Как ни парадоксально, респектабельная часть Майдана (Кличко, Яценюк, Тимошенко) сейчас объективно нуждается в союзниках и партнерах на Востоке и Юге Украины. Такое мнение ИА REGNUM 27 февраля выразил руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков.

Он напомнил несколько событий последних дней: "Из СИЗО освобожден популярный среди русскоязычных избирателей одесский политик Игорь Марков, причем принявший такое решение судья Алексей Капля сослался на содержание распоряжения главы Верховной рады Александра Турчинова. Олег Тягнибок публично обращается к жителям Крыма, уверяя, что "в быту никто не мешает никому обращаться на том языке, на котором ему удобно. Никто никогда не будет преследовать представителей национальных меньшинств". Источники в партии "Батькивщина" вскоре после бегства Януковича из Киева сообщали, что в списке кандидатур нового главы кабинета министров на рассмотрение парламента будет и кандидатура члена Партии регионов Сергея Тигипко (естественно, для фона), а разговоры о возможном запрете ПР пока сходят на нет. Егор Соболев, выдвинутый на Майдане в главы Люстрационного комитета, назвал идею о запрете "регионалов" нецелесообразной". Такие настроения среди части новых хозяев Киева, по мнению Нейжмакова, связаны не только с опасениями потерять восток и юг с источниками доходов для госбюджета. "Респектабельные политики Майдана, - отмечает эксперт, - видимо, начинают искать союзников против опасного конкурента. В конце 2013 года один из украинских публицистов написал, что в рядах "Правого сектора" сражаются будущие президент и министры Украины - и это воспринималось, как анекдот. Сейчас оказывается, что в шутке была лишь доля шутки. В условиях, когда правоохранительные структуры распались или деморализованы, настоящей властью будет не тот, у кого хорошие электоральные перспективы, а тот, за кем реальная сила. Такая ситуация работает на "Правый сектор". Причем, и электоральные перспективы у Дмитрия Яроша и его соратников не так уж безнадежны. Украинские пользователи соцсетей очень часто отзываются о нем положительно. В ряде групп в соцсетях, где общаются сторонники Евромайдана и проводятся опросы о поддержке возможных кандидатов в президенты Украины, Ярош и Юлия Тимошенко примерно сравнялись по популярности. Причем, если обычно националистов поддерживает именно мужской электорат, то о Яроше, как о политике, часто позитивно отзываются и женщины. То есть "Правый сектор" стремительно перерастает маргинальную нишу, а ведь Ярош уже заявлял о президентских амбициях. В Европе также начинают воспринимать перспективы Яроша всерьез - глава одного из комитетов Европарламента Кнут Флекенштайн призвал "не допустить прихода к власти правоэкстремистских партий, правительственной коалиции, если в нее войдут радикальные силы. Будет трудно добиться доверия международных партнеров, необходимого для получения финансовой помощи".

Среди политологов в спорах о будущем Дмитрия Яроша принято ссылаться на историю разгрома штурмовиков Эрнеста Рема, сказал Нейжмаков. "Но и "ночь длинных ножей" произошла лишь через полтора года после назначения Гитлера рейхсканцлером, к тому же, лидер НСДАП мог найти противовес штурмовикам СА в рейхсвере и СС. У политиков нынешней Украины другой "личной армии", способной противостоять "Правому сектору", пока нет, а бойцы органов и Минобороны деморализованы", - отметил он.

По мнению эксперта, по степени распада системы власти Украина сейчас приближается к Южному Кавказу начала 1990-х. "А тогда лидеры собственных вооруженных формирований занимали высокие посты в системе власти и далеко не на один день - вспомним, какую карьеру сделали Джаба Иоселиани в Грузии и Сурет Гусейнов в Азербайджане той эпохи. Приходящая в себя система власти во главе с политиками из старых элит их в итоге отторгла - но для этого понадобилось немало времени и усилий", - добавил он.

Сейчас, считает Нейжмаков, статусные украинские оппозиционеры, пришедшие к власти, явно ищут противовес "Правому сектору". Недаром "и.о. главы МВД" Арсен Аваков, объявив о роспуске "Беркута", тут же оговорился, что "невиновные бойцы" подразделения могут остаться в системе ведомства. Другое дело, что у бойцов "Беркута" с юга и востока куда больше стимулов выполнить приказ об операции против "Правого сектора", если такая начнется, чем у их коллег с Запада страны, отметил эксперт.

Таким образом, спокойно выкинуть Яроша за ненадобностью после президентских выборов будет не так-то просто, заключает эксперт. "Единственной силой, которая Яроша точно не приемлет, остается избиратель востока и юга, а также силовики из тех же регионов, которые точно менее деморализованы, чем их коллеги с запада. В ближайшие месяцы мы можем увидеть самые необычные альянсы между политиками из разных частей страны, а радикальные националисты из "Правого сектора" могут получить удар и от своих формальных соратников по Майдану", - считает Нейжмаков.

Мостик, по которому дестабилизация с Украины могла бы перекинуться в Россию, существует, отметил эксперт. "Немало российских оппозиционных активистов отправилось на Майдан. Эйфория от российских акций протеста 2011-2012 года давно прошла, апатия и усталость от них среди самих активистов проявилась даже раньше, чем среди более широких масс. Но российские оппозиционеры, побывавшие на Майдане, будут чувствовать себя сопричастными победе украинской оппозиции. Плюс ко всему - они видели отступление, а потом и публичные унижения, которым после падения Януковича подвергался на Украине "Беркут". Соблазн точно также проверить на прочность российский полицейский спецназ у возвращающихся с Украины активистов возрастет", - полагает Нейжмаков.

К тому же, отметил он, у многих простых сторонников российской внесистемной оппозиции события на Украине вызывали эйфорию, а попытка критиковать Майдан - холодное отношение или откровенную обструкцию. Такие настроения могут подпитывать новые протестные акции в России, считает Нейжмаков.

"Другое дело, что успех Майдана на Украине во многом связан с активностью боевого ядра протеста (того же "Правого сектора"), в то время, как в России появление таких организаций обычно быстро пресекается. На Украине протест был поддержан на Западе и в Центре страны - в России активные протестные настроения, направленные на смену правящего режима, в последние годы остаются прерогативой столиц. Да и лидеры внесистемной оппозиции пока больше ориентированы на легальную борьбу. Те же выборы в Мосгордуму, где конкуренция между собой у разных сегментов оппозиции может стать не менее горячей, чем противостояние властям (несмотря на дежурные заявления об "объединении усилий")", - сказал эксперт.

"Для населения же России в целом ситуация на Украине - лучший "рекламный ролик" в поддержку российской власти. Если в 2012 году куда более безобидные акции протеста внесистемной оппозиции подтолкнули многих "усомнившихся путинцев" сплотиться вокруг Кремля, из событий на Украине большая часть избирателей тем более сделает такой же вывод. Вспомним, что рост рейтинга Владимира Путина продолжается с начала года - когда Олимпиада еще не началась, зато вести с Украины становились все более драматичными", - заключил Михаил Нейжмаков.