Активизация США в Афганистане и Центральной Азии будет "нарастать и нарастать": интервью эксперта таджикского Фонда "Индем" Саймуддина Дустова ИА REGNUM
Таджикский политолог, эксперт республиканского Фонда "Индем" Саймуддин Дустов ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.
ИА REGNUM: Какова сейчас военно-политическая ситуация в Афганистане?
В целом, нынешнюю ситуацию в Афганистане можно охарактеризовать как крайне нестабильную. Идут перманентные бои на юго-востоке страны между силами коалиции и сторонниками движения Талибан. Хотя, я не могу согласиться с тем, что американцам и их союзникам противостоят только талибы. Во многих районах Афганистана идут партизанские бои, а в отдельных регионах это уже можно назвать и народным сопротивлением против оккупационных войск, и связывать все это только с движением Талибан было бы неверно. Последние взрывы в Кабуле и Баграме свидетельствуют о том, что общественно-политическая ситуация характеризуется как нестабильная. И недавнее заявление Госдепа США, связанное с обвинением Ирана в поставках оружия афганским моджахедам и появление "голливудских сюжетов" типа "афганец Залмай Халилзад новый представитель США при ООН", "экс-министр финансов Афганистана Ашраф Гани Ахмадзай претендент на пост президента Всемирного банка" - свидетельствует о том, что американцы очень сильно обеспокоены ситуацией в этой стране. Тем более, что весь 2006 год показал, что единого мнения среди стран-участниц коалиции или же, если правильнее сказать, войск НАТО, по поводу дальнейшей политики альянса в отношении Афганистана нет. Было множество переговоров, в том числе на саммите НАТО в Риге, где США добивались увеличения неамериканского контингента в оккупационных войсках. Но США так ничего существенно не добились. Насколько мне известно, на этот призыв американцев откликнулась только Франция, увеличившая свой контингент войск в Таджикистане, которая поддерживает силы коалиции в Афганистане 3-6 дополнительными истребителями "Мираж". И Германия также согласилась активизировать свои военные действия на тех территориях Афганистана, обеспечение безопасности которых возложено на Бундесвер.
ИА REGNUM: А не проще ли американцам самим увеличить количество войск в Афганистане и решить имеющиеся проблемы?
США увеличить свой контингент в Афганистане не удастся, так как они сильно заняты иракскими проблемами и внутренних ресурсов у американцев также маловато. Как и ресурсов доверия населения самого США к действиям правительства в Афганистане. Необходимо учитывать и тот факт, что через год в США должны состояться президентские выборы. Кроме того, американская стратегия всегда предпочитает использовать чужой человеческий потенциал, нежели свой. А также, учитывая сферу задач, поставленных перед американскими военными в связи с Ираком и Ираном, можно не сомневаться в том, что увеличение количества войск США в Афганистане практически невозможно. С другой стороны, сами американцы не видят решения все нарастающих афганских проблем с возможностью увеличить свой военный контингент в этой стране.
ИА REGNUM: Как же тогда решить все нарастающую проблему сопротивления афганского населения по отношению к коалиционным войскам?
Действительно, нет сомнений в том, что сопротивление афганского народа с каждым годом будет все нарастать. Очевидно, что американцы застряли в Афганистане надолго. Но дело в том, что американцы всегда знали, что в Афганистане им будет плохо и все же они не намерены покидать эту страну. Даже если ежедневно американцы будут терять в живой силе по 200 или даже 400 человек. Потому что приход американцев в Афганистан был задуман еще давно, где-то в середине 90-х годов. Ввод американских войск в Афганистан происходил в рамках реализации программы обеспечения национальных интересов, а также по линии противостояния с Китаем и планами США в отношении стран Центральной Азии. В задачу США также входят ослабление позиций России в Центральной Азии посредством комплекса военно-дипломатических мер, а это удобнее всего осуществить, контролируя Афганистан. Эта задача стоит перед любым правительством США и в среднесрочной перспективе, т.е 12-15 лет эта задача останется для США актуальной.
ИА REGNUM: Принято считать, что иностранные войска в Афганистане не могут оставаться долго, так как народ этой страны не приемлет захватчиков. Так было и с британцами и с "ограниченным контингентом войск СССР". А вы утверждаете, что в ближайшем будущем американцы не покинут территорию Афганистана?
Нужно отметить, что этот тезис в свое время был задуман и культивировался самими американцами против советских оккупационных войск в Афганистане. Теперь же этот "удобный тезис" используется против американского присутствия на той же многострадальной афганской земле. В 21 веке и, исходя из тех военно-политических задач, которые стоят перед мощной американской империей, даже тотальное сопротивление афганского народа не заставит американцев покинуть Афганистан. Отсюда вывод: любая стратегия, направленная на увод сил НАТО с региона, только истощает ресурсы желающих этого.
ИА REGNUM: Как к этому отнесутся страны региона, ШОС и, в частности, Китай? Неужели все они будут оставаться в роли статистов?
Стратегия военно-политического руководства Китая, в том числе и в рамках ШОС, не предполагает каких-либо активных действий против кого-либо. Просто китайцы в 21 веке уже давно выбрали стратегию не работать против кого-либо, а работать только на себя. И в этом заключается один из успехов внешней политики Китая. Поэтому уверен, что в обозримом будущем китайцы не станут тратить свои ресурсы против чьего либо влияния в регионе. Хотя, китайцы прекрасно понимают, что военно-политический контроль американцев над Афганистаном задуман, как рычаг влияния на Поднебесную. Но, тем не менее, китайцы в ближайшем будущем не пойдут на активные действия в вопросах, связанных с Афганистаном. Скорее всего, китайцы займутся этим вопросом только лет через 10-12, и то, если попросят.
ИА REGNUM: А как же Россия, которая исторически считается активным игроком в регионе?
Россия в последние 130-140 лет играет в этом регионе активную роль. Это признавалось отчасти и американцами. Но, в связи с тем, что Россия в последние 7-8 лет не имела четкой программы действий в Центральной Азии, она этот регион потеряла окончательно и безвозвратно. И, скорее всего, в связи с новой стратегией руководства России, направленной на обеспечение тех интересов, которые русские считают своими в этом регионе, будут попытки вернуть утраченные позиции. Это уже выражается в разных формах, в том числе и в истериках отдельных политиков. Но реальность такова, что новые политические элиты, которые постепенно начинают занимать места так называемых постсоветских политических элит, намного реалистичнее и прагматичнее, и они, конечно же, будут вести более независимую политику, нежели те лидеры, которые обычно по праву считаются пророссийскими. Быть пророссийским в регионе с каждым днем невыгоднее.
ИА REGNUM: Выходит, вы считаете, что Афганистан еще в ближайшие 15-20 лет останется горячей точкой на политической карте мира?
Парадоксально, но чтобы Афганистан оставался горячей точкой - выгодно всем. Американцы прекрасно понимают, что даже при вложении десятков миллиардов долларов в афганскую экономику, ее все равно не поднять. Приятно, что душевой доход за 2006 год в стране поднялся до $246, но вместе с тем и увеличились площади маковых посевов. Также нерешаемы и политические проблемы Афганистана, и установить стабильность в этой стране крайне тяжело в силу неоднородности этого политического поля, которое никто в мире не в состоянии изменить. Кроме того, Афганистан представляет из себя открытую систему, на которую влияет огромное количество факторов. Но линейное понимание судьбы Афганистана, как принято у человека с европейским мышлением, абсолютно непригодно. Потому что, как любая открытая система, она подвержена влиянию множественных факторов, а это всегда приводит к возмущениям в этой системе. И на определенных, так называемых, бифуркационных точках дальнейшее развитие событий становится абсолютно непредсказуемым. Оно настолько многовариантное, что такое не приснится ни одному голливудскому режиссеру.
ИА REGNUM: Имеются ли какие-то решения сложившейся ситуации в Афганистане?
На данном этапе американцы выбрали очень прагматичную и дальновидную политику. Перед США сейчас стоят задачи включения Афганистана в так называемую Центральную Азию, объединения информационного пространства Афганистана с центральноазиатскими странами, приграничные интеграционные процессы - это возведение мостов, приграничная торговля, облегчение визового режима между странами и многое другое. Мне кажется, что американцы продолжат эти усилия и в будущем. Этому свидетельствуют активизация военно-дипломатического сотрудничества между США и некоторыми странами региона, в частности, с Таджикистаном и Киргизией. И это происходит на фоне ухудшения военно-дипломатического сотрудничества между США и Узбекистаном. В целом, это свидетельствует о том, что американцы намерены оставаться в регионе еще надолго и всерьез. Что же касается советов, то повторюсь, что Афганистан - это пример открытой системы, на которую влияет множество факторов. И такие маленькие организации как Исламское движение Узбекистана или та же Аль-Каида способны так повлиять на военно-политическую составляющую региона, что никому и не приснится. То есть многовариантность развития ситуации в Афганистане вовсе не исключается.
ИА REGNUM: Получается, что США используют Афганистан в качестве фортпоста для усиления своего влияния на страны Центральной Азии?
Совершенно верно. И в ближайшие 3-4 года мы уже увидим все более заметную активизацию американцев в регионе. Хотя, уже и сейчас мы являемся свидетелями определенных действий США в Центральной Азии, и в будущем это будет нарастать и нарастать.
- Родные рассказали о состоянии сломавшего ногу Юрия Николаева
- Саратов и Энгельс подверглись массированной атаке БПЛА — 1055-й день СВО
- В Приморье пытаются поймать тигра, напавшего на рыбака
- На Украине обвинили Зеленского в сокращении численности населения
- В России могут шестикратно увеличить штраф для водителей тихоходов