Обзор СМИ за 28 февраля - 6 марта 2006 года.

Армения-Иран. Армения-Грузия. Армения-Запад. Митинг в Ереване. Комментарий политиков к интервью президента Армении. Внутренняя политика: навстречу парламентским и президентским выборам. Сколько будет стоить газ? Экономика.

Армения-Иран

Армяно-иранские отношения важны с точки зрения общего стремления к сохранению военно-политического равновесия и стабильности в регионе. Об этом, передает ИА REGNUM, говорится в докладе секретаря Совета национальной безопасности при президенте Армении, министра обороны Сержа Саркисяна "Направления стратегии национальной безопасности Республики Армения". В докладе министра, в частности, отмечается: "Являясь страной, имеющей большой экономический, военный, культурный потенциал, имеющий независимую внешнюю политику, Иран играет ключевую роль в деле формирования военно-политической ситуации в регионе, в экономической и политической области соперничает с Турцией. Одновременно Турция, являющаяся членом НАТО и союзником США и Израиля, рассматривается в концепции внешней политики Ирана в качестве угрозы национальной безопасности Ирана. Турецко-иранское соперничество обеспечивает определенное равновесие в регионе, и в этой связи армяно-иранское сотрудничество нацелено на нейтрализацию антиармянской политики турецко-азербайджанского блока. Отношения Армения-Иран носят экономический и культурный характер. В экономических и, в частности, энергетических отношениях зафиксирован существенный прогресс, спроектированы и осуществляются несколько экономических и энергетических программ, цель которых - создание альтернативных ресурсов энергетической безопасности Армении. В условиях транспортно-экономической блокады с учетом нейтрализации попыток изоляции Армении значение Ирана еще более возрастает для Армении, как страны, обеспечивающей Армении стратегически важный путь в Азию и Ближний Восток. Иран обеспечивает и альтернативную связь с Россией. Кроме того, Иран в территориальном плане самая близкая к очагу карабахского конфликта страна, которая в то же время ведет сбалансированную политику в процессе урегулирования карабахского конфликта".

В ходе онлайн-опроса, проведенного в Армении центром "Избирательные системы" с 15 февраля по 1 марта, 60% респондентов высказались об Иране как о дружественной Армении стране. 27% считают Иран недружественной страной, а 11% затруднились ответить на этот вопрос. Как сообщает ИА REGNUM, 44% опрошенных считают, что ядерная программа Ирана представляет угрозу для мировой общественности, в том числе и для Армении. 42% считают, что такой угрозы нет. Затруднились ответить на вопрос 12% респондентов. "Данные опроса свидетельствуют о том, что иранская ядерная программа воздействует на мнение армянской общественности, и дальнейшие процессы могут радикально изменить отношение к Ирану", - отмечается в сообщении.

На вопросы журналистов ответил первый замминистра иностранных дел Армении, бывший посол РА в Иране Гегам Гарибджанян.

"Как вы оцениваете ситуацию, создавшуюся вокруг Ирана?

Переговоры вокруг ядерной программы Ирана продолжаются. Генеральный секретарь совета безопасности Ирана Лариджани с большой делегацией находится в Москве и ведет переговоры со своим российским коллегой Игорем Ивановым. Думаю, переговорный процесс продлится еще несколько дней, и, надеюсь, им удастся придти к общему знаменателю.

Выгодно ли Армении достижение подобных соглашений?

Конечно, выгодно. Ведь существует коридор Север-Юг, и Армения находится именно в этом коридоре.

Насколько, в случае недостижения согласия, реально применение против Ирана санкций?

Надеюсь, что дело до санкций не дойдет. В конечном счете, Иран - страна с 2500-летней государственностью. Думаю, что отношение к Ирану будет несколько отличаться от других случаев. Надо иметь в виду, что Иран даже в условиях войны и блокады сумел обеспечить такое развитие, что обладает сегодня технологиями 21 века и огромным потенциалом.

Какова ваша оценка нынешних армяно-иранских отношений?

Уровень этих отношений в политической сфере очень высок, а в экономической непрерывно повышается. Надеюсь, что ирано-армянские отношения будут и дальше развиваться, невзирая ни на какие процессы.

Какую роль в развитии Ирана могут играть его энергетические запасы? Каков их нынешний потенциал?

По запасам газа Иран занимает второе место в мире и, конечно, ему надо решать вопросы его реализации. Думаю, что этот путь Иран уже выбрал.

Может ли, по-вашему, ирано-армянский газопровод стать транзитным - в направлении Грузии, а затем и в Европу?

Иранский газ так или иначе станет транзитным. Поиски рынков будут продолжаться, и дальнейшее развитие событий покажет, в каком направлении будут они продолжаться.

Отличается ли отношение к Армении нынешнего консервативного режима от отношения либерального режима Хаттами?

Я бы не стал давать подобных оценок. В Исламской Республике Иран действительно имели место свободные выборы, и народ выбрал своего президента. В ноябре, когда мы с официальным визитом посетили Иран, президент ИРИ Ахмадинежад заявил, что в совместных с Арменией программах никаких изменений не может быть". ("Айоц Ашхар").

Армения-Грузия

Армяно-грузинские отношения исходят из стратегических интересов двух стран. Об этом, сообщает PanARMENIAN.Net, говорится в докладе секретаря Совета национальной безопасности при президенте Армении, министра обороны Сержа Саркисяна "Направления стратегии национальной безопасности Республики Армения". По словам министра, эти отношения нацелены на региональное и европейское интегрирование, стабильное и последовательное развитие и сотрудничество в экономической, энергетической, транспортной и военной сферах, а также реформирование законодательного поля, регулирующего эти сферы. В докладе отмечается, что отношения между Арменией и Грузией важны с точки зрения обоюдной выгоды, так как географическое положение двух стран позволяет обеспечивать путем экономическо-транспортного сотрудничества связь Армении с Россией и Европой и Грузии - с Ираном и Ближним Востоком. Кроме того, подчеркивается в документе, как Армения, так и Грузия выступают с позиций мирного урегулирования региональных конфликтов, во имя интересов национальной и региональной безопасности. В документе говорится, что в военной сфере практическое сотрудничество между двумя странами почти не осуществляется. "Однако стороны осознают, что со стратегической точки зрения армяно-грузинское военное сотрудничество также взаимовыгодно. Армения предпринимает шаги в направлении активизации связей в этой сфере", - отметил министр. В связи с этим он напомнил, что во время подведения итогов визита президента Армении в Грузию в 2004 году было официально заявлено о достигнутой договоренности об установлении двусторонних военно-дипломатических связей на уровне военных атташе. "Армяно-грузинские отношения важны не только для двух стран, но и с точки зрения формирования эффективной архитектуры южнокавказской региональной безопасности. Эти отношения можно расценить как важный фактор сохранения стабильности на Южном Кавказе", - подчеркивается в документе.

Очередная встреча комиссии и рабочих групп по делимитации и демаркации армяно-грузинской государственной границы состоится в первой декаде апреля в Тбилиси. Как сообщает PanARMENIAN, соответствующая договоренность была достигнута во время консультаций между МИД двух стран в Тбилиси. Стороны намерены в ходе тбилисского заседания комиссии решить имеющиеся проблемы и по возможности до конца года завершить работы по делимитации и демаркации армяно-грузинской госграницы. Работа в этом направлении началась в 1995 г., когда была создана соответствующая комиссия.

Армянская апостольская церковь неоднократно обращалась к властям Грузии с требованием передать под свою юрисдикцию 6 армянских церквей. Однако Грузинская православная церковь (ГПЦ) до сих пор, к сожалению, не решила этот вопрос. Об этом, сообщает PanARMENIAN, заявил в Ереване координатор программ Тбилисского офиса фонда Генриха Белля Нино Лежава. По его словам, правительство Грузии в этом вопросе без согласия ГПЦ ничего решить не может. "Все же я думаю, что вопрос будет решен положительно", - отметил он. Вместе с тем Лежава отметил, что в настоящее время в Грузии идет разработка программы по работе с нацменьшинствами и в скором времени ситуация изменится к лучшему. "Я думаю, что в скором будущем эти проблемы найдут свое решение, и наши страны сосредоточат свое внимание на развитии культурного сотрудничества", - сказал координатор Тбилисского офиса фонда Генриха Белля.

По мнению же защитника прав человека в Грузии Созара Субари, для возвращения армянских церквей или создания комиссии по изучению данного вопроса необходима только политическая воля грузинского государства. Об этом он заявил в своем интервью газете "Азг".

Как передает армянская служба радио "Свобода", на днях в Тбилиси состоялась презентация программы "Менеджмент межнациональных отношений", целью которой является поддержка интеграционных процессов в районе Самцхе-Джавахети (населенный в основном армянами район Грузии - прим. ИА REGNUM). Программа, осуществляемая под эгидой верховного комиссара ОБСЕ по вопросам нацменьшинств, предусматривает углубление знаний государственных служащих столицы и Джавахети, обучение работе в многонациональных населенных пунктах. Согласно агентству "Кавказпресс", начиная с февраля прошлого года 216 госслужащих из Джавахети - армян и грузин - разработали 40 проектов, относящихся к вопросам межнациональных отношений, безопасности и образованию в Джавахети. "Программа включает в себя организацию постоянных телепередач из Тбилиси, обучение госслужащих грузинскому языку, организацию помощи абитуриентам-армянам, повышение квалификации преподавателей армянского и грузинского языков, помощь в решении проблемы безработицы в Джавахети", - сказал в своем выступлении верховный комиссар ОБСЕ по вопросам нацменьшинств Джон де Фонбланк.

Перед властями Грузии и международным сообществом необходимо поставить вопрос о придании армянскому языку статуса государственного в регионе Самцхе-Джавахети. Об этом, сообщает агентство "A-Info", говорится в заявлении армянских общественных организаций Джавахети. Вопрос возник после того, как в Ахалкалаки и Ниноцминде сняли с должности судей-армян по распоряжению центральных властей Грузии из-за незнания грузинского языка. Совет армянских организаций считает, что грузинские власти продолжат свою политику по отстранению от должностей всех армян, не знающих грузинского языка.

Армения-Запад

1 марта в Ереване стартовал двухдневный международный семинар "Экономические аспекты безопасности: улучшение управления в сфере обороны" в рамках сотрудничества Армения-НАТО. Цель семинара - содействие сфере обороны Армении в реформах, предусмотренных Программой действий индивидуального партнерства (IPAP). Об этом, сообщает агентство "Ноян Тапан", в беседе с журналистами сообщил заместитель министра обороны Армении генерал-лейтенант Артур Агабекян. По словам замминистра, в рамках IPAP Армения взяла на себя конкретные обязательства, исполнение которых осуществляется по трем направлениям: планирование обороны, бюджетирование, модернизация и переоснащение. Агабекян отметил, что Армения приступила к разработке стратегии национальной безопасности, а в 2007 году планирует создать доктрину обороны. В 2008 году цели Армении будут уточнены согласно этой доктрине, из которой и будут вытекать реформы системы обороны: закрытие военных баз или открытие новых, приобретение новой техники, уничтожение старой и др. Эти программы предусматривается завершить в 2015, когда будет осуществлен процесс планирования и бюджетирования в соответствии с критериями НАТО. Агабекян подчеркнул, что реформы будут проходить как в условиях наличия конфликта Нагорного Карабаха, так и параллельно процессу вероятного решения проблемы. Он отметил, что, согласно вышеуказанным критериям, годовой оборонный бюджет не должен превышать 3% от ВВП страны. Однако если Азербайджан продолжит политику увеличения своего военного бюджета, то и Армения будет вынуждена превысить эту отметку. Как отметил офицер связи НАТО на Южном Кавказе Ромуалдс Ражукс, три страны региона уже представили свои программы в рамках IPAP.

"Основная цель осуществления Европейской политики соседства состоит в развитии демократических ценностей, а также в защите европейских интересов. Мы не можем игнорировать развитие демократических процессов на Южном Кавказе, этом отдаленном уголке Европы". Об этом заявил в Ереване депутат Европарламента от либеральной фракции "Альянс либералов и демократов во имя Европы" Игнаси Гуаданса. По его словам, Европа заинтересована видеть Южный Кавказ мирным и стабильным. В противном случае, если в этом регионе будут развиваться организованная преступность, наркотранзит, сексуальная эксплуатация, то Южный Кавказ может стать источником многочисленных проблем, которые впоследствии перекинутся на Европу. По мнению депутата Европарламента, весь путь по развитию демократии должна пройти сама страна: "Демократия не должна стать пустым понятием, она должна стать неотъемлемой частью общества, деятельности СМИ, работы правоохранительных органов и проведения выборов". В свою очередь посол Германии в Армении Хайке Ренате Пайч указала на необходимость развития региональной кооперации на Южном Кавказе и выразила надежду на то, что Армения и Азербайджан найдут сферы сотрудничества, которыми, по ее мнению, могут стать транспорт и энергетика. "В 21-м веке есть множество глобальных проблем, которые не признают границ. Мы надеемся на развитие эффективного регионального сотрудничества между странами Южного Кавказа", - заявила посол Германии. (PanARMENIAN.Net).

5 марта армянская делегация во главе с заместителем министра иностранных дел РА Арменом Байбурдяном отбыла в Брюссель для участия в 3-м этапе переговоров между представителями Евросоюза и Армении по разработке Программы действий - основного политического документа, по которому в течение ряда предстоящих лет будут развиваться взаимоотношения Армения-ЕС. Программа предусматривает реформы в сферах политики, экономики, юстиции, в развитии рыночных отношений, производства, энергетики, транспорта и т.д. В случае удачного завершения переговоров Программа действий будет представлена на ратификацию Совета ЕС. ("А1 плюс").

Как сообщает газета "Аравот", в принципах стратегии национальной безопасности Армении подчеркивается: "Армения видит свое стабильное и безопасное развитие в европейских рамках. Отношения с европейскими структурами имеют для Армении ключевое значение". Вместе с тем в разделе "Отношения с ведущими странами" указано: "Отношения Республики Армения с Россией носят стратегический характер и своей ключевой ролью и значением представляют важность для максимальных гарантий безопасности Армении". В отношении США отмечается, что "приоритетное значение для Армении имеет развитие многокомпонентного сотрудничества в деле становления демократической государственности и национальной безопасности".

Между тем "Аравот" указывает, что Госдеп США "недоволен Арменией по всем аспектам". В частности, газета пишет, что первый заместитель помощника госсекретаря Курт Уолтер в ходе своей лекции на тему "Трансатлантическая безопасность: значение НАТО" в университете Говарда в Вашингтоне заявил, что Армении еще много придется работать для установления демократических институтов и продолжения экономических преобразований в стране.

Митинг в Ереване

Призывы к объединению всего армянства в борьбе за отстаивание национальных интересов прозвучали на многолюдном митинге, состоявшемся на ереванской площади Республики 28 февраля. Митинг, посвященный 18-й годовщине массовых погромов армян в азербайджанском городе Сумгаит, был организован Армянской революционной федерацией "Дашнакцутюн" (АРФД) совместно с ереванской городской мэрией. Выступивший на митинге член бюро АРФД, вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении Ваан Ованнисян отметил, что события, которые произошли в Сумгаите 18 лет тому назад, продемонстрировали миру лицо Азербайджана: "Азербайджанцы не изменились и продолжают сегодня то, что делали в 1918-1920 гг., но изменились мы, ибо имеем боеспособную армию. Сегодняшний митинг не случайный, ибо те, кто родился в 1988 году, будут призваны в этом году в ряды Вооруженных сил". Ованнисян отметил, что самым большим завоеванием последних лет является независимость и безопасность Нагорного Карабаха. По его словам, те, кто не платит налоги, и вообще все те, кто решают лишь собственные вопросы в ущерб интересам народа, служат Азербайджану. Ованнисян отверг предположения о том, что в случае угрозы безопасности Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) никто не встанет на его защиту: "Я уверен, что наше общество вновь сумеет объединиться, и сегодня - не день траура, сегодня - день победы". На митинге было множество знамен и плакатов следующего содержания: "Ненаказанный Сумгаит породит в мире новые сумгаиты", "Пока в Азербайджане есть фашизм, ксенофобия и вандализм - урегулирование невозможно", "Нет турецкому фашизму", "Азербайджанский режим - рассадник расизма" и др. ("Ноян Тапан").

"Вчерашний митинг напоминал мобилизацию, - написала на следующий день газета "Айкакан жаманак". - Таким образом армянский народ, в лице Роберта Кочаряна, показывает, что готов к войне... Конечно, все это связано с переговорами в Рамбуйе, где Кочаряну была сделана "предъява" сдать все освобожденно-оккупированные территории". Необходимо отметить, что если Кочарян выдвигает международной общественности ультиматум, то это доказывает, что международная общественность также выдвинула ему ультиматум. Пока что только в вопросе "освобожденно-оккупированных" территорий (в Армении и Карабахе контролируемые армянами районы вокруг Нагорного Карабаха называют "освобожденными территориями", в Азербайджане - "оккупированными" - прим. ИА REGNUM), подчеркивает газета.

После провала переговоров в Рамбуйе и в Армении, и в Азербайджане возникла проблема пропаганды, пишет газета "Чоррорд Ишханутюн". "Азербайджан должен был объяснить международному сообществу, почему сорвались переговоры, и с этой целью была развернута целая кампания: каждый, кому не лень, сжигал государственный флаг Армении, заявлял, что необходимо немедленно стереть Армению с политической карты мира. В Армении же властям надо было показать, на какие гигантские уступки они идут, соглашаясь вернуть часть освобожденных территорий, и что наша общественность категорически возражает".

"Мессидж партии войны". Так озаглавил ереванский корреспондент лосанжелесской армянской газеты "Жаманак" статью, освещающую состоявшийся в Ереване антиазербайджанский митинг. "Создавалось впечатление, что протестующие не армяне, а все те же бандиты из Сумгаита... однако колыхающиеся невдалеке плакаты с надписью "Мы маму турков" подчеркивали горькую реальность: это Зорий Гайкович (писатель-публицист Зорий Балаян - прим. ИА REGNUM) "пугал" согнанных на площадь школьников выходом Армении из переговорного процесса". Газета пишет, что в Армении всегда были люди, "используемые в определенных целях". В частности, утверждает "Жаманак", "коричневый альянс" (партия "Дашнакцутюн" и Зорий Балаян - прим. ИА REGNUM) под руководством "мэтра Гайковича" каждый раз используется "для войны, терроризма и развала страны". По словам газеты, в отличие от сегодняшнего дня, участники митингов 88 года не доходили до параноидального состояния: "Не хуже ли Сумгаита то, что вы, якобы в знак солидарности с 88-м, заставляете детей потрясать в воздухе кулачками, "используя", на самом деле, эти кулачки во имя Роберта Кочаряна и Сержа Саркисяна". "Сколько бы не изливали желчь армянские агенты многократного пользования российских спецслужб, как бы ни взывали своими беззубыми ртами к мечу и огню, все равно - нет в нашем обществе общественного заказа на войну", - заключает газета.

В последнее время у нас наблюдается странная тенденция: своими же руками поставить знак равенства между нами и азербайджанцами, пишет редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян. "Стоит ли на азербайджанскую истерию отвечать истерией армянской, организовывать, в ответ на их дикие выходки, такие же акции в Армении? Тем более, что более чем очевидно: акции эти не носят спонтанный характер - они организованы определенными властными кругами".

"Айкакан жаманак" распространила заявление группы оппозиционных политических деятелей. В заявлении сказано: "Последние события в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта свидетельствуют о том, что первоочередной внутри- и внешнеполитической задачей властей Армении и Азербайджана продолжает оставаться сохранение установившегося с 1994 года статус-кво. Роберт Кочарян, узурпировавший в 1998 году власть путем спекулирования проблемой Нагорного Карабаха, ради продления своей власти продолжает руководствоваться принципом необходимости срыва процесса мирного урегулирования, задерживая, таким образом, нормальное развитие Армении. В результате проводимой в течение последних 8 лет политики в Армении произошла стагнация как политической, так и экономической областей: сведены на нет все достижения в сферах демократии, прав человека, свободы СМИ, вместо рыночных отношений установились олигархическая экономика и квазифеодальные отношения; отстранение от крупных региональных экономических и геополитических программ и беспрецедентный уровень эмиграции наносят необратимый ущерб важнейшим составляющим государственности Армении, что становится прямой угрозой безопасности населения Нагорного Карабаха. Для оправдания политики неурегулирования конфликта прислуживающие режиму партии и покорные СМИ, создавая иллюзию крайнего шовинизма, пытаются показать, что общественность Армении не готова к мирному урегулированию карабахского конфликта и мирному сосуществованию со своими соседями. Мы, как граждане Республики Армения, будучи уверенными, что отказ от создавшейся сегодня возможности установить достойный мир чреват новыми и необратимыми потерями для Армении и Арцаха, категорически осуждаем политику действующих властей Армении, направленную на неурегулирование карабахского конфликта. Будучи глубоко озабочены государственностью Армении и судьбой Нагорного Карабаха и с целью превратить Армению в полноправного члена Европейской семьи, мы преумножим наши усилия, направленные на установление демократии в стране, на становление Армении полноценным субъектом регионального сотрудничества, на обеспечение устойчивой безопасности региона". Заявление подписали представители либерального крыла внепарламентской оппозиции Грачья Галстян, Агаси Енокян, Ваагн Хачатрян, Ованес Ованнисян, Петрос Макеян и Давид Шахназарян.

Комментарий политиков к интервью президента Армении

Как сообщает ИА REGNUM, 3 марта президент Армении Роберт Кочарян дал интервью армянским телекомпаниям. С полным текстом интервью можно ознакомиться по адресу http://www.regnum.ru/news/armenia/599743.html.

Вице-спикер Национального Собрания Армении Тигран Торосян в беседе с газетой "Азг" заявил, что полностью разделяет точку зрения президента: "Азербайджаном уже сделаны милитаристские заявления о намерении решить карабахскую проблему военным путем, и в этом смысле очень важно правильно воспринять данную президентом оценку развития событий на случай срыва переговорного процесса".

Другой вице-спикер, Ваган Ованнисян, в беседе с газетой "Айоц Ашхар" подчеркнул: "Если в Баку до сих пор говорят только о силовых методах решения вопроса, то Армения должна быть готова к нанесению контрудара. В нашей тактике необходимо исключить страусиную политику. Невозможно спрятать голову в песок и прикидываться, что не видишь откровенно высказываемой позиции азербайджанской стороны".

В ответ на вопрос газеты "Аравот", как следует понимать заявления Роберта Кочаряна - как ответ на агрессивные высказывания азербайджанской стороны или как намек на подготовку к войне, лидер оппозиционной партии "Национальное единение" Арташес Гегамян сказал: "Я придерживаюсь совершенно другого мнения. Это был ответ паникующего человека". По словам председателя партии "Новые времена" Арама Карапетяна, в заявлении президента есть два важных момента: "Во-первых, неужели полностью исчерпаны дипломатические средства урегулирования проблемы, если о вероятности войны начали говорить и мы? Я так не считаю. Во-вторых, мне не кажется, что сейчас, когда ситуация обострена, признание независимости НКР можно использовать в качестве козыря. Когда мы окончательно убедимся, что дипломатические возможности исчерпаны, это может стать для нас крайним шагом. Трудности вызваны тем, что сами власти Армении во всех вопросах загнали себя в тупик. Вне страны они, наверное, дали столько обещаний, а государства мира так долго закрывали глаза на процессы, происходящие внутри Армении, что сейчас властям будет трудно выпутаться из этой ситуации. Я также не считаю, что на угрозы азербайджанцев мы должны отвечать так, как отвечаем сейчас. Пришел момент проявить серьезность, оценить ситуацию и искать из нее выходы. Если этот выход предполагает, что руководство страны должно частично или полностью отказаться от своей власти, значит, оно должно пойти на такой шаг. Потому что сохранение собственной власти нельзя превращать в фетиш". Председатель Демократической партии Армении Арам Саркисян отметил, что приветствовал бы заявления Кочаряна, если бы точно знал, что в вопросе Карабаха Армения проявила инициативу и не согласилась пойти на уступки. На самом деле все наоборот, считает Саркисян: "Именно уступчивость армянской стороны стала причиной того, что сегодня у Алиева (президент Азербайджана - прим. ИА REGNUM) непомерный аппетит". "Что касается тона заявлений Кочаряна, то в них чувствуются воинствующие нотки. Мне кажется, это наиболее опасный вариант, который может угрожать Армении и Азербайджану. Если президенты решили урегулировать карабахскую проблему вооруженным путем, то это будет означать, что козлами отпущения станут не только эти две страны. Весь регион окажется втянутым в широкомасштабную войну", - сказал Саркисян. Член правления Армянского общенационального движения Ованнес Игитян выступил в защиту позиции предыдущей власти, которая сводилась к следующему: "Переговоры за круглым столом. В качестве основных сторон в них должны участвовать Нагорный Карабах и Азербайджан. Армения должна участвовать в качестве гаранта безопасности НК и защитника его интересов. Тот формат переговоров, который действует сегодня - Армения-Азербайджан, приводит к напряженности. Заявления и азербайджанской, и армянской сторон, а также последние заявления Роберта Кочаряна - следствие именно этого неправильного формата. Вообще же, если давать оценку, то мне кажется, что каждая сторона, прежде чем сделать какой-либо шаг или какое-либо заявление, должна задаться вопросом: к чему это приведет - к осуществлению поставленных целей или отдалению от них? Я не думаю, что заявление Кочаряна может привести к урегулированию карабахской проблемы. Я придерживаюсь противоположного мнения. Мы принимаем тактику Азербайджана, ведущую к усилению напряженности, и тем самым помогаем ему. Это заявление в какой-то степени доказывает навязываемую Азербайджаном точку зрению о том, что Армения - основная сторона переговоров, что она агрессор и оккупант. Не думаю, что Армения вообще должна выступать с агрессивными заявлениями. Ответ Армении на заявления Азербайджана должен сводиться к следующему: Армения всеми средствами будет оказывать содействие Нагорному Карабаху. И ничего больше".

По мнению газеты "Айкакан жаманак", Роберт Кочарян понимает, что армяно-азербайджанская война может стать необходимой для сохранения поста президента: "Зимой 2008 года, когда все начнут готовиться к президентским выборам, на армяно-азербайджанской границе начнутся ожидаемые события, и Кочарян подпишет указ о введении военного положения, в условиях которого запрещается проводить президентские выборы".

Внутренняя политика: навстречу парламентским и президентским выборам

Младший брат Сержа Саркисяна (министр обороны РА - прим. ИА REGNUM), дипломат Левон Саркисян, отвечая на замечание газеты "Иравунк" о том, что сегодня интенсивно обсуждается возможность выдвижения на президентских выборах кандидатуры Сержа Саркисяна, сказал: "Конечно же, я хочу, чтобы он стал президентом, и сделаю для этого все, что от меня зависит". В ответ на высказанное газетой предположение о том, что Роберт Кочарян ревниво относится к возможности занятия Сержем Саркисяном поста президента, Левон Саркисян ответил: "А я думаю, что для Кочаряна не должно быть разницы, кто станет президентом". По поводу оценок непревзойденных рычагов влияния и возможностей своего брата в политическом поле, дипломат сказал: "Могу отметить лишь одно важное обстоятельство: очень многие пострадали от его принципиальности. Подавляющая часть оппозиции - бывшие высокопоставленные чиновники, которые лишились своих кресел. Разве не естественно, что они должны мстительно и с завистью относится к моему брату, который уже 17 лет занимает влиятельную должность?" Что касается разговоров об имеющемся в США состоянии третьего брата, предпринимателя и депутата Александра Саркисяна, то: "Правда лишь то, что он в США начал строительство жилого здания. Всего лишь. Правда в том, что в отношении нашей семьи ничего хорошего видеть не хотят".

"В 2007 году оппозиция получит больше половины реальных голосов, но выделят ей приблизительно 15 процентов. Основная борьба разовьется за остальные 85", - прогнозирует газета "Аравот". Участие в этой борьбе примут: а) партии высокопоставленных чиновников и олигархов (Республиканская партия, "Процветающая Армения"), б) партия средней бюрократии ("Новая страна" - здесь соберутся те замминистры и начальники управлений, которые мечтают стать министрами), в) провластно-националистические партии (АРФ "Дашнакцутюн", "Союз"), г) провластно-либеральные партии ("Оринац Еркир", "Объединенная трудовая партия"). По мнению газеты, вместить эти партии в 85 процентов теоретически возможно: "Пока что трудно сказать, как поведет себя президент, от которого зависит окончательная мозаика парламента - разделит ли он поровну места среди своих партий или назначит одну из них более или менее ощутимым большинством?" Определенный электорат есть и у АОД (бывшая партия власти Армянское общенациональное движение - прим. ИА REGNUM) и компартии, продолжает газета, но этим двум партиям, конечно же, войти в парламент не дадут, поскольку в таком случае парламент хоть немного станет походить на политический орган. А власть заинтересована в том, чтобы НС оставался "объектом" отмывания денег, каким он является сегодня и каким в еще большей степени станет завтра, заключает "Аравот".

"Должность генерального прокурора - не политическая должность, следовательно, бессмысленно создавать партию для ее "политического укрепления"". Об этом, пишет газета "Айоц Ашхар", заявил генеральный прокурор Армении Агван Овсепян в ходе своей "мини-пресс-конференции". По поводу создания партии на основе земляческого союза "Ниг-Апаран" и депгруппы "Народный депутат" Овсепян, согласно газете, сказал: "Делал и буду делать все для того, чтобы союз не вмешивался бы в политические процессы, тем более от стремления перерасти в партию... Политикой не занимался, не занимаюсь и не буду заниматься".

"Ниг-Апаран" не станет партией", подчеркивает газета "Айастани Анрапетутюн".

В то же время в беседе с газетой "Айкакан жаманак" генеральный прокурор РА Агван Овсепян подтвердил, что на основе земляческого союза "Ниг-Апаран" и депгруппы "Народный депутат" будет создана партия. "Общественная потребность в такой партии есть", - сказал генпрокурор, отметив вместе с тем, что сам он в партию входить не будет. Несмотря на это, пишет газета, очевидно, что де-факто лидером этой партии будет именно Агван Овсепян. А это означает, что если Кочарян не захочет становления этой партии, то он всего лишь подпишет указ о смещении Овсепяна с должности так, как он поступил с председателем инициативной группы партии "Новая страна" Арташесом Туманяном, сместив последнего с должности руководителя своего аппарата. И вот после такого шага видно станет, о каком "общественном заказе" говорил Овсепян, иронизирует газета.

Неожиданно для многих, подал в отставку руководитель аппарата президента РА Арташес Туманян, и его должность перешла "серому кардиналу" властей, и без того имевшему гигантское теневое влияние и являющемуся ушами и руками Роберта Кочаряна, Армену Геворгяну, пишет газета "Иравунк". Характеризую Геворгяна, газета пишет: "Он является не только главным "фильтром" поступающей Кочаряну информации, но и лицом, от которого зависит когда и как тот или иной политический деятель или должностное лицо получит возможность встретиться с Кочаряном. Он известен также как наиболее жесткий цензор телепередач... Кроме всего этого, Армен Геворгян фактически контролирует огромный сектор бизнеса и имеет серьезные экономические рычаги. В основном с его именем связана "элитарная" застройка центра Еревана, которая сопровождалась насильственным изгнанием местного населения". Газета утверждает, что карьера этого "избегающего публичных выступлений молодого чиновника с внешностью отличника" означает новый поворот во внутриполитической жизни Армении.

Отставка Арташеса Туманяна свидетельствует об одном - Кочарян чувствует, что его позиции ослабли, пишет газета "Чоррорд Ишханутюн". "Если этот шаг был заранее запланирован, значит, Кочарян оценивает свои позиции настолько ослабленными, что "бросил в бой" одного из самых опытных своих соратников (речь идет о бывшем помощнике президента Армене Геворгяне - прим. ИА REGNUM). А если Туманян сам решил уйти, то это еще больше говорит о слабости Кочаряна. В противном случае высокопоставленный чиновник никогда бы не отказался от своего поста ради неопределенной политической деятельности".

Газета "Айкакан жаманак" считает, что еще в бытность помощником президента Армен Геворгян считался вторым человеком в аппарате президента - "после Роберта Кочаряна".

Сколько будет стоить газ?

Относительно новых тарифов на природный газ Армения не достигла пока какого-либо соглашения с Россией. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", в беседе с журналистами 1 марта заявил министр энергетики РА Армен Мовсисян. По его словам, переговоры с российской стороной продолжатся до решения вопроса. По словам министра, влияние подорожания газа на сферу энергетики можно будет рассчитать только после того, как Комиссия по урегулированию общественных услуг изучит заявку "Армросгазпрома" на двукратное повышение нынешнего тарифа и уточнит тариф на природный газ. На вопрос члена фракции "Справедливость" Татула Манасеряна, какой ущерб может понести госбюджет в связи с повышением цены на газ, министр финансов РА Вардан Хачатрян ответил, что правительство готово к подобному повышению цен и приблизительно рассчитало, какие дополнительные расходы предстоят. По словам министра, в связи с повышением тарифа на газ возникнет необходимость перераспределения средств в бюджете.

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", компании "Армросгазпром" и "Трансгаз" обратились в Комиссию по урегулированию общественных услуг с предложением пересмотреть тариф на газ и некоторые услуги по обслуживанию. В заявке предлагается поднять эти цены почти вдвое. Отмечая, что Комиссия должна рассмотреть заявку в течение 90 дней, газета пишет: "Конечно, это не означает, что Комиссия не может провести эту процедуру в более сжатые сроки, что, скорее всего, и будет сделано, чтобы уже 1 апреля, когда закончится срок предоставления Армении ценовых льгот, сразу вступили в силу новые цены".

Основной волнующий население вопрос заключается в том, повысится ли и насколько повысится стоимость потребляемого им газа, пишет газета "Азг". "Несмотря на то, что "Армросгазпром" предложил вдвое поднять цену на газ, компания не исключила возможности введения некоторых изменений. И, в конце концов, эти тарифы утверждает Комиссия по урегулированию общественных услуг, которая, как правило, устанавливает более низкую, нежели бывает в заявке, цену", - утешает "Азг".

По словам пресс-секретаря компании "Армросгазпром" Шушан Сардарян, переговоры о механизмах компенсации повышения газовых тарифов между Россией и Арменией пока продолжаются: "Мы предъявили заявку на пересмотр цен, чтобы в случае повышения цен смогли бы уложиться в сроки". Так что, пишет газета "168 Жам", повышение цен на газ становится реальностью. Реальностью является также то, что "Армросгазпром" продает потребителю газ более чем по двойной цене. На настоящий момент компания покупает 1000 куб. м газа на территории Армении за 54 доллара, а продает потребителю за 130. Та же картина будет в случае новых тарифов - покупать будут за 110 долларов, а продавать за 240, заключает газета.

Экономика

В январе этого года поступления в госбюджет РА по линии налога на прибыль по сравнению с тем же месяцем прошлого года выросли на 51,3% и составили около 3 млрд. 514,9 млн. драмов (около 9 млн. долларов США). По данным Нацстатслужбы РА, в отчетный год по линии налога на добавленную стоимость поступления в бюджет выросли на 12,5% и составили около 11 млн. драмов, а по линии акцизного налога сократились на 4,3% и составили 3 млрд. 363,6 млн. драмов. В январе этого года по линии подоходного налога поступления в бюджет выросли на 100,6% и составили около 2 млрд. 791,5 млн. драмов, по фиксированным платежам - на 5,2%, составив 994,6 млн. драмов, а таможенная пошлина - на 4,5%, составив 988 млн. драмов. Поступления по линии упрощенного налога сократились на 20,1% и составили около 706,6 млн. драмов. Другие налоговые поступления в госбюджет в январе 2006 года выросли на 57,7% и составили 339,5 млн. драмов. В то же время агентство "Ноян Тапан" сообщает, что в январе прошлого года доходы государственного бюджета РА по сравнению с тем же месяцем прошлого года сократились на 0,4% и составили 27 млрд. 932 млн. драмов (около 63,6 млн. долларов США). По данным Нацстатслужбы РА, текущие доходы госбюджета сократились на 9,9% и составили 25 млрд. 179,8 млн. драмов, а налоговые поступления выросли на 19,3% и составили 23 млрд. 233,3 млн. драмов. Расходы госбюджета составили в январе 2006 года 17 млрд. 151,6 млн. драмов, что на 48,7% превышает соответствующий показатель предыдущего года. Профицит бюджета составил 10 млрд. 780,4 млн. драмов.

В Армении есть уран, однако говорить о его объемах и целях использования пока преждевременно. Об этом, сообщает газета "Жаманак", заявил в Ереване начальник управления горнодобывающей промышленности Министерства торговли и экономического развития Армении Артур Ашугян. Ашугян добавил, что американская компания "Global Gold Corporation" проводит в настоящее время исследования, которые позволят оценить эффективность добычи урана в республике. Ашугян сообщил также, что до конца 2008 года в Зангезурский медно-молибденовый комбинат (ЗМКК) будет инвестировано $157 млн. Инвестиции будут направлены на увеличение объемов добычи молибдена, которые к 2008 году составят 12,8 млн. тонн. ЗМКК был приватизирован в 2004 году за $132 млн. Владельцами комбината являются немецкая компания Cronimet (60%) и армянские компании "Завод чистого железа" (15%), "Armenian molibdenum production" и "Zаngezur mining" (по 12,5%).

В 2005 году около 98% наличных денег у обеспеченного слоя населения составила инвалюта, у самого бедного слоя - 11%. Эти показатели зафиксированы в проведенном статистическим управлением ЦБ РА исследовании "Оценка уровня наличной долларизации в РА". Как сообщает "Ноян Тапан", согласно исследованию, девальвация доллара нежелательна для обеспеченных слоев населения. Отмечается, что в течение 2005 года уровень долларизации экономики РА сократился, а уровень драмизации - вырос. Несмотря на это, Армения все еще считается высоко долларизированной страной, поскольку 60% массы эффективных денег составляет наличная инвалюта. По результатам опроса 2005 года, проведенного ЦБ РА, находящаяся в обороте инвалюта составила сумму, эквивалентную 1 млрд. 50 млн. долларов. 94,8% от этой суммы составляют доллары США (около 1 млрд. долларов), 4,4% - евро (около 35 млн. евро) и 0,8% - российские рубли (200 млн. российских рублей). В доходах населения в 2005 году чуть сократилась доля получаемых из-за границы денег, составив 23,8% (в 2004 - 26%, в 2003 - 25,7%). Этот факт свидетельствует о том, что доходы населения растут быстрее, чем получаемые из-за рубежа суммы. Больше половины денег из-за рубежа поступает через банки, около 15% - через другие организации, 29% - в основном наличным способом. Удельный вес трансфертов, получаемых посредством организаций, вырос за счет снижения удельного веса трансфертов, получаемых в виде наличности, а получение трансфертов через банки осталось без изменений. Преобладающая часть трансфертов получается из России (45%) и США (30%). Больше половины средств, получаемых посредством банков и в виде наличности, приходит из России, в то время как большая часть перечислений через организации - из США.