Вся постсоветская стратегия грузинского руководства свидетельствует о том, что в Тбилиси видят конкретную угрозу в компактном проживании отдельных народностей. Грузинские политики видят в реальном становлении системы самоуправления в регионах с компактно проживающим этническим меньшинством прелюдию к окончательному и полному развалу страны. Ситуация в Южной Осетии и Абхазии вынудила грузинское руководство предпринять действенные шаги по так называемому "смешиванию" населяющих Грузию народностей и наций, и тем самым подстраховаться от перспективы переброса подобной ситуации на другие регионы. В данном контексте особый упор был сделан на армянонаселенный регион Самцхе-Джавахети, где тысячелетиями проживают армяне. Грузия начала масштабные программы по переселению турок-месхетинцев, сванов и мегрелов в регион. В целом, возвращение турок-месхетинцев - обязательство Грузии перед СЕ. Но важно то, что армянонаселенный Самцхе-Джавахети не случайно был выбран официальными грузинскими властями в качестве ареала расселения турок-месхетинцев. В данном случае, Грузия решает проблему выполнения обязательств перед СЕ, приобретает для себя союзника в лице Турции, а также перестраховывается от масштабного переселения туроков-месхетинцев, поскольку природные условия Самцхе-Джавахети оставляют желать лучшего. Это понимают и собственно турки-месхетинцы. Заселив же в регион сванов и мегрелов, грузинское руководство убивает одним выстрелом двух зайцев. В первую очередь, даже без учета оттока армянского населения Джавахети, снижается процентное соотношение проживающих в регионе армян, тем самым меняется статус региона, как армянонаселенного. Кроме того, это также способствует интеграции сванов и мегрелов в грузинское общество, поскольку эти народности, оказавшись на чужих территориях, именуют себя грузинами и тем самым интегрируются в грузинское общество. На фоне масштабных программ заселения Джавахети из региона выводятся российские войска. То, что вывод войск подразумевает отток армянского населения Джавахети, хотя бы потому, что многие лишаются работы и средств на проживание, не вызывает сомнения. Но существует еще один вопрос, не менее важный: кто заменит российские войска?. С учетом перспектив вступления Грузии в НАТО ответ становится очевидным. Ну а если к этому еще и добавить возможность присутствия турецких войск, то проживание армянского населения в регионе и вовсе становится невозможным. Таким образом, Грузия ненавязчиво и последовательно, выполняя обязательства перед СЕ, обеспечивают добровольный отток армянского населения из региона по уже испробованному в Нахичевани методу.

Желая сохранить добрососедские отношения с Грузией, политическое сообщество Армении фактически заявило о невмешательстве во все эти процессы. Тут армянских политиков понять можно. Из четырех соседних стран у Армении открыты границы лишь с двумя - Грузией и Ираном. Тем самым, в случае ухудшения отношений с Грузией, а также неадекватных мер США против Ирана, Армения может оказаться в полной изоляции.

ИА REGNUM публикует спектр мнений армянских парламентских и внепарламентских сил, а также аналитиков по проблеме Джавахети.

"Обсуждение вопроса Джавахети, а также социально-экономических проблем этого региона, должны быть акцентированы в повестке армяно-грузинских отношений, при этом, не допуская снижения уровня сотрудничества с Грузией", - заявил в беседе с корреспондентом ИА REGNUM глава постоянной парламентской комиссии по евроинтеграции, член фракции партии "Процветающая Армения" Авет Адонц. Комментируя вопрос о том, будет ли способствовать вывод российских войск из Ахалкалаки, заселение в регион турок-месхетинцев и сванов оттоку армянского населения, он заметил, что подобная опасность существует, однако армянская сторона должна предпринять все возможное, чтобы избежать этого. "Отток будет означать, что ситуация накалена, а это в свою очередь приведет не только к проблемам в армяно-грузинских отношениях, но, в первую очередь, создаст проблемы для самой Армении. Армении необходима стабильная и безопасная Грузия, а в Грузии уже есть проблемы с безопасностью, учитывая ситуацию в Южной Осетии и Абхазии, дополнительная напряженность вокруг Джавахка приведет к еще большей нестабильности в Грузии, что не исходит из интересов самой Армении", - отметил Адонц. По его словам, армянская сторона должна сделать все возможное, чтобы избежать ухудшения армяно-грузинских отношений, которые за последние три года идут по нарастающей. "После того, как в Грузии пришел к власти Михаил Саакашвили, двусторонние отношения стали быстро развиваться и договоренности, достигнутые на различных уровнях, на 80% реализовались. Раньше проходили встречи на уровне президентов или на уровне премьеров, достигались договоренности, но все забывалось до следующей встречи", - заметил Адонц. Сегодня же, отметил он, идет последовательная работа, к примеру, демаркация границы. "Это очень щепетильный и деликатный вопрос, из разряда тех вопросов, по которым сложно за несколько лет прийти к соглашению. Но так получилось, что есть установка, есть политическая воля, и стороны, несмотря на многие разногласия и противоречия, на 80% решили этот вопрос", - заключил он.

Член фракции "Наследие", экс-омбудсмен Армении Лариса Алавердян напомнила, что еще три года назад заявляла, что заселение, перезаселение и возвращение тех или иных групп населения, тем более отличающихся не только по своим национальным признакам, но и по религиозным, всегда чревато весьма болезненными последствиями. Подобные процессы вообще предполагают высочайшее качество и высочайший уровень, как уже сложившихся традиций межнациональных отношений и высочайшего уровня управления, так и социальных привычек, в основе которых мощным пластом лежит историческая память, считает Алавердян. В этой связи, заметила она, при абсолютно однобоком рассмотрении вопроса это очень болезненно скажется на армянском коренном населении, факт коренного проживания которого не оспаривает никто в Грузии. "Проблема рассматривается исключительно с точки зрения переселяющихся людей, а не с точки зрения тех, кто там проживал и развивал этой край, тех кто имеет исторические, моральные и экономические права", - подчеркнула она. Понятие уменьшения своей защищенности армянское население воспринимает именно с этой точки зрения - "никто так и не советуется, никто не рассматривает эту проблему, как проблему двустороннюю", констатировала экс-омбудсмен.

Что касается вывода российских войск с территории Грузии, то это исключительно внутренняя проблема этой страны, поскольку эти действия рассматриваются в контексте стремления Грузии к независимости от России, считает она. "Если этот вывод болезненно не скажется уже по ходу на социальных правовых и иных аспектах армянского населения, то никто не будет выступать против", - заметила она. При этом Алавердян подчеркнула, что даже в момент озвучивания данного решения, были озвучены проблемы лишения рабочих мест. "Как это не кажется аргументом более низкого порядка по сравнению с аргументом реализации государственной политики, это не так", - заметила она, добавив, что в государстве нет вопросов более или менее значимых. По ее оценкам, именно потому что власти Грузии не рассматривали эти проблемы параллельно и не предпринимали мер для обеспечения альтернативных рабочих мест, они создали основы для опасений армянского населения Джавахети в связи со столь активным переселением турок-месхетинцев. Первые шаги грузинского руководства должны были быть направлены на увеличение доверия армянского населения к правительству принятием адекватных мер, обеспечивающих правовую, социальную и экономическую защищенность армянского населения, в противном случае отток армянского населения будет неизбежен. Касаясь позиции Армении по вопросу Джавахети, она заметила, что армянская сторона не исчерпала и 10% тех ресурсов, которые существуют в области межгосударственных отношений. Кроме того, с армянской стороны зачастую звучат невнятные, аморфные заявления в тех случаях, когда уже имеет место грубое нарушение прав армян. При этом, Алавердян заметила, что "не видит внятной позиции со стороны органов местного самоуправления Джавахети, где также не используется огромный ресурс, накопленный международной практикой в области самоуправления", а "армяно-грузинские межгосударственные отношения на уровне народной дипломатии и вовсе на нулевом уровне".

Комментируя вывод войск и возвращение турок-месхетинцев глава парламентской фракции Республиканской партии Армении Карен Карапетян заявил, что каждая страна сама определяет внешнеполитический курс, другое дело, что в данном случае это косвенно отражается на армянском населении Джавахети. Он заметил, что армянская сторона на межгосударственном уровне должна попытаться устранить все негативные явления вывода войск, и тут парламентарии, а также все другие круги власти должны вести активную работу. "Естественно, если человек остается без работы и не может решить проблему насущного хлеба, он уйдет туда, где будет предоставлена подобная возможность. Однако все это не стоит превращать в фетиш, необходимо лишь активно работать совместно с дружественной для Армении страной - Грузией, для недопущения негативных последствий", - заметил Карапетян. Он добавил, что выводом войск Грузия решает важнейшие вопросы своей внешней политики, о которых заявляла в течение многих лет. В этой связи Карапетян не считает, что Армения должна вмешиваться во внутренние дела иного государства. Комментируя позицию Армении по вопросу Джавахети, он заметил, что не считает, что Армения пассивна в этом вопросе, если же есть такое мнение, оно должно быть обосновано. "Зачастую, либо по причине неуравновешенного поведения, либо чтобы показаться привлекательнее, политические деятели Армении делают заявления, которые могут повлиять не только на соседнюю страну, но и на саму Армению, на межгосударственные отношения", - заметил Карапетян, добавив, что если есть какая-то пассивность, то ее необходимо дополнить - это долг всех эшелонов власти. "Мы должны не фетишировать самих себя, пытаясь убедить все страны в необходимости сотрудничества с нами, а понять как сопоставить наши интересы интересам других стран и сделать так, чтобы этом общем поле интересов наши - стали приоритетными", - считает глава фракции парламентского большинства. Он заметил, что "мы порой слишком любим себя, однако межгосударственные отношения и внешняя политика в целом строятся не на эмоциях, а рассуждениях", - в этой связи каждое слово может привести к негативным последствиям. "За один миг удовольствия, мы можем потерять очень многое, и в некоторых случаях эти потери необратимы", - заключил он.

По оценкам лидера партии "Национально-демократический Союз" Вазгена Манукяна, жизнедеятельность армян в регионе Самцхе-Джавахети обеспечивалась и поддерживалась наличием российских баз в этом регионе, с их выводом, многие армяне лишились возможности работать. Что касается заселения турок-месхетинцев в этот регион, то Манукян считает, что данная операция будет затруднительна для самой Грузии, поскольку это не столь легкий процесс. Манукян не стал уделять большого внимания возможности увеличении влияния Турции на Грузию в связи с возвращением в регион турков месхетинцев. По его словам, основной акцент должен ставиться на том, чтобы культурное и общинное существование армян Джавахка не встало под угрозу. "Несмотря на то, что Джавахк является исконно армянской территорией, на сегодня Армения не имеет претензий на эти земли, но заботиться о сохранении культурной и общинной идентичности армян Джавахка мы обязаны", - заметил он. Оценивая армяно-грузинские отношения, Вазген Манукян отметил, что они на данный момент не адекватны реальности и будущему. По его словам, Армения и Грузия находятся на противоположных плоскостях, их конструктивному диалогу мешают и напряженные отношения Грузии с Россией, а также другие факторы, к примеру, конфликт с Абхазией.

В свою очередь, лидер Национально-Демократической партии Шаварш Кочарян отметил, что нельзя изначально говорить, что вывод российских баз из региона Самцхе-Джавахети и заселение турок-месхетинцев является последовательной политикой властей Грузии по вытеснению армян из региона. Вывод российских баз в основном обусловлен взаимоотношениями Грузия - Россия, Грузия - Европа. "Что касается заселения турков-месхетинцев в регион, то тут сама Грузия не в восторге от этой перспективы, хотя с учетом взятых на себя обязательств перед международным сообществом, они не говорят об этом вслух", - считает Кочарян. Сами турки-месхетинцы также не восторге от перспективы быть заселенными в Джавак, поскольку условия там, в том числе и природные, оставляют желать лучшего, заметил он, добавив, что если бы им был предоставлен выбор, они бы предпочли переехать в иной регион Грузии. Таким образом, по оценкам Кочаряна, факт оттока армян из региона основывается не только на этих факторах. "Хотя можно и провести некоторую аналогию с Нахичеванью, где мы также наблюдали "добровольный" отток армянского населения", - отметил лидер НДП. Комментируя армяно-грузинские отношения и необходимые шаги Армении по решению джавахской проблемы, Кочарян заметил, что первый вариант - постсоветский, который предполагал автономию, изжил себя. По словам Кочаряна, грузины боятся любой автономии, будь то культурная или административная. Пример Нагорного Карабаха показывает, что это сопровождается военными действиями, которые пугают Грузию. Кочарян считает, что пришло время действовать по второй формуле, которая предполагает последовательную политику по исполнению Грузией взятых на себя обязательств перед международным сообществом. "Если уж Грузия подписала конвенцию о нацменьшинствах, то пусть будет так добра исполнить все обязательства, придать армянскому языку статус регионального", - заявил он. Если Грузия говорит о евроинтеграции, считает Кочарян, то это не должны быть просто слова. "Именно это должно стать современным вектором политики Армении, которая будет следить за исполнением обязательств", - отметил он, добавив, что Грузия опасается также армянского лобби в том же Конгрессе США.

По оценкам политолога Левона Мелик-Шахназаряна, вывод российских войск усугубил и без того тяжелое социальное и материальное положение армян Джавахети, однако главная проблема не в этом. "Социальные вопросы важны, но в данном случае все же это не является основополагающим фактором", - заметил политолог. Мелик-Шахназарян пояснил, что уход российской базы не столько повлиял на социальное положение армянского населения, сколько ослабил или практически лишил их безопасности, и данный вопрос должен рассматриваться именно с этой точки зрения. "Я не думаю, что переселение турок-месхетинцев и тех же самых сванов может представлять серьезную опасность для армян Джавахка. Стоит, скорее, опасаться того, что на месте бывшей российской базы будут размещены подразделения НАТО, в том числе и турецкие военные подразделения. Вот это уже может привести и к большей, если не сказать, смертельной безопасности Джавахка", - заметил он. Политолог убежден, что Армения должна сделать все возможное, и даже немного более, для того, чтобы обеспечить безопасность армянского населения Джавахка. В противном случае, теряется смысл существования суверенного армянского государства, считает Мелик-Шахназарян.

Комментируя вопрос о том, не является ли все вышеперечисленное проявлением последовательной политики Грузии по вытеснению армянского населения из Джавахети, политолог заметил, что "если даже это и так, то Грузия сама роет себе могилу". Он напомнил, что за годы после советизации Грузии, начиная с 1921 года, тюркское население Грузии по официальным данным увеличилось более чем в 6 раз, районы некогда населенные армяно-грузинским населением сегодня практически однородны и населены представителями тюркских племен. "Ареал проживания тюркских племен в Грузии неуклонно расширяется, и это перманентное расширение происходит без малого около 90 лет. В этих условиях армяне становятся естественными защитниками или гарантами сохранения грузинского этноса в Грузии", - заметил он. По его оценкам, если это целенаправленная политика, то тогда "руководство Грузии преднамеренно работает против самих грузин", если эта политика проводится по непониманию, то тогда это уже вопрос "некомпетентности руководства Грузии, и об этом должно задуматься грузинское население". В целом, считает политолог, в контексте данной проблемы, Грузия проводит по отношению к Армении недружественную политику. "Это началось не сегодня и не вчера. Нынешний этап так называемой "недружественности" стал проявляться в начале 1990-х гг. прошлого века, до этого подобное было в 1919 году, когда Грузия пыталась аннексировать часть Армении, далее, в 1921 году, когда Грузия добилась того, чтобы армянские территории с армянским населением были переданы Грузии. В целом, Грузия проводит последовательную недружественную политику по отношению к Армении в течение достаточного долгого времени", - подчеркнул Мелик-Шахназарян. Он добавил, что в этой политике Грузия избрала себе в союзники также недружественных Армении два государства - Азербайджан и Турцию. "В этом отношении любые словесные заверения о вечной дружбе, о братстве, об общих христианских корнях становятся пустым звуком: на деле - участие Грузии в проекте Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку", - заметил политолог, добавив, что теория и практика грузинской внешней политики в отношении Армении и армянского народа сильно разнятся.