Предприятия Донбасса продолжают платить налоги Киеву, в частности, из-за неразвитости финансово-банковской системы ЛНР и ДНР. В этом вопросе, как убеждены эксперты, народным республикам нужно стремиться к полной автономии от Киева

Банки Южной Осетии и Абхазии, открыв свои подразделения на территории народных республик Донбасса, могли бы помочь ЛНР и ДНР проводить фискальную политику, считают эксперты.

Неразвитость финансово-банковской системы ДНР и ЛНР является одной из причин того, что тысячи предприятий, находящихся на территории Новороссии, продолжают платить налоги в Киев, тем самым не только спонсируя украинскую экономику, но и помогая киевскому режиму в продолжении «антитеррористической операции», сообщил 24 апреля корреспонденту ИА REGNUM руководитель Центра координации «Новая Русь» Алексей Анпилогов.

«Такая ситуация наблюдается, потому что большинство крупных предприятий (а мы не ведем сейчас речи о частном бизнесе, который работает в основном с наличными деньгами, мы говорим о предприятиях, которые работают по безналичному расчету) по-прежнему зарегистрированы в киевском юридическом пространстве. В первую очередь для коммерческой деятельности юридическим пространством является банковская система. Регистрация любого предприятия в ЛНР и ДНР сопряжена с массой трудностей, которые связаны с неразвитостью независимой от Киева банковской системы», — сказал Алексей Анпилогов.

Он отметил, что выплата налогов предприятиями Донбасса Киеву наносит ущерб не только ДНР и ЛНР, но и Российской Федерации. «Российская Федерация фактически на безоплатной основе осуществляет сейчас снабжение ДНР и ЛНР электроэнергией и газом. Таким образом, по факту часть этих денег в виде налогов используется Киевом как для поддержания экономики, так и напрямую на финансирование так называемой антитеррористической операции. Напомню, что среди налогов на зарплату есть такая статья, как налог на АТО. Предприятия, зарегистрированные в киевской юрисдикции и продолжающие платить налоги Киеву одновременно используют труд людей в ДНР и ЛНР и энергоресурсы Российской Федерации, поддерживая экономику оставшейся части Украины и не получая взамен ничего, кроме снарядов и пуль, потому что даже пенсии Киев отказывается выплачивать на подконтрольной Донецку и Луганску территории», — заявил он.

Однако, по словам эксперта, выход из этой ситуации существует. Для этого ЛНР и ДНР должны продолжать создание независимой от Киева денежно-финансовой системы, на основании которой можно выстроить и налоговую систему. «Первые шаги к этому уже сделаны. Наличные обращения внутри ЛНР и ДНР по факту сейчас практически полностью осуществляются автономно от Украины. А вот безналичное обращение пока осложнено тем, что ни один из российских банков в силу объективных причин не пошел на создание своих отделений на территории ДНР и ЛНР», — отметил Анпилогов.

Причем, как говорит эксперт, для работы подразделений российских банков на территории Новороссии нет юридического основания, поскольку Россия пока не признала ДНР и ЛНР. Выходом из ситуации, по его мнению, может стать так называемая серая юрисдикция. «В этом случае банк из непризнанных юрисдикций — юрисдикций Абхазии или Южной Осетии — может открыть свое собственное представительство в ЛНР и ДНР, и через счета этого банка обслуживать юридические субъекты республик, которым необходимо осуществление операций», — пояснил он. Абхазские и южноосетинские банки, как полагает Анпилогов, способны выполнять большинство функций, которые необходимы сейчас республикам.

Анпилогов резюмировал, что у ЛНР и ДНР есть только два пути — либо продолжать собственными ресурсами и частично ресурсами Российской Федерации финансировать киевский режим и его карательную операцию на Донбассе, либо даже с нарушением части международно-признанных юридических процедур строить свою собственную, независимую от Киева финансовую систему.

Председатель Комитета госстроительства Новороссии Владимир Рогов подтвердил существование проблемы, но указал на то, что процесс создания независимой банковско-финансовой системы занимает определенное время. «Москва не сразу строилась. Нужно понимать, что сразу выстроить схему налогообложения было бы нереально, потому что у народных республик не было собственной финансовой системы. Если говорить о тех предприятиях, которые платят налоги в бюджет Украины, то надо понимать, что чаще всего эти предприятия находятся под контролем лояльных Киеву олигархов, таких как Ахметов, Тарута и так далее. Во-вторых, надо понимать, что часто для экспортно-ориентированных предприятий нет другого выхода, потому что юрисдикция ДНР и ЛНР не дает возможности вести внешнеэкономическую деятельность. Сейчас, насколько мне известно, ведется работа с собственниками некоторых предприятий о перерегистрации их в российскую юрисдикцию или же юрисдикцию той же Южной Осетии, которая признала независимость ДНР и ЛНР», — объяснил он.

Рогов отметил, что ДНР и ЛНР могут предложить предприятиям более выгодные, интересные и привлекательные условия налогообложения, чем те, которые действуют на территории Украины. «Ставка налогообложения в ДНР и ЛНР значительно ниже, чем на оккупированной хунтой территорией бывшей Украины. Здесь отсутствует и налог на войну. Те же сельхозпредприятия уже получили налоговые льготы на два года, чтобы можно было восстановить сельское хозяйство и развить эту перспективную для региона отрасль», — сказал Владимир Рогов.

Он сообщил, что несколько тысяч предприятий перерегистрировались для того, чтобы платить налоги в бюджеты молодых республик. Причем это было сделано по их собственной инициативе. «Это было абсолютно добровольно. Но надо понимать, что большая часть этих предприятий представляют малый и средний бизнес, неподконтрольный олигархам», — уточнил Рогов.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, по словам назначенного Киевом главы Донецкой гражданско-военной администрации Александра Кихтенко, более 5 тыс предприятий, которые находятся на территории ДНР, перерегистрировались на Украине и в настоящий момент платят налоги и сборы в госбюджет Украины. Кихтенко также утверждает, что в 2014 году предприятия Донетчины заплатили в разные уровни бюджетов более 19 млрд. гривен (более 850 млн. долл. по сегодняшнему курсу) налогов и сборов.