В ходе состоявшейся 19 декабря в Минске пресс-конференции посол России в Белоруссии Александр Суриков обвинил ИА REGNUM в "политизации ситуации", в неправильном освещении деятельности организаций российских соотечественников в Белоруссии и работы с ними сотрудников МИД РФ. При этом Суриков дал персональную негативную оценку деятельности белорусского политолога, кандидата философских наук, руководителя информационно-аналитического портала "Империя" Юрия Баранчика. "Есть такой парень - Баранчик, - сказал Суриков. - Главная задача для него - на плечах соотечественников залезть в политику". Суриков посоветовал Баранчику самостоятельно заниматься политической деятельностью и не вовлекать в неё организации российских соотечественников. Российский дипломат не пояснил, на основании чего он сделал такие выводы. О возможных причинах негативного отношения к себе со стороны российского чиновника в интервью ИА REGNUM 20 декабря рассказал Юрий Баранчик.

ИА REGNUM: Насколько обоснованы упреки со стороны посла Российской Федерации Александра Сурикова в ваш адрес?

Для меня, конечно, "большая честь", что г-н посол именно во мне и моей деятельности в качестве корреспондента ИА REGNUM увидел главную проблему весьма неприглядного положения дел в движении российских соотечественников. Видимо, действительно - больших проблем нет. Однако вынужден разочаровать уважаемого Александра Александровича: ни к ИА REGNUM, ни к той мерзости, которая творится сегодня в движении "профессиональных русских" в Белоруссии, я отношения не имею.

Дипломат такого уровня должен быть хорошо информирован о том, о чем он выказывает своё мнение, тем более - на пресс-конференции. К сожалению, этого нельзя сказать об этой части интервью Александра Сурикова. Дело в том, что, во-первых, я уже почти как год не являюсь корреспондентом ИА REGNUM в Белоруссии, т.к. достаточно плотно занимаюсь другими информационными проектами, хотя регулярно даю интервью ИА REGNUM по различным вопросам мировой и региональной политической и экономической проблематики. Во-вторых, я не имею никакого отношения к движению "профессиональных русских" в Белоруссии, т.к. еще 17 июля этого года (т.е. больше, чем полгода назад) сделал публичное заявление о своем выходе из МОРК "Русь" в связи с тем беспределом, который творится в отношении этой организации со стороны республиканского КСРС (Координационный совет руководителей организаций российских соотечественников при посольстве России в Белоруссии, - прим. ИА REGNUM) и филиала Россотрудничества в Белоруссии. Поэтому весьма странно слышать от человека, который непосредственно причастен к происходящем в объединении российских соотечественников в Белоруссии о том, что за такое положение дел ответственен кто-то другой.

ИА REGNUM: В чем, на ваш взгляд, состоял конфликт между вами и вашими сторонниками и предыдущим главой Россотрудничества и руководством КСРС?

Природа возникшего конфликта, подчеркиваю - не по нашей вине, чрезвычайно проста. Она заключается всего в двух причинах. Во-первых, мы хотели сделать максимально прозрачным для всех участников движения российских соотечественников процесс принятия решений. Начиная с уровня филиала Россотрудничества в Минске, далее по линии РС-КСРС, на уровне самого КСРС, далее по линии КСРС - организации соотечественников и, наконец, на уровне самих организаций соотечественников. Т.е первый вопрос был таков: прозрачность процедуры принятия решений. Во-вторых, мы поставили вопрос о прозрачности системы отбора реализуемых КСРС проектов и системы их финансирования. Очевидно, что никакой политизации в этих наших вопросах нет. Речь идет исключительно о процессе и процедуре принятия решений и обеспечении максимальной прозрачности данного процесса. Всё. Но т.к. по каким-то, думаю, всем понятным причинам, посольство РФ, Россотрудничество и руководство КСРС на это пойти не могли, то необходимо было найти предлог, на основании которого объявить меня и моих сторонников главными врагами русского движения в Белоруссии. Не нашлось ничего более подходящего, как обвинить нас в политизации.

ИА REGNUM: Может быть, под политизацией движения посол имел в виду то, что вы решили поддержать Общероссийский народный фронт (ОНФ) с идеей образования которого выступил весной прошлого года Владимир Путин?

Вы не находите несуразной саму постановку такого вопроса? Чтобы посол, например, США начал препятствовать реализации той идеи, с которой выступил президент страны? Какая может быть политизация, когда одна общественная организация хочет поддержать ту или иную находящуюся в легитимном политическом пространстве идею? Тем более что в самой России в ОНФ вошли десятки общественных организаций. Кроме того: политизация предполагает борьбу за власть - в этом суть политики, а мы никогда не претендовали на руководство ни страной, ни КСРС, ни даже объединением российских соотечественников в Белоруссии. Мы хотели только одного - чтобы решения принимались согласно прозрачной и демократичной процедуре. Нам в этом отказали, когда мы вышли на руководство БОО "Русь" с просьбой рассмотреть на правлении общества вопрос о поддержке инициативы ОНФ. Может быть, наши критики не понимают смысл слова "политика"?

ИА REGNUM: Какой вы делаете вывод из всей этой ситуации?

Из того, как эта ситуация развивается, следует только один, весьма печальный вывод. Наблюдая здесь, в Белоруссии, как работают посольства различных стран, не только России, но и США, Великобритании, Польши, Германии и других стран, наблюдая за тем, как трепетно и аккуратно посольства этих стран заботятся и взращивают те общественные, да и политические силы, которые выступают за смену нынешнего геополитического вектора, проводимого руководством Белоруссии - на построение Союзного государства и Евразийского союза, мы видим, что из всех зарубежных посольств только российское посольство почему-то занимается не поддержкой тех, кто давно и последовательно выступает за интеграцию Белоруссии и России, за Евразийский союз, и не тех, кого можно было бы назвать наиболее активной и образованной частью движения российских соотечественников, а травлей этого актива. Почти все, кто инициировал изменения в нынешнем "болоте" движения российских соотечественников, кто имеет ученые степени либо кандидата либо доктора наук - они дистанцировались от деятельности "профессиональных русских". Почему так происходит - это уже не мое дело, а соответствующих российских внешнеполитических и иных структур. Своим вчерашним интервью Александр Суриков показал, что почему-то наибольшую опасность для него представляют не чужие, не враги белорусско-российской и евразийской интеграции, а свои, которые независимо как от позиции посольства, так и от официальной позиции белорусских властей всегда выступали за белорусско-российскую и евразийскую интеграцию. Почему посол России в данном вопросе солидаризуется с внешнеполитической линией США и НАТО, а не своего собственного внешнеполитического ведомства - вопрос не ко мне.

Напомню, что информационно-аналитический проект "Империя" был создан в 2006 году, и в наиболее напряженный период белорусско-российских отношений, который пришелся на 2006-2009 годы, мы четко и последовательно придерживались своей позиции на союз с Россией, несмотря на все скандалы и трудности того времени. Нынешние успехи и достижения постсоветской евразийской интеграции мы воспринимаем и как свою личную победу. Занимаемой позиции мы будем придерживаться и дальше. Суриковы приходят и уходят, а Империя остается.