"То, что строил Путин, дает сбой": Интервью президента петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия" Александра Сунгурова
В последние годы Санкт-Петербург все больше становится центром политической активности России. Год 2007 исключением не стал. Были разговоры о переходе губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко на новую должность в Москву (вплоть до президентского поста - прим. ИА REGNUM), о том, что спикер Государственной думы РФ Борис Грызлов станет главой города, высказывались разные версии, связанные с назначением и снятием других высокопоставленных лиц, и их завязка именно на Санкт-Петербург. Кроме того, в Санкт-Петербурге произошел ряд знаковых политических событий: выборы в петербургский парламент, "Марши несогласных", выборы уполномоченного по правам человека. Специфическими для России стали и итоги голосования, которые продемонстрировал город на выборах в Государственную думу РФ пятого созыва. О взаимосвязи и последствиях этих и других политических событий, о том, каким был уходящий политический год для Санкт-Петербурга, и каким будет новый, с корреспондентом ИА REGNUM побеседовал президент Санкт-Петербургского гуманитарно-политологического центра "Стратегия" Александр Сунгуров.
ИА REGNUM: Какие политические события Вам запомнились в этом году именно в Санкт-Петербурге?
Выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, выборы в Государственную думу РФ. Плюс "Марши несогласных", которые были во многом связаны с тем, как готовились и проводились выборы, плюс выборы уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.
ИА REGNUM: Как оцениваете итоги выборов в Государственную думу РФ по Санкт-Петербургу?
Санкт-Петербург показал достаточно высокий культурный уровень, и если посмотреть по всем регионам, то степень голосования за "Единую Россию" обратно пропорциональна уровню образования жителей. То, что "Яблоко" набрало 5% в Санкт-Петербурге обусловлено симпатией жителей к этой партии. Возможно, это и результат того, что с мартовских выборов "яблочников" сняли, к тому же у них достаточно сильные лидеры - бывшие депутаты петербургского парламента Наталья Евдокимова и Михаил Амосов, которые возглавляли достаточно сильные комитеты и комиссии. У "Справедливой России" были узнаваемые лидеры, которые раньше были и в "Яблоке" - Оксана Дмитриева и Юрий Болдырев, то есть определенная реинкарнация... КПРФ показала тот же результата, что и в остальных местах, а ЛДПР - низкий, но это традиционно для Санкт-Петербурга.
ИА REGNUM: То есть результат "Справедливой России" в Санкт-Петербурге обеспечили ее лидеры, которые вышли из "Яблока"?
Не только лидеры и программа сыграли роль. Ведь многие, понимали, что если они отдадут свои голоса за "Яблоко" или СПС, то, скорее всего, голоса потеряются, и большую их часть получит "Единая Россия". Поэтому многие шли голосовать за "Справедливую Россию", чтобы их голос не пропал, и не достался "Единой России". Ко всему прочему, у них были нормальные лозунги и своя фракция в петербургском парламенте. Но для многих было не столь важно, что это левая партия, имеющая достаточно большую фракцию в парламенте, сколько то, что это альтернатива, то есть те, кто против монополии "Единой России".
ИА REGNUM: СПС активно принял участие в осеннем "Марше несогласных", и набрал по Санкт-Петербургу чуть более двух процентов, хотя и это было больше, чем по России в среднем. В чем причина?
На мой взгляд, СПС стали изменять свою тактику, причем достаточно быстро, растеряв свой традиционный электорат и не приобретя нового. После ряда прошедших в России парламентских выборов они начали уходить влево, конкурируя, в том числе, и с "Яблоком". А под занавес кампании они вообще резко поменяли отношение к президенту РФ Владимиру Путину и действующей власти. Если раньше это была такая лояльная позиция, то под конец они пытались предстать радикальной оппозицией. Это было уходом от "правого" - взять "левые" лозунги и резко перейти в оппозицию к президенту, которого поддерживает достаточно большое количество граждан...Многим это показалось нелогичным шараханием. К тому же ярких лидеров в СПС нет, как нет и укрепленности среди петербургской интеллигенции. Был один лидер - бывший вице-спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрий Гладков, но он умер. В итоге, городской список возглавил москвич Леонид Гозман, а в Санкт-Петербурге не любят, когда посылают какого-то агента из Москвы. То есть не было того, кто мог бы стать во главе. "Яблоко", при всех недостатках, шло по определенной линии достаточно последовательно, а СПС просто засуетился.
ИА REGNUM: Можно сказать, что для "Яблока" "Марши несогласных" сыграли положительную роль на выборах в петербургский парламент и в думу?
Я не знаю, насколько положительную, или отрицательную роль они сыграли. Для "Яблока" достаточно важным был весенний "Марш несогласных", после того, как их сняли с выборов. Многие аналитики считают, что резкое нежелание руководства города того, чтобы партия "Яблоко" присутствовала в петербургском парламенте, было обусловлено тем, что "яблочники" выступали за референдум по небоскребу "Газпрома" и против этой "свечи".
ИА REGNUM: Как можно оценить последний петербургский "Марш несогласных" с точки зрения действий властей и правоохранительных органов?
Детали мне не известны, но провокации действительно были подготовлены. В частности, они имели место, когда из одной подворотни вышли молодые люди с флагами НБП, а из другой сразу же ОМОН. Тогда появились знаменитые кадры, на которых изображено, как правозащитник Юлий Рыбаков убегает от милиции. Все можно было устроить ради одной этой фотографии: правозащитник с доперестроечным стажем бежит от 20 молодцов ОМОНа, которым нечем больше заняться, кроме как гнаться за престарелым бывшим депутатом Государственной думы РФ. Полный абсурд и нонсенс. Нельзя сказать, что это было: непрофессионализм или команда, бей своих, чтобы чужие боялись...Я думаю, что причиной всех этих истерий были неполадки в структуре самой власти: вертикаль, которая так долго выстраивалась, дала трещину в самой сути, в самих силовых структурах, потому, что они уже не могут поделить то, что нахапали. Поэтому начинается борьба между коррумпированными чекистами и относительно некоррумпированными чекистами. Дает сбой то, что строил Путин.
ИА REGNUM: Есть мнения, что действиями правоохранительных органов на петербургских "Маршах несогласных" руководили не из Санкт-Петербурга, а из Москвы.
Я тоже думаю, что из Москвы, причем из силовых структур. Одна из версий, что нападения на журналистов и простых граждан были направлены на усиление, раскрутку и обострение ситуации, чтобы Путин никуда не уходил и чтобы все осталось как было. Причины могут быть разные, но факт в том, что беззаконие и применение никому не нужного насилия неоправданны. Ну получила бы "Единая Россия" во главе с президентом процентом больше, процентом меньше...Это алогичное применение насилия там, где оно не требуется. Исходя из этого следует, что применяют его те, которым не польза нужна, а накал ситуации. Скорее всего, подобные действия выполняются по приказу представителей силовых структур, которые боятся изменения ситуации и боятся за себя. Существует мнение, что выдвижение еще до съезда "Единой России" достаточно умеренного кандидата в президенты петербуржца Дмитрия Медведева - ответ на все то, что происходило перед этим.
ИА REGNUM: Много говорили о том, что на выборах в Госдуму РФ были допущены нарушения при подсчете голосов...
Нет, люди примерно так и голосовали, и об этом мне рассказал наблюдатель от одной из партий. Результаты были предсказуемы заранее. Может что-то и подбросили, увидев, что 49%, то есть совсем некрасиво, и добавили немножко, но принципиально это ничего не меняло. Авторитет Путина сыграл свою роль...Может, он просто не мог и не может уйти, потому, что я с ним встречался в прошлом году, и он выглядел уставшим. Президент РФ находится в ловушке структуры, которую сам создал, и которая неизвестно что может сделать, в том числе и с ним самим. Судя по всему, если президент станет премьер-министром РФ, у нас будет более парламентская республика с уменьшенной супервластью президента, что само по себе не плохо.
ИА REGNUM: В Санкт-Петербурге до президентских выборов изменения в политической жизни произойдут?
Нет, все будет тихо, спокойно и стабильно. Парламент сформирован, сеть проблемы с Уставным судом, но он превратился в ноль без палочки.
ИА REGNUM: В связи с этим другой вопрос: почему сложилась такая ситуация в Уставном суде? Мелкие человеческие амбиции. Раньше Уставный суд обладал своей позицией, но после того, как петербургская администрация попросила устанавливать регламент суда у Законодательного собрания Санкт-Петербурга, эта позиция исчезла... Честно говоря, я не вижу за этими перестановками политических вещей.
ИА REGNUM: Ходят слухи, что нынешний председатель Уставного суда Санкт-Петербурга Наталья Гуцан работала в команде Медведева...
В принципе, да. Вполне может быть. Вообще дело само по себе весьма странное. Когда реальный орган, то есть петербургский парламент, который должен быть местом столкновения разных групп был окончательно зачищен, тогда оказалась в столкновении параллельная структура - Уставный суд, - который начал выполнять несвойственные ему функции.
ИА REGNUM: Другими словами, можно сказать, что события в Уставном суде компенсировали функцию парламента?
Нет, не компенсировали, но эти события в очередной раз показали, что в структуре власти идет борьба, и это ее выплески.
ИА REGNUM: В ходе думской кампаний в ряде колоний Санкт-Петербурга, Ленинградской области, да и России в целом были зафиксированы волнения. Чем они, по вашему мнению, были вызваны?
Было много факторов и есть несколько версий, причем все они реальные. Как считают сами силовики и сотрудники УФСИН, это были скоординированные действия "воров в законе", которые хотели проявить свою силу, поставить под себя колонию и для этого по мобильным телефонам связывались с заключенными. Другая версия, на мой взгляд, более разумная, заключается в том, причинами беспорядков стал приход нового начальства, которое пыталось покончить с тюремной субкультурой. Это невозможно. Это предполагает строго работу по инструкции и ужесточение режима. Например, в правилах поведения заключенных есть пункт о том, что они не могут передавать друг другу то, что им принесли. Другими словами, заключенным запрещается дарить и принимать подарки друг от друга, в том числе и продукты питания. Понятно, кем будет заключенный, если он никому ничего не даст. С другой стороны, как только даст -нарушит правила. Эта норма обычно не применяется, но если кому-то нужно, ее используют. Там много подобных пунктов, а приходит новый начальники, и начинает закручивать гайки. Кому это понравится? Поэтому и начинаются беспорядки: из-за попытки построить заключенных, как полагается, используя нормативные акты, которые не подразумевают буквального выполнения.
ИА REGNUM: Почему смена начальства в структуре УФСИН имела место именно в предвыборный период, не раньше, и не позже?
С выборами эти беспорядки можно свести. Если говорить о логике, согласно которой силовики хотели не допустить президентских выборов и оставить Путина на третий срок, то любая дестабилизация ситуации этим силовикам будет полезна, чтобы потом эту дестабилизацию ликвидировать.
ИА REGNUM: Грубо говоря, силовики хотели создать проблему, которую решил бы действующий президент.
Конечно. Это связано со многими вещами, в том числе и с разгоном и избиениями участников "Маршей несогласных". Делается так для того, чтобы потом можно было сказать: "Владимир Владимирович, куда мы без Вас? Оставайтесь". В том числе и поэтому он становится заложником ситуации - линия силовиков была направлена на создание такой ситуации, при которой Путину уходить нельзя. В ситуациях с бунтами в исправительных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области доминирует желание создать вертикаль власти, чтобы можно было управлять человеческим поведением, прикрываясь при этом благородной целью убрать влияние криминала.
ИА REGNUM: В рамках разговора о нарушениях на "Маршах несогласных" и в колониях - в этом году в Санкт-Петербурге наконец-то был избран уполномоченный по правам человека. Почему это удалось сделать так быстро, ведь перед этим было девять неудачных попыток?
Здесь все очень просто. Потому, что раньше это были реальные выборы, не было давления ни Яковлева, ни Матвиенко, не было монополии одной силы, все было достаточно демократично. В петербургском парламенте существовало три блока: либеральный, прогубернаторский и пропрезидентский. Существовал политический торг: мы за вас за это, а вы за нас за это, и омбудсмен рассматривался в этой же связке. А Игоря Михайлова выбрали уполномоченным большинством голосов одной фракции, так как он не прошел в Законодательное собрание Санкт-Петербурга четвертого созыва: ну как не помочь такому человеку...Я слышал шутку, что заслуга Михайлова состоит, по крайней мере, в том, что только против него смогли объединиться петербургские правозащитники и создать единый совет. Кроме того, если говорить серьезно, у него есть, по крайней мере, одно положительное качество - он умеет организовать свою команду достаточно профессиональных и компетентных людей.
ИА REGNUM: Кто, по вашему мнению, будет эффективнее защищать права человека: Михайлов или Правозащитный совет?
С точки зрения придания гласности, эффективнее совет, с точки зрения реальной помощи людям - Михайлов, потому, что уполномоченный по правам человека - это государственный институт. У каждого своя площадка, но работы в области защиты прав человека хватит всем - здесь толкаться не надо.
ИА REGNUM: Могут эти две структуры объединиться?
Если они будут заниматься реальной работой, то сильного функционального расхождения не будет, но пока что это во многом разные структуры.
ИА REGNUM: В правозащитный совет входит и организация "Солдатские матери", которая констатирует, что за последнее время выросло число нарушений прав молодых людей при призыве их на военную службу.
Все это уходит в общую канву с тем, о чем мы уже говорили - ужесточение силовых методов. После второго марта начнется процесс обратной реакции. Когда начнут падать цены на нефть, тогда начнут создаваться новые политические силы разных направлений, в первую очередь - национал-патриотические. Тогда посмотрим, что будет.
ИА REGNUM: Каким будет следующий политический год для Санкт-Петербурга?
Спокойным. К президентским выборам все устанут, к тому же альтернативы на них нет. Что до губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, то я допускаю, что она может уехать в Москву: она работала в правительстве в 2001 и 2002 году и была на своем месте. Здесь она оказалась неким заложником своих бывших сослуживцев по комсомолу. Ее переезд вполне возможен в следующем году.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- В России объяснили попытки Франции начать переговоры с Москвой по Украине
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО
- Центробанк: раздача денег населению только разгонит инфляцию