Андрей Бурачев: Молдова - мнимая стабильность
Многое, хотя, можно сказать, что все происходящее в Молдове сродни другим бывшим постсоветским государствам. Все, от поведения простых граждан, до "стиля" правления выдает в нас схожий, и роднящий всех нас "геном". Начиная с 1991 года, в каждом из нас произошел некий перелом. Этот процесс характерен и для наших стран, независимо от истории, культуры, языка. Наши страны не готовы к демократии, в хорошем смысле слова, но все они, на сто процентов, подготовлены к диктатуре.
Поэтому, уехав из родных стен, мы никогда не тоскуем по родине. У нас ее нет. Мы просто любим каждый свою, "прошлую" Родину больше, чем нынешнее государство, потому что с Родиной, как и с народом - мы родственники, а к нынешней форме "независимого" государства у нас отношение как к секте чиновников. Многие "любящие" свою "независимую" склонны путать два понятия: "Отечество" и "Ваше превосходительство", а остальные, как говорил классик - служить бы рады, да прислуживаться тошно. Вот и движутся эти два понятия навстречу для того, чтобы разойтись навсегда в разные стороны. Здесь можно сказать и в стиле главного либерала Молдовы, М. Гимпу - "Пан или пропал. Я выбираю пана, хотя он и явный поляк".
Каждый раз, пытаясь понять происходящее на родине, запутываешься в понятиях процесса и смысла действий. Казалось бы, в Молдове власть пришла в результате погромов, поджога символов государства, растоптав Конституцию, узурпировали власть в стране. В конце концов - назначили сами себе "немого, глухого и слепого" президента. Установили немецкий вариант правления во главе с "канцлером", В. Филатом, ничего не значащим парламентом и президентурой для вояжей. У нового "молдавского канцлера" на все ответ один - в Молдове не может быть никакого кризиса, так как календарь моих встреч уже целиком заполнен.
С другой стороны, в стране, как бы существует оппозиция в лице ПКРМ. Это самая крупная партия в стране, пользующаяся 30-40% поддержкой электората. Оппозиция бойкотирует заседания парламента в знак "непризнания нынешней нелегитимной власти". Периодически оппозиция проводит "социальные марши" и митинги. На этом ее "жесткий протест" и заканчивается. Периодически между оппозицией и "властью" происходят устные и телевизионные баталии местного значения.
Однако не все так гладко в "молдавском княжестве". Например, недавно, одна из непарламентских партий инициировала референдум по вопросу названия истории страны, а также о присоединении к Таможенному Союзу. Другая партия, выступила с инициативами об отставке министра образования и министра внутренних дел. Лидер гагаузской автономии вспомнил, что он живет в "единой" Молдове и выступил в защиту так называемого национального меньшинства и русскоговорящих в целом. И что?! Вся "правящая рать", как в лице Альянса за евро, так и "конструктивной оппозиции" накинулась на "неформалов". Со стороны это выглядело как тайное "соглашательство".
Почему же оппозиция не инициировала эти референдумы, почему не настаивает на каких-нибудь разъяснениях, протестах относительно высказанного тезиса о том, что "молдаван не существует", почему не инициирует слушания так называемых министров. Примеров неадекватности Альянса за евро множество, однако, ни по одному из них оппозиция не провела ни одной долгосрочной, наглядной, так сказать "порки". Этого нам, простым избирателям, не понять.
Понятна реакция "власти"... она вообще любит исключительно дифирамбы и хвалебные оды в свой адрес, но, что же так "обидело" оппозицию. Можно по-разному воспринимать СДПМ и ее лидера В. Шелина, не выдерживает критики и лидер социалистов Молдовы И. Додон. Благодаря его "усилиям" от 16 марта, Молдова имеет самое "парадоксальное" и антигосударственное руководство за всю историю, но именно планомерная критика власти и конкретные действия приводят к желаемым результатам. Можно долго и многое говорить о лидере христиан-демократов Ю. Рошке, но за все время его руководства партией ни одно "правление" не могло сбросить его со счетов. У его партии был стержень, была организованность, была харизма и была цель. Он был готов к длительной борьбе на равных. Он не выходил с площадей и скверов. Он не переоценивал, но и недооценивал "противника". На определенном витке истории он этой цели достиг. Да, теперь он отошел на второй план "политических баталий" кишиневской камарильи.
Понятно одно - четверка партий в Молдове в лице ЛДПМ, ЛП, ДПМ и ПКРМ монополизировали "политическую" сцену в Молдове. Эта четверка будет "бороться" с любыми партиями, движениями, которые будут "беспокоить" их мирный и тихий процесс "правления". Их "борьба" носит позиционный характер. Каждая составляющая этой "замечательной четверки" ждет ошибок оппонентов, чтобы опять же для публики инсценировать борьбу непримиримых. За все время их нахождения во власти, они воспитали определенный класс управленцев, которые выступают также против любого "инакомыслия". Ими изобретен и определенный "стандарт государственника". Каков он, этот "стандарт" - "государственная тайна". Хотя, эта тайна легко узнаваема - слепая приверженность вождю. Как говорится, дайте такому управленцу-аллилуйщику волю, и он даже на мужчин наденет паранджу, а сам с утра до вечера будет играть на трубе "гимны" и "псалмы", считая, что именно таким образом надо помогать строительству "европейской мечты".
Кстати, о так называемой "европейской мечте" или, как ее называют, "евроинтеграции". В здании ЕС в Брюсселе, как и в любом другом улье, существуют разного рода функционеры, которые в силу специфики своих отделов, естественно, озвучивают разные точки зрения относительно событий и фактов. Кишиневские власти, особенно те, которые подотчетны персонально "канцлеру" Филату, рапортуют о том, что считают нужным и не противоречит "генеральному курсу". Между тем, внезапно появившийся председатель парламента Молдовы, озвучил официальную позицию ЕС. Эта позиция скрывалась соратниками Филата и сводится она к тому, что в ближайшем обозримом будущем либерализация визового режима для Молдовы не будет рассматриваться.
Не получается у Кишинева играть в ЕС и на нотах "ненавистного сепаратистского режима". Побывавшие в Тирасполе делегации ЕС увидели конструктивного, образованного, адекватного лидера ПМР, а также профессиональную команду специалистов-переговорщиков, которые были оценены очень высоко на фоне неадекватности и зашоренности кишиневской делегации. Более того, Кишиневу было неоднократно рекомендовано не нагнетать обстановку вокруг переговоров, придерживаться международных рамок в переговорном процессе.
Так называемый официальный Кишинев истощил и терпение европейских чиновников, и фонды, направленные на "борьбу за целостность" Молдовы и "восстановление доверия с Приднестровьем". Вообще тема фондов и грантов уже стала нарицательной только при виде молдавской делегации в Брюсселе. Ловко используя разного рода "страшные" истории, молдавские делегации, начиная с 2009 года, изрядно выпотрошили все "возможности". Вот теперь перешли на тему защиты прав разного рода меньшинств, так и появился так называемый закон "о равенстве шансов".
История новых независимых государств еще не знала такой маниакальной приверженности и упорства в продавливании закона, в котором главным тезисом проходит защита секс-меньшинств. В Молдове же все наоборот. Все псевдоруководство страны напрочь забыло про элементарные вещи, такие как строительство дорог, реформу экономики, образования, здравоохранения, ну да ладно, этого и так в Молдове нет, отбросило элементарные христианские обычаи, традиции и занялось "антидискриминацией". Оно и понятно, цель - фонды и "упоминание" в спецдокладах СЕ. Ни о какой перспективе либерализации визового режима и речи не идет. Вообще в Брюсселе, мягко говоря, словами классиков юмора, "ухахатываются" с того, как Альянс за евро гонится за грантами и кредитами, вводя страну в кабалу, а народ в прочное заблуждение. Однако, эта тема рано или поздно станет предметом более детального обсуждения. Все тайное, рано или поздно, станет явным.
Молдавским "ястребам" "евроинтеграции" взять бы пример с других стран, где хоть иногда прислушиваются как к мнению гражданского общества, так и к брюссельским экспертным группам. Коль кишиневские "интеграторы" столь близки к своим "братьям" из-за Прута, так хоть обратили бы внимание на понижение Бухарестом тональности объединения Молдовы и Румынии. Внял таки Бухарест мартовским и апрельским рекомендациям о "недопустимости нагнетания напряженности в молдавском обществе политикой унионизма". Было также указано на необходимость более конструктивного диалога с Москвой по всем аспектам "проблемных вопросов". Неизвестно, правда, сколь долго Бухарест и Кишинев будут придерживаться мнимой отдаленности.
Тем не менее, Бухарест видоизменил свой подход к Кишиневу. Слышны некоторые голоса о поддержке государственности Республики Молдова. С приходом к власти в Кишиневе командированного Бухарестом Альянса за евро и до сих пор таких нот не было слышно. Более того, Бухарест уже не ввязывается в полемику о будущем Великой Румынии, о пагубном влиянии румынизации на поляризацию молдавского общества. Все переговоры идут в ключе "совместного европейского будущего" и не более того. Оно и понятно, Россия стремится к тесному взаимодействию с ЕС, и Румыния под флагом "великой европейской семьи" притягивает к себе Молдову.
В данном контексте России как бы и возразить нечего. Все в "рамках сотрудничества с Европейским Союзом", и никто не может упрекнуть в том, что каждый шаг Молдовы по пути псевдоевроинтеграции ограничивает влияние России и в регионе, и на всем постсоветском пространстве. Более того, чтобы избежать словесной или иной конфронтации с Россией, Румыния приступила к реализации стратегических проектов в Молдове, таких как газопровод Яссы-Унгены, ремонт подвижного и пассажирского состава, внедряются энергетические проекты, сельскохозяйственные и прочие. То есть "Румыния демонстрирует и свою роль, и роль ЕС", так как действует уже от имени Евросоюза.
На эту смену тональности Россия не предложила ничего нового. До сих пор продолжаются разговоры о роли СНГ, о переформатировании Таможенного Союза, о Евразийском Союзе в качестве столпа будущего восстановления Великого Материка и прочее, прочее, прочее. Оно и понятно, в Кишиневе нет реального, и адекватного партнера для переговоров о перспективе на ближайшие пять лет. Тем не менее, фактор реальной стабильности существует в Приднестровской Молдавской Республике. Регион стабилен со всех точек зрения. В Кишиневе же путь построения полноправной политической силы еще впереди, исходя из того, что 75% не одобряют нынешний курс страны, и даже из того, что по всем прогнозам количество "неопределившихся" близко к 30% и количество их будет расти. Электорат, или, как его называют в Молдове, "средство для потребления", рано или поздно начнет бороться за свое будущее, за свою семью, разделенную странами, за элементарную безопасность своих детей.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин заявил, что транзит газа через Украину невозможен из-за иска Киева
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Два человека погибли при столкновении машины с локомотивом на Ставрополье
- Тренер СКА назвал условие возможного допуска РФ на международные турниры