10 октября в редакцию ИА REGNUM поступил текст выступления научного сотрудника группы "Этнология евреев" сектора национальных меньшинств центра Этнологии Института культурного наследия Академии наук Молдавии, доктора экономики Евгения Брика на состоявшейся 4-7 октября в Вадул-луй-Водэ (Молдавия) международной научной конференции "Гражданская идентичность и европейская интеграция как факторы развития молдавской государственности". ИА REGNUM публикует текст с некоторыми сокращениями.

Формирование современной молдавской государственности и отношения с национальными меньшинствами

Географически Молдова, расположенная на Юге Европы, всегда являлась связующим звеном между Востоком и Западом. Хотя политическая граница проходит только с двумя странами - Румынией и Украиной - фактически республика может являться связующим звеном между многими экономическими партнёрами региона. Эффективное использование данного положения сможет способствовать европейской интеграции страны и стать фактором развития молдавской государственности. Сохранение нейтрального статуса государства позволит использовать все плюсы данного геополитического положения...

Одной из этнодемографических особенностей региона является проживание в стране кроме представителей титульной нации многочисленных этносов национальных меньшинств. По данным переписи, национальные меньшинства (без учёта проживающих на территории ПМР) составляют около 25% жителей Молдовы. Отношение государства к национальным меньшинствам, по нашему мнению, имеет важное, если не основополагающее значение для формирования молдавской государственности на современном этапе.

В Молдове, как и во многих других государствах, национальные меньшинства являются неотъемлемой частью общества и обогащают его своей самобытной культурой. Считается, что проблему защиты прав национальных меньшинств, человечество пытается решить последние 350 лет, так как первые договоры о гарантиях их прав относятся к середине 17-го века (А.П. Боршевский. Международное законодательство о правах этнических меньшинств. Кишинёв, 2010). В 20-м веке проблема защиты прав национальных меньшинств приобретает общепризнанное значение и рассматривается международными конвенциями, договорами и соглашениями. Последние годы пресса и неправительственные организации констатируют наличие этнической напряжённости в молдавском обществе. Дискуссии по проблемам правового обеспечения прав и свобод национальных меньшинств неоднократно обсуждались на различных научных форумах и международных конференциях.

Следует отметить, что Молдова ратифицировала большинство международных деклараций о правах национальных меньшинств, а молдавское законодательство декларирует высокий уровень гарантий прав и свобод культурному и национальному развитию представителям нетитульных наций.

Уже в 1990 году парламент Республики Молдова принял решение о присоединение к Всеобщей декларации прав человека и ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах. В данном пакте отмечено, что в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства,... не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды, а также пользоваться родным языком (Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 27).

В сентябре 1991 года Республика Молдова присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая вступила в силу в стране с июня 1993 года.

В сентябре 1995 года, Молдова присоединилась к Конвенции относительно дискриминации в области труда и занятий, принятой Международной Организацией труда в 1958 году. В 1996 году Молдова присоединилась к Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, принятой Советом Европы в 1995 году. В феврале 1998 году она вступила в силу в Республике Молдова.

В ноябре 2000 года, Молдова подписала Протокол № 12 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протокол до настоящего времени в стране не ратифицирован. В июле 2002 года Молдова подписала Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, разработанную Советом Европы и Европейским парламентом ещё в 90-е годы прошлого века. Хартия до сих пор не ратифицирована парламентом страны.

Многие международные документы послужили основой и образцом для создания национальной законодательной базы по охране прав этнических меньшинств. В Конституции Молдовы сказано, что Республика Молдова - демократическое правовое государство (Конституция Республики Молдова. Кишинёв, 2010). Статья 16 Конституции гарантирует права национальных меньшинств. На основе вышеупомянутой Рамочной конвенции, в Молдове был принят Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций (Постановление парламента РМ о ратификации рамочной Конвенции о защите закона национальных меньшинств № 1001 от 22.10.1996 г.).

В законе содержится определение понятия "национальное меньшинство". Под лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, понимаются лица, постоянно проживающие на территории Республики Молдова, являющиеся её гражданами, обладающие этническими, культурными, языковыми и религиозными особенностями, отличающими их от большинства населения - молдаван, и осознающие себя лицами иного этнического происхождения. Интересно, что согласно статье 2 закона, любое лицо, принадлежащее к национальному меньшинству, имеет право свободно выбирать, считаться ему таковым или нет. Этот выбор... не должен ставить это лицо в невыгодное положение (Закон РМ о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций № 38-XV от 19.07. 2001). В целом, законодательство Республики Молдова в области прав национальных меньшинств соответствует международным нормам и во многом является более демократичным, чем у ряда других стран на бывшем советском пространстве. Но на практике оно нуждается в укрепление механизмов его реального обеспечения.

Многие общественные действия и выступления в СМИ вызывают, мягко говоря, недоумение и говорят о достаточно тревожных симптомах. Приведём несколько примеров высказываний в прессе по поводу национальных меньшинств.

Господин Анатол Цэрану в своей статье "К вопросу о молдавской гражданской нации" от 12 января 2011 года пишет: "...движение за национальное возрождение в республиках не нашло должного понимания у национальных меньшинств. На этой почве возникли условия для внутренних межнациональных конфликтов". На каком основании он обвиняет национальные меньшинства в возникновении внутренних межнациональных конфликтов, а также в их нежелании учить молдавский язык, участвовать в построении современного гражданского общества и т.д. Такие фразы, как и вся статья, вызывает более чем неприятные ассоциации. Естественно, что никакой статистики, подтверждающих правоту его слов он не приводит.

Ещё более резкие высказывания о национальных меньшинствах можно прочитать в статьях главного редактора газеты Timpul Константина Тэнасе. В статье "Нацмены злоупотребляют гостеприимством" (уже название неприятно режет слух), он пишет: "Пользуясь добротой самого демократичного законодательства и бесконечной терпимостью со стороны представителей титульной нации, нацменьшинства ведут себя неадекватно, злоупотребляя гостеприимством". Таким образом, всех, кто не принадлежит к титульной нации, он считает гостями в Молдове. Может быть, по его мнению, гости находятся в этой стране слишком долго. Но у нас действительно одно из самых демократических законодательств, и все представители национальных меньшинств, как было показано выше, считаются полноправными гражданами государства.

Может быть, именно такие высказывания, которые были приведены выше, приводят, несмотря на широкое закрепление прав национальных меньшинств, к периодически наблюдаемым их нарушениям.

В декабре 2009 года несколько сот молодых людей приняли участие в антисемитской манифестации в центре города Кишинёва. Они требовали, чтобы евреи убирались из Молдовы и скандировали антисемитские лозунги. События происходили во время еврейского национального праздника Ханука и с разрешения городских властей в Европейском сквере центрального парка Кишинёва, была установлена Ханукия - девятисвечник с горящими свечами. Кстати, это практика многих европейских столиц - устанавливать в городе в одном из центральных мест Ханукию, это практиковалось в течение многих лет и в Кишинёве. Подсвечник был перевёрнут и разбит, затем его бросили к ногам памятника Штефану чел Маре. Погромщики явно не знали историю Молдовы, великий господарь которой относился очень хорошо к представителям еврейской общины. Евреями были его логофет, лечащий врач и один из телохранителей. Можно не сомневаться, что он поступил бы с такими погромщиками достаточно сурово.

Но если мы вернёмся к событиям нашего времени, то перед данной акцией в столице появились надписи о том, что "евреи избивают христианских младенцев".

Молдавские власти осудили действия погромщиков, но надписи антисемитского либо фашистского характера продолжают появляться в столице. На улице Диордица, рядом с еврейской библиотекой имени Мангера, до сих пор можно увидеть рисунок, на котором символика СС, две руны Зиг в виде 2-х молний, соединены знаком равенства с еврейским символом шестиконечной звездой Давида.

Не может не вызывать тревогу попытка оправдания Иона Антонеску, под руководством которого, по данным комиссии Визеля, румынскими солдатами было уничтожено в годы II Мировой войны около 400 тысяч евреев Бессарабии, Буковины, Румынии и Украины (Comisia internaţională pentru studierea holocostului în Romănia. Raport final. Iaşi. 2005).

Более чем странно, что в Кишинёве существует улица Октавиана Гоги, главы профашистского румынского правительства в 1937-1938 годах, под руководством которого были приняты антисемитское законы, а евреи лишены румынского гражданства. Одним из более чем странных парадоксов является то, что именем этого фашиста названа улица в бывшем еврейском районе Кишинёва. Ему, как поэту и драматургу поставлен бюст в аллее классиков в Кишинёве. Но разве может ультраправый националист и глава фашистского правительства считаться классиком и занимать место рядом с такими великими деятелями культуры как Михаил Эминеску, Василе Александри, Ион Крянгэ и т.д.

Развитие молдавской государственности и будущее Республики Молдова зависит от выбора молодёжи. Для того, чтобы она сделала правильный выбор, необходима правдивая объективная информация и соблюдение на практике законодательной базы, которая позволит стране интегрироваться в европейское сообщество и решить все сложные вопросы становления демократии.