Обзор СМИ Читинской области за 16 - 20 апреля

"Аргументы и факты" в номере за 19 апреля утверждает, что в настоящий момент самое актуальное направление в отношениях России и Китая характеризуется лозунгом "Мы - стратегические партнёры!" Издание описывает своё видение роли Китая в жизни Читинской области: "Для Забайкалья 90-х торговля с Китаем стала спасательным локомотивом. Первые приметы экономического сотрудничества были очевидны для всех. Самое простое - на наш стол пришли овощи и фрукты, которые вчера ещё были деликатесом. Насытился и рынок потребительских товаров. В Читинской области трудятся более 10 тыс. граждан КНР (по данным управления государственной службы занятости Читинской области, в 2007 году квота на привлечение иностранной рабочей силы для Читинской области составляет 21 530 человек, из которых около 80% составляют граждане КНР - ИА REGNUM). Это второй показатель в стране после Москвы с её 17 тысячами. И хотя всё больше появляется примеров, когда из-за успешного профессионального роста Чита становится вторым домом для граждан КНР, нужно говорить не о китайской экспансии, а о развитии регулируемого взаимовыгодного сотрудничества".

Издание приводит некоторые результаты социологического исследования, которое проводит Лаборатория регионально-прикладной социологии: "Уровень этнической напряжённости в Читинской области находится на среднем уровне, как и по России, хотя по отношению к китайским группам уровень напряжённости достаточно высок и составляет 38%. Этот показатель настораживает, считают социологи. Находясь в тесном соседстве с крупной страной, мы не можем не испытывать прямого её влияния на социально-экономическую обстановку. Низкая степень доверия затрудняет все процессы, происходящие в современном обществе".

"Эффект" в номере за 18 апреля в очередной раз рассказывает о плачевной нехватке детских садов в Читинской области. В Чите, по данным Комитета образования городской администрации, на очереди в дошкольные учреждения стоят около шести тысяч детей: "В лучшем случае, они могут пойти в детский сад через 1,5-2 года, в худшем - тогда, когда ребёнка надо будет уже в школу собирать. Даже в Краснокаменске (второй по численности населения - 35 тыс. человек - город в Читинской области - ИА REGNUM) очередь достигает двух тысяч человек".

Издание акцентирует внимание читателя на способах, которые использовались органами власти в 90-х годах в борьбе с детскими садами: "В 90-е годы люди стали покидать депрессивное Забайкалье. Оставшиеся здесь не всегда были уверены в своей жизни. До каких тут детей, самим бы выжить. Показатель рождаемости с 21 тыс. в 1990 году к 1999 году упал до 12,5, а в 2006 году вырос до 15. Детские сады в самые кризисные годы приходилось закрывать и перепрофилировать. На перекрёстке улиц Бутина и Нагорной в Чите ныне находится стильное современное здание, в котором располагается телекомпания "Альтес". А раньше, как мы все помним, здесь был детский садик. В здании, где находился балейский (Балей - город в центральной части Читинской области - ИА REGNUM) детский сад "Черёмушки", теперь и вовсе гараж. Детсад в Шилке (город в центральной части Читинской области - ИА REGNUM) закрыли и передали под жильё. Теперь квартиры в этом доме приватизированы".

В Чите в 2007 году детские сады строить на собираются. "Видимо, проблема целиком и полностью зависит от инициативы инвесторов и застройщиков (а это, как известно, всё сплошь частные фирмы). Потому как слухи-то всё-таки ходят. А слухи - это, прежде всего, показатель того, какими проблемами живёт общество. Поговаривают, что новый детский сад будет построен в Сосновом Бору (район Читы - ИА REGNUM), новом микрорайоне на метеостанции и где-то ещё, но из официальных источников информацию пока подтвердить не удалось. А потому мы вправе полагать, что все эти слухи сильно преувеличены", - пишет издание.

Однако, в Читинской области планируется освоить новый механизм финансирования детских садов, создать новые образовательные комплексы типа "начальная школа - детский сад", центры развития ребёнка и перепрофилировать ранее закрытые сады и построить новые. "На первом этапе планируется принять нормативно-правовые акты о дошкольном образовании, - рассказывает "Эффект". - Далее предполагается в пяти районных школах, где проблема с охватом детей садами стоит наиболее остро, создать группы предшкольного образования общей численностью на сотню человек. Планируется построить новые детские сады в шести населённых пунктах. В центральном районе Читы появятся два новых детсада. А всего через строительство, капремонт и увеличение количества групп планируется создать новые места для 930 детей. Таким образом, в целом по области планируется охватить детскими садами не менее 60% детей. Предполагается, что концепция будет полностью реализована к 2012 году. А что делать бедным очередникам до этого времени?"

"Читинское обозрение" в номере от 18 апреля напоминает, что ещё в декабре 2005 года администрация Читинской области закрепила за собой полномочия по выдаче лицензий на розничную продажу алкоголя, ведению государственной регистрации лицензий и осуществлению госконтроля. Как минимум для 27 муниципальных образований, уверена газета, это обернулось негативными последствиями: "Главное из них - сложности при получении лицензии в органах государственной власти, увеличение сроков рассмотрения документов". В итоге, муниципалитеты попросили Читу выступить с законодательной инициативой по возврату полномочий на местный уровень.

По информации председателя Читинской городской думы Александра Зенкова, в 2006 году количество лицензиатов, реализующих алкоголь, снизилось по области в 2-3 раза: "Даже на потребительском рынке Читы число таких предприятий уменьшилось на 54%. В отдалённых районах и того хуже. В сёлах Александрово-Заводского района, к примеру, за пять месяцев 2006 года не получено ни одной лицензии. В Хилокском районе в 2005 году лицензии имели 59 предпринимателей, в 2006 году получено пять". Основываясь на этой статистике (в которой ничего не сказано про изменения федерального законодательства, явившиеся основной причиной сокращения числа торговцев алкоголем - ИА REGNUM), муниципалитеты сделали вывод о том, что передача полномочий государственным органам власти не принесла должных результатов, поэтому их надо вернуть на местный уровень: "Региональная казна потеряет несколько миллионов рублей, зато гораздо больше приобретут бюджеты муниципальных районов. Местная власть будет заинтересована в увеличении доходов от сборов за выдачу лицензий".

Впрочем, пыл муниципалитетов на обсуждении поправок в федеральное законодательство в областной думе резко охладила начальник Управления по развитию потребительского рынка и ценообразованию Читинской области, органа, который и обладает спорными полномочиями, Наталья Комарова. "Некрасиво, что город апеллирует цифрами, которые не имеют отношения к ситуации", - заявила Комарова на заседании постоянного Комитета экономической политики областной думы, пояснив, что причина сокращения числа лицензиатов - в изменениях федерального законодательства. "Продавцами алкоголя отныне могут быть только юридические лица. Естественно, не все индивидуальные предприниматели успели, захотели или смогли переоформиться в 2006 году - отсюда и спад числа лицензиатов", - сказала Наталья Комарова.

Отрицательное заключение на законопроект, разработанный администрацией и думой Читы, дал и губернатор Читинской области Равиль Гениатулин. В итоге, члены комитета экономической политики не поддержали законопроект Читы. "Во многом это произошло потому, что на заседании отсутствовали главные "застрельщики" - депутаты Аксёнов и Никульшин, активно выступающие за передачу полномочий в сёла и города", - отмечает издание. При этом, по информации газеты, спорный законопроект открыто поддерживает спикер парламента, лидер читинской "Единой России" Анатолий Романов.

"Забайкальский рабочий" в номере за 20 апреля рассуждает на тему памятников в Чите. Издание приводит пример "молодогвардейцев" "Единой России", которые приводят в порядок многие памятники в Чите, в том числе и памятник Владимиру Ленину на Центральной площади города. Ежедневник пишет: "Чита - город исторический. Тут и древние археологические памятники на Титовской сопке, и рубленая еще в XVIII веке Церковь декабристов, другие деревянные дома XVIII-XIX веков. Есть и красавцы-дворцы начала XX века".

Памятники самого бурного, по мнению газеты, в истории нашего Отечества XX столетия разбросаны по разным уголкам города: "Мемориал боевой и трудовой славы Великой Отечественной войны, памятник жертвам сталинских репрессий, памятник воинам-интернационалистам и воинам, погибшим на Халхин-Голе, содержатся в нормальном состоянии. Но, к сожалению, этого нельзя сказать о других. В безобразном состоянии находятся памятники расстрелянным у подножия Титовской сопки в 1906 году, революционерам Иннокентию Бабайлову и Борису Кларку, ряд других".

"Мы, живые, можем долго вести споры о том, кто был прав, а кто виноват в годы революций и гражданских потрясений, но это не должно сказываться на памятниках (безусловно, включая и памятник Ленину). Не надо воевать с памятниками, это всегда "война" на поражение", - утверждает газета. К сожалению издания, многие мемориальные доски оставляют желать лучшего, а многих еще и нет: "Хочется увидеть мемориальную доску, посвященную замечательному актеру России Виталию Соломину на здании школы № 4, которую он когда-то окончил".

Надеется "Забайкальский рабочий" и на то, что в Чите когда-нибудь появится памятник декабристам, другим землякам забайкальцев: "Сегодня ведется много споров о том, как же оценить выступление декабристов 14 декабря 1825 года. Но в нашем крае их высокая цивилизаторская миссия сомнений не вызывает. Здесь они служили народу, а потому достойны того, чтобы Читу украсил посвященный им памятник. Будет в Чите когда-нибудь и памятник нашему земляку Олегу Лундстрему. Возможно, появится и музей его памяти, ведь дом, в котором он жил в Чите, все еще цел, хотя поговаривают, что и ему угрожает снос. До сих пор Чита - единственный крупный центр Дальнего Востока, где так и не увековечена память генерал-губернатора Николая Муравьева-Амурского, по инициативе которого была образована Забайкальская область, а Чита стала ее столицей. Может быть, именно ему стоило бы поставить памятник перед собором на привокзальной площади? Чита - город исторический, а потому к его развитию необходимо относиться особенно бережно и непременно с учетом общественного мнения".

"Забайкальский рабочий" описывает читинских футбольных фанатов, которые поддерживают футбольный клуб "Чита" даже после того, как команда вылетела из первого дивизиона российского футбольного первенства во второй. По данным издания, фанаты в Чите отличаются клубным брендом, фирменными шарфами, флагами, отрепетированными вполне печатными речёвками и полосатыми шляпами с несуразными бычьими рогами - несомненная дань зарубежной болельщицкой моде. Им обеспечен отдельный отсек на трибуне, и они вносят определенную и порой праздничную атмосферу в хороший футбольный спектакль. Их неназойливо, но плотно окружают стражи порядка.

Издание настораживает один факт: "В минувшем сезоне в матчах с иркутской "Звездой", победительницей прошлогоднего зонального первенства, в фанатском секторе с упорством, достойным лучшего применения, появилась простыня с надписью и знаком, явно подчеркивающим желание разжечь, если не межнациональную, то хотя бы местечковую рознь. Умелый режиссер, в определенных целях используя подростковую энергию и безапелляционность, стремится получить необходимые дивиденды, очень опасные для общества. Однако, компетентные органы предпочитают хранить молчание. А ведь на носу, как говорится, новый сезон в группе "Восток", и обязательно найдется команда, чей символ можно использовать для достижения вышеобозначенных целей".

"Забайкальский рабочий" рассказывает о ситуации на читинских рынках после 1 апреля. Журналист рассказывает о том, как сильно волновалась его семья, ожидая исчезновения китайских торговцев с рынков, и насколько эта семья оказалась счастлива в итоге: "В конце марта "друга-китайца" на Ингодинском рынке был невесел, когда, не уступив ни рубля, продавал нам обычную коробку яблок. Соседние "бутики" были вовсе закрыты. Коробка улетела быстро. Следующую мы купили в том же магазинчике на Ингодинском, но уже у россиянки. Купили дешевле, чем у китайца! Во второй половине апреля уже ее мы зачислили в семейные поставщики фруктов и заново принялись осваивать географию Ингодинского".

Изучение географии выявило некоторые изменения: "Часть китайских торговцев покинула рынок. Другие воспользовались случаем и переехали на более проходимое место. Пустующие "бутики" заняли новички. Немного "поикав", рынок вернулся к привычному распорядку. Только стало больше славянских лиц".