"Новый аэропорт завис на госконтракте": обзор иркутских СМИ
Обзор СМИ Иркутской области за 6-13 апреля
О временной приостановке реализации проекта создания нового аэропорта в Иркутске рассказала газета "Коммерсант. Восток России". Материал опубликован 13 апреля под заголовком "Новый иркутский аэропорт завис на госконтракте". Как пишет газета, объявленный в феврале 2007 года конкурс на право заключения госконтракта стоимостью 73,3 млн. рублей на разработку обоснования инвестиций в строительство нового иркутского аэропорта возле пади Ключевой (24 км от Ангарска) отменен. "Согласно официальному сообщению администрации Иркутской области, это связано с "корректировкой задания на проектирование". Власти собираются разделить контракт на две части: разработку аэровокзала отдать одному проектировщику, а работы по проекту взлетно-посадочной полосы (ВПП) - другому. В обладминистрации пояснили, что это связано с собственностью на объекты: ВПП находятся в ведении федерального центра, а аэровокзалы - в региональной. Поэтому конкурсы необходимо провести раздельно. Проект строительства нового аэропорта появился после того, как в июле прошлого года лайнер "A-310" авиакомпании S7 при посадке не смог остановиться на взлетно-посадочной полосе "Аэропорта Иркутск", съехал с нее, пробил бетонное ограждение летного поля, врезался в расположенные сразу за ним гаражи и взорвался. Тогда погибли 128 человек. Аргументами в пользу переноса аэропорта стали: снижение рисков в связи со строительством новой ВПП за пределами города, удлинение полосы, а главное - была выбрана площадка в пади Ключевой, где лучшие метеорологические условия", - пишет газета.
Как пояснили изданию в пресс-службе Минтранса, до конца 2007 года должен быть разработан инженерный проект по строительству аэропорта в районе Ключевой. Строительство начнется в 2008 году, аэропорт планируется сдать в эксплуатацию в 2011 году. Общая стоимость проекта, по предварительной оценке, составляет 23 млрд. рублей. "Точно известно, почему идея строительства нового аэропорта кажется министерству более интересной, чем модернизация старого, - продолжает газета. - Летом прошлого года Минтранс направил в обладминистрацию письмо, в котором указывалось, что вариант удлинения существующей ВПП и ее поворота на 33 градуса потребует значительного объема работ: при удлинении ВПП придется разработать 5,6 млн. кубометров грунта, в том числе 3,1 млн. кубометров - полускального. По расчетам Минтранса, такая реконструкция полосы обойдется в 19,6 млрд. рублей, что сравнимо со стоимостью нового аэропорта".
"Когда именно будет объявлен новый конкурс по проекту нового аэропорта, в администрации пока никто не знает. Отраслевые эксперты предположили, что у администрации просто нет денег на госконтракт в бюджете. Однако, президент Фонда регионального развития Иркутской области (занимается проектом агломерации на базе Иркутска) Алексей Козьмин пояснил, что в данном случае дело не в финансовой части контракта. В проекте областного бюджета на 2007 год на конкурс предусмотрено около 40 млн. рублей, еще около 20 млн. рублей пообещал выделить федеральный центр (стартовая цена госконтракта в 73,3 млн. рублей в данном случае принципиального значения не имеет, так как в ходе конкурса претенденты снизят планку стоимости своих услуг)", - сообщает издание.
Газета приводит слова Алексея Козьмина, который считает, что отмена конкурса может быть косвенно связана с лоббированием на федеральном уровне интересов красноярского аэропорта "Емельяново", принадлежащего авиакомпании KrasAir. Ее непосредственный владелец Борис Абрамович не раз заявлял, что считает новый иркутский аэропорт прямым конкурентом "Емельяново", который претендует на статус одного из сибирских хабов. По словам отраслевых экспертов, теоретически, новый иркутский аэропорт тоже мог бы претендовать на статус хаба: этому способствует удобное географическое положение Иркутска. Впрочем, и препятствий на пути хаба в Иркутске тоже немало: в первую очередь, это отсутствие авиакомпании, которая могла бы базироваться в новом аэропорту (это обязательное условия для хаба, у "Аэропорта Иркутск" сейчас такого перевозчика нет). "Сейчас важно, чтобы администрация Иркутской области проявила твердость в намерении строить новый аэропорт. Что же касается "Аэропорта Иркутск" (на нем сейчас идет реконструкция), то его будущее обеспечено как минимум до 2015 года. Я думаю, что аэропорт в пади Ключевой начнет работать не ранее этого срока", - отметил Алексей Козьмин.
О причинах срыва реализации нацпроекта в 2006 году на территории Иркутской области рассказывает "Коммерсант. Восток России" в номере от 9 апреля под заголовком "Чиновники посчитали балконы и лестницы": "Власти Приангарья подвели первые итоги реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье" на территории региона. Выводы оказались неутешительными: строители области не смогли сдать установленное соглашением с Минрегионразвития количество квадратных метров. Впрочем, чиновники утверждают, что если посчитать лестницы и подвалы, получится, что план все же выполнен".
Как пишет газета, замглавы администрации Иркутской области по строительству и жилищной политике Анатолий Никитин сообщил, что в 2006 году общий уровень строительства в регионе вырос на 17%. "Правда, чиновник уточнил, что это произошло из-за интенсивного промышленного строительства: самой крупной площадкой стала пятая очередь Иркутского алюминиевого завода в Шелехово (входит в холдинг "Российский алюминий"), - продолжает издание. - Жилищное строительство в области заметно отстает в соответствии с условиями соглашения, заключенного между Министерством регионального развития и администрацией региона, в 2006 году в Приангарье должно было быть построено 400 тыс. кв. м жилья. Однако, по итогам года в эксплуатацию было введено только 333,6 тыс. кв. метров".
"Показатели по Иркутской области неутешительные, но надежда есть", - охарактеризовал ситуацию чиновник. По его версии, причина этого в том, что обладминистрация и Минрегионразвития по-разному считают сданные квадратные метры. "Они не учитывают лестничные клетки, балконы, подвальные помещения, - объяснил Анатолий Никитин. - Если брать общую площадь жилья, с балконами и подвалами, то мы возвели более 500 тыс. кв. метров".
Как полагают эксперты, на снижение темпов ввода жилья влияет отсутствие соответствующей инфраструктуры. По словам исполнительного директора Союза строителей области Виктора Вяшкалиса, в Иркутске и Ангарске площадки под жилищное строительство выделяются "с большим обременением по строительству сетей", притом что Градостроительный кодекс обязывает арендодателя земельного участка в лице муниципальной или областной власти обеспечить строительную территорию необходимой инфраструктурой.
"Положительным" результатом реализации нацпроекта в Иркутской области в 2006 году является увеличение числа выданных банками ипотечных кредитов, - отмечает издание. - Так, по данным обладминистрации, на 1 января 2007 года жители области в трех банках (Байкальском банке Сбербанка России, ВТБ и "Кит-финанс") получили 2 267 ипотечных кредитов на общую сумму 2,1 млрд. рублей, что составило 287% к уровню 2005 года. Из-за дефицита жилья это привело только к увеличению цены квадратного метра. По данным исполнительного директора Сибирской байкальской ассоциации строителей Александры Финкельштейн, цена 1 кв. метра на первичном рынке жилья в Иркутске колеблется от 29 тыс. рублей до 60 тыс. рублей. При этом в 2007 году минимум на год отодвинулся срок сдачи выставляемых на рынок объектов". "Купить в 2007 году готовую квартиру у застройщика нереально", - считает Александра Финкельштейн.
Газета отмечает, что по новому соглашению с Минрегионразвития, заключенному на 2007 год, Иркутская область взяла на себя обязательство построить 500 тыс. кв. метров жилья и еще 63 тыс. кв. метров, недостроенных в 2006 году. В то же время для ликвидации дефицита жилья в Приангарье в год необходимо сдавать до 1 млн. кв. метров.
О судьбе малокомплектных школ Иркутской области 11 апреля рассказала "Российская газета. Прибайкалье" в статье "Один в классе". Как пишет газета, все малокомплектные школы в Приангарье будут сохранены, несмотря на то, что они недешево обходятся областной казне: "Больше того, власти озабочены тем, как поднять качество образования в них на достойный уровень. Это только на первый взгляд существование класса, состоящего из одного ученика, кажется нерентабельным. Но не будь его, где ребенку получать образование? Едва ли родители будут готовы возить малыша каждый день в райцентр и едва ли согласятся оставить его в интернате".
"Если в деревне нет школы, она умирает, - объясняют в региональном департаменте образования. - Семьи, в которых подрастают дети, перебираются в другие места. Печальный опыт такого рода в регионе есть. Вот и выходит, что школу, в которой учатся всего три человека, закрывать никак нельзя".
В начальной школе деревни Барчим обучаются восемь человек. Школа совмещена с детским садиком и состоит из одного учебного кабинета, правда, очень уютного и современного. Четвертый класс, в котором занимаются шесть детей, здесь считается "большим". Один ребенок учится во втором классе и один - в третьем. Первого класса в нынешнем году в школе нет. "Как правило, учитель работает со всеми классами одновременно. Пока часть ребят выполняет самостоятельное задание, учитель объясняет новую тему другим ученикам, потом наоборот, - рассказывает заведующая школы-сада Надежда Ючкерова. - Сейчас учитель находится в декретном отпуске, заменить ее некому, поэтому уроки у ребятишек веду я. Сложно, конечно, но куда денешься...".
Впрочем, претензии к качеству образования никто не предъявляет: родители малышей довольны, что у их детей есть возможность учиться в двух шагах от дома. "Читать, писать научат, и прекрасно, - считает мама второклассника Миши. - Главное, что он дома живет, а не в интернате. Окончит четыре класса, исполнится ему 10 лет, тогда уже будет ездить каждый день на школьном автобусе за несколько километров. А пока и так хорошо".
По словам Ольги Щербаковой, начальника отдела дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования Иркутской области, в 15 малокомплектных начальных школах региона обучается 1-2 ребенка в классе, в 142 начальных школах - 3-9 детей. Есть также пример девятилетней школы, число учащихся которой составляет 30 человек. "Малокомплектные школы экономически нерентабельны, но они выполняют важную социальную функцию - поддерживают село, способствуют его развитию. Естественно, закрывать эти образовательные учреждения никто не намерен. Напротив, наша задача - поддерживать их и повышать качество образования", - говорит Ольга Щербакова. Сейчас работа ведется по трем направлениям. Первое - это обеспечение всех школ современным и безопасным транспортом. По программе "Школьный автобус" на средства из федерального, областного и муниципальных бюджетов уже закуплено более 150 автобусов, благодаря этому учащихся старших классов из 577 населенных пунктов могут доставлять на занятия в средние школы. Второе направление - компьютеризация всех школ региона в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Это даст детям возможность получать знания дистанционно. "Кроме того, мы планируем активизировать сотрудничество малокомплектных школ с базовыми, - добавляет Ольга Щербакова. - Чтобы городские учителя чаще посещали сельские школы, приглашали ребят к себе, проводили для деревенских учеников открытые уроки. Нам важно сделать все для того, чтобы ученики малокомплектных школ не чувствовали себя ущемленными и были готовы получать образование второй и третьей ступеней".
О необычном случае в Усолье-Сибирском 12 апреля рассказала газета "СМ Номер один" под заголовком "Женщина родила на рабочем месте": "Беспрецедентный случай произошел в Усолье-Сибирском на территории предприятия ООО "Усольехимпром". В здании управления одного из цехов в туалете самостоятельно родила 35-летняя женщина. Светлана Еремеева весь срок беременности трудилась в качестве уборщицы и не собиралась в декретный отпуск. Никто в коллективе даже не догадывался об интересном положении сотрудницы. Почувствовав приближение родов, женщина отправилась в туалет, а когда родила, самостоятельно перерезала пуповину ножом. У Светланы Еремеевой это уже вторые роды, возможно, этим объясняется то, что она так уверенно справилась с ситуацией. Оправившись, она пошла сообщить мастеру смены о случившемся. Когда на территорию предприятия прибыла машина скорой помощи, фельдшер увидел женщину, гуляющую по улице с ребенком на руках. Доношенный, пышущий здоровьем малыш был завернут в кусок легкой ткани, несмотря на то, что на улице было холодно. Фельдшер городской скорой помощи завернул младенца в чистое белье и вместе с мамой доставил в городской родильный дом".
Как сообщили журналистам издания в роддоме, женщина произвела на свет здорового малыша и уже выписана с ребенком домой. Также известно, что роженица имеет третью группу инвалидности - страдает умственным расстройством. Возможно, именно этим обстоятельством можно объяснить то, что она скрывала беременность, предполагает газета. Журналисты захотели встретиться с женщиной, "дабы лично спросить ее о причинах, побудивших к столь конспиративным родам". Однако, с представителями прессы Светлана Еремеева отказалась общаться наотрез. "Ребенок находится дома со мной, больше ничего не скажу, это мое дело", - заявила Светлана и скрылась за дверью.
- В Москве водитель грузовика расстрелял двух рабочих-мигрантов
- Ученик рязанской школы выстрелил в одноклассника из игрушечного пистолета
- Причиной стрельбы в рязанской школе стал буллинг нового одноклассника
- В Энгельсе введён режим ЧС межмуниципального уровня — 1056-й день СВО
- В «Ленкоме» объяснили, почему убрали из фойе портрет Дмитрия Певцова