Волчанск наш! Как русские закрепились на окраине Дикого поля
На харьковском направлении наиболее ожесточенные бои продолжают идти за город Волчанск. По результатам стремительного наступления, начавшегося в ночь с 9 на 10 мая, к концу месяца наши военные освободили уже половину городских кварталов, дойдя до естественной преграды — реки, через которую ВСУ подорвали мосты. Противник, «подгребая» резервы, навязал тяжелые позиционные бои от улицы к улице. Но пусть и медленное, продвижение российских войск продолжается.
Цель — не только в том, чтобы обезопасить Белгород, Шебекино и другие города российского приграничья от украинских атак (налёты на Белгородскую область и артобстрелы шли зачастую как раз с позиций у Волчанска и Липцов; Волчанск же был базой для украинских ДРГ).
Задача также в том, чтобы освободить старинный русский город, оказавшийся в составе «незалежной» Украины в силу исторической случайности.
Решающие события пришлись на юбилейный год — городу в 2024-м исполняется 350 лет.
России на поле боя приходится напоминать и доказывать, что эти места ею освоены и обустроены задолго до основания Санкт-Петербурга или тем более Сочи.
Украинная русская земля
В московском Центральном архиве древних актов хранится документ, подтверждающий дату основания города.
В 1674 году белгородский воевода князь Григорий Ромодановский писал чугуевскому воеводе Фёдору Соковнину:
«По указу Великаго Государя, Царя Великаго Князя Алексея Михайловича, велено Нижегольскому Черкашенину Мартыну на реке Волчьих водах строить слободу, а на житье призывать свою братью Черкас из Малороссийских и Заднепровских городов; а других людей отнюдь не принимать».
Чугуев, где на воеводстве был думный дворянин Фёдор Соковнин, был основан во времена первого царя из династии Романовых Михаила Фёдоровича как форпост Русского царства. Ныне в Харьковской области, пока что под контролем Украины, в тылу у ВСУ.
Нежеголь, откуда по царскому распоряжению был призван черкашенин (выходец из Малороссии) Мартын, сейчас село по нашу сторону границы, в Белгородской области.
Но собственно к Малороссии эти земли бывшего Дикого поля отношения не имели.
Земля, на которой были основана слобода Волчьи Воды, принадлежала российским государям с 1503 года, но долгое время не осваивалась из-за опасности татарских набегов. Серьёзное строительство началось лишь при царе Михаиле Фёдоровиче, когда государь разрешил православным беженцам из владений польского короля поселяться на неосвоенных землях Дикого Поля и прилегающих к нему лесов.
Сразу после основания будущего Волчанска, в том же 1674 году, русским властям пришлось провести на новом фронтире своего рода спецоперацию. Выяснилось, что посланный для основания пограничной слободы «нижегольский черкашенин» Мартын принимает у себя «полковых и городовых людей» и «от службы укрывает». т.е. делает то, что прямо воспрещалось воеводой Ромодановским: даёт убежище дезертирам из царского войска, вместо того чтобы привлекать казаков-малороссов из владений Речи Посполитой. Поэтому из Белгорода на Волчьи Воды для наведения порядка был послан «рейтарского строя майор Роман Белгузин с разными людьми».
При всех местных особенностях и «черкасы из заднепровских городов», и присланные из Москвы чиновники в равной степени считали себя русскими и православными. Те из них, кто жил в приграничных полосах тогдашних государств, назывались украинными. Такой украинной землёй Русского государства была и Слобожанщина — нынешние территории Сумской, Харьковской областей Украины, севера ДНР и ЛНР и юго-запада Брянской области РФ.
Управлялась Слобожанщина царскими воеводами и местным полковым начальством. Приписать эти земли к Гетманщине — якобы самостоятельному «казачьему государству» XVII–XVIII веков, к которому возводит себя современная Украина, не получится при всём желании киевских идеологов. Никакого гетманского правления здесь не было, оно начиналось за речкой Коломак. Там и была Малороссия.
Таким образом, город Волчанск, ранее именуемый Волчьими Водами, возник на русской земле и заселялся русскими людьми.
О том, кто жил в Волчанске в 1682 году, когда чугуевец Роман Ожегов приводил местных жителей к присяге юным царям Ивану и Петру, мы можем узнать из Крестоприводной книги, куда записывали всех служивых людей. Там указаны и казаки, и дети боярские (воинское сословие, которое, в том числе, несло сторожевую службу). Все — бесспорные подданные российских государей. Многие из них сражались под началом воеводы Григория Ромодановского в «Чигиринском сидении» — обороне крепости Чигирин от турок и крымских татар в 1677 году. Многие будут сражаться в Крымском походе князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи, и в Азовских походах молодого Петра I, и в Северной войне.
Бегущий волк в голубом поле
Сама же Волчанская слобода оставалась одним из форпостов на неспокойной степной границе — до продвижения Российского государства далее на юг. Более полутора веков назад архиепископ Филарет (Гумилевский) писал:
«Надобно только заметить, что древняя земляная крепость Волчанская находилась за версту от нынешнего Волчанска на северо-восток. Остатки её ещё ныне видны. Построение городка на нынешнем месте относится к 1688 г., как и полагает общее мнение». Туда же был перенесён из старой крепости и храм Святителя Николая.
С конца XVII века городок оказывается уже в ближнем тылу — фронтир переместился на Изюмскую черту, оборонительную линию от нынешнего села Стрелецкое (Красногвардейский район Белгородской области) до города Царёв-Борисов (сейчас городище в Изюмском районе Харьковской области).
К концу следующего века Российская империя по итогам нескольких русско-турецких войн вышла к Чёрному морю. К тому моменту земли бывших слободских казацких полков давно стали «обычными» губерниями.
25 апреля 1780 года Екатерина Великая учредила Волчанский уезд. С небольшими изменениями, называясь потом районом, он просуществовал вплоть до 17 июля 2020 года, когда уже при Владимире Зеленском был механически присоединён к Чугуевскому району.
21 сентября 1781 году указом Екатерины II были утверждены гербы городов Харьковской губернии, среди которых и герб Волчанска: «В верхней части щита герб Харьковский. В нижней — бегущий волк в голубом поле, означающий имя сего города».
«Украинского у нас никто не понимает»
Так и жил этот край все годы, активно взаимодействуя с соседними землями, и не было никакой жёсткой разделительной линии, отделявшей его от остальной России. Земли помещиков Ребиндеров, например, располагались преимущественно в Волчанском уезде, а усадьба — в Шебекине (ныне в Белгородской области).
В Волчанском уезде родился популярный в советское время драматург, автор «Любови Яровой» Константин Тренёв, из чьего наследия больше всего помнят реплику: «Пустите, пустите Дуньку в Европу!». Менее известно, что историческую драму Тренёва «Пугачёвщина» поставил в МХТ Владимир Немирович-Данченко (сам выходец из малороссийской казачьей старшины, превратившейся в дворян Черниговской губернии). Надо ли говорить, что драматург писал по-русски.
Но события 1917 года вновь превратили тихий уездный город в российской глубинке в стратегический пункт на, как бы сейчас сказали, линии боевого соприкосновения. До апреля 1918 Волчанск был частью Донецко-Криворожской республики, входившей в состав РСФСР. После Брестского мира город оккупировали немецкие войска — и он оказался в марионеточной «Украинской державе» гетмана Павла Скоропадского.
Интересно, что этим временем — ноябрём 1918-го — датируется документ, касающийся попыток украинизации школ в Волчанском уезде. Почти все школы тогда сказали мове однозначное «нет». Были приведены наиболее характерные ответы в анкетах:
«1) русский язык более нам знаком, чем украинский;
2) обучение на украинском языке является для нас совершенно непонятным;
3) вести занятия по-русски, считая переход с русского языка на литературный украинский, уходящий от местного языка, трудным;
4) не на украинском, которого у нас никто не понимает».
И это, заметим, опрашивались сельские школы.
От искусственной границы — к линии фронта
Во время Гражданской войны город захватывали то «самостийники» — петлюровцы, то сторонники единой и неделимой России из армии Деникина, то Красная армия. По итогам войны большевики предпочли не восстанавливать Донецко-Криворожскую республику (упразднённую решением Москвы в феврале 1919-го), а включить Слобожанщину и Донбасс в состав УССР.
Так Волчанский район оказался в составе Украины, а соседний Шебекинский, который мало чем от него отличается — в составе Курской, а затем Белгородской области РСФСР. Имя города вместо твёрдого знака на конце (Волчанскъ) официально обзавелось «украиномовным» мягким знаком — Вовчанськ.
В 1991-м виртуальная административная граница стала реальной, государственной, а тридцать с небольшим лет спустя она превратилась в линию фронта. Места, где некогда стояли передовые рубежи России, стали плацдармом для нападений на Россию — как и 350 лет назад, во времена Дикого поля.
Сперва весной 2022 года, а затем сейчас, с началом майского наступления, российские войска ведут бои за освобождение Слобожанщины.
Бакшеевка — родное село советского классика, лауреата Сталинской премии Константина Тренёва, стало базой для 82-й десантно-штурмовой бригады ВСУ (которой был нанесён урон во время боёв 25 мая). В Волчанск перебрасываются всё новые подкрепления ВСУ из-под Купянска, Часов Яра и с более дальних участков фронта.
Освобождение города будет означать, что он окажется на переднем крае — так же как и в момент основания, в те времена, когда царь Алексей Михайлович давал указания воеводам на оборонительных чертах: «Сообща эти новые города и живущих в них служилых черкас в плен и расхищение не выдать».
- «Стыд», «боль» и «позор» Гарри Бардина: режиссер безнаказанно клеймит Россию
- Производители рассказали, как выбрать безопасную и модную ёлку
- Глава МИД Турции Фидан назвал Путина хорошим стратегом в отношении Сирии
- Обнародовано видео последствий ракетного удара в Рыльске — 1031-й день СВО
- В Москве с 1 января увеличится социальная доплата для пенсионеров