Политический кризис в Молдавии: "Бухарест должен взять "быка за рога" в Кишиневе". Молдавия - Румыния: "По вопросу о присоединении к ЕС Молдавии следует консультироваться с Румынией". Выборы президента: "Румынские граждане Молдавии должны пойти и проголосовать на выборах президента Румынии".

Политический кризис в Молдавии: "Бухарест должен взять "быка за рога" в Кишиневе"

Россия неожиданно приобрела в Молдавии роль посредника, своего рода "брокера" между политическими партиями на президентских выборах, пишет Ziua. Евросоюз, напротив, беспомощно наблюдает за ситуацией, которая, по сути, образовалась не без его помощи. Брюссель напрасно создал должность с таким нелепым названием как "Верховный представитель ЕС по коммунитарной внешней политике и безопасности", если спецпредставителем Хавьера Соланы стал венгр Кальман Мижей.

На прошедшей неделе парламенту Молдавии не удалось избрать кандидата от АЕИ, лидера Демпартии Мариана Лупу на пост главы государства, продолжает Ziua. После ещё одной неудачной попытки избрания президента парламент может быть распущен, главой государства при этом останется исполняющий обязанности президента Михаил Гимпу. Что касается организации досрочных выборов, конституция не даёт чётких указаний о сроках их проведения. Для России, разумеется, предпочтительнее избрание Мариана Лупу. К тому же его партия, в которой полно ставленников Кремля, собирается подписать соглашение о межпартийном сотрудничестве с партией Владимира Путина "Единая Россия". Альтернативой избранию Лупу является продление временного мандата Гимпу, что для Кремля, в принципе, недопустимо. Михаил Гимпу, происходящий из семьи румынских националистов, напомним, в открытую заявил о своём унионизме. В этих условиях, Воронин и Лупу вызываются в Москву, чтобы найти общий язык между собой. Говорим "вызываются", поскольку туда никто никогда не ездит по своей инициативе. То, что ПКРМ вчера не поддержало Лупу, не означает, что коммунисты не подчиняются Москве. Ещё есть вторая попытка, и Воронин, возможно, просто ведёт жёсткую игру.

Тем временем, ЕС сыграл на руку коммунистам, пишет Ziua. Вместо того, чтобы оказать давление на ПКРМ и склонить их проголосовать за президента, им в голову пришла глупая идея надавить на АЕИ с целью уступить требованиям команды коммунистов. В свою очередь, лидер "Нашей Молдовы" Серафим Урекян также предложил привлечь в качестве посреднической стороны спецпредставителя ЕС Кальмана Мижея. Очень странный поступок. Получается, что Урекян, который, в свою очередь, тоже имеет соглашение с "Единой Россией", чувствовал себя плохо, пока не пришёл Мижей и не начал давить на него (поскольку именно таким оказалось его "посредничество"). Известный своим антирумынским и прокоммунистическим влиянием, Мижей опубликовал в молдавской прессе статью, в которой опять же призывает АЕИ уступить коммунистам. Он критикует демократическую коалицию за принятые законодательные изменения в процедуру избрания президента, позволяющие участие в выборах одной кандидатуры, и что, тем самым, АЕИ "меняет правила во время игры".

Но, похоже, Мижей говорит по чьей-то команде, продолжает Ziua. Кто-то нажал на красную кнопку и, вдруг разом заговорили и Мижей, и пророссийская партия "Патрия-Родина", и номенклатурный отпрыск Владимир Сокор. Все они хором говорят о "правовом нигилизме" Альянса за европейскую интеграцию. Мижей сперва попытался замять фальсификации на выборах 5 апреля, потом убеждал либералов голосовать за кандидата коммунистов на пост президента, а после 29 июля стал убеждать либералов договориться с коммунистами по формированию правительства или поста спикера парламента. Очевидно, что Румыния не может позволить оставаться представительству ЕС таким, каким оно является сегодня. После своих президентских выборов Бухарест должен взять "быка за рога" в Кишиневе. Первым делом, следовало бы проинформировать тех, кто собирается сменить Солану на посту представителя по внешней политике и безопасности ЕС, что они не получат поддержки Румынии, если сохранят в должности Кальмана Мижея.

Информационное агентство Inforusia публикует интервью с лидером Демократической партии Молдавии (ДПМ), кандидатом в президенты Молдавии Марианом Лупу. По мнению лидера Демпартии, после парламентских выборов 29 июля в Молдавии появились реальные предпосылки для демократизации общества, что является краеугольным камнем для европейского будущего страны. "Сегодня Молдавия вошла в период реальной демократизации общества, построения правового государства, гарантирующего всем гражданам равные права и свободы и защищающего общество от псевдодемократических тенденций, возникающих при волюнтаристском вмешательстве власти во все сферы социальной жизни", - отметил Лупу.

По его словам, Молдавия должна активизировать свою внешнюю политику и предпринять больше усилий для укрепления дружественных отношений со своими соседями - как с Украиной и Румынией, так и с Россией, которая продолжает оставаться для Кишинёва стратегическим партнёром. "Необходимо понимание того факта, что европейский путь Молдавии требует конструктивных отношений не только с Западом, но и с Украиной и Россией. В основе развития отношений с этими странами должны быть, разумеется, национальные интересы Молдавии. Всё должно происходить в рамках конституции, а не в угоду каким-то конъюнктурным уступкам, особенно, в части суверенитета и территориальной целостности нашей страны. Отношения с соседями должны развиваться основательно, на базе здоровых интересов, а не меняться от одной власти к другой", - подчеркнул Мариан Лупу в интервью Inforusia.

Говоря об отношениях Молдавии с ЕС и в рамках СНГ, лидер ДПМ отметил: "Стремление Кишинёва сблизиться с Европейским союзом и присоединиться к европейской семье является конечной целью молдавской внешней политики. Данную цель разделяют все политические силы страны, - и правящие и оппозиционные. Что касается желания интегрироваться в Европу и нашего членства в СНГ: никто Молдавии не ставит условием присоединения к ЕС её выход из СНГ. И если предположить, что сегодня Молдавия покинет Содружество, это не даёт никаких гарантий, что завтра нас примут в Евросоюз. Надеюсь, что те сложные внутренние реформы, что происходят сейчас в Молдавии, будут поддержаны нашими европейскими партнёрами, и нам предложат чёткую европейскую перспективу".

Отвечая на вопрос Inforusia о состоявшейся во время саммита СНГ в Кишиневе встрече с президентом России Дмитрием Медведевым и в целом об отношении Кремля к новой конфигурации власти в Кишинёве, Лупу заявил: "После 29 июля российские власти неоднократно выражали своё отношение к новой демократической власти Молдавии. Все заявления основывались на безусловном признании, как нового руководства Молдавии, так и принципов суверенитета и территориальной целостности республики. В ходе встречи с Дмитрием Медведевым мы обсудили ряд вопросов, связанных с развитием двусторонних отношений наших стран. Впоследствии многие наблюдатели увидели в этой встрече "скрытые знаки". Я думаю, это обязанность каждого ответственного политика в Молдавии использовать любую возможность, чтобы обсудить интересы своей страны, её роль и перспективы в отношениях с зарубежными партнёрами".

Отвечая на вопрос о том, как он, будучи кандидатом в президенты Молдавии, относится к законодательной инициативе в России об использовании российских вооружённых сил для защиты своих граждан за рубежом, Лупу отметил: "Данная тема широко обсуждается в обществе, иногда довольно противоречиво. Согласно данному законопроекту, российские войска могут использоваться за пределами границ России "с целью отражения или предупреждения агрессии против другого государства или для защиты российских граждан за рубежом". Очевидно, что принятие такого закона приведёт к расширению полномочий действующего президента, что вызовет некоторое беспокойство у определённых сторон. Поскольку каждая страна следует своей независимой политике, большие мировые державы имеют собственный взгляд на способы и рычаги воздействия на ту или иную ситуацию в национальном или международном плане. В любом случае, мы считаем важным, чтобы ни под каким предлогом не затрагивались права третьих международных субъектов. В контексте упомянутой законодательной инициативы, думаю, что Россия сохранит высокий статус крупного международного актора и останется приверженной принципам и нормам демократического взаимодействия стран". (Inforusia)

Молдавия - Румыния: "По вопросу о присоединении к ЕС Молдавии следует консультироваться с Румынией"

Вне зависимости от формальной политической ориентации, все значимые политические силы Молдавии выступают за присоединение своей республики к Европейскому союзу, пишет Gardianul. Даже коммунисты "жужжали" про евроинтеграцию накануне выборов. Хотя надо понимать, что между заявлениями и поступками есть большая разница. Брюссельское руководство никогда тебе не поверит, если ты будешь "сидеть на двух стульях". Глупо, используя двойственную риторику, надеяться, что этого никто не заметит. В Европейском парламенте, в особенности после апрельских событий в Кишиневе, склонны с доверием относиться к усилиям, предпринимаемым Альянсом за европейскую интеграцию. В Молдавии же пока трудно говорить о каких-то реформах, и если заигрывание Кишинёва с Москвой продолжится, никаких шансов на присоединение к ЕС не останется.

Кишинёв намерен добиваться политического соглашения с Брюсселем об ассоциации с ЕС, продолжает Gardianul. Первый раунд переговоров назначен на 12 января 2010 года. По словам председателя комиссии по внешней политике молдавского парламента Игоря Кормана, МИД Молдавии уже начал подготовку группы участников предстоящих переговоров, а в этом вопросе Кишинев получает поддержку ряда европейских стран, включая прибалтийские государства, Польшу и Венгрию. Официальный Кишинев будет добиваться от Брюсселя определения чёткой перспективы о присоединении Молдавии к ЕС, и здесь молдавским властям следовало бы проконсультироваться с Румынией, которая уже прошла через опыт подобных переговоров. Если же молдавский министр Лянкэ предпочитает Венгрию, это другой вопрос.

Сейчас молдавским властям важно добиться политической стабильности внутри страны, однако в ближайшее время им это вряд ли удастся, пишет Gardianul. Владимир Воронин чётко дал понять, что ПКРМ не будет голосовать за кандидата от АЕИ Мариана Лупу. В то же время, досрочные выборы, к которым идёт дело, не должны стать неприятностью. Необходимо знать и уважать общественное мнение, без этого демократия мало чего стоит.

Ещё одним камнем преткновения на пути в Европу для Кишинёва является Приднестровье, продолжает Gardianul. И оно тянет "второе румынское государство" на дно еще сильнее, чем разросшаяся при Воронине коррупция (согласно официальной позиции Румынии, пропагандируемой также молдавскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия - "второе румынское государство", молдаване - "румыны", молдавский язык - "румынский" - прим. ИА REGNUM Новости).

Объединение с Румынией - единственный шанс быстрого присоединения Молдавии к ЕС, пишет Gardianul. Несмотря на то, что разного рода скептики - молдавские государственники и "заложники" Москвы - считают, что бессарабцы (вне зависимости от этнического происхождения) будут против мирного объединения Молдавии и Румынии, скрытое давление в этом вопросе продолжает расти: в условиях тяжелого экономического кризиса и политической изоляции, молдавская молодёжь больше не хочет жить в "загоне Молотова". Ещё в апреле они поняли, что единственным способом обретения свободы и свободного доступа в Европу является национальное воссоединение. Имея минимальную по экономике зарплату в 46 евро, многие бессарабцы чувствуют, что ситуация достигла предела. Чтобы растить своих детей, они хотят иметь доступ на европейские ранки труда. Нынешняя экономическая мотивация к объединению ещё сильнее, чем национальный импульс в 1989-90 гг., когда интеллигенция из Кишинёва и Черновцов требовала возвращения к румынскому языку и изучению румынской истории. Если кишинёвские и бухарестские политики не предпримут необходимых шагов, то сами события могут застать их врасплох. Как говорится в программе одного из кишинёвских унионистских движений, в обозримом будущем Молдавия не имеет никаких шансов стать благополучным государством и самостоятельно присоединиться к ЕС. Евросоюз, в свою очередь, также не готов к расширению в ближайшие 25 лет. Поэтому Молдавия и оказалась за компанию с Белоруссией и Азербайджаном в так называемом "Восточном партнёрстве".

О возможных негативных последствиях объединения Румынии и Молдавии написано немало, пишет Ziua. В целом, говорилось, что такое объединение станет тяжёлым бременем для Бухареста. Однако анализы, на основе которых делались подобные выводы, были тенденциозными. Вместо поиска правды, делалось всё возможное, чтобы показать, что объединение невозможно. Антирумынские пропагандисты свалили всё в одну кучу и, чтобы скомпрометировать идею сближения двух румынских государств, внушили всем, что за "унирю" (от рум. unirea - "объединение"; имеется в виду объединение Бессарабии с Румынией - прим. ИА REGNUM Новости) придётся отдать просто астрономическую сумму.

Миф о "дороговизне" объединения с Бессарабией для румынской экономики может быть разрушен всего одним примером, продолжает Ziua. Внутренний валовой продукт Молдавии равняется 6 миллиардам долларов, что составляет всего 3% от ВВП Румынии ($200 миллиардов). В 2009 году румынский ВВП под влиянием экономического кризиса сократился на 8%, то есть, экономика Румынии "потеряла" за один год примерно три молдавские вместе взятые. Вот примерно такая разница между двумя экономиками. Рекордным в Европе считается рост в 7-8%. Молдавия, находясь в условиях сильного экономического спада, и имея тяжёлое коммунистическое наследство, на такой рост может даже не надеяться. В то же время, такое ускоренный рост молдавской экономики могла бы обеспечить Румыния. Несложные расчёты показывают, что 7-8% молдавского ВВП составляют всего 0,2% румынской экономики, то есть, мизер.

Предполагаемая цена за "унирю", как уже было сказано, раздута за счёт приписанных пропагандистами мнимых расходов, пишет Ziua. К примеру, чего только стоят разговоры о том, что Румыния должна будет взвалить на себя расходы по замене документов, в частности паспортов жителей Молдавии на румынские. Нелепость таких утверждений очевидна. В любой стране стоимость изготовления паспортов оплачивает в основном сам гражданин, а не государство. Поэтому, бессарабцы будут оплачивать свои новые удостоверения личности так же, как они это делают сегодня.

Другое заблуждение касается того, что Румыния якобы должна будет оплачивать за Молдавию расходы за электроэнергию, газ, нефтепродукты, продолжает Ziua. Опять же, бессарабцы будут всё это оплачивать самостоятельно, как оплачивают сейчас. Около 80% "газового долга" Молдавии перед "Газпромом" принадлежит Приднестровью. Есть данные, что 80-90% электроэнергии Молдавия импортирует из Украины и России. Как будто кто-то помешает ей после "унири" закупать электроэнергию в России, Румынии или любой другой стране.

Ещё одной раздутой проблемой является приведение ширины молдавских железных дорог к стандартам, существующим в Румынии и во всей Европе, пишет Ziua. Известно, что Молдавии в наследство от Советского Союза досталась ширококолейная железная дорога. Однако в переходе на узкоколейное жд-полотно нет никакой срочности. Прибалтийские государства, являющиеся членами ЕС уже около 5 лет, до сих пор сохранили старые советские железные дороги, как и Финляндия, вышедшая из состава России в 1918 году. Да в той же Испании существует три разноформатных железнодорожных полотна!

Идём дальше: очередные вымышленные трудности - унификация органов местного самоуправления двух государств, продолжает Ziua. Однако, на протяжении последних двух десятилетий молдаване уже осуществляли переход от районов к уездам, и обратно к районам. Эти реформы они проводили своими силами. Обратный переход к системе уездов для административной организации по модели Румынии позволит за счет уменьшения бюрократического аппарата обеспечить экономию средств. Замена молдавской валюты, которая нас также немного пугает, не составит значительных расходов, поскольку денежная масса в Молдавии является незначительной по сравнению с Румынией. Кроме того, молдавские и румынские леи могут некоторое время использоваться параллельно, как это было в своё время во Франции или Югославии. Потом молдавские деньги постепенно будут выведены с рынка.

Если "униря" произойдёт, Бессарабия не станет "камнем на шее" румынской экономики, пишет Ziua. Напротив, она станет одним из локомотивов экономического роста Румынии. Во-первых, Румыния станет более привлекательна для потенциальных инвесторов, поскольку с 25 миллионами потребителей она превратится в один из самых больших европейских рынков. Затем последует увеличение квоты европейских фондов, выделяемых для Румынии. То же самое и с субсидиями для молдавских фермеров. Большая часть европейских инвестиций, предназначенных для Бессарабии, будет выделяться румынскими фирмами, что также будет способствовать экономическому развитию Румынии.

Если после гипотетической "унири" в Молдавии повторится румынская модель развития 2000-2008 гг., то в страну потекут иностранные инвестиции, продолжает Ziua. Сегодня в неприметный постсоветский регион с 3,5 миллионами жителей никто инвестировать не торопится. После же объединения у потенциальных инвесторов будет уверенность, что их вложенные средства находятся под евроатлантической защитой. Будущие инвестиции в Молдавию могут делаться и от участников внутреннего европейского рынка. Никаких таможенных или иных барьеров для свободного передвижения произведённых иностранными инвесторами в Молдавии товаров и услуг не будет.

В период 1990-1999 гг. иностранные инвестиции в румынскую экономику составили 1 миллиард долларов, пишет Ziua. Таким образом, в первые десять лет переходного периода в Румынию инвестировали в среднем по 100 миллионов долларов в год, то есть, практически мизер. После 2000 года, вследствие экономической открытости и сближения Румынии с ЕС, деньги пошли полным ходом. Так, в 2004-2008 гг. иностранные инвестиции в Румынию составляли около 10 миллиардов долларов ежегодно. За один год мы получили столько средств, сколько получали бы в течении 20 лет переходного периода. В этом и заключается разница между членством в НАТО и ЕС и нахождением вне этих организаций. И Румыния добилась этого самостоятельно. В отличие от восточных немцев или бессарабцев, у неё не было "родины-матери", которая оказала бы ей помощь.

После "унири" Бессарабия могла бы пойти по тому же социально-экономическому пути, по которому пошла Румыния после вступления в ЕС. Нет ни одного логического объяснения, ни одного аргумента, которые бы обосновали, что после объединения Бессарабия останется такой же бедной или, хуже того, потянет за собой саму Румынию. Это либо невежественная чушь, либо антирумынская пропаганда, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM Новости: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Киевской Руси, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы княжеству Молдова, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году княжества Молдова и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существовала на кириллице с момента своего появления в XVI веке и вплоть до 1989 года, когда решением Верховного совета Молдавской ССР молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году.

В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украинской ССР была образована Молдавская автономная ССР в составе УССР. В 1940 году СССР вернул Бессарабию, в результате объединения которой с МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика. Юг Бессарабии и север Буковины были включены в состав УССР. Однако уже через год, в 1941, Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.

Выборы президента: "Румынские граждане Молдавии должны пойти и проголосовать на выборах президента Румынии"

Президентская избирательная кампания 2009 года в Румынии является, пожалуй, самой хаотичной и жёсткой из всех предвыборных кампаний, проводившихся в стране с 1990 года, пишет Romania libera. Предвыборные скандалы следуют один за другим, а всеобщая нервозность достигла немыслимого уровня. В то же время, в этой кампании отсутствует главное - обсуждение программ и проектов участников предвыборной гонки. Всё происходит так, будто политики развязали настоящую войну, в которой позволено применять любое оружие. После этих выборов о каких-то победителях нельзя будет говорить. Весь политический спектр уже разрушен. Учитывая спорную легитимность и регулярные скандалы, будущий президент с первых своих дней в должности вынужден будет обороняться.

Выступления всех кандидатов и их сторонников, предвыборная агитация, плакаты, лозунги, поведение агитаторов, - всё это преследует одну цель - сосредоточить внимание электората на своих противниках, пишет Gandul. "Он диктатор!", "Он лжец!", - такие обвинения можно услышать практически на каждом предвыборном митинге или в телеэфире с участием кандидатов в президенты.

Из всех предвыборных моделей, предлагаемых кандидатами, можно выделить три основные, продолжает Gandul. Программная "стратегия" Траяна Бэсеску состоит из семи миниглав предвыборного трёпа, рисующего идеальную Румынию с процветающим средним классом, богатыми фермерами, урбанизированными селами и, разумеется, с развитой демократией. Если вы взрослый человек, можете смело пропустить это пустословие и обратить внимание на следующую его идею - реформу парламента. Это, по сути, единственное его конкретное предвыборное предложение. Других предложений, касающихся политической или экономической сферы в его программе нет. И только бедные умом могут поверить, что предложение президента сделать парламент однопалатным и сократить число депутатов (говорится о ежегодной экономии 12 миллионов евро) может как-то помочь в создании той "идеальной страны", которую нарисовал в своей программе Бэсеску.

Лидер социал-демократов Мирча Джоанэ делает примерно такие же упражнения по воображению, что и действующий президент, пишет Gandul. Его Румыния - это страна, в которой молодёжь имеет хорошую работу, дети ходят в хорошие садики и школы, а сельское хозяйство приносит доход и является одним из "моторов" экономики. Лидер СДПР, как всегда, выдаёт целый поток обещаний, которые, протекая сквозь пальцы, оставляют после себя лишь жирные популистские следы.

Лидер Национал-либеральной партии Крин Антонеску берёт перед Румынией десять обязательств, продолжает Gandul. Три из них заключаются в том, каким президентом он обещает быть: приемлемым для всех политических сил, ответственным и правдивым. То есть, как вытекает из контекста его программы, полной антитезой действующего президента. После соответствующего самопозиционирования Антонеску пытается обнадёжить граждан обещаниями снизить НДС и реформировать систему социальной поддержки населения. Однако, в выступлениях кандидата НЛП слишком много комментариев и обвинений в адрес Траяна Бэсеску и очень мало собственных идей.

В условиях идеологической неразберихи нынешней предвыборной кампании, предвыборное задание "найди три причины проголосовать за..." становится бесполезным занятием, пишет Gandul. Может, этот вопрос было бы лучше заменить на негативный? Ответить на вопрос "почему кандидат X не заслуживает моего голоса?" будет намного легче. Таким образом, кто бы ни победил во втором туре выборов 6 декабря, это будет не победа самого достойного кандидата, а всего лишь выигрыш в протестном голосовании, подводит итог издание.

Бессарабия выбирает президента Румынии, пишет Ziua. 22 ноября состоится первый и 6 декабря - второй тур голосования на выборах президента Румынии. В отличие от Молдавии, где президента избирают в парламенте, в Румынии глава государства избирается всенародно. Таким образом, бессарабцы, имеющие румынское гражданство, тоже могут избирать президента Румынии. Если они проживают в Молдавии, они могут осуществить своё право голоса в румынском посольстве или консульстве в Кишиневе. Также избирательные участки будут открыты в других девяти городах Молдавии: в Бельцах, Сороках, Кагуле, Оргееве, Новых Аненах, Унгенах, Ниспоренах, Джурджулештах и Каушанах.

Бывший у власти режим Воронина всячески препятствовал участию жителей Молдавии в румынских выборах, продолжает Ziua. Руководство республики соглашалось лишь на открытие избирательных участков в румынском посольстве и консульстве в Кишинёве. Однако в этом году правительство Владимира Филата удовлетворило обращение румынского руководства об открытии 13 избирательных участков. Ранее трудности с голосованием возникали также из-за страха граждан. Люди опасались, что на избирательных участках их будут фотографировать воронинские спецслужбы и, если обнаружится, что они являются гражданами Румынии, это принесёт им неприятности. При новом правительстве таких опасений, разумеется, нет, и люди могут спокойно прийти и проголосовать.

Бессарабцы с румынскими паспортами, находящиеся за рубежом на заработках, могут также проголосовать на открытых там избирательных участках, пишет Ziua. Например, в Италии, где работает большое число молдавских гастарбайтеров, будет открыто 54 избирательных участка, в Испании - 37. Полный список стран и адресов избирательных участков опубликован на официальном сайте МИД Румынии.

Люди должны пойти и проголосовать, поскольку их голос - это главная их связь со страной, чьими гражданами они являются, продолжает Ziua. Кроме того, очевидно, что политика Бухареста влияет на жизнь бессарабцев, идет ли речь о предоставлении гражданства, о разрешении на работу в Румынии, предоставлении бюджетных мест для молдавских школьников и студентов в румынских учебных заведениях. Не будем забывать и про существенную поддержку со стороны Румынии европейской интеграции Молдавии. Очевидно, что в интересах бессарабцев иметь в Румынии президента, который бы о них заботился. Поэтому, кто обладает румынским паспортом, обязательно должен пойти и проголосовать. Если явка бессарабцев на голосовании окажется высокой, их влияние вырастет. Это будет определённым сигналом для бухарестских политиков. В Румынии поймут, что голоса бессарабских избирателей имеют значительный вес и дважды подумают, прежде чем пренебрегать ими. Напротив, даже попытаются понравиться тамошним избирателям.

Большинство социологических исследований показывают, что разница между главными соперниками президентской гонки будет самой минимальной в истории Румынии с 1990 года, пишет Ziua. Поэтому, голосование румынских граждан, проживающих в Молдавии, может стать решающим при избрании президента Румынии. Некоторые бессарабцы недооценивают свой голос, полагая, что "избрание президента всё равно будет решаться в Румынии". Абсолютное заблуждение! Голосование находящихся за рубежом граждан может решить судьбу выборов в Румынии. В сегодняшнем глобализированном мире голосование за рубежом стало привычным делом. К примеру, на польских выборах в 2007 году было зарегистрировано рекордное число зарубежных избирателей - 175 тысяч, втрое больше чем на выборах 2005 года. Поляки, живущие в странах Западной Европы и США, выбрали правые партии, поскольку на собственном опыте смогли узнать, что означают экономические и политические свободы.

В 2006 году в Италии правительство Берлускони изменило Конституцию страны чтобы граждане, находящиеся за рубежом, смогли принять участие в голосовании с помощью почты, продолжает Ziua. Действия Берлускони обратились против него самого. В самой Италии голоса между Берлускони и Проди распределились примерно поровну, однако Проди одержал победу благодаря голосам "зарубежных" итальянцев.

Особый пример представляет собой Болгария, где в июне 2009 года либералы мэра болгарской столицы Бойко Борисова разгромили социалистов Сергея Станишева, пишет Ziua. Правые могли набрать ещё больше, но своё специфическое влияние оказало зарубежное голосование. Около 93 тысяч избирателей - примерно половина из всех участвовавших в выборах за рубежом - проголосовали в Турции, где проживает многочисленная группа болгарских мусульман, изгнанных из Болгарии во времена коммунистического режима Тодора Живкова. Поддержка турецких болгар позволила болгарской мусульманской партии "Движение за права и свободы" набрать 14,5 % голосов, хотя мусульманское население Болгарии составляет всего 12%.

Итак, жители Молдавии, обладающие румынским гражданством должны прийти на любой из 13 избирательных участков в Молдавии, или в Румынии, Италии, Испании, в общем, везде, где они оказались, продолжает Ziua. Румыния это их страна, и их голосование может определить, кто будет следующим румынским президентом, подводит итог издание.