В 2012 году новое руководство Приднестровской Молдавской Республики во главе с президентом Евгением Шевчуком сдало Республике Молдова ряд принципиально важных позиций Приднестровья. В результате этой политики, названной тактикой "малых шагов", позиции Тирасполя и его стратегического союзника - Москвы - оказались существенно подорваны. Непосредственно этот курс осуществляет министр иностранных дел ПМР Нина Штански.

Однако выяснилось, что полностью одобрявший, если не патронировавший "малые шаги" Запад не даёт денег. А именно в этом нуждались власти республики, с которой дефицит госбюджета составил 70%. Тогда, с конца 2012 года, команда Шевчука-Штански обратилась к пророссийской риторике и заговорила о евразийской интеграции. Это тоже не дало ожидаемого эффекта: денег как не было, так и нет. Правда, в СМИ появились сообщения, что финансы в Приднестровье будут поступать через некие некоммерческие организации.

Это - подлинное унижение ПМР. На такое никогда бы не согласился прежний президент ПМР Игорь Смирнов. Получается, что Москва теперь не желает иметь дело с союзным ей Приднестровьем через государственные структуры. И это - в период, когда Кишинёв настойчиво сближается с Западом и Румынией. Скорее всего, Россия полностью не доверяет нынешним лидерам ПМР, подозревая их в двойной игре и в симпатиях к Западу. К тому же формула "деньги через НКО" - это элементарный распил, когда финансы будут делиться уже без участия приднестровских партнёров. Выделят некую сумму, раздербанят ещё в Москве, часть переведут в ПМР, а вот за эту переведённую часть и заставят отчитаться.

В ситуации, когда финансовый вопрос не решается так, как рассчитывала правящая в Тирасполе группировка, Нина Штански, судя по всему, вновь впала в "западный" уклон. Как сообщило ИА REGNUM, на состоявшейся 23 апреля встрече с уполномоченной МИД Германии по Восточной Европе, Кавказу и Центральной Азии Антье Леендертсе, Нина Штански сказала, что "нет альтернативы формату "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). Это именно то, что хотели от неё услышать наблюдатели в указанном формате - ЕС и США.

Дело в том, что ранее Игорь Смирнов и дипломаты периода его президентства отмечали, что наиболее реалистичный формат - это "1+1". То есть ПМР и РМ. Это - стороны конфликта. А все прочие только помогают урегулировать противоречия между Тирасполем и Кишинёвом. И Тирасполь, и Москва всегда считали формат "5+2" сугубо консультативным. После прихода в МИД ПМР Нины Штански, никогда не работавшей в сфере дипломатии, она стала заявлять, что альтернативы "5+2" нет. Это даёт лишние козыри Республике Молдова, ЕС и США, которые постоянно утверждают, будто конфликт на Днестре не может быть никак решён вне этого формата. Подобные утверждения призваны ослабить роль России и, напротив, повысить значение в ходе переговоров Америки и ЕС. А их усиление будет работать против России и ПМР. Итак, круг замкнулся.

Анализируя слова Нины Штански вне контекста отступления приднестровской дипломатии перед Республикой Молдова и Западом в 2012 году, можно было бы предположить, что перед нами - простая некомпетентность, элементарный дилетантизм. Но я не могу исключать и сознательную сдачу позиций ПМР, что автоматически работает и против России. Как известно, Евгения Шевчука и Нину Штански в прошлом году публично предупреждали о последствиях капитуляции перед Кишинёвом, Брюсселем и Вашингтоном в виде "малых шагов". Предупреждения приднестровских государственников демонстративно игнорировались, а сдача позиций продолжалась. В результате, например, в приднестровских городах Рыбница и Бендеры расположились молдавские таможенники, а РМ, США и ЕС получили возможность требовать официального обсуждения вывода российских войск из ПМР, ухода российских миротворцев с берегов Днестра, а также статуса Приднестровья в составе унитарной Республики Молдова. Последнее получилось из-за того, что Нина Штански дала "добро" на включение в повестку дня переговоров в безальтернативном, по мнению Штански, формате, политических и институциональных вопросов, а также вопросов безопасности (Вена, 12-13 июля 2012 года). (Согласно утвержденной повестке дня переговоров в формате "5+2", которую неоднократно призывали и пытались нарушить Молдавия, Украина, ОБСЕ, ЕС и США, третья переговорная "корзина" (вопросы политики, безопасности, статуса ПМР) не наполнена содержанием и не подлежит обсуждению до тех пор, пока не будут решены вопросы из первой и второй "корзин" - "социально-экономические вопросы" и "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека" - прим. ИА REGNUM). И это несмотря на то, что Москва постоянно заявляла и заявляет о невозможности обсуждения в нынешних условиях подобных проблем!

Учитывая всё это, многие наблюдатели высказывают мысль, что позиции ПМР сдаются умышленно, что в высшее руководство ПМР после президентских выборов 2011 года проникли проводники влияния Запада и Республики Молдова. Также бытует версия, что в западных столицах есть компромат на некоторых приднестровских чиновников, работу которых направляют в нужном для Запада направлении.

А направление это простое - вытеснение российского и украинского влияния с берегов Днестра, включение Приднестровья в состав унитарной Республики Молдова, "вхождение в Европу через Румынию" "реинтегрированной" РМ. С этой точки зрения формату "5+2" действительно нет альтернативы.

Андрей Сафонов - председатель Ассоциации независимых политологов Приднестровья, член правительства ПМР в 1991-1992 гг.