"Запад не оставляет надежд на проведение "бархатных революций" в бывшем СССР": Приднестровье за неделю
Приднестровское урегулирование: "Фантазии Воронину не занимать, но назвать зону конфликта территорией "сотрудничества и компромисса" - это чересчур". Косовский прецедент: "Признание Приднестровья объективно выгодно и ЕС, и России". Приднестровские НПО: "Запад не оставляет надежд на проведение "бархатных революций" на территории бывшего СССР". Приднестровская армия: "Не надо путать дедовщину и желание защищать Родину".
Приднестровское урегулирование: "Фантазии Воронину не занимать, но назвать зону конфликта территорией "сотрудничества и компромисса" - это чересчур"
"Используя любые международные трибуны, власти Молдавии из кожи вон лезут для того, чтобы доказать всем, что в стране процветает интернационализм, соблюдаются права человека, а приднестровцы могут обрести "утраченную" свободу, вернувшись в лоно "правового" молдавского государства, - пишет ИА "Ольвия-пресс". - Выступая в Мюнхене на 44-й конференции по вопросам безопасности, Воронин сообщил всему миру о том, что Молдавия отныне стала воистину европейской державой, идущей по пути цивилизованного ваяния демократии западного образца. Мало того, именно Молдавия в состоянии обеспечить Европе безопасность в юго-восточной ее части и стать главной миротворческой силой в регионе. Не обошел Воронин и проблемы молдавско-приднестровского конфликта, заявив о том, что, по сути, "дело уже в шляпе", Приднестровье не сегодня-завтра придет на поклон, дабы сдаться на милость победителю".
Информагентство пишет: "Фантазии Воронину не занимать, но назвать зону конфликта территорией "сотрудничества и компромисса" - это чересчур. 28 февраля исполнится ровно два года, как Молдавия нарушила это сотрудничество, без объяснения причин вышла из переговорного процесса. (28 февраля 2006 года в тираспольском офисе миссии ОБСЕ в Молдавии в ходе второго этапа четвертого раунда переговоров по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" через четыре часа после начала совещания представители молдавской делегации во главе с министром реинтеграции Молдавии Василием Шовой без комментариев покинули зал заседаний - прим. ИА REGNUM). Мало того, Молдавия в одностороннем порядке разорвала с Приднестровьем все двусторонние договоренности, наработанные в течение многих лет, и организовала экономическую блокаду, которая длится по сей день". (В соответствии с молдавско-украинским межправительственным соглашением, 3 марта 2006 года были введены новые правила прохождения грузов через молдавско-украинскую границу. Украинские таможенные посты, находящиеся на границе Украины и Приднестровья, согласно постановлению кабинета министров Украины № 112-Р, прекратили пропускать грузы, оформленные приднестровской таможней. Вечером 4 марта 2006 года грузовое и пассажирское железнодорожное движение через Приднестровье было полностью остановлено. Таким образом, украинская сторона стала пропускать приднестровские грузы только в том случае, если они оформлены молдавской таможней. В результате введения нового таможенного режима резко уменьшился экспорт товаров из Приднестровья, предприятия республики сократили выпуск продукции, начали терпеть убытки и прекратили отчислять денежные средства в республиканский и местные бюджеты. Из дружественных ПМР государств, в основном Российской Федерации, с марта 2006 года в республику начала поступать гуманитарная помощь в виде продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и финансовых средств. 8 декабря 2006 года руководители транспортных ведомств России, Украины и Молдавии подписали протокол о возобновлении движения пассажирских поездов между Россией и Молдавией через приднестровский участок железной дороги. 16 декабря 2006 года в Тирасполь прибыл первый за 9 месяцев пассажирский поезд №65/66 "Москва-Кишинев" - прим. ИА REGNUM).
ИА "Ольвия-пресс" отмечает, что "Воронин прекрасно понимает, что почва, на которой молдавский политический истеблишмент основывает свое право на обладание Приднестровьем, весьма зыбка, поэтому выдвигает новый тезис, дающий обоснование того, почему молдавско-приднестровский конфликт не может быть разрешен в пользу интересов Левобережья". "Воронин заявляет, что "десятки национальностей и языков гармонично уживаются в Молдавии, и ни разу страну не потрясали межэтнические конфликты". Это ничем не прикрытая ложь. Воронину важно "замылить глаза" западному обывателю, а о бесчинствах, творившихся в те годы (в конце 1980-х - начале 1990-х гг. - прим. ИА REGNUM) в Молдавии, умолчать и стереть из памяти, если у кого-то остались об этом воспоминания. Главное, чтобы на Западе уверовали, что тогда не избивали на улицах Кишинева русских парней, не ходили всей Молдавией убивать гагаузов и приднестровцев, не увольняли людей нетитульной нации с работы, не кричали на площадях: "Русских - за Днестр, евреев - в Днестр", "Хороший гагауз - мертвый гагауз", "Умоем кишиневский асфальт русской кровью" и т.д., и т.п. Оказывается, не было в Молдавии межэтнических конфликтов, а была война с "мафиозными группировками, захватившими власть в Приднестровье и Гагаузии", - пишет информационное агентство.
Как отмечает ИА "Ольвия-пресс", "Воронину ничего не мешает говорить с высоких европейских трибун о том, что "на примере Молдавии возникает новая модель урегулирования конфликтов, новый механизм восстановления суверенитета и территориальной целостности, эту модель можно было бы назвать урегулированием через евромодернизацию". "О каком урегулировании молдавско-приднестровского конфликта через евромодернизацию может идти речь, когда приднестровцы четко и однозначно заявили на референдуме 2006 года, что дальнейший путь развития государства они связывают с интеграцией в российское политико-экономическое пространство? Приднестровье никогда не рвалось и не рвется в Европу, а с упорным постоянством напоминает о своей пророссийской ориентации", - заключает информагентство.
Газета "Приднестровье" пишет: "В последнее время российско-молдавские отношения характеризуются позитивной динамикой, а официальные лица Молдавии заявляют, что отношения с Россией "стремятся к настоящему стратегическому партнерству". В Москве, в свою очередь, не могут не приветствовать заявления Кишинева о стремлении придать российско-молдавским отношениям измерение подлинного стратегического партнерства. Россия, рассматривая Молдавию как единое экономическое пространство, заинтересована в том, чтобы условия взаимодействия с промышленным комплексом Приднестровья, где у российского бизнеса немало непосредственных интересов и кооперационных обязательств, ни в коем случае не усложнялись. Тем более, не ухудшались за счет односторонних мер с молдавской стороны".
Как отмечает издание, "в вопросе урегулирования молдавско-приднестровского вопроса пока приходится констатировать системные противоречия в позициях сторон конфликта". "Само урегулирование востребовано жизнью. Оно может дать региону стабильность, экономическую перспективу и социальную уверенность, снять риски дестабилизации, а значит, высвободить простор для утверждения подлинно демократических принципов сосуществования в общем государстве, где статус Приднестровья отражал бы самобытность этого региона, был надежно гарантирован. То есть, альтернативы мирному, политическому, жизнеспособному решению проблемы нет. Международное посредничество, в котором участвуют влиятельные силы - Россия, Украина, ОБСЕ, а также наблюдатели в переговорном процессе США и Европейский союз, - пока занято, по существу, решением единственной задачи: поиском способа восстановления элементарного доверия между политическим руководством Кишинева и Тирасполя, а вместе с ним - их настроенность на выработку компромиссов. Возможным это станет после того, как будут преодолены все субъективные и объективные причины, заставляющие молдавскую сторону, вопреки общепринятым международным принципам урегулирования региональных конфликтов, не признавать Приднестровье в качестве полноправного партнера в решении всего комплекса проблем между правым и левым берегом Днестра", - пишет газета "Приднестровье".
"В 2007 году в некоторых СМИ появились сообщения о том, что Россия подготовила план приднестровского урегулирования, который предусматривает федеративное устройство Молдавии, выдвигая при этом несколько условий: закрепление нейтралитета Молдавии в международно-правовом документе, сохранение в стране военного присутствия, гарантии неприкосновенности российской собственности в Приднестровье. Но если говорить коротко, волшебная формула урегулирования вряд ли будет найдена кем-либо в одиночку. Договориться между собой должны стороны конфликта. В этих вопросах Кишинев и Тирасполь несут основную ответственность. Учитывать или нет предложения привлеченных к урегулированию посредников - это их право", - подводит итог издание.
"Новая газета" пишет: "По мнению спецпредставителя Евросоюза в Молдавии Кальмана Мижея, "возобновление переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем зависит от воли всех сторон". Кальман Мижей надеется, что "здравый смысл выиграет, так как понимание между двумя берегами надо строить взаимными усилиями в Кишиневе и в Тирасполе, усилиями всех уровней власти". Спецпредставитель ЕС в Молдавии считает, что "нужно верить в возможное разрешение молдавско-приднестровского конфликта в ближайший год", хотя и "в Тирасполе есть много моментов, почему нет доверия к Кишиневу, и в Кишиневе нет в ряде вопросов доверия к Тирасполю".
Издание отмечает, что, "по словам Кальмана Мижея, "ЕС под разрешение конфликта и объединение Молдавии готов выделить большие финансовые средства". В частности, Мижей утверждает, что "есть финансовые средства, чтобы помогать процессу реинтеграции". "Подписание договоренностей, документов - это лишь первый шаг, - отмечает Мижей. - Потом надо еще сообща работать с помощью международного общества, в том числе ЕС, Украины и России".
"Новая газета" пишет: "Спецпредставитель ЕС в Молдавии выразил надежду, что "в 2008 году переговорный процесс удастся сдвинуть с мёртвой точки". Кальман Мижей считает, что "благодаря реализации Плана действий Молдавия-ЕС, политические отношения между Молдавией и Евросоюзом улучшаются, и это будет выглядеть привлекательно для населения Приднестровского региона", - заключает издание.
Косовский прецедент: "Признание Приднестровья объективно выгодно и ЕС, и России"
ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Совершенно очевидно, что провозглашение суверенитета Косово стало логическим завершением реализации Соединенными Штатами Америки своих национальных интересов в Юго-Восточной Европе. Ради этих интересов были попраны основные нормы международного права, выработанные после Второй Мировой войны. По сути дела сегодня можно говорить об изменении всей системы международных отношений. Как отразится признание Косово на судьбе Приднестровья? У республики достаточно собственных аргументов для признания. Приднестровье более 17-ти лет живет как самодостаточное государство, несмотря на торговые, таможенные, банковские и транспортные блокады. Важный показатель жизнеспособности приднестровской государственности - это устойчивая структура власти, социальная и политическая стабильность в обществе. Косово с помощью Запада только предстоит создать ту государственную основу, которая в Приднестровье создана за эти годы".
"Большинство аналитиков отмечают, что отделение Косово от Сербии может привести к дестабилизации Балкан и всей Европы. Признание Приднестровья напротив позволит разрешить застарелый конфликт в Европе, в конечном итоге, обеспечить стабильность в этом регионе. Таким образом, по большому счету признание ПМР объективно выгодно и Европейскому союзу, и России", - считает информагентство.
"Однако западные политики пытаются навязать мнение, что независимость Косово - это уникальный случай, - отмечает ИА "Ольвия-пресс". - Для всех остальных самоопределившихся государств подобное правило не подходит. В Приднестровье с этим категорически не согласны".
"Признание независимости Косово изменит саму модель урегулирования конфликтов в мире, определив приоритет права народов на самоопределение перед принципом территориальной целостности государств. И это станет правоприменительной практикой для всех государств. В условиях слома системы международных правоотношений судьба народов Приднестровья, как и Абхазии, и Южной Осетии во многом зависит от позиции Москвы. Все эти годы народы наших стран связывали свои надежды с Россией. Сегодня в условиях правового хаоса для России наступает момент истины, когда она может стать новым центром силы, который способен обеспечить стабильность в международных отношениях", - резюмирует информационное агентство.
Газета "Сведения" пишет: "Несмотря на жесткое противодействие США и большинства стран Евросоюза, Россия отстаивает позицию того, что разрешение сербско-косовской проблемы должно происходить за столом переговоров. Россия также не намерена в одностороннем порядке признавать чью-либо независимость, однако в случае возникновения косовского прецедента, она будет настаивать на том, чтобы прецедент учитывался и на переговорах между другими конфликтующими сторонами".
"Если в сегодняшней международной обстановке принцип права нации на самоопределение важнее, чем принцип территориальной целостности государства, то тогда необходимо руководствоваться этим принципом во всех регионах мира, а не только там, где кому-то нравится, - отмечает издание. - И тогда правом нации на самоопределение должны воспользоваться как народы, проживающие на постюгославском пространстве, так и малые народы, проживающие на постсоветском пространстве".
"То, что Приднестровье имеет полное право стать международно-признанным субъектом вне зависимости от того признана Западом независимость Косово или нет, неоднократно заявлял и президент ПМР Игорь Смирнов. Если США настаивают на признании независимости Косово, значит, и Приднестровье - и исторически, и юридически - имеет полное право на самостоятельность", - считает издание.
Газета "Сведения" пишет: "Действительно, до 2003 года Приднестровье пыталось найти точки соприкосновения с Молдавией в выработке модели общего государства. Но после того как Владимир Воронин сорвал подписание Меморандума Козака, Приднестровье окончательно убедилось, что Кишинев не намерен предоставлять Левобережью какой-либо статус вне рамок единой Молдавии, и с тех пор политика государства полностью была нацелена на признание независимости ПМР. Этот вектор развития в очередной раз был подтвержден на всенародном референдуме в сентябре 2006 года, и сегодня он является приоритетным во внешней политике государства".
"Разумеется, в России прекрасно понимают, что Тирасполь не откажется от идеи независимости, как и Кишинев от идеи унитарности молдавского государства. В этой ситуации Москва закономерно придерживается международных приоритетов, выражающихся в превалировании принципа территориальной целостности государств над правом наций на самоопределение. Хотя в начале 2008 года Москва четко и ясно дала понять международному сообществу, что в случае признания суверенитета Косово геополитические приоритеты изменятся кардинальным образом, а заявления о целостности той же Молдавии или Грузии больше не будут злободневными. Россия в этом случае будет придерживаться принципа универсального разрешения территориальных споров на основании косовского прецедента", - заключает издание.
Приднестровские НПО: "Запад не оставляет надежд на проведение "бархатных революций" на территории бывшего СССР"
ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Если внимательно присмотреться к событиям, происходящим на постсоветском пространстве, то становится очевидным, что Запад и сегодня, похоже, не оставляет надежд на проведение "бархатных революций" в России, Белоруссии, Приднестровье и других республиках бывшего СССР, которые, "по заключению" Вашингтона и Брюсселя, не относятся к разряду "демократических". На эти цели, а также на поддержку стран, где уже произошли бескровные перевороты, США и ЕС тратят немалые деньги. Данных по 2007 году пока еще нет, но, к примеру, в 2006 году бюджетом госдепартамента США по статье расходов "помощь новым независимым государствам бывшего Советского Союза", направленной на программы по поддержке демократии, экономических реформ и главенства закона, была выделена сумма в размере $565 млн. В свою очередь Евросоюзом в рамках программы Европейской политики соседства, направленной на "поощрение демократических реформ", в период с 2007 по 2013 гг. будет выделено 300 млн. евро. В число стран, которые получат "поощрительные" деньги, входят Россия, Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан и Молдавия. Это, так сказать, официальные, т.е. правительственные источники финансирования постсоветских "демократий", но не только их, а и различных неправительственных организаций (НПО)".
"Благотворительные фонды - наиболее распространенный источник финансирования НПО, по крайней мере, в странах СНГ. До недавнего времени совершенно открыто получали деньги от этих фондов и некоторые приднестровские неправительственные организации и "независимые" СМИ. Однако положение изменилось 7 марта 2006 года, когда президент ПМР Игорь Смирнов подписал указ о запрете финансирования неправительственных организаций из-за рубежа, запрещающий НПО "получать прямо либо косвенно денежные средства, а также иное имущество от международных организаций, иностранных государств,... иностранных граждан". Кроме того, указ запрещал международным объединениям и иностранным государствам и гражданам выступать в качестве учредителей некоммерческих организаций", - пишет информационное агентство.
"Понятно, такой Указ вызвал на Западе бурю негодования. США тут же призвали власти Приднестровья пересмотреть свое решение, - отмечает ИА "Ольвия-пресс". - Миссия ОБСЕ в Молдавии тогда также потребовала "безоговорочно и незамедлительно пересмотреть и отменить" указ о запрете финансирования из-за рубежа неправительственных организаций. Как заявляла в те дни ОБСЕ, этот Указ "напрямую затрагивает международную поддержку гражданского общества из всех источников, включая проекты по продвижению демократии, прав человека и свободы СМИ".
"Впрочем, вскоре обвинения в недемократичности приднестровских властей сошли "на нет". Объяснялось это достаточно просто. Приднестровские НПО начали перерегистрацию в Молдавии. Согласно сообщению Департамента НПО Центра Ресурсов и Развития для Приднестровья (оказывается, существует и такой...) "в 2006-2007 годах наблюдался феномен перерегистрации НПО приднестровского региона в конституционных органах Молдавии. Мотивы этого явления чаще всего имеют прямое отношение к шансу приднестровских НПО работать в правовом поле, которое является одним из условий финансирующих организаций или доноров". Таким образом, приднестровские НПО решили для себя проблему финансирования", - считает ИА "Ольвия-пресс".
"Чтобы понять какие выгоды несут народу приднестровские НПО достаточно просмотреть тематику семинаров и тренингов, которые проводятся в Молдавии для этих организаций, а также выяснить, кто является их организаторами", - отмечает информагентство.
ИА "Ольвия-пресс" приводит несколько тем подобных семинаров: "Пути демократизации Приднестровья" - организатор Посольство Великобритании в Молдавии; "Развитие межэтнической толерантности среди молодежи для разрешения приднестровского конфликта" - Центр Развития Демократии и Гражданского Общества при поддержке программы малых проектов Матра КАП Посольства Королевства Нидерландов; "Силовой конфликт: прошлое, настоящее и будущее" - Фонд Сороса; "Содействие построению мирных отношений в Молдавии" - Глобальный фонд правительства Великобритании по предотвращению конфликтов в России и в странах бывшего СССР; "Проблемы Конфликтного Менеджмента" - Европейский Мастерат по правам человека и демократизации; "Вовлечения молодежи и студентов в процесс создания будущего общего государства" - посольство США в Молдавии".
"Уже только названия тем семинаров красноречиво говорят о том, чему обучают приднестровскую молодежь, входящую в различные неправительственные организации, западные "миссионеры". Среди проектов НПО самым амбициозным, можно назвать проект "Молодежь за мир: гражданский долг", - считает информагентство, - основная цель которого состояла "в повышении уровня взаимного доверия в обществе путем вовлечения молодежи и студентов в процесс создания будущего общего государства, а также в налаживании долгосрочных контактов между молодежью Молдавии, Гагаузии и Приднестровья и развитии навыков демократического и гражданского лидерства и партнерства".
ИА "Ольвия-пресс" пишет: "Сегодня в Молдавии на западные деньги существуют десятки центров, где постоянно проводится работа по внедрению в сознание приднестровской молодежи идеалов "демократии", идей ликвидации приднестровской государственности путем изменения его политической составляющей, в том числе методами, применявшимися во время цветных переворотов в Грузии, на Украине и в Киргизии".
Информационное агентство утверждает, что "лучше" в этом плане обстоит дело с оппозиционными СМИ, которые уже более года назад создали что-то вроде ассоциации, дабы сообща, как они декларировали, "бороться с тоталитарным приднестровским руководством". "Представители оппозиционной прессы ПМР катаются на семинары и тренинги, исправно посещают кишиневские центры "продвижения демократии", даже участвуют в молдавском конкурсе "Журналист года" в надежде, что их усилия заметят и оценят", - отмечает ИА "Ольвия-пресс".
"Не спорим, в любом государстве есть силы, оппозиционные власти. Кто-то не согласен с одним, кто-то - с другим, здесь нет ничего удивительного. Но одно дело, когда оппозиция борется за улучшение государственного устройства, и совсем другое - когда оппозиционеры, выполняя волю чуждого нам государства (или ряда государств), готовятся, если вспомнить недавнее постсоветское прошлое, к перевороту. И ведь и такой вариант не исключен", - пишет информационное агентство.
В заключение "чтобы не было сомнений в намерениях Запада в отношении Приднестровья", ИА "Ольвия-пресс" приводит несколько строк из ежегодного отчета правительства США "Поддержка демократии и прав человека" за 2006 год: "Правительство США прилагает усилия по формированию в сепаратистском регионе Республики Молдова демократичного гражданского общества. Несмотря на свою ограниченность, содействие США в развитии демократии в Приднестровье по-прежнему направлено на активистов гражданского общества, остающихся верными демократическим принципам, и поддерживает взаимодействие между сепаратистским регионом и остальной частью республики. Программы включали тренинги, учебные и профессиональные обмены, юридические консультации и попытки продвижения демократических учреждений на местном уровне".
"Новая газета" пишет: "С 8 по 10 февраля 2008 года в молдавском городе Вадул-Луй-Водэ Ассоциация внешней политики Молдавии и посольство Её Величества Королевы Англии провели очередной семинар под общим названием "Приднестровские диалоги". В ходе своего выступления глава миссии ОБСЕ в Молдавии Филипп Ремлер отметил, что у него "нет стереотипов о Приднестровье". По словам же экс-главы миссии ОБСЕ в Молдавии Уильяма Хилла, "до 2003 года работа по урегулированию шла более-менее согласованно, то затем "союзники разошлись". "Трудно урегулировать конфликт, когда одна из сторон не желает этого. Противоречия США и РФ сегодня самые острые среди игроков по Приднестровью", - уверен Хилл. Уильям Хилл видит проблему соблюдения прав человека по обе стороны Днестра, причём это не обязательно должно увязываться с политическим урегулированием. Точно так же американские ПРО, но его мнению, не следует увязывать с Объединенной группой российских войск в ПМР, ибо "трудно увязывать апельсины и яблоки". ПРО США направлена на контроль Ирана, сказал профессор".
Издание отмечает, что "на семинаре выступал председатель парламента Молдавии Мариан Лупу". "Новая газета" пишет: "Молдавский спикер коснулся событий последних десятилетий, бывших, по его мнению, "болезненными и противоречивыми", однако "лимит на противостояние и гражданские распри исчерпан". По мнению Лупу, все совершили много ошибок, а потому должны жить в стране, "где свобода не означает анархии", то есть в стране для "защищенных и реализованных людей". Молдавский спикер считает, что общенациональные традиции должны быть совмещены с демократическими ценностями, чтобы укреплялась рыночная экономика, чтобы шли инвестиции в интеллектуальную энергию человека". "Нужно развивать НПО, дабы власть и общество были партнерами", - сказал в заключение Лупу".
Приднестровская армия: "Не надо путать дедовщину и желание защищать Родину"
В сообщениях Первого республиканского телеканала Приднестровья говорится: "В республике внимание к армии привлекла смерть 19-летнего жителя села Лунга Дубоссарского района ПМР Анатолия Моспана. В одной из воинских частей прослужил он всего четыре дня. С официально названой причиной смерти - делатационная кардиомиопатия - не согласны близкие Анатолия. (2 января 2008 года в одной из воинских частей умер военнослужащий, проходивший службу по призыву, рядовой Анатолий Моспан. Министерство обороны ПМР распространило заявление о том, что смерть не была связана с исполнением обязанностей военной службы, или каким либо внешним воздействием, наступила внезапно, в присутствии многочисленных свидетелей из числа военнослужащих одного призыва с рядовым Моспаном. "Все попытки присутствующих, а также военных медиков, работников скорой помощи, прибывших своевременно, по предотвращению летального исхода, оказались тщетными. По предварительному заключению комиссии специалистов судебно-медицинской экспертизы причиной смерти рядового Анатолия Моспана стала делатационная кардиомиопатия - острая сердечная недостаточность, внешних и внутренних повреждений обнаружено не было", - говорится в заявлении. 22 января 2008 года Военная прокуратура Приднестровья приняла решение об отказе в возбуждении уголовного дела - прим. ИА REGNUM). Несмотря на то, что смерть Анатолия Моспана, по заключению следствия, никак не связана с прохождением им военной службы, в армии целый ряд изменений произошёл именно после трагического случая с военнослужащим. Прежде всего, военная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении членов призывной медкомиссии Дубоссарского военкомата, по вине которых юноша с серьёзным заболеванием попал в армию. Что стало причиной - халатность или что-то ещё установит следствие ориентировочно к середине марта. По результатам проверки предложено усилить и ужесточить работу призывных медкомиссий".
"Некоторые изменения инициировало и само оборонное ведомство. 29 января 2008 года, через 3,5 недели после смерти Анатолия Моспана, вышла новая директива министра обороны. Она призвана улучшить взаимодействие должностных лиц воинских частей с родителями военнослужащих. В ней определены сроки и условия создания родительских комитетов при воинских частях. Теперь командир или его заместитель в 10-дневный срок обязан оповестить родителей о прибытии их сына в часть, номерах телефона, по которым с командованием можно связаться. Близкие военнослужащего должны получить информацию об условиях быта, о порядке обеспечения солдата всеми видами довольствия, оказания ему медицинской помощи. Родительский комитет при этом считается совещательным, представительским органом, его состав будет обновляться с каждым призывом. Заседать он должен не реже одного раза в месяц. Одна из целей создания родительских комитетов, как указано в документе, - искоренение нарушений уставных правил взаимоотношений", - отмечает Первый республиканский телеканал Приднестровья.
"Новая газета" пишет: "В Приднестровье одной из проблем являются неуставные отношения или, как говорят, "дедовщина". Большой резонанс в обществе вызвало сообщение по поводу трагической судьбы Анатолия Моспана, погибшего спустя несколько дней после призыва. По данным военного прокурора, смерть солдата носила ненасильственный характер и ее причиной явилась острая сердечная недостаточность. Однако родители и те, кто осмотрел тело военнослужащего перед погребением, склонялись к другой точке зрения. У них возникали вопросы: Откуда раны на ступнях ног? Откуда синяки на теле?"
"Единственным третейским судьей могла бы выступить независимая судебно-медицинская экспертиза после эксгумации тела, согласие на которую дали родители Моспана, но этого не произошло, - отмечает издание. - Непонятно каким образом одесская судмедэкспертиза подтвердила причину смерти без эксгумации, но, кроме того, мы ведь прекрасно понимаем, что причина смерти и конкретные действия, повлекшие ее - это не одно и тоже".
Газета считает, что "случай с Анатолием Моспаном не первый и не последний и доказать, что-либо сложно, так как военнослужащие сильно зависимы от той среды, где они служат".
"Не может не вызывать удивление реакция Минобороны, представитель которого на парламентских слушаниях заявил, что "юридический отдел Минобороны ПМР занимается подготовкой исков к организациям и лицам, обсуждавшим возможные причины смерти Анатолия Моспана, по поводу распространения ими недостоверной информации клеветнического характера". Более удивительной выглядит реакция депутата комитета по правоохранительным органам Григория Дьяченко, который выразил уверенность в том, что "СМИ, поднявшие тему гибели новобранца Моспана и пишущие о ситуации в армии, подрывают государственность Приднестровья, так как каждый мужчина потенциально - это защитник ПМР". Не надо путать дедовщину и желание защищать Родину. А государственность подрывают те, кто не желает навести порядок в частях", - пишет "Новая газета".
"В Приднестровье количество случаев дезертирств, в процентном отношении к населению выше в несколько раз, чем в Молдавии. Вряд ли солдаты бегут от нормальной воинской службы. Ясно одно: даже если закрыть глаза, от этого дедовщина не исчезнет", - заключает газета.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Датская наёмница, воевавшая под Курском, оказалась профессиональным военным
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Путин на вопрос о победе России ответил словами о вере в Бога
- Два человека погибли при столкновении машины с локомотивом на Ставрополье