Жив ли Пушкин? Поэт в архивах детской электронной библиотеки
«Пушкин, Пушкин, ты жив?» — звала Наталья Николаевна только что умершего поэта. Она покормила раненого морошкой, вышла буквально на минуту, а вернулась к уже мертвому Пушкину.
Пусть тело Пушкина давным-давно покоится на территории Святогорского монастыря в Псковской губернии, но Пушкин, как символ новой русской поэзии и даже нового русского языка, изящного, легкого, жесткого, многогранного, жив и будет жить вечно. Мы давно знаем, что Пушкин — наше всё. А насколько давно? Обратимся к дореволюционным изданиям Пушкина и о Пушкине.
А.С. Пушкин / составил С. Бураковский. — Новгород: Типография А.С. Федорова, 1896
Издавали поэта много, в разных видах и оформлении. Пушкин был доступен всем умеющим читать, независимо от уровня достатка. Начнем с хрестоматии, в которой удачно перемежаются биографические данные с произведениями или отрывками из них определенной творческой поры. Заканчивается хрестоматия воспоминаниями Данзаса, друга и секунданта Пушкина, о последних днях поэта.
На рубеже
Интересная судьба у сказки о попе и работнике его Балде. При жизни Пушкина она вообще не издавалась, а дореволюционные читатели в большинстве своем знали эту сказку под названием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде». Такую вольность позволил себе поэт Василий Жуковский из цензурных соображений, когда готовил первое издание сказки в 1840 году.
Жил-был купец Кузьма Остолоп,По прозванью Осиновый лоб.
В 1889 годы сказка вышла в издательстве Ступина с иллюстрациями Михаила Нестерова.
А вот издание Сытина 1898 года вышло совсем простеньким, картинка есть только на обложке. Но название все еще про купца, а не про попа.
Роскошное издание «Евгения Онегина» с иллюстрациями Елены Самокиш-Судковской вышло в свет в 1908 году. Именно за эти иллюстрации художницу упрекали в нарочитой красивости. Интересно что скажете вы?
В советское время интерес к Пушкину не ослаб. Творчество поэта и его жизнь продолжали тщательно исследоваться. К 100-летию гибели Пушкина в 1937 году был издан Пушкинский календарь / [отв. ред. Б. М. Волин]. — Ленинград: Соцэкгиз, 1937. — 158 с., а в 1939 году вышла очередная, пятая, книга первого выпуска «Летописей Государственного Литературного Музей» под редакцией Владимира Бонч-Бруевича, инициатора создания и первого директора Музея — Архив опеки Пушкина / ред. и коммент. П. С. Попова; общая ред. директора музея Влад. Бонч-Бруевича. — Москва: Изд-во Государственного литературного музея, 1939. — 447 с.
Для детей продолжали издавать стихи и сказки Пушкина. Имена иллюстраторов уже узнаваемы, а названия сказок вернулись к задуманным поэтом.
Вот сказка о попе с рисунками Аминадава Каневского, автора образа Мурзилки.
И сказка о рыбаке и рыбке с рисунками Владимира Конашевича.
Самое главное, что процесс бесконечный: исследователи исследуют и находят что-то новенькое, иллюстраторы рисуют, издатели печатают, все читают. Пушкин жив!