Председатель Совета общественного объединения "Союз Чернобыль" Таджикистана Фаридун Хакимов ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM. Фаридун Хакимов, 1947 года рождения, четверо детей, один из которых родился после пребывания на ЧАЭС. Будучи директором общепита Военторга Главного управления торговли Министерства обороны СССР по приказу ГУТ МО СССР был командирован в Чернобыльскую зону для выполнения обязанностей работника интендантской службы, с 25 ноября по 20 декабря 1986 года.

ИА REGNUM: Фаридун Халикович, с какими проблемами, на сегодняшний день, сталкиваются "чернобыльцы" Таджикистана?

Проблемы у участников ликвидации последствий Чернобыльской АЭС, проживающих в Таджикистане, достаточно много. Конечно же, положение наших "чернобыльцев" на сегодняшний день намного улучшилось, по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Можно сказать, что государство повернулось лицом к нашим проблемам, чего мы не ощущали раньше. Но, тем не менее, многие проблемы все же остаются нерешенными.

Один из самых больных вопросов связан со здравоохранением. Из общего количества чернобыльцев 2 150 - 1 050 инвалидов, остальные - потенциальные инвалиды. Самое страшное, что с каждым годом возрастает количество детей-инвалидов и их уже более 1 100. И эта проблема никак не решается. Хотя, на прошлой неделе в министерстве труда и социальной защиты населения Таджикистана меня заверили в том, что вопрос организации медицинского реабилитационного центра для "чернобыльцев" и их детей будет решен именно этим ведомством. И вместо дома-интерната "Чорбог", который сгорел в январе нынешнего года, в самом поселке "Чорбог" будет построено новое здание, и один из корпусов будет предоставлен детям-инвалидам "чернобыльцам".

Другая немаловажная проблема - жилищный вопрос. Около 35 семей "чернобыльцев" не имеют собственного жилья и проживают у родственников или снимают квартиры. Поэтому мы попросили у местных властей, чтобы нам выделили земельный участок, с тем, чтобы наши ребята сами для себя строили дома и обеспечили себя жильем. На основании постановления №233 мы, "чернобыльцы", имеем около 33-х пунктов льгот. Из них выполняется только около 10 пунктов. Это связано с тем, что многие не знают о существовании этого постановления, не знают, что такое Чернобыльская катастрофа и ее последствия.

ИА REGNUM: Фаридун Халикович, а как Вы попали в Чернобыль, и какие у Вас остались впечатления после прибытия на это место?

Я не являлся ликвидатором последствия Чернобылськой АЭС. В Чернобыль я попал по долгу своей службы. Тогда я работал в Военторге и с определенной задачей был командирован туда, и, конечно же, получил определенную дозу облучения. Трудно сейчас говорить о каких-то впечатлениях, так как тогда все было строго засекречено. Я, как сотрудник военного ведомства тех лет, не имел права ничего говорить и даже чувствовать. Настолько все было засекречено, что когда наших ребят вывозили из Таджикистана, им даже не говорили, куда и зачем их везут. Говорилось о каком-то произошедшем землетрясении в Молдавии или еще что-то, но только не об этой катастрофе.

Нами недавно был проведен анализ семейного статуса всех участников ликвидации последствия Чернобыльской АЭС Таджикистана, который показал, что из 2 тыс. 180 человек, которые на сегодняшний день числятся в нашей организации, почти 99% были детьми простых колхозников и рабочего класса. Никто не осознавал и просто не знал о масштабах последствия этой катастрофы. Разве мы тогда могли предположить, сколько жизней людей будет искалечено.

ИА REGNUM: Фаридун Халикович, как так получилось, что в Таджикистане до сих пор нет своего Закона "О состоянии защиты лиц, принимавшие участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС", тогда как он есть и действует почти во всех странах СНГ?

Действительно, Таджикистан является единственной страной на всем пространстве СНГ, не имеющей своего Закона, который бы защищал интересы и права "чернобыльцев". Мы уже пятый год бьемся за то, чтобы этот Закон был принят в нашей стране. Около пяти лет назад мы сами разработали и подготовили этот законопроект, основываясь именно на постановлении №233. Что-то переняли из законов Российской Федерации и Киргизии, и постарались не выйти в финансовом отношении за пределы того, что нам предусмотрено данным постановлением. Этот законопроект мы передали в таджикский парламент. Почти год он дорабатывался и был передан в правительство. Однако правительство дало нам отказ и посчитало принятие этого закона нецелесообразным. Ответ заключения нас сильно удивил. Мы писали письма и в парламент, и на имя Президента Таджикистана о пересмотре этого вопроса, но в течение более двух лет этот вопрос так и не нашел своего решения.

ИА REGNUM: А чем правительство мотивировало свой отказ?

Одна из причин отказа - законопроект не соответствует финансовым возможностям республики. Хотя стоимость этого законопроекта не превышала 1 млн. 900 тыс. сомони в год, и согласно постановлению №233 эти средства ежегодно расходуются. Другая причина отказа касалась вопроса предоставление льгот "чернобыльцам". Правительство посчитало, что льготы указанные в пункте 8 и 9 даже не имеют ветераны ВОВ и герои интернационалисты. Мы, конечно же, рады, что герои Таджикистана и ветераны ВОВ не участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Не отрицаю, что среди них тоже много инвалидов различной категории, но нельзя забывать, что их дети рождаются здоровыми. В то время, когда почти в каждой семье "чернобыльца" имеется, как минимум, по двое детей-инвалидов, и это самое страшное.

Пунктов с указанием причин отказа было около девяти. На наш взгляд, они были юридически неграмотно подготовленными, и мы этот вопрос неоднократно поднимали, однако никакого результата это не давало. На встрече президента Эмомали Рахмонова с интеллигенцией Таджикистана, прошедшей в марте нынешнего года, один из наших коллег выступил перед собравшимися и коротко рассказал о наших проблемах, а также о данном законопроекте, и передал наш ответ и заключение правительства на наш Законопроект президенту Эмомали Рахмонову. Сейчас этот Законопроект с резолюций президента находится на рассмотрении в Минтруде, и мы надеемся, что этот вопрос будет решен в канун 20-летия чернобыльской катастрофы АЭС.

Справка ИА REGNUM: По данным Республиканского фонда инвалидов Чернобыля Таджикистана на сегодняшний день в Таджикистане зарегистрированы 2 150 чернобыльцев. Из них 1 100 детей-инвалидов, и 1 050 взрослых-инвалидов. За последние годы в Таджикистане погибло более 180 чернобыльцев. Всего последствия катастрофы в Чернобыле устраняли 4,5 тыс. таджикистанцев.