Оборонно-промышленный комплекс Азербайджана не способен покрыть потребности армии: эксперт
16 декабря 2005 года президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о создании министерства оборонной промышленности (МОП) Азербайджанской Республики. Новая государственная структура была основана на базе Государственного комитета по специальному машиностроению и конверсии. Министром оборонной промышленности был назначен известный в Азербайджане бизнесмен Явер Джамалов, занимавший до этого пост главы производственного объединения "Азнефть". Тогда в Азербайджане многие эксперты задавались вопросом, зачем понадобилось подобное министерство, если переданные ему заводы и предприятия в основном нефункционирующие. Тогда были сделаны предположения, что, создавая новое военное ведомство, Ильхам Алиев желает уменьшить влияние своего военного министра Сафара Абиева, хотя сам министр публично приветствовал создание новой структуры и обосновал распоряжение Алиева необходимостью массового производства оружия для азербайджанских вооруженных сил. Другие наблюдатели заявляли, что президенту понадобилось увеличить число своих сторонников в правительстве. И лишь немногие верили в то, что министерство окажется в состоянии исполнять возложенные на него функции.
Однако укрепляющаяся нефтедолларами экономика Азербайджана позволяет руководству этой страны увеличить военный бюджет. Так, президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что военный бюджет Азербайджана должен быть равен всему бюджету Армении. В госбюджете Азербайджана на 2007 год на военные расходы выделено свыше одного миллиарда американских долларов. В связи с этим интересна динамика роста военных расходов Азербайджана: 2005 год - 300 миллионов; 2006 - 600 миллионов (в течение года пересмотрено и увеличено до 700 миллионов); 2007 - 1 миллиард 100 миллионов долларов США. И хотя стремительный рост бюджета вооруженных сил Азербайджана не имеет прямого отношения к МОП (для активизации деятельности МОП отдельно выделено 100 миллионов манат - примерно 114 миллионов долларов США), ясно, что какая-то часть военного бюджета "перетечет" на счета МОП.
Предполагается, что столь значительные средства обеспечат восстановление входящих в структуру МОП производственных мощностей находящихся на балансе министерства заводов: "Авиаагрегат", "Улдуз", "Азон", "Радиозавод", "Навигационные системы" и др. В настоящее время МОП ведет переговоры с рядом структур Белоруссии, Украины, Ирана, Турции и России о внедрении на данных предприятиях современных технологий и организации совместного производства. Делегации МОП и сам Явер Джамалов часто посещают зарубежные страны, пытаясь привлечь инвестиции в военно-промышленный сектор экономики Азербайджана. С этой структурой уже сотрудничают Турция, Израиль, Украина, Румыния, Белоруссия и т.д. Таким образом, становится ясно, что министерство оборонной промышленности Азербайджана является полноценным функционирующим органом этой республики и имеет неплохие перспективы.
За время своего существования МОП Азербайджана в основном решило структурно-организационные вопросы. Сотрудниками министерства был изучен опыт разработки ВПК Турции, России, Украины, Белоруссии и Румынии. Разработка азербайджанского ВПК будет возложена на Научно-исследовательский институт, который в ближайшее время начнет действовать при МОП. Кроме того, руководство МОП Азербайджана изучает потенциальную мощность входящих в его структуру промышленных предприятий, а также планирует мероприятия по подготовке кадров. Проведенные Явером Джамаловом работы позволили президенту Азербайджана передать специализированное Азербайджанское национальное аэрокосмическое агентство (АНАКА) министерству оборонной промышленности. В Азербайджане планируют к 2009-2010 гг. выпустить на орбиту первый азербайджанский спутник связи (условное название спутника "Азерсат"). Согласно предварительным расчетам, изготовление и запуск космического спутника обойдется примерно в $80-100 млн.
Интересны также внешние сношения МОП Азербайджана. Так, налажены тесные связи с Госкомитетом по военной промышленности Белоруссии, который уже проводит определенные мероприятия на азербайджанских предприятиях. Явер Джамалов заявил журналистам, что руководимое им министерство будет обмениваться опытом с белорусской стороной в области разработки методов мониторинга радиационной обстановки. Предусматривается создание автоматизированных систем мониторинга состояния территории на базе наземных транспортных средств и летательных аппаратов, в т.ч. беспилотных. Азербайджану будет оказано содействие в осуществлении радиационного контроля и мониторинга объектов окружающей среды, персонала и населения, в т.ч. изготовление и поставка приборов и оборудования для обнаружения, измерения и идентификации ядерно-физических параметров полей ионизирующего излучения и типов радионуклидов, радиационного контроля полигонов захоронения промышленных и бытовых отходов и радиационного контроля воды, продовольствия, промышленной продукции, стройматериалов и изделий металлолома и других на соответствие международным нормам и стандартам. Предусмотрено сотрудничество Азербайджана с Белоруссией в проведении инструментального контроля за несанкционированным распространением ядерных и радиоактивных материалов.
По всей вероятности, на базе азербайджанских машиностроительных заводов в Гяндже стороны начнут сборку легкого мотострелкового оружия. В этом городе уже налажено сборочное производство тракторов. Скоро там будут комплектоваться также машины МАЗ. То есть производственные мощности для создания легкого мотострелкового оружия в Азербайджане есть. А это значит, что находящаяся в состоянии войны с Арменией и Карабахом азербайджанская сторона обязательно постарается использовать эти возможности. Другой сферой азербайджано-белорусского сотрудничества является приборостроение на основе высоких технологий, микроэлектроники. В этой сфере азербайджанский завод "Озон" и белорусское объединение "Интеграл" удачно дополняют друг друга. Между руководствами этих предприятий уже подписан договор о сотрудничестве.
Таким образом, очевидно, что военно-промышленное сотрудничество между Азербайджаном и Белоруссией развивается весьма интенсивно. Тот факт, что являющаяся членом ОДКБ Белоруссия сотрудничает в военной области с противником союзной Армении, интересует многих экспертов Азербайджана и Армении. Комментируя этот вопрос, официальный Минск ссылается на многовекторность внешней политики Белоруссии. Однако эта "многовекторность", конечно же, объясняется сугубо интересами Белоруссии, мощная экономика которой нуждается в новых рынках сбыта.
С другой стороны, в Минске, равно как и в Баку, отлично понимают, что отмеченное сотрудничество в военной области не может существенно повлиять на баланс сил в регионе Южного Кавказа. И если даже в Азербайджане будут производить мотострелковое оружие, то оно, скорее всего, будет использовано в учебных целях, так как у этой страны нет возможностей производить конкурентоспособную военную технику. То есть, сотрудничество Белоруссии с Азербайджаном в военной сфере нужно расценивать исходя исключительно из экономических интересов сторон. Очевидно, Белоруссия не может быть жизненно заинтересована в чрезмерном усилении одной из кавказских стран, даже если это касается Армении.
Что касается азербайджанской оборонной промышленности, то очевидно, что новосозданное министерство не будет способно удовлетворить потребности азербайджанской армии в вооружении. Баку обречен делать военные закупки у других стран, особенно в свете того факта, что в Азербайджане поставлена цель привести армию в соответствие с натовскими стандартами. А эти стандарты подразумевают также наличие высококачественной техники, для производства которой у МОП Азербайджана нет возможностей. С другой стороны, Азербайджан надеется и, кажется обоснованно, наладить производство некоторых компонентов военной техники, имеющих спрос на мировых рынках. Конкурентоспособности Азербайджана на этом рынке будет способствовать также низкая оплата труда в республике. В случае восстановления деятельности переданных МОП Азербайджана заводов, азербайджанская сторона может рассчитывать на то, что их услуги понадобятся западным странам. Обеспечить заказами МОП способны, к примеру, Турция и Пакистан. Таким образом, у ВПК Азербайджана есть неплохие перспективы на будущее.
Грант Мелик-Шахназарян - эксперт аналитического центра "Кавказ"
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Путин заявил, что транзит газа через Украину невозможен из-за иска Киева
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Два человека погибли при столкновении машины с локомотивом на Ставрополье
- Тренер СКА назвал условие возможного допуска РФ на международные турниры