Справка: Геннадий Кокоев - выпускник экономического факультета Североосетинского госуниверситета. С 1988-1997 гг. являлся финансистом, а затем начальником отдела завода "Электровибромашина" в Цхинвали. В 1996-1998 гг. работал в сфере малого предпринимательства, с 2002-2003 гг. занимал должность министра экономики Южной Осетии. Старший преподаватель кафедры экономики Югоосетинского госуниверситета.

ИА REGNUM: Г-н Кокоев, каковы, на Ваш взгляд, инвестиционные возможности Южной Осетии, какие сферы экономики наиболее привлекательны для иностранных инвесторов?

У нас есть возможность использования внешних и внутренних ресурсов, однако, для этого необходимо осуществить ряд преобразований, которые давно назрели в нашем обществе. Например, надо задействовать в полную силу "Закон об акционерных обществах", обязательно укрепить страховую деятельность - все это указано в постановлении об инвестиционной деятельности. Для начала становления нормального инвестиционного рынка необходимы условия. Кроме того, у нас была очень большая проблема для инвестирования - практически вся собственность в республике была государственной. Должна быть разработана программа приватизации и образован рынок ценных бумаг. В Российской Федерации есть люди, которые выразили желание вложить капитал в экономику Южной Осетии. Речь идет, прежде всего, о таких наиболее привлекательных отраслях, как разработка местного сырья, выпуск минеральной воды, деревообрабатывающая промышленность. Однако, для того, чтобы реально развивать экономику, надо умело использовать свои собственные ресурсы. Ведь прежняя экономическая система была дезорганизована, хозяйственные связи нарушены, поступление сырья извне связано с большими материальными расходами. Вот почему нам необходимо разрабатывать, в первую очередь, свои источники: гидроэнергетический потенциал, богатые лесные ресурсы, которые до сих пор нерационально используются. Есть возможность развития и пищевой промышленности. И, конечно же, есть потенциал развития Транскавказской автомагистрали, ее инфраструктуры, которая может послужить для развития экономики Южной Осетии. В целом, в совокупности, все эти меры будут способствовать увеличению основных средств производства, укреплению реальных секторов экономики.

ИА REGNUM: Какие еще проекты, кроме перечисленных, на Ваш взгляд, могут привлечь инвесторов?

Геологическим изучением территории Южной Осетии было выявление более 14 проявлений рудных полезных ископаемых, 23 проявления нерудного сырья и строительных материалов. Рудное и нерудное сырье представлено месторождениями и проявлениями свинца, цинка, кадмия, меди, ртути, серного колчедана, золота, серебра, никеля, мышьяка, барита и талька. Месторождения и проявления строительных материалов: песочно-гравийные смеси, мергели, диабазы, габброиды, андезиты, известняки, мраморизованные известняки, мрамор, серпентиниты, нефритоиды. Добыча и использование полезных ископаемых, несомненно, явились бы интересными инвестиционными предложениями. Кроме того, можно и нужно заняться восстановлением и реконструкцией Квайсинского горно-добывающего предприятия, провести поисково-оценочные работы по декоративно-облицовочным и стеновым камням, а гак же создать совместное предприятие по выпуску облицовочных плит, стеновых камней и брусчатки из диабаза, габброидов и андезитов. Важным может явиться и проект по мониторингу экзогенных процессов на южном участке Транскавказской автомагистрали. Ведь Транскам является единственной круглогодичной автомобильной дорогой, связывающей Россию с Закавказьем и Ближним Востоком, и поэтому требует обязательного наблюдения. Кроме того, привлекательным является поиск и оценка пресных подземных вод на территории Южной Осетии. Надо отметить также наличие огромного количества родников. За период осетино-грузинского конфликта в связи с миграцией населения имеется большое количество заброшенных домов и хозяйств, которые можно использовать для формирования экоусадьб и мини-хозяйства (фермерского), а также использовать в качестве мини-домов отдыха, отелей, кемпингов и лечебниц для туристов, а также в качестве жилищ для заготовителей лекарственных растений. В Южной Осетии есть все условия для развития горно-лыжного спорта, экологического туризма и альпинизма (ущелье Цон, Раро и др.). Таким образом, восстановление и развитие объектов системы курортологии является очень важным. Кроме минеральных источников в Южной Осетии имеются грязевые и сернистые источники, имеющие лечебные свойства. Это - Кодибын, Кемульта, Нагутни, Канчабет. Горные реки, где водится знаменитая горная форель, минеральные источники, чистый озонообильный горный воздух - прекрасные условия для отдыхающих и туристов.

ИА REGNUM: Часть югоосетинских предприятий не задействована в полную мощность. На Ваш взгляд, что необходимо предпринять, чтобы изменить данную ситуацию?

Необходимо, прежде всего, изменение форм собственности, изменение подхода к проблематике, изменение модели поведения руководства предприятий, т.е. новый маркетинг. Мы должны поднять все наши предприятия. Мне, например, абсолютно непонятна ситуация с Цхинвальским лесокомбинатом. Почему такое предприятие, выпускающее продукцию, которая нужна всегда и везде, влачит жалкое существование и фактически дышит на ладан. Ведь лес будет всегда востребован, по сравнению с пластиком и химическими материалами. Это вполне реально, для этого не нужно каких-либо дополнительных материальных затрат. Мы не должны изобретать ничего нового. В экономике мы должны выбрать ту модель, которая будет для нас наиболее выгодна, наиболее приемлема, наметить для себя концептуально, что же мы для себя хотим. А если учитывать, что экономика всегда социально-ориентирована, хотим мы того или нет, живем мы в рыночной или командно-административной системе. И эта концепция должна у нас быть. Панацеи или каких-либо универсальных методов оздоровления экономики нет нигде. Из мирового опыта мы должны для себя почерпнуть самое главное. У Южной Осетии есть прекрасные возможности стать богатым и процветающим краем. Многие российские предприниматели интересуются югоосетинской продукцией, например, минеральной водой "Багиата". Почему бы нам не увеличить выпуск минеральной воды до 1 млн. бутылок в день и не поставлять их на российский рынок. Мы обязаны задействовать весь наш потенциал в полную мощность.