Как показал проведенный в первой части анализ экономической повестки встречи лидеров Беларуси и России Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева, по всем наиболее актуальным вопросам двустороннего торгово-экономического сотрудничества - нефть, газ, строительство АЭС, доступ белорусской товарной массы на российский рынок - предложения должна вносить именно белорусская сторона. Причем эти предложения должны быть сделаны именно до выборов, чтобы российская сторона четко понимала, с какой в экономическом плане Беларусью ей придется иметь дело после выборов. Вместе с тем, по мере приближения президентских выборов все более актуальной становится и политическая повестка встречи двух лидеров.

Политическая повестка встречи

Не успели отгреметь праздничные салюты, а в Беларуси произошла резкая активизация политической жизни. Во-первых, Александр Лукашенко вновь акцентировал внимание на необходимости скорейшей встречи с российским президентом. Во-вторых, он объявил о начале подготовки к четвертому Всебелорусскому собранию, которое, как показывает белорусская практика, предшествует проведению выборов президента с лагом в два-три месяца.

На мой взгляд, такая активизация, с одной стороны, свидетельствует о росте кризисных явлений в белорусской экономике: а) сразу после майских праздников серьезно выросли цены на бензин; б) первый практический опыт переработки венесуэльской нефти показал, что в месяц Мозырский НПЗ сможет переработать не более 250 тыс тонн, соответственно, до конца года цифра может составить (в лучшем случае) не более 1 750 тысяч тонн, что никак не тянет на заявленные 4 млн; в) в ряде отраслей происходит снижение зарплаты в долларовом эквиваленте.

С другой стороны, все актуальней становится расстановка сил на внутрибелорусском политическом поле в преддверии приближающихся президентских выборов.

Как показывает практика проведения предыдущих выборов президента и депутатов парламента в Беларуси, подсчет голосов - "конек" белоруской избирательной машины - не является необходимым условием признания прошедших выборов, а, соответственно, и новой власти или парламента, легитимными. Это лишь достаточное условие. Необходимым же фактором является обеспечение внешнеполитической легитимности выборов со стороны одного из ведущих мировых центров силы - США и ЕС или России.

Справедливость данного тезиса доказывает ситуация с легитимностью нынешней белорусской власти: ни президент, ни парламент не признаны США и ЕС легитимными. В то же время их легитимность обеспечивается исключительно признанием со стороны России, за которым следуют и признания со стороны государств СНГ, КНР и других стран.

В связи с этим, с чем связана для белорусского президента актуальность встречи с Дмитрием Медведевым? Во-первых, официальный Минск заинтересован в том, чтобы Москва заняла нейтральную позицию в отношении белорусских выборов и не вмешивалась в их ход. Во-вторых, чтобы Москва после проведения выборов заявила о признании их результатов в той интерпретации, в которой их будет озвучивать официальный Минск. И, в-третьих, главное - чтобы Москва на этих выборах не выставила своего кандидата.

Последний вопрос обретает для белорусского президента чрезвычайную важность. Видимо, именно его глава белорусского государства имел в виду, находясь в поездке по гомельской области, когда сказал о том, что "Впереди у нас основная кампания, очень тяжелая кампания. Если в этой кампании придется участвовать действующему президенту, то она еще тяжелее будет... Расслабляться вам не надо еще и потому, чтобы не произошло то, что происходит в других республиках, то, что недавно произошло в Киргизии".

С учетом последних заявлений Александра Лукашенко очевидно, что именно обсуждение этих трех вопросов станет для него наиболее актуальным в предстоящей встрече с Дмитрием Медведевым.

В связи с этим, можно сказать, что список пожеланий белорусского лидера в адрес Москвы понятен. Это действительно серьезные вопросы. Ведь если Москва не выполнит хотя бы одно из них, это автоматически будет означать и невыполнение двух других. По сути, речь идет о том, есть ли у Александра Лукашенко политическое будущее после предстоящих президентских выборов, или нет.

Грубо говоря, какая судьба его ждет - Курманбека Бакиева или Аскара Акаева? Потому что очевидно (в связи с неясностью дальнейшей политической судьбы самого Уго Чавеса), в случае выхода на политическую пенсию, Венесуэла - не вариант.

Но тогда вполне логично и резонно предположить, что при рассмотрении очень важных для ближайшего союзника вопросов его политического будущего, у российского дуумвирата вполне могут возникнуть и встречные вопросы, которые имеют серьезное политическое и экономическое значение для Российской Федерации.

Особую пикантность возникающей прямо на наших глазах ситуации придает тот факт, что Москва находится в достаточно выигрышном относительно официального Минска положении. Решение своих вопросов она может и отложить до лучших времен, что достаточно убедительно продемонстрировано на украинском примере - начиная с послания президента России Дмитрия Медведева ушедшему украинскому лидеру, и заканчивая достигнутыми в апреле прорывными российско-украинским договоренностями.

Этот пример очень убедительно показывает, что в реализации своих стратегических интересов московский дуумвират может полгода спокойно и переждать - потому что интересы именно стратегические, национальные, они за полгода поменяться не могут.

В этом плане белорусской стороне не помогут даже поездки в Вашингтон. Если Россия и США практически достигли договоренности по иранской тематике, то по белорусской они уж тем более договорятся, что и доказывают последние слухи в СМИ из американской и российской столиц.

В то же время, с каждой упущенной неделей возможной встречи с Медведевым, белорусский лидер, во-первых, все больше оказывается в ситуации цугцванга, во-вторых, сталкивается с резким увеличением значимости такого фактора, как время. И Кремль, несомненно, осознает значимость последнего фактора: чем ближе к дате выборов пройдет встреча, тем больше аргументов будет у российской стороны.

Поэтому с учетом такой расстановки сил накануне президентских выборов в Беларуси, анализ политической повестки возможной встречи двух лидеров очень убедительно показывает, что инициатива полностью находится на стороне Кремля.

Соответственно, это официальный Минск должен думать о том, что он может предложить Кремлю такое, что в ответ на это Москва согласится со всеми тремя основными политическими вопросами Александра Лукашенко к Дмитрию Медведеву. Естественно, так как цена вопроса для белорусской стороны просто огромная, то и предложения должны быть сделаны соответствующие такой цене.

С учетом вышеизложенного, можно даже сказать более резко - ключ от итогов белорусских выборов находится в Кремле. Поэтому сейчас российский властный дуумвират может находиться в абсолютно спокойном состоянии в ожидании белорусских предложений.

Дело в том, что задача белорусской стороны заключается не только в том, чтобы сделать те предложения Кремлю, которые могут его устроить. Это было бы слишком просто. Задача для белорусской стороны заключается в том, чтобы успеть оформить эти договоренности еще до проведения первого тура президентских выборов на бумаге, чтобы Россия понимала, с какой в политическом плане республикой ей придется иметь дело после выборов. А вот это уже гораздо серьезнее, т.к. подобная проработка вопросов с кондачка невозможна, она требует соответствующей достаточно длительной информационно-аналитической проработки соответствующими институтами, которые в республике в настоящее время находятся фактически в разваленном состоянии.

Попробуем проанализировать, какими по содержанию, как в экономическом, так и в политическом плане могут быть белорусские предложения, чтобы они заинтересовали Москву. С экономикой, в принципе, все более-менее прозрачно. Выскажем предположение, что интерес в Москве может вызвать продажа за реальную стоимость небольшого пакета акций "Белтрансгаза", что позволит получить в нем контрольный пакет; продажа за реальную, а не политическую стоимость одного или двух НПЗ; строительство АЭС на российских условиях; приватизация нескольких ключевых белорусских промышленных (энергетических) активов или образование на их базе совместных с Россией предприятий.

В принципе, недорого. Что-то аналогичное мы наблюдаем и на Украине. Такое объединение белорусских и российских финансовых, энергетических и производственных активов станет весьма реальным подсобием в деле экономической интеграции двух стран в рамках Союзного государства и Таможенного союза, о котором не так давно и говорил российский президент.

Что может быть сделано в несколько более сложном плане - политическом? Тут можно выделить два уровня рассмотрения вопроса.

Первый - это уровень общественной интеграции гражданских сообществ двух стран. Лакмусовыми бумажками реального, на деле, а не на словах, отношения официального Минска к этой проблеме будет являться возможность беспрепятственной регистрации и деятельности в Беларуси, например, филиалов или представительств российских научных и гуманитарных организаций и фондов; возможность участия белорусской общественности в деятельности этих структур; возможность беспрепятственного создания белорусской общественностью собственных общественных объединений, которые со своей стороны будут работать на интересы народов двух стран.

В этом плане, конечно, недопустимы случаи травли тех представителей белорусской общественности, которые стоят на позициях необходимости скорейшего объединения Беларуси и России в Союзное государство. Т.е. белорусское государство на деле должно продемонстрировать свою приверженность делу интеграции. Почему этот уровень рассмотрения проблемы важен - потому что нельзя, с одной стороны, говорить о приверженности интеграции, а с другой стороны, блокировать общественную инициативу, направленную на реализацию интеграции двух стран. Это, конечно, будет одной из лакмусовых бумажек реального отношения официального Минска к делу интеграции.

Второй уровень - это внешнеполитическое взаимодействие в государственном формате. И здесь выскажем предположение, что, помимо некоторых других проблем, обсуждение которых оставим на усмотрение специалистов, одним из ключевых вопросов является признание со стороны политического руководства республики новых кавказских республик - Южной Осетии и Абхазии.

Важно подчеркнуть, что Россия никогда не оказывала и не оказывает никакого политического или иного давления на белорусское руководство по этому вопросу. В том и ценность данного решения белорусской стороны, что оно будет сделано исключительно в качестве жеста доброй воли братским абхазскому и югоосетинскому народам, народам всей России. Принятие данного решения белорусским руководством еще до выборов на деле покажет, что Беларусь и в дальнейшем будет с понимаем и со всей ответственностью относиться к выполнению взятых на себя союзнических обязательств.

Завершая анализ столь сложной темы, хотелось бы подчеркнуть, что это исключительно мой собственный субъективный взгляд на вопросы возможной встречи лидеров двух стран. Если же кому-то этот перечень покажется слишком большим или непропорциональным, так на это можно возразить, что и для официального Минска вопрос очень дорогой, можно даже сказать - судьбоносный. И его решение не может быть дешевым.

Следовательно, механизм выработки решений относительно развития двусторонних отношений должен быть прозрачным, отвечающим интересам общественности двух стран, и послужить достойным началом избирательной кампании. В этой связи, интересна судьба того же четвертого Всебелорусского собрания - оно может стать главным событием избирательной кампании, а может только подготовительным.

Поэтому, несомненно, встреча лидеров двух стран должна быть хорошо подготовленной. Она должна стать знаковым событием, на котором будут приняты прорывные для развития двусторонних отношений решения, которые положат конец всяким инсинуациям насчет того, куда, каким курсом, и в какую сторону движется Республика Беларусь. Тогда всему миру будет понятен и легитимен сделанный избирателями выбор в день голосования.