Вадим Елфимов: Лукашенко хотел помочь Ющенко сохранить президентство
Результаты президентских выборов на Украине, при всей "скромности" их сюжета (ни Майдана, ни захвата Центризбиркома, ни ареста конституционных судей на сей раз не случилось) вызвали настоящий шквал самых разноречивых оценок, комментариев, споров. И страсти разгораются только сейчас, после второго тура, потому что в самих выборах особой интриги и не было - настоящая интрига лишь начинается. И пусть никто пока не произнес вслух знаменитый вопрос "Who is mister Янукович?", все равно он буквально витает в воздухе. А вот точного ответа пока нет - отсюда и интрига. В общем, господа, в пору делать ставки. И многие из политических сил, политологических кругов и действующих политиков этим уже плотно занимаются.
Но есть одно государство в мире, которое, кажется, обошли стороной сии страсти. Это Белоруссия. Вообще, создается впечатление, что для официального Минска с окончанием украинских выборов интрига не пришла, а наоборот, окончательно пропала, причем еще после первого тура. Именно тогда прозвучало официальное заявление в том смысле, что Белоруссия не имеет предпочтений среди участников второго тура, и кто бы ни стал новым президентом, белорусская сторона будет с ним конструктивно взаимодействовать. При всей стандартности и обтекаемости подобной формулировки, свойственной дипломатическому языку, нельзя не обратить внимание, что ключевые слова в ней - "новый президент Украины". Обращает на себя внимание также и то, что никто из официальных представителей других государств в тот момент не решился заявить хоть какое-то отношение к возможным результатам украинских выборов. Минск тоже формально не вмешался во внутренние дела Украины, но тогда зачем вообще было делать какое-то заявление? Ведь можно было просто дождаться официальных результатов и уж затем объявить о своем конструктивизме в чей-то персональный адрес, сразу налаживая личный контакт.
Очевидно, столь поспешное заявление в канун второго тура было сделано для того, чтобы, публично обозначив свою индифферентность и отсутствие каких-либо предпочтений, постараться сгладить память о том, что, на самом деле, такие предпочтения у Белоруссии были, и не шуточные. Просто по результатам первого тура они стали бессмысленными и даже неудобными. Ибо действовавшему президенту Виктору Ющенко набирать тот мизер голосов, который он набрал, было и вправду неудобно. А Минск главную свою дипломатическую игру весь последний год строил именно вокруг этой фигуры.
Ющенко всегда (за исключением последних месяцев) плохо отзывался о Белоруссии, особенно когда он выезжал на Запад. И вовсе не потому, что во главе ее стоит вот уже 15 лет Александр Лукашенко, ведь это пример, которому готовы подражать (хотя бы в глубине души) почти все постсоветские политики. Нет, у Ющенко бессменный белорусский лидер мог вызывать только зависть. Что подсказывает логика? Виктор Андреевич, облеченный урезанными президентскими полномочиями, испил всю горькую чашу, которую наливала ему украинская оранжевая государственность, не успевшая полностью перепрыгнуть из президентской в парламентскую республику. Находиться в промежуточном положении между Радой и Кабмином - о, эта поза объективно должна была заставить Ющенко бросать завистливые взгляды на Белоруссию, которая с чистыми синими глазами уже давно выстроила жесткую президентскую вертикаль.
На этом, собственно, его и поймала белорусская дипломатия. Когда в прошлом году президентское кресло зашаталось под Ющенко так сильно, что знаменитый "Дом с химерами" (нынешняя резиденция украинских президентов), тоже затрясся, вот тогда Минск и протянул Ющенко руку помощи. А кому он мог ее еще протянуть? Юлии Тимошенко, в руках которой тогда находилась реальная власть, и с которой было бы куда как интересней иметь дело? Но эту руку она отвергла бы по той причине, что еще не чувствовала себя достаточно слабой, а, наоборот, уже (или еще?) видела себя мадам президентом. К тому же, Юлия Владимировна в то время весьма активно искала хоть какого-то, хоть плохонького компромисса с Россией по газовому вопросу - а зачем действующему премьеру газовый шум накануне выборов? И, значит, была не союзницей Минску в поисках иного рода - некоей альтернативы российскому газу и нефти.
Впрочем, Минск сберег бы себе уйму времени, если бы напрямую обратился к Тимошенко, а не к Ющенко. И премьер-министр на цифрах объяснила бы, что Украина поисками такой эфемерной альтернативы занята долгих двадцать лет, и все безрезультатно, ибо географию и геополитику не обманешь. Все остальное от лукавого. Но Минску вряд ли понравился бы такой ответ. В любом случае, что сделано, то сделано, и весь 2009-й год прошел под знаком "исторических" и "знаковых" (так величались они в белорусских СМИ) встреч с Ющенко в Чернигове и Гомеле. Тем самым белорусская сторона явно старалась вытянуть хоть чуть-чуть вверх падающий рейтинг украинского президента, позиционируя Ющенко как мудрого государственного деятеля, еще способного улаживать застарелые проблемы с соседними государствами. Для Виктора Андреевича такая помощь была очень ценной и уж, по крайней мере, тешила самолюбие. Но вот что взамен получал за это Минск? Ведь охота на Ющенко началась очень давно, еще в 2004 году! Именно тогда, сразу после скандального третьего тура и всей вакханалии "оранжевой революции", Лукашенко вдруг сделал неожиданный ход - поздравил Виктора Андреевича с "законной" победой, и, напомнив, что тоже вышел из оппозиции, даже позволил себе пару отеческих советов, как следует победившему Ющенко оправдывать доверие народа. Правда, Ющенко тогда не счел нужным прислушаться к данным советам, зато в 2009-м ему уже пришлось это сделать.
Эх, Виктор Андреевич, Виктор Андреевич! Прояви вы большую прозорливость пять лет назад, и, глядишь, сегодня были бы президентом! И завтра - тоже. А главное, уходя теперь с поста, вы лишаете Минск даже призрачных перспектив подключить свой небольшой вентиль к большому призраку под названием "NABUCCO". А ведь как сладко вы рассказывали об этих перспективах, как живо рисовались миллиарды тонн, текущих в обход России! А в "Восточном партнерстве" вы, столь импозантно выглядящий, могли бы с легкостью волшебника протянуть нить западной Ариадны в руки той прозападной части белорусской политической элиты, которая спит и видит ухватиться за нее!
Так что для Минска теперь "интрига" действительно пропала. И окончательно. Ее нет и не может быть на современном украинском политическом поле, на котором пока остался один Янукович. А уж он-то точно не сказочник.
Правда, он может им стать, если вдруг назначит премьером...Ющенко. Но то будет означать лишь одно: в бег по заколдованному кругу включится и новый президент Украины.
- Кому война, а кому... Верховный суд одобрил сверхдоходы AstraZeneca из российского бюджета
- Пленный боец заявил о ротах ВСУ с «мёртвыми душами» — 980-й день СВО
- В России стартовал новый сезон конкурса «Наука. Территория героев»
- ВВС Украины заявили о массированном ударе ВС РФ по мосту в Одесской области
- В Госдуме перечислили новые законы, вступающие в силу в ноябре