В настоящее время в Балтийском регионе сразу четыре государства планируют начать строительство атомных электростанций - Россия, Литва, Белоруссия и Польша. При этом в последние месяцы всё чаще звучат слова о том, что проект АЭС в Белоруссии находится под вопросом - в частности, потому, что России нет смысла кредитовать его реализацию, так как приоритет должен быть отдан строительству своего объекта в Калининградской области. Ситуацию прокомментировал 5 марта для ИА REGNUM Новости белорусский эксперт, главный редактор журнала "Новая экономика" Сергей Шиптенко.

Строительство белорусской АЭС - вопрос решенный. Руководство республики не только объявило о строительстве, но и подписало соответствующие документы - в т.ч. с Российской Федерацией, запланировало соответствующие бюджетные расходы, проводит подготовительные мероприятия. Относительно активности подготовительных работ, достаточности усилий и т.п. можно спорить, но процесс идет - это несомненно.

Отказаться сейчас от строительства значит капитулировать перед обстоятельствами, признать, что допущены ошибки в стратегическом планировании, что Белоруссии "не потянуть" этот проект. А это уже вопрос национальной гордости, престижа власти. Правда, мало кто с этим считается во время кризиса. Если Греции на полном серьезе предлагают продать пару островов, то отказ от строительства АЭС за рубежом будет воспринят адекватно. Другое дело, что в самой Белоруссии такой шаг будет дискредитировать органы госвласти и управления, а это в предвыборный год недопустимо. Идти напролом, даже если принятое "наверху" решение ошибочно - фирменный стиль местных чиновников. Признавать свои просчеты здесь не принято, тем более - извиняться перед кем-либо, особенно перед простыми обывателями-налогоплательщиками.

Поэтому проект не будет свернут в 2010 году. Он будет начат, чего бы это ни стоило. Фактически, он уже начат - документы подписаны (не все, но подписанных пока достаточно), строятся дороги и жилой дом для будущих специалистов, открыто отделение подготовки кадров в БНТУ, даже рекрутирование рабочих идет.

Важно понимать: реализация такого проекта в одиночку РБ не под силу. Поэтому с РФ достигнуты определенные договоренности и подписаны соответствующие документы. С финансово-технической стороны БелАЭС - скорее российско-белорусский проект, нежели белорусско-российский. Реактор российского производства, финансирование проекта за счет "длинного" кредита РФ и т.д.

С российской стороны тоже постоянно высказывается заинтересованность в совместном проекте. На относительно недавнем собрании в Островце первый вице-президент российского ЗАО "Атомстройэкспорт" Александр Глухов об этом недвусмысленно заявил. Будет выделена запрашиваемая белорусской стороной сумма $9 млрд или меньшая - вопрос второй. Важно то, что российские власти дали согласие на кредит под проект, а обсуждение объема кредита - вопрос хоть и очень важный, но вторичный.

Кстати, относительно кредита. Строительство аналогичной АЭС в Калининградской области (Балтийская АЭС), по предварительным расчетам, обойдется примерно на 40% дешевле. Складывается впечатление, что белорусская сторона под видом кредита на строительство АЭС желает получить помимо собственно кредита на строительство АЭС кредитные ресурсы на другие цели. Какие - можно только догадываться, но потребность во внешних заимствованиях в Белоруссии с 2009 г., по понятным причинам, достаточно большая - речь идет о $5-9 млрд. И эти деньги нужны, как говорится, "уже вчера". Посмотрим на счет текущих операций, на сальдо внешней торговли, на выручку от экспорта, на статьи госрасходов и смету прошлых президентских выборов, хотя бы на эти показатели - и все понятно.

Есть уверенность в том, что российская сторона, как обычно, выполнит взятые на себя обязательства и поможет РБ построить атомную электростанцию. Фактически, построит ее в долг. Однако наивно думать, что тем самым РФ обременит себя. Фактически речь идет не только о связанном многомиллиардном кредите, но о поддержке российского производителя, о выгодном, финансово емком проекте, о загрузке мощностей и сохранении рабочих мест, о развитии технологий и продвижении своей продукции и т.д. Т.е. в выигрыше все, в т.ч. россияне. Напомню, речь идет о масштабном проекте в период кризиса, который не преодолен в РФ, а в РБ еще и пресловутого "дна" не достигли. Поэтому здесь и речи ни о какой благотворительности быть не может.

Можно много говорить о проведении тендера, о предсказуемой победе российской компании. Дело не в том, что "тендер по-белорусски" вышел на новый уровень. Дело во взаимовыгодном сотрудничестве, чему примеров не так уж много, когда речь идет о проектах такого масштаба. Важно понимать: если БелАЭС будет построена, то от этого выиграют все - и белорусы, и россияне, и ближайшие страны ЕС.

Много говорилось о том, что регион будет перенасыщен атомными электростанциями, что белорусы "опоздали" и т.д. Действительно: образуется "атомный треугольник" из АЭС в Калининградской области, Белоруссии, а в перспективе и в Литве. Поляки заявляют о том, что и они не прочь построить АЭС у себя. Т.е. гипотетически получается даже не "треугольник", а "квадрат". Однако, Польша пока лишь обсуждает такой проект, Литва готовится, а белорусы вскоре завершат подготовительный этап. В Калининграде, кстати, уже началось строительство (Неманский район) и есть уверенность, что оно закончится раньше, чем у конкурентов. Имеются основания считать, что Польша и не думала всерьез начинать строительство АЭС у себя, а все это время, как матерый картежник, блефовала, играя на повышение ставок. Вопрос тогда заключается в том, кому поляки подыгрывали.

Ряд экспертов озвучили мнение относительно "перенасыщенности" региона атомными электростанциями. Мол, с концом социалистической эпохи, ознаменовавшейся бурной деиндустриализацией, такой потребности в электроэнергии нет, белорусы со своим экспортоориентированным проектом "вылетят в трубу". Напомню, Белоруссия строит АЭС вблизи границ с ЕЭС, дабы экспортировать значительную часть вырабатываемой энергии в Евросоюз, в частности - Литву, пока та не построит собственную "новую Игналинку".

Любопытно, что ориентированность БелАЭС на экспорт в ЕС видна невооруженным глазом. Уместно вспомнить и о том, что российские чиновники неоднократно озвучивали мнение относительно выделения кредита на строительство БелАЭС не только при условии закупки российского реактора и монтажа его "под ключ" российским специалистами. Говорилось и о целевом использовании вырабатываемой электроэнергии: она должна пойти не на помощь братскому литовскому народу в непростой переходный период, когда в Литве окопаются конкуренты российских атомщиков, а на внутренний белорусский рынок. Речь шла о компенсации атомной энергетикой теплоэлектростанций, работающих на российском топливе, которое с успехом продается гораздо западнее. Обсуждалась нежелательность поставок энергетического сырья из стран-конкурентов. Таким образом, "Восточное партнерство" и белорусско-польские договоренности о строительстве в Белоруссии двух польских ТЭЦ, работающих на польском же угле и ориентированных на продажу выработанного электричества в Польшу взаимосвязаны со строительством БелАЭС.

С точки зрения внутренних потребностей, строить БелАЭС имело смысл восточнее. Еще в 1980-е предлагалось построить Минскую АТЭЦ и Белорусскую АЭС (на Краснополянской площадке в Могилевской области), мощностью 2 и 6 млн кВт соответственно. Однако, после Чернобыльской катастрофы эти планы были отложены, начатое строительство Минской АТЭЦ, построенной к 1986 году на 2/3, было частью законсервировано, а частью перестроено под Минскую ТЭЦ-5. Постчернобыльская истерия надолго затормозила развитие атомной энергетики, стала благодатной почвой для политических спекуляций, что не преодолено до сих пор.

Позволю себе напомнить, что даже если такой объект не будет востребован как экспортер электроэнергии, то он не покроет и половины потребностей Белоруссии в электроэнергии, даже если АЭС будет работать на полную мощность. В перспективы второго варианта слабо верится: если российский газ покупают и нефть, то экологически "чистую" и дешевую электроэнергию будут покупать с удовольствием. Электричество, как и другие стратегические ресурсы, аполитично. Если у откровенно людоедских режимов покупали алмазы и прочие высоколиквидные товары, то "диктаторское электричество" купят - вопрос лишь в цене.