Президент Ассоциации независимых политологов Приднестровья Андрей Сафонов прокомментировал 24 мая для ИА REGNUM назначение Сергея Лаврова главой МИД в новом правительстве РФ с точки зрения промежуточных итогов, текущих проблем, стоящих перед российской дипломатией в регионе и эффективности работы МИД России по формированию и проведению российской внешней политики в сопредельных странах и регионах.

Мир вошёл в полосу грандиозных потрясений, войн и катаклизмов. Прежняя система международного права умерла под бомбами в Югославии, была разорвана на части в горящем Багдаде 2003-го, была прошита пулями в захваченном интервентами Триполи. Признания целой серии новых стран, включая Косово, Южную Осетию, Абхазию, Южный Судан, Восточный Тимор, Эритрею, лишь заколотили крышку гроба этой системы.

Для серьёзных и уважающих себя государств пришла пора в основу своей внешней политики ставить национальные интересы, а не смешную болтовню об "общечеловеческих ценностях". Это в полной мере относится и к России. Российская дипломатия, если только Москва реально начнёт проводить в жизнь идею восстановления своих позиций в мире, в том числе на постсоветском пространстве, должна освободиться от внешнеполитического наследия Дмитрия Медведева.

Медведев начал как несомненный патриот - с признания Абхазии и Южной Осетии, а закончил как либерал - сдачей Ливии. Возможно, ущерб от фактического предательства либеральной группировкой национальных интересов России был бы большим, если бы не профессионализм и государственнический образ мыслей Сергея Лаврова. Да, ему приходилось - это было видно по нему - порой говорить не то, что он думал. Мы ведь не знаем обстановку в коридорах власти Москвы во всём её многообразии. Но Сергей Лавров - это не Андрей Козырев, и можно сказать, что, как глава МИДа, он на месте.

Если говорить о внешней политике России в бывшем СССР и, в частности, в наших краях, то она, как кажется, должна быть следующей. Самостоятельность, национальные интересы как основа всего, интеграция с упором на тех, кто тянется к восстановлению органичного огромного пространства. Не надо непременно копировать при этом СССР. Я вижу принципиальную необходимую новизну в интеграционных проектах: если такой процесс пойдёт, то не надо воссоздавать обязательно страну в границах бывшего СССР и её составные части в границах бывших союзных республик. Надо раскрепоститься и мыслить дерзновенно, свободно.

Допустим, Евразийский Союз станет реальностью. Не беда, если в него не войдут те из "бывших", кто не хочет. Но ведь могут присоединиться или просто сотрудничать те, кто к бывшему Союзу никакого отношения не имел. В СМИ были сообщения, что Пакистан интересуется Евразийским Союзом. Прекрасно!

Вообще, России надо воскресить интересный, но забытый миг советской истории - 1956-1957 годы. Тогда главой МИДа СССР был Дмитрий Трофимович Шепилов. Как пишет политолог Леонид Млечин, "Шепилов был первым незападником на посту министра иностранных дел. Он считал, что Советскому Союзу надо подружиться с азиатскими странами, на которые в Москве прежде не обращали внимания". Возможно, пришло время России вспомнить этот курс и опереться на огромные резервы рынков, растущие производственные мощности и политическую лояльность многих стран Азии, Латинской Америки, Африки.

А российским олигархам, которые во многом определяют внешнюю политику РФ на разных направлениях, пора понять: как бы они ни старались сойти за своих на Западе, они всегда останутся там на "подтанцовках". Их будут всегда шантажировать тем, что отберут деньги при первом же шаге влево или вправо. Те из них, кто желает совместить своё процветание с мощью могущей защитить их Родины, могли бы вкладывать "нажитое непосильным трудом" не обязательно в США и ЕС.

Теперь о наших делах. Пока что РФ формально декларирует прежний подход: "территориальная целостность" Молдовы, "особый статус Приднестровья" и т.д. Но рано или поздно придётся делать выбор: кто захочет участвовать в интеграционных проектах в СНГ (вроде Таможенного и Евразийского союзов), тот должен включаться в работу. Кто желает покинуть постсоветское пространство, тот имеет полное право на территориальное "обрезание" - уйти без территорий, которыми они владели во времена нелюбимого ими СССР. Именно так вполне логично вышло в 2008 году с Грузией. Вечно России балансировать между друзьями и недругами не получится. Искренних союзников РФ из числа непризнанных государств тоже не прельщает роль разменной монеты, когда головами ориентирующихся на Москву российские чиновники пытаются купить дружбу тех, кто смотрит совсем в другую сторону. Россия должна работать с ПМР напрямую. Юридически это можно как-нибудь оформить. Технические детали не суть важны.

Посольство России в РМ в случае радикального перехода к защите Москвой своих национальных интересов будет не только политическим и координирующим центром для пророссийских, но и для всех антиунионистских сил. Если будут чёткие установки из "центра", если будет продуманная стратегия и тактика - дело пойдёт.

А вот какой быть на деле политике Москвы - выбирать ей самой.