Обзор СМИ Республики Казахстан за 25 февраля - 2 марта

В ожидании роста цен. Правительство РК вводит запрет на экспорт зерновых. Квота на импорт сахара: кому это выгодно и чего ждать. Коридор Западная Европа - Западный Китай. Планов громадье: предстоит строительство Балхашской ТЭС, третьего блока Экибастузской ГРЭС-2 и Мойнакской ГЭС. Некоммерческий, но социально направленный: газопровод "Бейнеу - Бозой - Самсоновка".

Экономическая политика. Хлебная тема

На минувшей неделе средства массовой информации активно обсуждали заявление правительства о намерении ограничить экспорт зерновых, а также решение кабмина о введении квоты на импорт сахара. Эти два решения властей, судя по частоте публикаций в СМИ, можно назвать главными темами прошедшей недели. Сообщая о готовящихся и произошедших изменениях в экономической политике, пресса рассуждает о том, какие изменения они несут для населения и экономики страны в целом.

Меры по ограничению экспорта зерна, сообщает "Панорама", будут приняты в Казахстане уже с 1 марта текущего года. Как пояснил СМИ после селекторного совещания в правительстве министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов, "квотирования на экспорт, видимо, не будет, у нас есть другие способы регулирования, например, таможенные тарифы".

"Казахстан может стать следующим государством после России и Аргентины, которое ограничит экспорт пшеницы, - пишет "Деловой Казахстан". - Как считают аналитики, такие действия, вероятно, приведут к еще большему усложнению ситуации с мировыми поставками зерновых". "Таким образом, защитные меры правительства являются больше превентивными и направленными на то, чтобы удержать цены на зерно в наиболее опасный период - весной, когда определяются размеры будущего урожая и возникают инструменты для прогнозирования ситуации на продовольственном рынке на год вперед", - отмечает "Бизнес и власть".

"Введением таких мер правительство РК намерено сдержать инфляцию в стране, которая уже достигла почти 20%", - уточняет "Деловой Казахстан". При этом глава Минсельхоза сослался на опыт России: "Они повысили до 40% вывозные таможенные пошлины на пшеницу, это привело к тому, что стало невыгодно вывозить. Мы примем или подобные меры, или другие, но, во всяком случае, ограничивать экспорт мы будем".

По словам министра, ограничение на экспорт будет введено "в любом случае в ближайшее время", - цитирует "Панорама". При этом Есимов добавил, что из урожая 2007 года республика уже экспортировала 7 млн тонн зерна и до нового урожая может отправить на экспорт еще около 3 млн тонн. "Другая предлагаемая Минсельхозом мера - продление запрета на экспорт маслосемян и нерафинированного масла до 1 июня 2008 года", - пишет издание.

На заявление Есимова о намерении правительства ограничить экспорт зерновых, рассказывает "Деловой Казахстан", мировое сообщество отреагировало немедленно. В частности, "после этого заявления министра сельского хозяйства Казахстана мартовские поставки яровой пшеницы с высоким содержанием белка, используемого для производства хлеба, закрылись в понедельник на Миннеаполисской зерновой бирже с максимально возможным повышением на $4,75. Рост почти на 25% остановил этот показатель на отметке $24 за бушель. Мартовские контракты на поставку пшеницы на электронных торгах на срочной товарной бирже в Чикаго (Chicago Board of Trade, или CBOT) также поднялись в цене на максимально допустимые с $0,90 до $11,99 за бушель. Незамедлительно отреагировали на планы правительства Республики Казахстан и в Соединенных Штатах Америки. По высокому содержанию белка и клейковины казахстанская яровая пшеница соответствуют некоторым сортам, выращиваемым в Северной Америке. Именно поэтому цена на пшеницу резко подскочила".

"Бизнес и власть" пишет, что решение правительства Казахстана спровоцировала резко изменившаяся ситуация на рынке зерна в мире: "По информации агентства Bloomberg, с мая 2007 года стоимость пшеницы на рынке США повысилась более чем в два раза и к 11 февраля 2008 года достигла рекордных $11,53 за бушель ($423,61 за тонну). Уже в феврале международные инвестбанки отказались от прогнозов падения цен в течение 90 дней, так как дефицит хлеба оказался намного острее, чем предполагали аналитики. В результате Россия и Украина ввели запрет на экспорт зерна, а большинство стран-импортеров сняли или значительно снизили импортные пошлины на ввоз хлеба. В Казахстане цена на зерно 3-го класса выросла с 24-26 тыс. тенге до 28-38 тыс. тенге за тонну. Однако товарные партии зерна мукомольные предприятия находят все реже и реже".

По словам собеседника издания, вице-президента Союза зернопереработчиков и хлебопеков Казахстана Виталия Лагоды, в настоящее время приобрести партию зерна больше чем в 20 тонн невозможно: "Зерно есть, но оно держится крупными трейдерами на элеваторах в ожидании весеннего повышения цен". По предположению собеседника газеты, в результате сложившейся ситуации "...цена на хлеб, таким образом, может вырасти больше чем в два раза. Поэтому эта мера Министерства сельского хозяйства является своевременной и необходимой для нормальной жизни государства". Между тем, издание со своей стороны считает, что "в создании такой ситуации отчасти виновато само правительство. Осенью 2007 года премьер поручил акиматам создавать собственные стабилизационные фонды. Однако в поручении не оговаривались правила создания и методы работы таких фондов. Поэтому то, как они работали, не создало дополнительной "подушки безопасности" для регионов. Как правило, такие фонды были ориентированы на потребности ключевых предприятий, работающих в регионе. Следовательно, размеры запасов не соответствовали реальным потребностям населения региона, а зерно и муку из этих фондов получали лишь отдельные хлебозаводы".

"Новое поколение" тоже акцентирует внимание на будущем росте цен на хлеб, тем более, что "нынешняя зима оставила почти весь север Казахстана без снега". "В январе сельхозтоваропроизводители с ужасом констатировали, что снежный запас на полях равен почти нулю - даже 5 сантиметров не набиралось. Сухая промерзшая земля совсем не располагает к хорошему урожаю. Правда, недавно начавшиеся метели принесли на Запад обильные снегопады. А значит, появился шанс получить хоть незначительный урожай хлеба - земля к моменту сева пропитается водой. Но, в любом случае, урожая, подобного прошлогоднему, Казахстану ожидать не стоит". При этом, подсчитывает газета, "потребность Казахстана в зерне (для удовлетворения нужд граждан) составляет порядка 3,5 миллиона тонн. Еще 2 миллиона - семенной фонд. И порядка 3,5 миллиона тонн - кормовая база для животноводства. То есть к новому урожаю Казахстан подойдет, израсходовав все запасы зерна (останутся только переходящие запасы в МЧС - порядка 500 миллионов тонн). В случае резкого снижения урожайности возрастет цена зерна на внутреннем рынке. Добавим к этому рост потребления пшеницы в "некормовых" целях - уровень производства биотоплива снижать пока не собираются. Так что стоимость зерна даже при более или менее благоприятных погодных условиях не останется на прежнем уровне. А вместе с хлебом подорожают и остальные продукты питания: мясо-молочная продукция (зерно идет на корм скоту), птица. Кроме того, вверх пойдут и цены на плодоовощную продукцию. Правда, здесь причина - не общемировые тенденции, а так же, как и с казахстанским зерном, - погода".

"Бизнес и власть" также считает, что "...возможный рост цен на зерно обязательно приведет к росту цен на готовый хлеб, мясо и молоко. Это уже произошло в России, где трейдеры переключились с экспорта зерна на продажу российской муки. Зарубежные потребители будут рады любому продукту, который позволит насытить их рынок продовольствием. Учитывая, что казахстанский хлеб традиционно затыкает дыры в российской продовольственной корзине, можно смело предполагать, что если правительство страны не найдет удовлетворяющий всех механизм контроля ситуации на рынке продовольствия, трейдеры начнут вывозить уже муку. Тогда рост цен на готовый хлеб будет еще большим, чем осенью 2007 года".

"Известия-Казахстан" добавляют: "...Одновременно в Казахстане продлят запрет на экспорт семян подсолнечника и растительного масла - на этот раз до 1 июня текущего года". Газета напоминает, что "запрет был введен в октябре прошлого года, при этом предполагалось его действие до 1 февраля года нынешнего".

Как отмечает "Панорама", в целом "продуктовая" тема стала главной на прошедшем в минувший понедельник селекторном совещании правительства. "Хотя, по заверениям членов правительства, рост цен на продукты питания остановлен, и ситуация стабилизировалась, тем не менее, опасения сохраняются. Так, в сложном положении могут оказаться сельхозтоваропроизводители, поскольку, как отметил премьер-министр, банки второго уровня неохотно их кредитуют". В связи с этим Масимов поручил Минсельхозу, холдингу "КазАгро", фонду "Казына", министерствам энергетики и экономики "в течение трех дней внести предложения о возможностях дополнительного финансирования весенне-полевых работ с учетом имеющихся средств, без уточнения бюджета". Со своей стороны министр сельского хозяйства "...вновь заострил внимание на "зерновом вопросе" и призвал акимов рационально расходовать запасы зерна в стабилизационных фондах. По его словам, уже сейчас поступают письма с просьбами о выделении зерна из стабфондов для мелькомбинатов, которым якобы не хватает сырья для переработки. На самом же деле, считает министр, в регионах просто "сильно увлекаются экспортом муки, поскольку это очень выгодный бизнес". В свою очередь, министр индустрии и торговли Владимир Школьник сосредоточился на поставках плодоовощной продукции. "Он настоятельно рекомендовал акимам уже сейчас просчитать необходимые потребности в овощах и фруктах регионов в текущем году и первом квартале следующего, начать работу по заключению контрактов на их поставки. Кроме того, полагает министр, нужно урегулировать ряд таможенных вопросов". Премьер-министр, в свою очередь, поручил уполномоченным госорганам и ведомствам предусмотреть меры по обеспечению внутреннего рынка плодоовощной продукцией, поскольку "рассчитывать на соседние страны, в которых были заморозки, особо не приходится".

И как резюмирует "Новое поколение", "похоже, в нынешнем году казахстанцы будут вспоминать прошлогоднее повышение цен как легкое недоразумение". "Только за одну неделю февраля средние цены на плодоовощную и мясную продукцию в целом по Казахстану повысились до 10 процентов. Пока на прежнем уровне остались лишь цены на молоко и хлеб. Но, судя по ситуации на мировых рынках, это ненадолго". Как поясняет газета, "основой причиной роста цен в январе-феврале правительство называет сезонный фактор роста цен на плодоовощную продукцию в зимне-весенний период, а также повышение ее стоимости в России (за январь цены там выросли на 8,3 процента) и низкую обеспеченность многих регионов Казахстана. Последний фактор вызывает особые опасения. Дело в том, что, как было заявлено, снижение объемов запасов основных продовольственных товаров наблюдается практически во всех регионах страны. В некоторых областях запасы по основным продуктам питания находятся на критическом уровне".

"Очевидно, что рост цен на продукты питания не обойдет Казахстан стороной, - констатирует "Бизнес и власть". - Вопрос состоит лишь в том, насколько сильно окажется взаимосвязь между глобальным и национальным рынком".

Экономическая политика. "Белая смерть"

На минувшей неделе премьер-министр РК Карим Масимов подписал постановление правительства о введении квот на импорт сахара. Согласно постановлению, квота составляет 47 тыс. тонн сахара и действует до 1 октября текущего года.

Как объясняет "Литер", "цель ограничения ввоза готового продукта проста: безопасность отечественного рынка. Правительство Карима Масимова оказалось единственным, наконец-то прислушавшимся к многолетним сообщениям сахарозаводчиков и свекловодов о кризисе в отрасли". При этом в Минсельхозе не отрицают возможности повышения цен на сахар. Чтобы не допустить этого, отметил министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов, "защитные меры рынку необходимы".

"Новое поколение" пишет, что это решение направлено на стимулирование и поддержку отечественных сельхозтоваропроизводителей в данной отрасли, а также призвано защитить внутренний рынок. "До этого момента Казахстан оставался единственной страной в СНГ, не внесшей поправок в режим ввоза продукции из сахара-сырца. Кроме того, между Минсельхозом и сахарными заводами подписан меморандум, в рамках которого последние обязуются обеспечить внутренний рынок за счет отечественного производства, стабилизировать цены на белый сахар и оказать поддержку производителям сахарной свеклы материальными и финансовыми ресурсами для проведения полевых работ". Для сравнения издание приводит следующие данные: "Внутренние рынки России, Белоруссии, Украины и Киргизии до недавнего времени оказывались более защищенными. В этих странах в целях защиты внутреннего рынка либо действовал запрет на импорт, либо внесены изменения в режим ввоза белого сахара, произведенного из сахара-сырца. Так, например, в России в последние годы принималось немало мер по снижению зависимости страны от импортного сырья и увеличению производства сахарной свеклы. Одна из последних - введение с 1 декабря прошлого года по 31 мая текущего сезонной пошлины на импорт сахара-сырца. Ее размер составляет от 220 до 270 долларов за тонну, в зависимости от мировой цены на сахар. Эта мера направлена на защиту российских производителей, продукция которых не выдержала бы ценовой конкуренции с более дешевым сырцовым сахаром".

"Литер" обращает внимание на другое обстоятельство: "До этого момента в Казахстан совершенно свободно и практически без уплаты таможенных пошлин ввозили свой продукт Украина, Белоруссия и Россия. Причем последняя страна в прошлом году увеличила объем импорта в Казахстан в десятки раз. Так, в 2007-м Россия завезла 139 тысяч тонн сахара, к тому же по так называемым толлинговым схемам. В итоге импортный сладкий продукт оказывался дешевле отечественного за счет себестоимости - ниже казахстанской - и незначительной цены вхождения на рынок. Это и делало казахстанский сахар неконкурентоспособным".

"Львиная доля пришлась на северного соседа, - пишет "Экспресс-К". - В итоге шесть отечественных заводов оказались на грани закрытия, а свекловодство пребывает в упадке. Между прочим, "белый яд" у нас в основном вырабатывается из заморского сахарного тростника. Так что деньги казахстанских покупателей уходят на содержание латиноамериканских плантаторов. Впрочем, Минсельхоз пообещал отечественным землепашцам, выращивающим "сладкие корни", повысить в этом году госсубсидии с прежних 2 тысяч до 11 тысяч тенге за гектар. Но возрождение свекловодства как бизнеса возможно, лишь когда сахарозаводчики смогут гарантировать крестьянам из года в год стабильную цену за урожай. В том случае, если сами производители будут уверены, что сумеют выгодно продать свой продукт. При нынешнем раскладе, судя по всему, это возможно только при государственной защите от внешних поставок. А дальше, будем надеяться, и сами сахарозаводчики откажутся от импортных поставок из жарких стран, переключившись на местное сырье".

"Литер", в свою очередь, объясняет то, как получили преимущества российские компании на казахстанском рынке: "Оказывается, достаточно просто. При молчаливом согласии казахстанского правительства. Толлинговые схемы, по которым до сего дня действовала Россия, выглядели так: сахар-сырец ввозился на территорию РФ без уплаты пошлины и НДС с условием, что произведенный из этого сырья сахар будет полностью экспортирован в Казахстан. И ввоз в нашу страну происходил также без уплаты пошлин - согласно решению Совета глав правительств СНГ".

Издание обращает внимание на то, что решение Казахстана о введении квоты на импорт сахара сразу вызвало резонанс в бизнес-среде России. "Ведь, по прогнозам, в этом году российские компании собирались ввезти в Казахстан уже порядка 250 тысяч тонн готового продукта. Установленная до 1 октября квота нарушила далеко идущие планы соседей по наступлению на наш рынок. "Если полный запрет будет введен в очень короткий период, то, конечно, коммерческим планам компаний будет нанесен определенный урон", - сказал газете председатель Ассоциации сахаропроизводителей России Андрей Бодин. Что касается возможного ценового изменения на сахар, то "Литер" приводит доводы, согласно которым роста цены не будет: "Сахарная отрасль страны насчитывает не один десяток лет, заводы есть, мощностей хватает. По подсчетам специалистов, при максимальной потребности 15-миллионного Казахстана в 600 тысячах тонн сахара в год отечественные заводы в состоянии выработать порядка 790 тысяч тонн. На деле ограничение импорта сахара в нашей стране благоприятно и для отрасли в целом, и для казахстанцев, в частности. Развитие свекловодства, создание дополнительных рабочих мест, налоговые поступления в бюджет. Это далеко не все плюсы подобной заботы государства об отечественном производителе. Ведь при раскладе, когда рынок в руках импортеров, влиять на ценовую политику Казахстан уже вряд ли бы смог. Что же касается опасений рядовых покупателей, то в ответ на принятые правительством меры казахстанские сахаропроизводители обязались насытить внутренний рынок сахаром (для этого в стране есть все возможности) и не допустить дефицита продукта и резкого повышения цен на него".

Между тем, "Новая газета - Казахстан" приводит также комментарий председателя правления Союзроссахара РФ Андрея Бодина, который "...не скрывал своего возмущения, хотя, по его словам, введение ограничения практически не отразится на российском рынке сахара, поскольку объемы поставок в Казахстан были незначительными и не превышали 110 тыс. тонн". При этом, пишет газета, "г-н Бодин отметил, что решение казахстанской стороны стало неожиданным для участников сахарного рынка, поскольку совсем недавно на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС были подписаны девять документов, образующих договорно-правовую базу Таможенного союза. Как известно, эти документы предусматривают взаимно согласованные меры по защите внутренних рынков и таможенно-тарифному регулированию и нацелены на формирование единого экономического пространства стран-участниц". По словам собеседника "НГ-Казахстан", "...принятое Казахстаном решение противоречит и действующим договоренностям, и нормам торговли, которые существуют в рамках СНГ и ЕврАзЭС. Любая ограничительная мера должна предваряться проведением специального расследования, и сторона, планирующая введение ограничительных мер, должна доказать, что импорт представляет угрозу для внутреннего рынка, и, кроме того, предупредить своих торговых партнеров о планируемом ограничении за месяц. Однако ничего этого Казахстаном сделано не было".

"Бизнес и власть" рассматривает причины введения квоты с позиции "кому это выгодно". По информации издания, ТОО "Сахарный центр" прекращает свое существование. По данным газеты, "...нынешний владелец ТОО передал активы компании в управление второму по обороту трейдеру Казахстана - АО "Азия Сахар" - с правом последующего выкупа. Таким образом, на отечественном рынке появился новый монополист, консолидировавший около 80% продаж сахара". При этом председатель совета директоров "Азия Сахар" Тимур Сейтмуратов факт приобретения холдинга "Сахарный центр" отрицает. "Это только говорят... Слухи, как назойливые мухи, тут и там", - сообщил он изданию, однако, "по информации одного из топ-менеджеров "Сахарного центра", в настоящее время офис компании находится в распоряжении АО "Азия Сахар". Из 40 руководителей различных подразделений компании остались 10 менеджеров, которые закрывают дела. Остальные 30 человек уволены на основании того, что компания, как им сообщили, продана. Активы холдинга, в том числе 4 сахарных завода - в Таразе, Боралдае, Коксу и Карабулаке, тоже переданы в управление бывшим конкурентам. Очевидно, вместе с торговыми марками. Это обеспечит некую преемственность и спокойствие на розничном рынке, так как покупатель не увидит резких изменений на полках магазинов".

Со своей стороны, газета напоминает, что в Казахстане для определения степени конкуренции или монополизации того или иного рынка используются индекс концентрации и индекс Херфиндаля-Хиршмана (ННI). "Для рынка сахара индекс концентрации с учетом импорта составляет, по неофициальным данным, более 80%, ННI - свыше 8 500 единиц. Оба этих значения показывают доминирование одного предприятия и практически полное отсутствие конкурентной среды". Между тем, газета подчеркивает необходимость того, что "такая сделка должна быть одобрена Агентством по защите конкуренции (АЗК)". Так пояснила изданию начальник управления анализа товарных рынков АЗК Сабира Ержанова: "Эта мера позволяет госоргану следить за допустимой экономической концентрацией и предотвращать появление монополистов или доминантов, контролирующих более 35% рынка. Однако заявки от "Азия Сахар" на одобрение сделки отдел, возглавляемый г-жой Ержановой, пока не получал".

И как отмечает газета, "цена сделки неизвестна". "Однако фон, на котором происходит передача активов, а также рыночная доля, которую занимал "Сахарный центр", позволяют предположить, что она может превышать $150-200 млн. По мнению трейдера, пожелавшего остаться неназванным, "Азия Сахар" в настоящее время не в состоянии выплатить всю сумму, так как рыночная стоимость АО значительно меньше стоимости "Сахарного центра". Зато у компании есть другой актив, нематериальный - отработанная модель развития бизнеса, управленческая команда и налаженная схема поставок сахара. Получив активы бывшего конкурента, "Азия Сахар" с легкостью сможет занять его место, а для более быстрой окупаемости сделки может поднять цены на внутреннем рынке. В одностороннем порядке задирать цены компания не решится, так как это чревато возмущением потребителей. Поэтому здесь может подключиться некая политическая сила, способная "обосновать" необходимость повышения цен на сахар в национальном масштабе". А "увеличение внутренних оптовых цен на сахар на 15 тенге за 1 кг даст трейдерам дополнительно 6,9 млрд тенге, или $57 млн. Предположительно, именно эти деньги пойдут на финансирование покупки "Сахарного центра". Обосновывая данное предположение, анонимный трейдер и топ-менеджер "Сахарного центра" независимо друг от друга пояснили, что полученный сверхдоход не может быть направлен на расширение посевных площадей сахарной свеклы в Казахстане, так как эту работу следовало начинать как минимум за полгода до старта посевных работ. Следовательно, бум "внимания" к крестьянам диктуется конъюнктурой на рынке сахара, а не желанием нарастить ресурсную базу".

"Новая газета-Казахстан" также задается вопросами, "...что же заставило правительство Казахстана пойти на осложнение отношений с российскими партнерами?". "На самом ли деле импорт сахара из России представляет угрозу для внутреннего рынка Казахстана? Или же ограничительные меры предприняты из других соображений, в частности, в целях лоббирования интересов казахстанских производителей сахара?". По мнению издания, "вторая версия представляется более вероятной. И для этого есть достаточно убедительные основания. В частности, в некоторых казахстанских СМИ прошла информация о том, что на отечественном рынке появился новый монополист, сосредоточивший в своих руках около 80% продаж сахара. Речь идет об АО "Азия Сахар", которому нынешний владелец ТОО "Сахарный центр" якобы передал активы компании с правом последующего выкупа. И хотя руководство АО "Азия Сахар" назвало все это не более чем слухами, а Агентство по защите конкуренции не дало однозначного ответа на вопрос, поступала ли туда заявка на заключение такой сделки от АО "Азия Сахар", обе компании эту информацию пока публично не опровергли". Издание приводит мнение президента Алма-Атинской ассоциации предпринимателей Виктора Ямбаева, который считает, что данное решение правительства - "чисто протекционистская мера! Все квоты вводили и вводят для аффилированных структур, то есть для "своих". По словам собеседника "НГ", "...все нынешние обещания, что цены на сахар повышаться не будут, - это из области фантастики".

Подытоживая решения правительства в экономической сфере за неделею, "Бизнес и власть" задается вопросом, "что будем кушать в этом году", и дает на него свой ответ. Как пишет газета, "ответ на этот вопрос следует искать в меню, которое предлагает нам правительство. Главный шеф-повар страны (он же премьер-министр) Карим Масимов готов вынести на суд публики оригинальное для Казахстана блюдо - нечто из вегетарианской кухни. Распорядившись принять меры по обеспечению внутреннего рынка плодоовощной продукцией, глава Кабмина поступил дальновидно. На стабильность стоимости зерна можно не уповать - в ближайшие годы, по оценке экспертов американского Исследовательского института по продовольственной и сельскохозяйственной политике (FARPI), спрос и цены на зерновые будут активно расти до конца 2010 года, и только затем темпы производства и потребления зерна сравняются. Подорожание мяса - тоже мировой тренд, который уже привел к тому, что доля животного белка в рационе малообеспеченных слоев населения во всех странах сокращается. Так что все правильно - из доступного остается только растительная пища, за нее и нужно бороться, заключая заранее фьючерсные контракты. Хотя бы здесь, на предложении зелени конечным потребителям, можно попытаться спасти другую "зелень" - ту, которая наполняет кошельки наших граждан. Речь идет о достаточно больших суммах, ведь население в среднем тратит на продукты питания около 30% своих доходов. Видимо, такова логика рассуждений и действий властей. Но вряд ли забота о ближних - единственный побудительный мотив. Указание главы государства прозвучало в этом году очень четко - нельзя допустить, чтобы инфляция загубила социальные завоевания, которыми так гордится Казахстан. Именно поэтому правительство делает большую ставку на лето и осень, когда у инфляции можно будет взять реванш. За счет пресловутых овощей и фруктов. Так что, если сани к зиме нужно готовить летом, то к сезону сбора урожая лучше готовиться зимой, заключая фьючерсы". В результате подобных действий, предполагает издание, "то, что власть сумеет удешевить, то и появится на столе большинства граждан. Глядишь, и Маяковского начнут читать по-другому: "Ешь ананасы, рябчиков жуй, день их последний приходит".

Экономическая политика. Ресурсы

Другие, не менее важные решения казахстанских властей связаны с развитием инфраструктуры. В частности, как сообщают "Известия-Казахстан", глава кабмина Карим Масимов отвел два месяца на принятие окончательного решения по финансированию казахстанского строительства и реконструкции участка автомобильного коридора Западная Европа - Западный Китай. "При этом правительство должно дать ответ на вопрос, какие выгоды несет стране участок транспортного коридора, проходящий через Казахстан". Премьер поинтересовался у министра энергетики и минеральных ресурсов Сауата Мынбаева и министра транспорта и коммуникаций Серика Ахметова: "В чем выгода китайцев - это понятно. В чем выгода для нас?". Глава Минтранскома пояснил: "Наша выгода - доход от транзита, развития регионов, развития дополнительных эффектов, которые дает дорога. Дорога в любом случае вносит определенную экономическую выгоду в развитие регионов, а я уже говорил, что по пути следования этого коридора у нас проживает 4,6 миллиона человек...". Между тем, по мнению Сауата Мынбаева, "для прямых вливаний из бюджета все эти оценки носят косвенный характер. "Понятно, что проект политический, макроэкономический и технологический, в этом отношении все плюсы видны. Но касательно конкретных показателей - для чего мы строим дорогу, это же не железная дорога и не труба, где за каждый километр платится. Раз вкладываются огромные бюджетные средства, тогда должно быть очевидно - для чего, какие социальные цели и окупаемость", - настаивал глава МЭМР. По его словам, участие в международном коридоре в этом отношении качественно отличается от бюджетного финансирования строительства дороги, ориентированной на внутренние потребности". В конце концов, глава правительства поручил Минтранскому совместно с Минэкономики и Минфином в течение двух месяцев принять окончательное решение по финансированию данного проекта. Как уточняет газета, по словам Серика Ахметова, общий объем финансирования составляет порядка 900 миллиардов тенге (текущий курс 120,05 KZT за 1 USD - прим. ИА REGNUM).

Кроме того, премьер-министр РК поручил соответствующим министерствам доработать все вопросы, связанные со строительством Балхашской ТЭС, третьего блока Экибастузской ГРЭС-2 и Мойнакской ГЭС, - сообщает "Литер". В частности, это касается Министерства энергетики и минеральных ресурсов, Министерства экономики и бюджетного планирования, а также Министерства финансов и госхолдинга "Самрук". Как подчеркнул Масимов, "вопросы по строительству энергостанций поставлены в послании президента и кабинет министров должен неукоснительно их исполнить". По словам премьера, "все эти станции должны быть построены, у нас другого выхода нет. Поэтому нам нужно мобилизоваться и решить эти вопросы". Одновременно с этим Министерству образования и науки поручено решить проблему подготовки квалифицированных кадров для электроэнергетической отрасли. По мнению Масимова, "...этот вопрос требует решения, чтобы не оказалось так, что объекты будут построены, а работать окажется некому". В свою очередь глава АО "Казахстанский холдинг по управлению государственными активами "Самрук" Канат Бозумбаев, "...заявил о необходимости решить вопросы по финансированию строительства Балхашской ТЭС". Он отметил: "В соответствии с возложенными государством задачами на среднесрочную и долгосрочную перспективу у компаний холдинга напряженные инвестиционные программы, источниками финансирования которых являются и собственные, и заемные средства". По словам главы "Самрук", "один из основных вопросов на текущий момент - это структурирование проекта и определение доли государственного участия в нем". По мнению Бозумбаева, "целесообразно осуществить реализацию проекта на основе государственно-частного партнерства": "Доля государства в капитализации компании, которая будет создана в целях реализации проекта, может составить от 25 до 50 процентов. В деньгах это может составить сумму до 1 миллиарда 125 миллионов долларов".

"В безлюдном уголке побережья Балхаша планируется начать строительство теплоэлектростанции нового поколения, которая будет работать на экибастузском угле, - продолжает тему "Экспресс-К". Газета напоминает, что эта идея родилась не случайно. "Этот район как раз находится в центральной части транзитного маршрута Север - Юг и появление генерирующей мощности на этом отрезке пути позволит существенно увеличить пропускную способность действующих и строящихся высоковольтных линий. Здесь же проходит железнодорожная ветка Астана - Чу и автомобильная дорога из столицы в Алма-Ату. В новейшей истории это самый грандиозный проект стоимостью четыре с половиной миллиарда долларов". По реализации этого проекта, "Балхашская ТЭС будет состоять из двух модулей, каждый из которых способен вырабатывать по 660 мегаватт. При существующих потребностях этого хватит, чтобы обеспечить электричеством не только юг страны. Предполагается, что первый этап ее строительства завершится в 2013 году".

Также, в двухмесячный срок правительству (также по поручению премьера) необходимо разработать схему финансирования строительства газопровода "Бейнеу - Бозой - Самсоновка" и передать газовое месторождение Урихтау на баланс компании "КазМунайГаз" (КМГ). Как поясняют "Известия-Казахстан", "...из-за отсутствия транспортных путей Южный Казахстан потребляет импортный узбекистанский газ. Но если сейчас ЮКО необходимо 3,8 миллиарда кубометров газа в год, то в 2020 году области потребуется в два раза больше, считают представители КМГ. Зависимость от зарубежья, которое в зимнее время само испытывает нехватку голубого топлива, а потом срывает поставки газа, ставит под угрозу энергетическую безопасность Казахстана. Поэтому власти надеются, что ввод в эксплуатацию газопровода "Бейнеу - Бозой - Самсоновка" протяженностью 1,5 тысячи километров снимет проблему нестабильной подачи топлива на юг". По словам президента КМГ Узакбая Карабалиа, данный проект носит социальную направленность, коммерчески непривлекателен, но его реализация позволит обеспечить стабильные поставки газа в южные регионы страны. Глава КМГ уточнил, что завершение строительства первой очереди газопровода мощностью 5 миллиардов кубометров газа в год планируется в 2011 году. С вводом второй очереди его производительность увеличится до 10 миллиардов кубов. И относительно реализации этого проекта кабмину предстоит разработать схему финансирования. "В качестве основополагающих премьер-­министр Карим Масимов предложил рассмотреть три варианта финансирования проекта, - рассказывает издание. - Первый предусматривает прокладку магистрали за счет бюджетных средств, второй - за счет займа "КазМунайГаза" под гарантию государства, третий - за счет государственно-частного партнерства. В течение двух месяцев экспертам предстоит подсчитать, какая схема наиболее целесообразна".