Александр Сергеев: Южная Осетия - Россия в миниатюре и элемент российской национальной безопасности
Южноосетинская проблематика год от года не перестает терять актуальность. Более того, движение текущих политических процессов показывает ее стремительное нарастание. Подтверждений этому всего два, но они весьма весомы. Первое - Южная Осетия не перестает быть Россией в миниатюре. Она с каждым годом все сильнее отражает основополагающие константы российской социально-политической жизни. Вместе с тем, система главных угроз российскому будущему в аналогичном варианте присутствует и в маленькой Южной Осетии, еще больше довлея и ежедневно создавая для жизнедеятельности молодого государства прямую и ощутимую опасность. Изучая южноосетинскую реальность, Россия сможет многое понять о самой себе.
Второй, не менее важный аспект, состоит в том, что Южная Осетия играет важнейшую, неоценимую роль в сегодняшней системе российской национальной безопасности. Любая угроза и любое враждебное действие, реализованное на территории Южной Осетии, тотчас же будет с утроенной силой резонировать в российские регионы. Южная Осетия - одна из наиболее уязвимых точек постсоветского пространства, и многие антироссийские силы используют и будут использовать эту уязвимость для нанесения политических, организационных, информационных и иных ударов по Российскому государству и обществу.
Совокупность указанных причин и заставляет нас проводить настоящее исследование.
Глава 1. Южная Осетия - важнейший элемент системы российской национальной безопасности
В вышедшей в 2012 году статье "Южная Осетия: реалии послевоенного времени" (1) мы подробно говорили об уникальности для современного мира ситуации, когда 50-тысячный народ, лишенный на своей территории хорошей транспортной инфраструктуры и защитных природных ландшафтов, в течение 20 лет вел успешную борьбу с 5-миллионным государством, вооруженным по последнему слову техники. Мы также подробно рассмотрели систему социокультурных кодов, позволивших южным осетинам не сломаться и выстоять, равно как и основополагающие проблемы, стоящие сегодня перед молодым государством. Однако, проводя аналогию с медицинской средой, тогда мы совершали "терапевтическое" исследование, в рамках которого условному "больному" определялся диагноз и назначалось "лечение". Политическая практика прошедшего года наглядно показала, что такой уровень являлся необходимым, но недостаточным. На сегодняшний день с абсолютной неизбежностью встает проблема "хирургического" обследования с целью выявления в современном южноосетинском социуме грубых и системообразующих патологий, требующих немедленного и радикального вмешательства ради спасения жизни критически больного организма.
Такой подход требует комплексного рассмотрения системы взаимоотношений России и Южной Осетии, ибо на сегодняшний день, как это ни будет парадоксально звучать, ни одно из этих двух государств не сможет прожить без истинной и братской поддержки другого. Жизнедеятельность указанных стран настолько переплетена и взаимосвязана, а значение южноосетинского вопроса настолько велико, что по-настоящему возможно только совместное решение базовых проблем этого региона. Именно в таком контексте мы и постараемся отследить современную южноосетинскую проблематику и выявить в ней главные составляющие:
1. Положение Южной Осетии как российской "прифронтовой зоны". Несмотря на то, что с момента окончания "августовской" войны прошло более пяти лет, противник не признал своего поражения и готовится к реваншу. Это можно сказать и относительно грузинской силовой машины, и относительно западных союзников Грузии. На грузино-осетинской границе происходит постоянный зондаж передвижения российских и осетинских пограничных и иных военных частей. На территории Южной Осетии действует резидентура множества иностранных разведок. Сам факт наличия на южноосетинской территории более десятка российских пограничных баз говорит сам за себя. Не менее ощутимы и информационные удары по молодому южноосетинскому государству. Это касается и грузинских масс-медиа, для которых данная тема является регулярной и постоянной, и западных СМИ, и российских либерально-антигосударственных агентов информационного пространства (последние занимаются указанной тематикой от случая к случаю, но интерес к ней год от года не ослабевает). Все это свидетельствует о том, что до полного и окончательного торжества мира в Южной Осетии весьма и весьма далеко, и заставляет вспомнить старую поговорку: "хочешь мира - готовься к войне".
2. Особенности южноосетинского менталитета. Представители южноосетинской нации, если употреблять это слово не в узкоэтническом, а в общегосударственном значении - это очень небольшая (до 50 тысяч человек) социальная группа чудом выживших людей после 20-летнего геноцида, в буквальном смысле фанатично преданных России, из которых более 90% - российские граждане. Уместно будет сказать, что градус общероссийского патриотизма в Южной Осетии в среднем в разы выше, чем у жителей средней полосы России. Этот фактор не может не учитываться геополитическим противником, ибо если Россия в будущем не сможет защитить собственную социальную группу такого качества и потенциала, доверие к ней упадет катастрофически и очень быстро.
3. Южная Осетия и Северный Кавказ - проблема взаимоотношений социумов. Народы Северного Кавказа - братья южных осетин, с которыми их связывает многовековое географическое, социокультурное и духовное родство. Тем не менее, 20-летнее вынужденное обособленное проживание в ауре жесточайшей войны не прошли для южных осетин даром. Каждодневная реальность сегодняшней Южной Осетии и Северокавказского региона заметно различается. С одной стороны, бедность абсолютного большинства южных осетин превышает все мыслимые масштабы. С другой стороны, постперестроечный духовно-культурный регресс, страшно ударивший по всем регионам России, и в том числе по Северному Кавказу, в Южной Осетии практически не затронул широкие народные массы. Более того, военная ситуация и необходимость ежеминутного выживания еще более укрепили южноосетинскую общину, ее чувство братства, солидарности, боевой дух, ответственность, умение постоять за себя и других. Современный Северный Кавказ не знает Южной Осетии, многие до сих пор боятся узнать страшную и трагическую правду ее недавней истории. Среди южных осетин порой приходится встречать обиду, что в военное время они были оставлены в одиночестве, в отличие от той же Абхазии, на стороне которой Северный Кавказ выступил мощно и консолидированно. Особую угрозу для Южной Осетии несет радикальный исламизм, стремительно распространяющийся на Северном Кавказе. Для подобных социальных групп России как государства не существует, она для них - непримиримый враг, подлежащий уничтожению. Учитывая то, что современная Россия, при всех ее недостатках, является гарантом жизни для южных осетин, проникновение в это молодое государство подобных взглядов и их дальнейшая пропаганда представляется для него смертельно опасным явлениям. Еще одной проблемой является высокий уровень криминализации сегодняшнего Северного Кавказа. В Южной Осетии же бытовая преступность практически отсутствует. Наличие этого фактора также вынуждает Южную Осетию выдерживать дистанцию при соприкосновении с северокавказским социумом и сохранять некоторую обособленность от него в сегодняшних социально-политических процессах.
4. Южная Осетия и российские государственно-властные и бизнес-группы: проблема взаимоотношений. После признания Южной Осетии Россией в молодое государство все чаще стали приезжать представители самых разных государственно-властных и бизнес-ведомств. Каждое из них получало здесь свой властный, организационный, а нередко и просто экономический либо чиновничье-бюрократический интерес. В условиях крайней несплоченности южноосетинских элитных групп, отсутствия у них понимания относительно стратегических целей и потребностей государства, вышеуказанная совокупность интересов стала жить собственной жизнью, нанося непоправимый моральный и материальный урон южноосетинскому населению. В качестве иллюстрации приведем следующий пример. Зарплата российского и южноосетинского пограничника отличается на сегодняшний день более чем в 5 раз, с учетом того, что и те и другие делают вместе общее дело и одну работу. В то же время цены в Цхинвале на многие товары существенно превышают даже московские, не говоря уже о владикавказских или ставропольских. Разве данное положение работает на укрепление южноосетинских силовых структур, а следовательно, на мир и стабильность в регионе? Подобных примеров можно приводить много.
5. Хрупкость южноосетинского социокультурного и социотехнического быта. Духовная основа южноосетинского социума оказалась удивительно крепкой, однако и по ней наносятся существенные удары. Хаотичное проникновение на территорию Южной Осетии разного рода интересантов с большими финансовыми средствами, корыстными и околокриминальными взглядами тяжело отражается на южноосетинском социуме, ведет к его расколу. Люди измучены войной, ее последствиями, живут до сих пор тяжело, и возможность соблазна "легких денег" начинает действовать на некоторых людей не самым лучшим образом. Про южноосетинские структуры жизнеобеспечения написано уже много. В основном они строились в советское время, взяли на себя титаническую нагрузку, противостоя войне и постперестроечному регрессу. На сегодняшний день их износ достиг крайнего состояния. Крупная авария, ее системный сбой может произойти в любое время и привести к совершенно непредсказуемым последствиям.
6. Южная Осетия как индикатор отношения к России. По отношению к Южной Осетии различных людей, социальных групп, структур очень легко увидеть их отношение к России в целом. Если на страницах газет видишь комплиментарные, искренние отзывы о Южной Осетии, значит, их редакции сопереживают России и хотят ее подъема. Наоборот, многие СМИ Запада, имеющие к России враждебные чувства, либерально-антигосударственные группы в России, вахаббитско-салафисткие формирования, ненавидящие Россию националисты стран ближнего зарубежья, и, что особенно показательно, внутрироссийские региональные сепаратисты, воспринимают Южную Осетию с чувством неприкрытой ненависти. Геополитические противники России прекрасно понимают, что Южная Осетия играет в системе российского жизнеобеспечения важнейшую роль и ее гибель может вызвать очень быструю смерть российской цивилизации.
Говоря в данном аспекте, необходимо сказать еще об одной вещи. В нашем патриотическом сообществе часто приходится слышать утверждение о необходимости скорейшего включения Южной Осетии в состав России. Указанная идея имеет весьма высокую популярность и среди южных осетин. Однако, если разобраться по существу, вопрос этот не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. С одной стороны, вхождение Южной Осетии в состав России даст возможность московскому руководству более легко решать южноосетинские и общероссийские проблемы, имеющие соприкосновение с указанной территорией, непосредственно использовать для этого внутрироссийскую властную вертикаль. Южной Осетии же вхождение в состав России даст дополнительные минимальные социальные гарантии, а южноосетинским бюджетникам - зарплату в соответствии с российскими тарифными ставками. Благополучно для населения решится и проблема ценообразования - таможенные приграничные коэффициенты с завозного товара будут сняты. С другой стороны, эта ситуация повлечет за собой и ощутимые минусы. На сегодняшний день Южную Осетию признало лишь пять государств. Одно дело - находиться в современной ситуации в отношениях с Южной Осетией как с независимым союзником, всесторонне защищать и опекать ее, и совершенно другое дело - прямо интегрировать в свое тело территорию, правосубъектность которой не признана подавляющим большинством стран. Но еще больше проблем при таком вхождении будет у Южной Осетии. Распространение российских правил и норм, сложившихся в условиях постперестроечного социокультурного регресса, на практически нетронутую им южноосетинскую общину будет означать ее очень быструю гибель. Пришествие крупного бизнеса, скупающего южноосетинские земельные просторы, криминальных и околокриминальных групп, вахаббитских формирований - все это в совокупности очень быстро выкинет большинство коренного населения Южной Осетии на обочину жизни и наполнит территорию большим количеством мигрантов. Современные российские реалии позволяют предположить весьма высокую вероятность подобного развития событий.
Исходя из этого, наиболее удачным для обоих государств было бы рассматривать вхождение Южной Осетии в Россию лишь как отдаленную стратегическую цель. Сегодня же следует укреплять двустороннее сотрудничество и создавать условия для поэтапного взаимопроникновения в самых разных сферах жизни, вырабатывая совместную линию на решение общих задач и проблем. При этом, в интересах обеих стран, Южной Осетии необходимо принимать самые активные меры по укреплению собственного суверенитета и максимально возможной защите своих государственных границ.
Обратимся теперь ко второй части исследования, иллюстрирующего сходность российской и южноосетинской системообразующей общественной проблематики.
Глава 2. Южная Осетия - Россия в миниатюре
В первой главе мы показали, что Южная Осетия на сегодняшний день играет важнейшую, исключительную роль в обеспечении российской национальной безопасности. Необходимость проявления пристального интереса к южноосетинской проблематике, однако, диктуется еще и тем, что это небольшое государство ярко отражает на себе все константы современной российской жизни. Если в России понять и вычленить указанную систему констант не так просто (необходимо много общаться с людьми, читать, ездить по стране и т.д.), то в Южной Осетии все наглядно, на виду. Сама жизнь будто на ладони представила России ее миниатюру, слепок с себя, многократно утрировав основные изъяны, сделав так, чтобы они стали очевидны каждому заинтересованному лицу. Человек, поживший три-четыре недели в Южной Осетии, поездив и внимательно понаблюдав, сможет составить для себя весьма неплохое представление о жизни России в целом. Укажем основные черты южноосетинской каждодневной реальности, подчеркивающие ее схожесть с Россией и представленные в исключительно сильной, общеузнаваемой форме:
1. Отсутствие стратегического целеполагания и идейно-смысловой основы жизнедеятельности. Высшие южноосетинские круги абсолютно расколоты по поводу будущего своей страны, его предполагаемых моделей. Если быть более точным, о них вообще мало кто задумывается. Даже ответ на самый важный стратегический вопрос - строить ли независимое государство или входить в состав России - повисает в воздухе. В такой ситуации говорить о сколько-нибудь эффективном государственном строительстве, его осмысленности, представляется смешным.
2. Фрагментация элиты. Любое государство очень часто оказывается раздираемым элитно-клановыми интересами различных групп (региональных, ведомственных и других). Однако сколько-нибудь стабильная и осмысленная жизнь в государстве имеет место тогда, когда борьба элит входит в рамку национального консенсуса и не причиняет вреда общенациональным интересам. Если же описывать южноосетинскую действительность, то элитные распри выходят в ней за все мыслимые и немыслимые рамки. Южноосетинской элиты нет. Есть большая куча пестрых, разношерстных групп с самыми различными бекграундами -московскими, владикавказскими, самарскими и многими другими.
3. Нецелевое расходование бюджетных средств. Первые две проблемы с неизбежностью порождают третью. Если нет внятной национальной стратегии - бюджетные средства будут расходоваться крайне неэффективно - либо в интересах элитно-клановых образований либо для формального, чиновничье-бюрократического решения поставленной сверху задачи. В качестве примера можно описать строительство деревянных срубов в городе Квайса. Огромное количество древесины израсходовано на строительство деревянных домов в местах, непригодных для жизни (в зоне, где имеет место весенний разлив горной реки). Такие же срубы можно увидеть и на окраине Цхинвала. Отдельно следует сказать о состоянии архитектурного фонда Южной Осетии. В республике огромное количество древних сооружений и памятников, ни один из которых не приведен в надлежащий порядок. Подобные примеры очень живо описывают современную систему южноосетинского хозяйствования в государственном масштабе.
4. Криминально-коррупционная составляющая. Цхинвал буквально сотрясают слухи о коррупции местных властей. Но даже если верить официальным данным, только на послевоенное восстановление Южной Осетии было выделено 9 млрд. рублей, а в 2011-2013 годах запланировано выделение еще 8,5 млрд. рублей (2). Восстановительные работы идут крайне медленно, до сих пор в руинах находятся городской театр, большая часть дома правительства и львиная доля жилого фонда. Вопрос о том, куда деваются российские деньги, напрашивается сам собой.
5. Отсутствие здоровой системы социальной стратификации и подлинных каналов вертикальной мобильности. Перед молодыми людьми, получившими как среднее так и высшее образование, с неизбежностью стоит вопрос: куда идти работать? Рабочие вакансии, как правило, имеются в двух сферах: силовых структурах и торговле, а шанс на элементарный рост и относительное преуспевание дает только торговля (виды деятельности, связанные с нарушением закона оставим за пределами нашего рассмотрения). Госаппарат и аппарат сосуществующих с ним бизнес-структур немногочисленен, и на мизерное количество "хлебных мест" в нем без наличия серьезных связей не попадешь. Для раскрутки иного, малого бизнеса, не имеется ни финансов, ни организационной структуры, а оклады работников бюджетной сферы могут вызывать лишь горькую улыбку. Для того, чтобы выжить, многим южным осетинам днем приходится работать в городских офисах, а поздним вечером и ранним утром - на собственных подворьях и огородах. Следствием этого является ситуация тотальной незанятости многих молодых людей. Наиболее энергичные из них уезжают на заработки в Россию.
6. Этнорегиональная проблема. Ленингорский район - самая отдаленная оконечность Южной Осетии, большая часть которого долгое время была под грузинской оккупацией. Этнические грузины составляют в районе абсолютное большинство населения. Возможность их контакта с Грузией практически свободная. Многие жители района ездят в Грузию для покупки продуктов либо получения медицинской помощи. В Ленингоре гораздо легче купить грузинские сувениры, чем что-либо напоминающее о присутствии здесь южных осетин. Отсутствие какой-либо идеологической работы с грузинским населением со стороны государственного руководства создает базу для весьма серьезных проблем на этой территории в будущем.
7. Незаселенность и запустение земель. Поездки по Южной Осетии изумляют тем, что на обширных территориях, лежащих вдоль горных дорог, практических отсутствует население. Еще в конце 80-х годов численность южноостинского населения составляла более 120 тысяч человек. Сегодня оно, по самым оптимистическим подсчетам, насчитывает 40-45 тысяч, притом, что на город Цхинвал приходится около 30 тысяч жителей. Заброшенные села и пустоши - типичный сегодняшний южноосетинский пейзаж.
8. Международное давление. Современная Южная Осетия признана только пятью государствами. Однако из числа непризнавших ее стран многие относятся к ее появлению на карте мира с нескрываемой враждебностью. Причина этого кроется в теснейшем всестороннем взаимодействии Южной Осетии и России. На молодую республику оказывается серьезнейшее информационно-психологическое давление по все каналам, что ощутимо чувствуется ее гражданами.
9. Апатия населения. 20 лет войны и безрадостный послевоенный период поселили в душах многих южных осетин апатию и неверие в возможность что-либо изменить. Особенно сильно это ощущается среди молодежи, лишенной перспектив каким-либо образом построить в рамках республики собственное будущее. Это, пожалуй, самый опасный фактор, тенденция, которую надо срочно переламывать. При подобном внутреннем состоянии людей каждый прожитый ими год будет в перспективе работать против них самих и государства в целом.
Однако, несмотря на все перечисленные обстоятельства, осетинский народ сохраняет в себе потрясающие образцы нравственности. Патриотизм, уважение к старшим, почитание святых мест и многие другие истинно человеческие качества свойственны на сегодняшний день подавляющему большинству южных осетин. Это свидетельствует о том, что в глубине современного южноосетинского социума сохранилась здоровая основа, ждущая, когда ей помогут выйти наружу и реализовать свой потенциал. Решение этой сложнейшей задачи и должно являться одной из первоочередных основ деятельности как южноосетинской системы публичной власти, так и российских должностных лиц, в чьи полномочия входит работа с проблемами кавказской тематики.
Многие южноосетинские проблемы являются продолжением и увеличенным отражением проблем общероссийских. Создание идейно-смысловых основ, переформатирование элиты, иные ответы на обозначенные здесь вызовы - все это непосредственно и в высшей степени остро касается России в целом. Более того, многие из поставленных здесь вопросов без соответствующего их разрешения в Москве никогда до конца не решатся в Цхинвале. В то же время, южноосетинский властный уровень позволяет делать немало, и Россия должна оказывать ему всестороннюю и активную поддержку. С существующим ныне объемом проблем Южная Осетия сама не справится. Необходима комплексная выработка российско-южноосетинской политики по разрешению вышеуказанной системы общественно-значимых вопросов и ее последующая пошаговая каждодневная реализация.
Южная Осетия, как сказано в заглавии, это Россия в миниатюре и важнейшее звено в системе российской национальной безопасности. От внимательного отношения России к южноосетинским проблемам зависит судьба не только этого молодого государства, но и России в целом. Выражаем надежду, что здравый смысл на этом направлении восторжествует и мы увидим Южную Осетию цветущей, радостной и уверенной в своем завтрашнем дне.
Александр Сергеев, доцент МГЮА Источники:
(1) http://www.regnum.ru/news/polit/1587586.html
(2) http://www.rg.ru/2012/05/12/putin-tibilov-site.html
- Директору школы, где подросток ради хайпа ударил девочку, грозит увольнение
- Никол Пашинян сбрил бороду и показал новый образ на видео
- Россиянам расскажут, как уберечь себя от сахарного диабета
- Членов семьи 7-летнего мальчика, погибшего при пожаре, спасла кошка
- «Главный скуф» России заявил, что пропал, потому что скрывался от фанатов