Приднестровское урегулирование: "Решение приднестровского вопроса Кишиневу следует искать в экономической плоскости". Приднестровье - Украина: "После разрешения конфликта на Украине Приднестровью нужно искать общий язык с теми, кто будет у власти". Экономический кризис: "Приднестровье вступило в фазу финансового краха". Здравоохранение: "Из-за недостаточного финансирования приднестровское здравоохранение оказалось в кризисе"

Приднестровское урегулирование: "Решение приднестровского вопроса Кишиневу следует искать в экономической плоскости"

"США и Россия обсудили вопросы молдово-приднестровского урегулирования", - пишет ИА "Ольвия-пресс". "В Москве состоялась встреча статс-секретаря, заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Григория Карасина с заместителем госсекретаря США Дэвидом Крэмером, - сообщает информагентство, - в ходе которой были рассмотрены вопросы, связанные с процессом молдово-приднестровского урегулирования, а также некоторые вопросы двусторонних российско-американских отношений". "Также в МИД России прошли российско-американские рабочие консультации по проблематике молдово-приднестровского урегулирования, - продолжает "Ольвия-пресс". - С американской стороны в них участвовал Дэвид Крэмер, с российской - специальный представитель МИД России по вопросам отношений со странами СНГ, посол по особым поручениям Валерий Кеняйкин и посол по особым поручениям МИД России Валерий Нестерушкин". "Участники консультаций основное внимание уделили рассмотрению нынешней ситуации в регионе, а также обсуждению перспектив и возможностей возобновления переговорного процесса с участием политических представителей Республики Молдова и Приднестровья", - сообщает агентство.

Газета "Приднестровье" пишет: "Бессмысленным переговорный процесс по приднестровскому урегулированию делает тот факт, что переговоры на протяжении многих лет ведутся сторонами, которые являются носителями противоположных базовых ценностей. Неудивительно, что, разговаривая на разных языках, правительства Молдавии, Приднестровья и Украины не могут между собой договориться".

"Важным условием при ведении переговоров является равноправное, уважительное отношение к приднестровской стороне, - продолжает "Приднестровье". - При этом необходимо учитывать права и интересы жителей левобережья, вести диалог без запугиваний и санкций. Однако поддержанию негативного образа Приднестровья в глазах мировой общественности способствуют доклады различных западных правозащитных организаций".

Газета приводит слова депутата Верховного Совета Приднестровья Сергея Чебана: "Приднестровская Молдавская Республика сегодня - это, прежде всего, правовое государство, констуционно-правовой статус которого выражается в верховенстве закона в общественной жизни, наличии системы социального контроля и эффективных механизмов, гарантирующих правовую защиту личности: развитая система законодательства, независимость судов, институт по правам человека. Кроме этого, на фоне проведения позитивной открытой политики республика признала рамочные нормы международных договоров. Но мы не можем выйти на международный уровень. Сегодня статус правового государства дается не за поступательное положительное развитие и обеспечение прав и свобод человека, а за близость руководства этих стран к западно-атлантическому пути развития".

Оппозиционная политическая газета "Человек и его права" считает, что причины, по которым постоянно срывается переговорный процесс, кроются в его истории. "В свое время министр иностранных дел ПМР Валерий Лицкай говорил, что для окончательного урегулирования молдово-приднестровского конфликта понадобится 15-20 лет, а то и больше. Он оказался прав, - отмечает издание. - Интенсивный переговорный процесс начался в 1996 году. По инициативе России в 1997 году был подписан Московский меморандум о строительстве общего государства с Молдавией в рамках единого федеративного государства. В 1999 году подписывается Киевское заявление, где уточняется, как будет создаваться общее государство. По замыслу авторов, это строительство должно было идти в рамках: общей границы, общего экономического, правового, оборонного и социального пространства. Меморандум и Киевское заявление подписали президенты ПМР и Молдавии, а также страны гаранты: Россия, Украина и ОБСЕ. Эти документы имеют актуальность и на сегодняшний день". "В 2000 году на основе этих документов специальная государственная комиссия разработала с участием всех заинтересованных сторон Соглашение по окончательному урегулированию конфликта, - продолжает газета "Человек и его права". - В апреле 2001 года государственная делегация РФ приехала в Тирасполь и Кишинев подписать это соглашение. Официальный Тирасполь отказал ей в подписании соглашения". "Таким образом, было сорвано первое усилие России по окончательному урегулированию молдово-приднестровского конфликта и легализации ПМР. Исторический шанс окончательного урегулирования конфликта и легализации ПМР был осознанно упущен", - заключает издание.

ИА "Ольвия-пресс" цитирует депутата Европарламента, председателя парламентской комиссии по сотрудничеству Молдавии и ЕС Марианне Микко: "Решение приднестровского вопроса Кишиневу следует искать в экономической плоскости, поскольку теперь даже бедный приднестровец более богат, чем бедный житель Молдавии. И если бы Молдавия была более богатой и более демократичной, чем Россия, то приднестровцы имели бы хорошую возможность выбора в происках заработка; но сегодня ей надо стать просто более богатой, чем Приднестровье, чтобы получить реальный шанс для объединения страны. Экономическое процветание, демократия и правовые нормы в Молдавии - это сейчас лучший шанс для интеграции, а все другие способы и направления деятельности носят экстенсивный характер и не могут сегодня быть эффективными".

Приднестровье - Украина: "После разрешения конфликта на Украине Приднестровью нужно искать общий язык с теми, кто будет у власти"

"Последние события на Украине, спровоцировавшие кризис власти в стране, вызывают озабоченность у приднестровских политиков, - пишет газета "Сведения". - По заявлению председателя парламентского комитета по безопасности, обороне и миротворческой деятельности Олега Гудымо, "Приднестровье хотело бы видеть вокруг себя государства со стабильным режимом. Эти события, видимо, отдалят перспективу урегулирования вопроса, который нас очень беспокоит - таможенная блокада, присоединение Украины к тем мерам, которые страна-гарант не должна поддерживать".

"На территории ПМР проживает большое количество граждан Украины, и, в конечном итоге, вся эта болезненная ситуация может сказаться на них. Это очень важно для нас еще и потому, что Украина, как пограничное с нами государство, оказывает большое влияние на экономику и общественную ситуацию в Приднестровье. В последнее время эта страна вернулась к непредвзятому исполнению своих обязанностей гаранта в молдово-приднестровском урегулировании, начали формироваться условия для нормальной жизнедеятельности народа", - цитируют "Сведения" руководителя аппарата уполномоченного по правам человека в ПМР Олега Белякова.

"Новая газета" пишет: "Внеочередные выборы в Верховную Раду состоятся с вероятностью в 60%. В пользу этого вывода говорит тот факт, что ситуацией, связанной с подготовкой голосования 27 мая, управляет в большей степени лояльный президенту Украины Центризбирком во главе с Ярославом Давыдовичем. Предполагается, что ошибкой команды Виктора Януковича была попытка поставить во главе ЦИК Сергея Кивалова, с именем которого увязывают нарушения на выборах президента Украины 2004 года".

"Реальный шанс предотвратить выборы в нынешних условиях может быть связан только с отрицательным решением на этот счёт Конституционного суда, - продолжает "Новая газета". - Президентские юристы усиленно работают по двум направлениям. Первое: стремление доказать, что правительство не является самостоятельной политической силой и в условиях распущенной, с точки зрения Ющенко, Верховной Рады не может проводить собственный курс и выступать с заявлениями. Второе: превращение Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) в реальный противовес кабинету Виктора Януковича. Так, судя по всему, на СНБОУ возложена задача обеспечить финансирование выборов".

"Если же выборы 27 мая всё же состоятся, по неофициальным подсчётам, наибольшее число голосов наберут Партия регионов (ПР) (Виктор Янукович) и Блок Юлии Тимошенко (БЮТ). Пока что некоторое предпочтение отдаётся "регионалам", но в любом случае ПР и БЮТ берут каждый выше 20% и оставляют далеко позади всех остальных", - отмечает "Новая газета".

"Можно прогнозировать, что кто бы ни победил в нынешнем противостоянии, это не повлияет на следующие вопросы: таможенный режим на украинско-приднестровской границе; русский язык в качестве второго государственного в Украине. В основном, исход нынешней битвы повлияет на скорость сближения Украины с НАТО, однако это впрямую на кризисное положение в ПМР уже не повлияет. Будет Украина участвовать в военной организации НАТО или нет, но её общий курс на евро-атлантическую интеграцию останется неизменным", - подводит итог "Новая газета".

"Профсоюзные вести" цитируют руководителя Рыбницкого общества украинской культуры Бориса Палагнюка: "Кто бы что не предлагал, изданный Ющенко указ ничего дельного для простых людей не принесет. В результате создавшегося кризиса власти на Украине в первую очередь пострадают простые люди. Всегда так, когда с властью неразбериха, экономика откатывается назад. Данный кризис на Украине прицепом потянет за собой всю страну в пропасть. Создается впечатление, что работа всех политических институтов на Украине направлена на развал страны. Это необходимо остановить до того, как повторится сценарий Советского Союза и Югославии. Например, только в Приднестровье, в Рыбницком районе 40% населения - украинцы, нам небезразлична судьба страны. Происходящее можно только назвать издевательством над великим украинским народом".

Депутат Верховного Совета ПМР Василий Боднар считает: "Происходящее сейчас на Украине - это внутреннее дело самой Украины. Наше дело в такой непростой ситуации - смотреть на все с позиции наблюдателя. После разрешения конфликта на Украине Приднестровью нужно искать общий язык с теми, кто будет у власти. Необходимо искать диалог и конструктивно работать. Говоря о расколе, могу с твердостью заявить, что это не более чем "страшилки", специально "впрыскивающиеся" в общественное сознание. В настоящий момент Украина представляет собой европейское государство, в котором проживают люди разных национальностей. Кто-то сильно не желает, чтобы Украина была сильной, самодостаточной страной. Уверен, что Украине хватит здравого смысла не поддаваться на провокации". ("Профсоюзные вести")

Экономический кризис: "Приднестровье вступило в фазу финансового краха"

Оппозиционная "Новая газета" пишет: "События последних недель показали, что Приднестровье вступило в фазу финансового краха. Полномасштабную ответственность за это несут президент ПМР Игорь Смирнов и его окружение". "Произошел беспрецедентный пересмотр бюджета, - продолжает оппозиционное издание, - вместо продекларированных 697 млн. рублей в наших закромах 382 млн. с небольшим [1 российский рубль = 0,32 рубля ПМР. - прим. ИА REGNUM]. Официально объявленный дефицит - 47%. Но, возможно, он больше".

"Президент Смирнов уверял, что отношения с Россией развиваются поступательно, - отмечает газета, - заявлял, что можно рассчитывать на финансовые транши Москвы. Но финансовые перечисления прекратились еще в ноябре 2006 года. Одна из неофициальных версий гласит, что несколько десятков миллионов долларов, перечисленных Россией в 2006 году, были в ПМР разворованы. Попытки россиян добиться отчета о расходовании успехом не увенчались. Разные источники называют различные цифры потенциально разворованных средств: от 40 до 65 млн. долл. Даже если это не в полной мере соответствует действительности, деньги уже не поступают. Учитывая колоссальный размер бюджетного дефицита (примерно 315 млн. долл.)... можно считать, что значительная часть средств из России все-таки была расхищена. Если бы это было не так, то с мая - июня 2006 года (после подписания Протокола Жуков - Смирнов) по ноябрь перечисленных 40-50 млн. долл. (по сообщениям официальных СМИ, по 10 млн. долл. ежемесячно) хватило бы, чтобы до сих пор как минимум не допускать больших денежных дыр".

"Без денег бороться за власть - невозможно, - продолжает "Новая газета". - Для пополнения бюджета есть два предположительных выхода. Первое: новые российские вливания за счет тех или иных уступок Москве. Второе: внутренние резервы. Как показывает исторический опыт, их могут изыскать за счет "раскулачивания олигархов". Помимо добывания денег - в условиях ПМР на передышку в 8-12 месяцев исполнительной власти требуется 100-120 млн. долл. - такой вариант позволил бы переключить гнев широких слоев населения с власти на крупный бизнес".

Газета "Сведения" приводит слова лидера Приднестровской республиканской партии Владимира Рылякова: "Бюджет государства катастрофически дефицитный, и надо искать выход. Выработан целый ряд предложений, направленных в адрес президента и в адрес законодателей". "Как считают ведущие эксперты - экономисты Приднестровской республиканской партии, в условиях гармонизации приднестровского законодательства с российским необходимо привести в соответствие ставки налогообложения для предприятий, - продолжил Рыляков. - Сегодня это делается исходя из отрасли, в которой работают предприятия. Машиностроительные платят, например, налоги в несколько раз больше, чем текстильные. Это не выгодно ни государству, ни населению, а промышленники таким образом получают сверхприбыли. Мы настаиваем на справедливом взимании налогов не по отраслевым признакам, а по итогам хозяйственной деятельности экономических субъектов".

"Загвоздка, что отдельные депутаты лоббируют интересы промышленных структур, забывая о том, что бюджет в условиях Приднестровья в большей степени зависит от работы промышленности, а от наполняемости самой казны - жизнь рядовых приднестровцев. Существующая налоговая система далека от принципа справедливости, - считает Рыляков. - И по большому счету не дает возможности средним и мелким производителям развивать свой бизнес. Только торговцы и реализаторы могут работать успешно. Поэтому анализ налоговой системы просто необходим, так же, как и введение налога на добавленную стоимость". "Везде - и в России, и на Украине, и в Молдавии, и на Западе - существует НДС, другой вопрос - его размер: где-то он равен 20%, а где-то - 13%, но везде он существует. И как бы мы ни хотели от него отказаться, он необходим - это доказало время. Если раньше предприятие платило НДС 20% от стоимости товара сразу и плюс к этому еще около 35% налога от суммы торговой надбавки, то сейчас десятипроцентным налогом облагается только торговая надбавка. Главное - необходимо разобраться с налогами", - уверен лидер Приднестровской республиканской партии. ("Сведения")

Здравоохранение: "Из-за недостаточного финансирования приднестровское здравоохранение оказалось в кризисе"

Газета "Профсоюзные вести" пишет: "Говорить о механизмах реформирования здравоохранения чиновники профильного министерства начали еще в 2000 году, мотивируя свои доводы "необходимостью совершенствования системы оказания медицинской помощи населению". Предполагалось в поликлиниках развить консультативно-диагностические службы, на базе которых могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, служба ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-санитарной помощи, создать межрайонные специализированные диагностические центры. На словах все выглядело вполне в духе времени - глянец и румянец. На деле реформы почему-то утратили весь блеск и гламур, усадив в калошу всех - и врачей, и пациентов. Оказалось, что под реформами чиновники Минздрава понимали смену вывесок с номерами на поликлиниках, совмещение приема детей и взрослых участковыми врачами, усложнение механизма получения бесплатных консультаций врачами-специалистами. Намеренно или нет, реформаторы своими нововведениями вынудили больных доставать наличные из кошельков и платить за медицинские услуги. За последние годы объем оказываемых платных услуг увеличился. По идее, все заплаченные народом деньги должны были хоть как-то улучшить состояние дел в отрасли. Однако картина наблюдается прямо противоположная".

"Пока в министерстве думали, народ писал обращения к депутатам, - продолжает газета. - Самое большое число жалоб поступило именно по качеству оказания платных и бесплатных медуслуг, а также по обеспечению республики лекарственными препаратами. Особенно народ возмущен ценами на медикаменты. Законодательная власть всерьез занялась изучением этих вопросов, а также возможностью продажи "лечучреждений". Депутаты предложили пустующие помещения, находящиеся на территории лечебных и профилактических учреждений, не продавать, а передавать в аренду на основании конкурса. Максимальный срок, на который может быть заключен договор аренды, - 3 года. Президент не согласился с депутатами, указывая на то, что на территории лечебных учреждений существуют объекты, которые не несут функциональной нагрузки".

"Но уже 15 февраля 2007 года появляется указ президента № 158 "Об утверждении перечня объектов, находящихся в госсобственности, подлежащих малой приватизации", - пишут "Профсоюзные вести". - В этот перечень включаются 63 объекта, которые расположены на территории лечебных и профилактических организаций. Ознакомившись с указом, депутаты принимают решение обратиться к президенту с выражением озабоченности по поводу событий, происходящих в сфере приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, находящихся на территории медучреждений. По мнению депутатов, в последнее время отмечается ряд тревожных тенденций, способных существенно ослабить потенциальные возможности государства по реформированию системы здравоохранения". Как сообщают "Профсоюзные вести", в обращении депутаты писали: "Сложилось впечатление, что, несмотря на наличие законодательных инициатив Верховного Совета, присутствует заинтересованность некоторых должностных лиц исполнительных органов государственной власти в ускорении процесса приватизации госсобственности без системного разрешения проблем отрасли здравоохранения". "В связи с вышеизложенным народные избранники просят главу государства приостановить действие указа № 158 в части приватизации объектов государственной собственности, подведомственных Министерству здравоохранения и социальной защиты ПМР, и разработать президентскую комплексную программу реформирования всей системы здравоохранения. Как стало известно, президент рассмотрел возможность приостановки действия указа № 158 с тем, чтобы в дальнейшем часть объектов госсобственности, находящихся в ведении Минздрава, была выставлена на продажу в рамках большой приватизации. Перечень будет рассматриваться и обсуждаться профильными комитетами и межведомственными комиссиями, чтобы с молотка ушли действительно нерентабельные и утратившие функциональное назначение объекты", - подводят итог "Профсоюзные вести".

Газета "Приднестровье" пишет: "Введение всеобщего медицинского страхования как формы социальной защиты граждан республики инициировано Министерством здравоохранения и социальной защиты ПМР. В настоящее время Минздравом разработан и вынесен на широкое обсуждение общественности проект закона "О медицинском страховании граждан в Приднестровской Молдавской Республике".

"По словам главы Минздрава ПМР Ивана Ткаченко, - продолжает издание, - из-за недостаточного финансирования приднестровское здравоохранение оказалось в кризисе. Ткаченко отмечает, что финансирование здравоохранения от потребностей в 2003 году составило 32%, в 2004 году - 41,9%, а в 2005-м - 43,7%. В том числе питание больных в стационарах было обеспечено финансированием на 42,3%, а медикаментами - всего на 18,8%".

"В большинстве развитых стран мира, в том числе и в Российской Федерации, существует, и вполне эффективно себя зарекомендовала, система всеобщего медицинского страхования, - цитирует Ткаченко газета "Приднестровье". - В фонде медицинского страхования (ФМС) аккумулируются взносы застрахованных граждан, которые гарантируют им необходимую медицинскую помощь. В данном случае государство за счет средств госбюджета страхует всех пенсионеров, детей до 18 лет, студентов, обучающихся на стационаре, лиц со статусом официальных безработных, военнослужащих и некоторые другие категории населения. Все работающие страхуются за счет средств организаций или работодателей, а остальные приобретают страховой полис самостоятельно. При этом страховой взнос работающих составляет, по предварительным расчетам, всего 2% месячного заработка плюс столько же за него перечисляет в ФМС и его работодатель... В таком случае финансирование необходимой медицинской помощи происходит за счет принципа солидарности. Проще говоря, заболевший лечится за счет здоровых, которым медицинская помощь в этом месяце или в этом году не понадобилась". ("Приднестровье")