Таджикский политолог, директор Общественного комитета по содействию демократическим процессам в Таджикистане Парвиз Муллоджанов ответил на вопросы корреспондента ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Как вы оцениватете нынешнюю политическую ситуацию в Афганистане?

За последние полтора года ситуация в Афганистане, который по сравнению с Ираком считался относительно спокойным регионом, изменилась кардинально. Если рассматривать ситуацию на юге Афганистана, то по собщению источников, уже четыре провинции контролируются движением Талибан. Причем один из городов в провинции Кандагар на юге Афганистана уже в течение долгого времени находится в руках талибов и коолиционные силы безуспешно пытаютя отбить его. Более того, в трех других южных провинциях контроль частично находится в руках Талибан. Кроме того, Талибан заметно активизировала свою деятельность на западе Афганистана, в провинции Герат, где до этого они практически не были представлены на местном уровне и даже во времена режима Талибан они не могли полностью контролировать эту провинцию. Есть сообщения о том, что Талибан активизировала свою деятельность и на севере страны, хотя этот регион все еще считается относительно спокойным регионом Афганистана. С другой стороны, недавно у правительства Хамида Карзая, т.е внутри антиталибовской коаллиции, был создан новый альянс - Национальный объединенный фронт, куда вошли все бывшие лидеры моджахедов северных провинций. Также в этот альянс вошли лидеры узбекских племен во главе с генералом Дустумом.

ИА REGNUM: Можно ли считать, что этот альянс создан против Карзая?

Сам альянс декларирует себя не как против Карзая, но большинство местных экспертов сходятся во мнении, что этот альянс противостоит Карзаю с другой стороны. То есть, если до этого Карзаю противостоял Талибан, как движение, то теперь у него появилась внутренняя политическая оппозиция сбоку. Сам конгломерат людей, которые объеденились против него, выглядит довольно странным. С одной стороны, это бывший президент Афганистана Бурхониддин Раббани, большинство лидеров антиталибовского Северного альянса, т.е. таджики по национальности, кроме того, там представлены и другие нацменьшинства типа Дустума, а также бывшие сторонники убитого президента Наджибуллы. Честно говоря, создание такого альянса повергло в изумление всех наблюдателей, но он свидетельствует о том, что внутри правительства Карзая образовалась серьезная группа несогласных с его политикой. Так как большое количество членов нового яльянса и по настоящее время входят в состав правительства Карзая. Альянс ставит очень серьёзные вопросы, в том числе изменение констиутции страны. Альянс требует изменения политического утсройства страны от президентской к парламентской, введение института прямого выбора губернаторов. О чем это свидетельствует? Это говорит о том, что проамериканское правительство Карзая не пользуется популярностью среди населения. Но самое главное заключается в том, что эта власть все больше теряет контроль над южными провинциями, где основная часть населения является пуштунами.

ИА REGNUM: Выходит, что американская политика в Афганистане терпит фиаско? В чем заключаются причины этого?

Здесь существуют две причины. Самая главная причина заключается в том, что американцы вошли в Афганистан, не имея никаких серьезных намерений в плане социально-политических и экономических изменений в этой стране. Просто в 2001году американцам было необходимо отреагировать на террористические акции. От этого зависил политический имидж самого Буша. И Афганистан был выбран для удара просто потому, что нужно было отреагировать на угрозы. Но в реальности американцы и не планировали вкладывать в эту страну средства, чтобы как-то изменить социальную и экономическую жизнь самих афганцев. Кстати, сами афганцы ждали именно этого и потому они в свое время не поддержали Талибов. Вместо решения афганских проблем Буш ввязался в иракскую авантюру, куда брошены все силы и средства. Сейчас 80% военного бюджета США как раз и уходят на Ирак, и Афганистан остался, как говорят, не у дел. Соответственно, среди афганского населения растет недовльство тем, что в их социально-экономической жизни не происходят перемены.

Кроме того, в Афганистане, как и в Ираке, американцы также допустили серьезную ошибку, не создав в этих странах дееспособной национальной армии, которая могла бы взять под контроль все провинции. Войска других стран коалиции в Афганистане представлены довольно слабо, а сами американцы перебросили свои войска в Ирак, а в Афганистане остались, в основном, европейцы и канадцы, которые в принципе не хотят воевать. Даже и сейчас в составе коаллиции НАТО в Афганистане воюют американцы и британцы, а остальные страны не стремятся участвовать в активных боевых действиях. Вторая ошибка заключается в том, что американцы продолжили делать ставку на пуштунов, тогда как основной объем черной работы делался Северным альянсом. Кстати, поэтому у американцев и не было больших потерь в 2001 году, когда они вошли в Афганистан. Так, всю наземную часть боевых операций осуществлял Севреный альянс, а американцы, в основном, поддерживали их с воздуха. Сейчас проблема заключается в том, что американцы делают ставку на пуштунов, а Северный альянс выдавлен из своих позиций. Кстати, большая часть пуштунов до сих пор поддерживают Талибан. В результате, теперь американцы не могут полностью опереться ни на тех, ни на других.

ИА REGNUM: В каком напралении, на ваш взгляд, будут развиваться события в Афганистане?

Можно утверждать, что война в Афганистане американцами уже проиграна, рано или поздно им придется думать над тем, как выводить свои войска из этой страны. И не только американцам, но и другим странам коалиции. Вопрос в том, как они это будут делать, какая стратегия будет выбрана и что будет после них. Здесь имеется три варианта развития событий. Первый, когда Талибан возьмет полный контроль над страной. Конечно, вряд ли такой ход событий устроит коалицию. Но, с другой стороны, ситуация заключается в том, что ни у НАТО, ни у США нет средств для широкомасштабных боевых действий на территории Афганистана. Они и не заинтересованы в этом. Поэтому они каким-нибудь образом начнут договариваться с Талибан.

Второй вариант заключается в том, что будут определенные договоренности между Талибан и Карзаем, хотя это и маловероятно. Но, думаю, над этим сейчас работают американцы. И третий вариант, когда Афганистан распадется на несколько частей, т.е на север и юг. А западная часть может присоедениться или к тем или к другим. Или же существует и такой вариант, что страна может разделиться на более мелкие части. Потому как Талибан имеет однозначно тяжелые отношения и с хазарейцами, и с таджиками. Поэтому вполне возможно, что будет выбрана такая стратегия, когда юг отдадут пуштунам, а силы коалиции будут поддерживать своих союзников в северных провинциях. Кстати, так же поступил и СССР, когда выводил свои войска из Афганистана. Тогда русские создали на севере Афганистана буферную зону, отдав все оставшееся оружие Дустуму. Именно Дустум и был основной опорой политики русских в течение всего этого периода в Афганистане.

ИА REGNUM: В течение последних лет Россия не вела активных политических действий относительно Афганистана. Что Россия может предпринять в настоящий момент?

У России традиционно хорошие отношения с Северным альянсом, представители которых доминируют в новом альянсе, о котором мы говорили выше. Кстати, в 90-е годы лидеры Северного альянса получали действенную помощь от России. Россия может сыграть роль посредника в тот период, когда встанет вопрос о выводе войск из Афганистана, который неизбежен. Для России и стран Центарльной Азии, несмотря на дальнейшее развитие событий в Афганистане, первостепенным вопросом станет создание буферной зоны на южных рубежах СНГ. Потому что, если Талибан в той воинствующей форме, в которой она находится, и если ее радикальное крыло получит контроль над всей территорией Афганистана, и выйдет к границам СНГ, а именно к горным районам таджикского Бадахшана, тогда будет создана серьезная угроза стабильности и безопасности в регионе. Не надо забывать, что одной из радикальных групп Талибана является центральноазиатская, к которй относится и ИДУ. И для России, и не только для нее, важно не допустить такого развития событий.