Ремонтируя федеральные трассы, субъекты федерации теряют областные дороги: интервью главы "Архангельскавтодора"
В Архангельской области теплая осень и зима сказались практически на всех областях экономики. О том, как погода отразилась на состоянии дорог области, корреспондент ИА REGNUM побеседовал с депутатом Архангельского областного Собрания, директором ОГУ "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" Алексеем Верещагиным.
ИА REGNUM: Как повлияли прошедшие необычно теплые осень и зима на состояние дорог области?
Негативно. Обычно количество разрушенных дорог в течение зимних месяцев постепенно увеличивается - из-за "недоремонта". Но в этом году были очень теплые осень и зима... Конечно, для нас неожиданным стал осенний паводок. Были зарегистрированы разрушения котласского моста, разрушения на местных дорогах, где произошло резкое поднятие воды, а затем резкий уход воды... так было, например, в Холмогорском районе. Там образовалась воронка глубиной 8 метров, и для того, чтобы засыпать ее, нужно порядка 8 тыс. кубов грунта. Такого явления, как осенний паводок, мы не знали и не готовились к нему. Поэтому, по нашим данным, если мы имели 7 тысяч квадратных метров разрушений на наших дорогах после весны в прошлом году, то после зимы 2006-2007 мы имеем 60 тыс. кв. метров разрушений. Это почти в 10 раз больше обычного. К такому результату привели постоянные замерзания и оттаивания дорог. Сумма, которая понадобится для ремонта, чтобы устранить все разрушения, по предварительным прикидкам составляет около 500 млн. рублей. Но пока у нас точно суммы не просчитаны.
ИА REGNUM: Какова необходимость в ремонте дорог области? Хватает ли средств, выделяемых на дороги, на их содержание и ремонт? Какие дороги вы бы назвали наиболее неблагополучными?
Наиболее неблагополучные дороги по объективным причинам - это те, которые используются лесниками для перевозки леса. Это тяжеловесы идут по дорогам, которые не рассчитаны на такую нагрузку. Лесовозы идут с весом порядка 10 тонн на ось, но дороги на это не рассчитаны. Сегодня половина дорог не соответствует той нагрузке, под которую они проектировались и строились. Сегодня проблемные дороги - Усть-Вага - Ядриха, Коряжма - Вилегодский район, наша известная дорога М8. Протяженность этой трассы по нашей области - 532 км, из них 84% не соответствует стандартам. Некоторые участки стоят без ремонта 20 лет, а процесс разрушения необратим. Ремонтируя раз в год по 5-10 км федеральной трассы, мы должны понимать, что остальные километры придут просто в негодность.
ИА REGNUM: Какие меры нужно принимать в таком случае?
Нужно стабильное финансирование с планированием на ближайшие два-три года. Дорожники знают, что если сейчас подготовить документацию, то на следующий год мы сможем запланировать ремонт. Физические возможности областных подрядных организаций - это ремонт порядка 100-150 км в год, но этого недостаточно. Потребность в ремонте только по федеральной трассе М8 - порядка 400 км. Даже если будет финансирование в следующем годы, то мы уже физически не успеваем решить эту проблему в ближайшее время. Самая главная проблема, на мой взгляд, - финансовая. Но в правительстве РФ этот вопрос не решен, поскольку в 2002 году расформирован дорожный фонд, а альтернатива ему не предложена. Сейчас мы финансируемся из бюджета. На наши, дорожные потребности, о которых мы заявляем, дается меньше половины. Если смотреть к уровню 2000 года, то тогда мы имели дорожный фонд 2,8 млрд. рублей, а сейчас мы тратим на дорожное хозяйство 1,4 млрд. рублей. Хотя увеличился транспортный поток, увеличились нагрузки на дороги...
ИА REGNUM: Есть ли надежда на то, что состояние дорог в Архангельской области улучшится?
Президент в своем послании который год уже говорит о федеральной сети дорог. Сейчас он обозначил сумму - 100 млрд. рублей. Но я считаю, что не нужно было этого делать, поскольку там конкретно сказано, что есть направления, которые президент курирует. Приоритеты - это получить соединение Дальнего Востока и России, дорога Чита - Хабаровск, названа проблематичной дорога Дон и все, по-моему. Наш регион, Архангельская область, который сегодня по состоянию дорог находится на одном из последних мест, я думаю, останется на том же уровне. Самое главное, что, ремонтируя федеральные дороги, субъекты федерации не имеют возможности изыскивать средства на ремонт своих областных дорог. Парадокс получается, когда федерация дает субсидии на ремонт федеральных дорог, которые проходят по нашей области, регионы вынуждены выделять 30% этих средств из своих бюджетов на ремонт этих дорог. И таким образом, финансирование ремонта федеральных трасс происходит в ущерб ремонту и содержанию дорог на региональном уровне. Чем больше нам федерация дает, тем меньше у нас денег на поддержание своих дорог. Мы работаем на федерацию, развивая федеральные "коридоры", и при этом получаем очень плохое состояние своих, областных дорог. Поэтому эта система финансирования ремонта дорог создает проблемы.
ИА REGNUM: По словам главы одного из районов области, на ремонт и строительство дорог районам области выделяют всего 50 млн. рублей, но этого крайне недостаточно. Скажите, в таких условиях, что нужно определить районам в качестве приоритетов при прокладке и ремонте дорог?
Да, средств нехватает. Мы тратим порядка 700 млн. руб. на содержание дорог по области. Для того, чтобы нам закрывать все проблемы по содержанию дорог и вовремя выполнять все работы, нам нужен минимум 1 млрд. рублей. На ремонт дорог мы имеем 300 млн. рублей. Нам нужно порядка 800 млн. рублей, чтобы отремонтировать все проблемные участки. Но, получая 300 млн. рублей, мы не планируем работы на следующий год, не готовим документацию. Если происходит что-то страшное, то мы можем принять только те меры, которые позволяют нам сделать расходы на содержание. Если дорога непроезжая, то мы не можем ее ремонтировать в рамках этих средств. Мы ее подсыпаем, обеспечивая ее проезжаемость... За рубежом нет такого слова - проезжаемость, там есть понятия "дорога" и "проезд", а у нас - "направления" и "проезжаемость"... Обращений от районов много, причем все считают, что главные виновники проблем - это мы. Но сегодня есть жесткая программа, принятая областным Собранием, и мы должны ей следовать.
ИА REGNUM: О чем говорит эта программа?
У нас принята концепция - соединение районов с областным центром, и до 2010 года мы должны выполнять эту программу. И когда главы районов пишут, что у них проблемы с дорогами, я ничего не могу сделать, поскольку определена концепция и деньги идут только на ее выполнение. И ничего иного не будет до 2010 года. Но положительные изменения могут быть, но только в том случае, если правительство в ближайшие годы примет какую-нибудь дорожную программу, если появится национальный проект "Дороги". Все нацпроекты, которые сейчас существуют, - это политические проекты, но они не могут реализовываться без дорог. Мы сейчас проектируем полноприводные школьные автобусы вместо того, чтобы строить дороги. Может быть, было дешевле строить нормальные дороги? Я считаю, что намного дешевле было бы привезти школьника в школу за 60 километров, чем строить школы в каждом селе. Эти все проблемы вязаны между собой. Но на вопрос одного из депутатов, считает ли президент целесообразным появление нацпроекта "Дороги", президент ответил отрицательно, поскольку появление еще одного нацпроекта обесценивает все предыдущие. Скажу еще раз: самая главная проблема - это финансовая! Но нужны не те деньги, которые каждый год выделяют депутаты дополнительно к бюджету, и которые мы потом не осваиваем, а запланированные. А почему мы их не осваиваем? Чтобы построить дорогу, нужно разработать проектную документацию. Если деньги дали в середине года, и если их освоить, то в результате это будет либо брак, либо показуха. Нужно нормальное планирование. Если же наше законодательство в отношении выделения средств на дороги не изменится, то сложно ожидать изменений в состоянии дорог.
ИА REGNUM: Так как же все-таки быть с выделением средств районам?
В 2007 году администрация области впервые предусмотрела 50 млн. рублей на дороги в муниципальных образованиях, а точнее - на текущий ремонт и содержание дорог. Но вся проблема здесь в том, что полномочия, которые закреплены за поселениями, требуют намного больше средств. Все наши потребности нельзя внести в один бюджет, так как по бюджетному кодексу у нас дефицит бюджета не должен превышать определенного уровня. Поэтому 50 миллионов рублей на все муниципальные образования, конечно, недостаточно. Я считаю, что государство должно построить дороги и только потом передать их на уровень района, и уже после этого спрашивать в главы района об их состоянии. Чтобы построить одну дорогу в районе нужно порядка 20 млн. рублей, в бюджет у района - около 3 млн. рублей. И чего же мы после этого от главы района хотим? Средств для районов, конечно, недостаточно. Но я думаю, что со стороны администрации области сделан это правильный шаг. Проблема обозначена, у глав районов хоть есть надежда на то, что они получат деньги, пусть и небольшие.
ИА REGNUM: У нас принята программа развития дорожных сетей в области. Достаточно ли выполнения этой программы для того, чтобы обеспечить область дорогами?
Программа, которая принята, предусматривает расходы порядка 8 млрд. рублей до 2010 года на развитие сети дорог только общего пользования. Программой предусмотрено, что мы получим соединение с районным центром Яренском, дорожное сообщение с Онегой, Мезенью и селом Лешуконское. В целом же средств на то, чтобы область дорогами, не хватает. Мы вообще живем в области, где нет дорог. Можно так сказать. У нас есть единственная дорога второй категории - это на Новодвинск, которая соответствует всем параметрам. Ни одной дороги первой категории, ни одной магистрали в Архангельской области нет. О чем тут можно еще говорить?
ИА REGNUM: "Архангельскавтодор" анонсировал внедрение системы CARMAN, рационализирующей процесс управления автомобильными дорогами. Скажите, возможно ли будет, благодаря этой системе получить общую картину состояния дорог в Архангельской области? Есть ли такая картина у специалистов предприятия уже сейчас?
Мы предъявляем наработки, которые сделаны нами, "Архангельскавтодором", за последние лет 10. Сегодня эта система уже подготовлена для работы. И здесь нужно говорить о том, чего мы хотели достичь. Наша цель - совмещение интересов всех заинтересованных сторон - лесников, сотрудников МЧС, ГИБДД, - всех, кто имеет электронную карту пользователей. Мы готовы представить данную программу для того, чтобы с ней работали все заинтересованные структуры, в этой системе можно совместить все уровни информации. В системе CARMAN можно получить не только информацию о состоянии дорог, но и ту, которая может быть вообще доступна для пользователей. Например, земельщикам может понадобиться информация о том, какие земельные участки кому принадлежат, лесникам - информация о лесах.
ИА REGNUM: Это еще и система финансового планирования?
Систему CARMAN разработал "Автодор". И наша мечта, чтобы при защите в областном Собрании не просто доказывать с трибуны, что нам нужны деньги, а иметь данные, которые помогут в принятии управленческого решения, чтобы, нажав одну кнопку на компьютере, мы могли узнать состояние дороги и предлагаемые меры к приведению ее в нормальное состояние.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин заявил, что транзит газа через Украину невозможен из-за иска Киева
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Американское СМИ заявило о дискредитации США со стороны их партнёров
- Тренер СКА назвал условие возможного допуска РФ на международные турниры