешним властям Украины, легитимность которых вызывает серьезные сомнения. И поскольку мы являемся свидетелями становления Нового мирового порядка, то, естественно, интересы разных стран не всегда будут совпадать. Позиция президента Армении в данных условиях абсолютно взвешена, конструктивна и направлена на предотвращение искусственного нагнетания обстановки", - считает Гегамян.

Напоследок армянский парламентарий коснулся целого ряда процессов, проходящих по всему миру, которые четко демонстрируют приоритет права народов на самоопределение, принимаемый ведущими державами планеты, к сожалению, зачастую выборочно. "В Венеции и области Венетто завершилось голосование о создании Венецианской республики и отделении от Италии, в сентябре т.г. в Шотландии пройдет соответствующий референдум об отделении от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Аналогичные процессы мы несколько лет назад наблюдали в канадской провинции Квебек, в испанской Каталонии. Месяца два назад общепризнанный лидер Курдистана Абдулла Оджалан обратился с письмом к армянскому народу, где он в очередной раз подтвердил, что программа геноцида, примененная против армянского народа в начале прошлого столетия, являлась спланированной акцией. "Великое чудо, что после геноцида армянский народ, приняв всю тяжесть этой трагедии, смог выжить и сохраниться до наших дней. Несомненно, что это чудо - результат больших усилий и борьбы многострадального армянского народа. В наши дни необходимо, чтобы весь мир взглянул на историческую действительность армянского народа, разделив его боль, и помог ему утешиться. Турецкая Республика, безусловно, должна проявить зрелость и посмотреть на болезненные страницы своей истории", - говорит приговоренный к пожизненному заключению Оджалан, полностью осознающий то, что именно в рамках процессов самоопределения народов в Испании, Великобритании, на Украине, в Южном Судане и Восточном Тиморе, рано или поздно будет создан и независимый Курдистан. Ядром этого государства станет самоопределившаяся часть Северного Ирака, а также южные и юго-восточные регионы сегодняшней Турции, компактно заселенные курдами. Говорю я обо всем этом потому, что когда самоопределившиеся нации начинают свой путь с самоочищения, с признания боли другого народа, они действительно имеют будущее. Оджалан ведь прекрасно знает, что военизированные отряды курдов наравне с османами занимались зачисткой армянского населения. Но признав этот факт, он свой путь начинает с самоочищения. Мы со своей стороны должны по достоинству оценить проявленное им мужество и поддержать курдский народ в их стремлении к созданию курдской государственности, опять-таки в соответствии с Уставом ООН. И позиция президента Армении Сержа Саргсяна, озвученная в разговоре с президентом России Владимиром Путиным, может рассматриваться как своеобразный ответ и послание самому Оджалану. С правовой и моральной точки зрений это послание незыблемо", - резюмировал политик.

Нашу беседу Арташес Гегамян завершил весьма интересной цитатой из редакционной статьи в New York Times от 19 марта 2014 года. "...Мы (США - прим. авт.) стали бомбить всех, кто хоть в чем-то не соглашался с нами, мы наплевали на международные законы, опускаясь до того, что публично врали на СБ ООН, мы по своему желанию кроили карту мира, мы оттолкнули от себя европейских союзников, мы сами создали кризис, который обрушил мировую экономику... И наступил 2014 год. Россия легко и просто присоединила себе Крым... И мы НИЧЕГО не смогли сделать. Вообще. Так как уже не было в необходимом объеме трех составляющих нашего доминирования - международного авторитета, финансовой мощи, армии, которая готова была бы воевать за наши геополитические интересы", - согласитесь, что сказано сильно, а главное - объективно", - этой цитатой завершил свое интервью Арташес Гегамян.