В Азербайджане повышены цены на бензин, газ, электричество и воду. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Грузия. Азербайджан-Армения. Экономика.

В Азербайджане повышены цены на бензин, газ, электричество и воду

С 8 января в Азербайджане повышены цены на бензин, природный газ, электричество, воду и канализационные услуги, а также на проезд в общественном транспорте. О новом решении Тарифного совета (ТС) Азербайджана было объявлено рано утром 8 января по государственному телевидению Az.TV. Как говорится в сообщении Министерства экономического развития (МЭР) Азербайджана, в связи с решением кабинета министров от 6 января "Об изменении ставок акцизов на нефтепродукты" и необходимостью ликвидации разницы в стоимости нефтепродуктов Тарифный совет рассмотрел новые ставки розничных цен на нефтепродукты. Бензин подорожал на 50 процентов. На бензин марки АИ-95 установлена цена в 0,6 маната за литр, на бензин марки АИ-92 - 0,55 маната, на бензин марки АИ-80 - 0,55 маната, на дизельное топливо, на печное топливо и керосин - 0,45 маната. За счет повышение цен в государственный бюджет дополнительно поступит 200 млн. манатов, сказано в сообщении министерства (1 манат = 1,13 доллара) Это уже второе подорожание бензина за год. Предыдущее повышение цен на нефтепродукты проводилось в 2006 году. Тогда розничная цена бензина АИ-95 была установлена на уровне 0,4 маната за литр. Как и в прошлом году, тариф был повышен на 50%, несмотря на снижение мировых цен на нефть в начале 2007 года. Также акциз на автомобильный бензин в Азербайджане повышен на 100%.

В связи с повышением стоимости автомобильного бензина и дизельного топлива решением Тарифного совета в Азербайджане вновь повышена стоимость городских и пригородных пассажирских автобусных перевозок. По решению совета все тарифы повышены на 0,05 маната. В этой связи единый базовый тариф на внутригородские и пригородные перевозки повышен с 0,15 до 0,2 маната. До этого цена на проезд составляла 0,15 маната. Также по решению Тарифного совета плата за выдачу справки о государственной регистрации автотранспортного средства составит 18 манатов, регистрационного свидетельства - 15 манатов, водительских прав - 16 манатов, выдачу маршрутного листа для грузового транспорта и автобусов - 5 манатов. (Az.TV) В Азербайджане в 2 раза повышены цены на природный газ. Также в связи с решением о повышении цен на энергоносители, удельный вес которых достигает 40% в себестоимости поставок воды, Тарифный совет Азербайджана санкционировал повышение цен на водоснабжение и канализационные услуги в 4 раза. В тот же день были повышены цены на электроэнергию в 3 раза. На основании решения Тарифного совета для всех потребительских групп определен единый розничный тариф в размере 0,06 маната за кВт/ч. Ранее розничный тариф для населения составлял 0,0192 маната, а для коммерческих организаций - 0,05 маната. (Az.TV)

С 10 января в Азербайджане хлеб подорожал с 20 до 30 гяпиков (с 0,25 доллара до 0,35 доллара). По информации АПА, компании по производству муки и мучных изделий аргументируют это повышением расходов в связи с изменением тарифов на некоторые энергоносители. Производители не исключают вероятности, что рост цен продолжится. Заведующий отделом растениеводства и зерноводства Министерства сельского хозяйства Сабир Велиев отметил, что считает естественным удорожание хлеба на фоне роста цен на дизельное топливо. Тем не менее он подчеркнул, что правительство не допустит подорожания такого стратегического продукта: "Верно, цену на хлеб устанавливают компании-производители. В Азербайджане нет проблемы с зерном". Отметим, что руководитель пресс-службы правительства Акиф Али также подтвердил, что цену на хлеб устанавливают компании-производители. "Поскольку рынок либерализирован, государство не может вмешиваться. Тем не менее правительство вмешается, если рост достигнет катастрофической отметки".

В ближайшее время в Тарифный совет будут представлены предложения о введении лимита на внутригородские телефонные переговоры в Баку. Об этом сообщил руководитель пресс-службы Министерства связи и информационных технологий Мушфиг Амиров. По его словам, в настоящее время разрабатывается механизм введения лимита. Планируется предложить абонентам несколько вариантов оплаты. Какие тарифы планируется установить, пока неизвестно. ("Эхо")

Независимые экономисты считают решение Тарифного совета Азербайджана о повышении цен на энергоносители, тарифов на коммунальные услуги (за исключением газа для населения) шоковым и предсказывают в этой связи увеличение цен не только на услуги, но и на все виды товаров. "Предполагаемые Национальным банком Азербайджана на 2007 год темпы роста инфляции на уровне 8-9 процентов не выдерживают такого повышения. Однако трудно пока прогнозировать, что произойдет, но однозначно, что удельный вес услуг в повышении потребительских цен возрастет", - сказал ИА "Тренд" глава Центра мониторинга общественных финансов Ингилаб Ахмедов. По его словам, повышение стоимости проезда на городском транспорте летом 2006 года незначительно повлияло на темпы роста инфляции, поскольку цены на услуги сохранялись на низком уровне. Однако теперь помимо очередного роста транспортных цен повысились тарифы на коммунальные услуги и нефтепродукты "Это, естественно, будет влиять на транспортировку любого товара. Однако отголоски пойдут в феврале-марте, поскольку товары с новыми издержками будут продаваться уже по высокой цене. В этой связи в 2007 году в стране будет двухзначная инфляция. Сейчас трудно сказать, на каком уровне, поскольку у Азербайджана нет предыдущей практики такого ценового шока. Соответственно, выше будет и прогнозируемый Госкомитетом по статистике объем инфляции", - отметил Ахмедов.

По словам зампредседателя Демократической партии (ДПА) Сардара Джалалоглу, повышение цен - следствие монопольной, некомпетентной политики властей. "Ясно, что эта политика, направленная на повышение цен, продолжится и впредь. Вне всякого сомнения, власть должна поменяться. Кроме того, наши граждане обязаны проявить активность. К примеру, населению нужно бойкотировать решение властей, должны начаться всеобщие забастовки. Азербайджан обязан превратиться в большую арену для акций протеста", - отметил Джалалоглу. В свою очередь, лидер движения "Национальное единство" Лала Шовкет Гаджиева заявила, что в стране, где процветают воровство и алчность, следовало ожидать такого беспредела со стороны властей. По ее словам, существует 2 вида геноцида - активный и пассивный. "Сегодня азербайджанские власти проводят в отношении своего народа пассивную форму геноцида, которая в конечном счете приведет к летальному исходу для простого гражданина", - сказала Гаджиева. По словам лидера движения "Национальное единство", если азербайджанский народ не станет активно протестовать, то пассивный геноцид окажется хуже, чем активный. ("Зеркало")

"Повышение цен на энергоносители не имеет оправдания. Ситуация в экономике показывает, что правительство пытается путем повышения цен на энергоносители, и в том числе на газ, латать бюджетные дыры за счет населения. Это аксиома, что производители товаров и услуг, потребителями которых являются 29% граждан, проживающих за чертой бедности и столько же бедных, взвинтят цены и обрекут этих людей на еще большие страдания. Вместо того чтобы стимулировать производство и сферу услуг, и первую очередь мелкий и средний бизнес, правительство идет на удушение этого класса, который составляет становой хребет экономики развитых стран", - анализирует ситуацию ИА "Туран". Агентство продолжает: "Правительство ничего не способно сказать в защиту своего драконовского решения, потому что у него нет аргументов, которые оно могло представить своим гражданам. Раньше вину за повышение цен на газ перекладывали на Россию, как это было зимой 2005 года, когда цена за 1000 кубометров газа была повышена с $7 до $51. Но в этом году правительство отказалось от российских закупок в связи с двукратным ростом добычи газа благодаря "Шахдениз". Оно также не может апеллировать к расходам, которые образуются в ходе добычи и поставки газа потребителям. Согласно обнародованному в августе 2004 года исследованию консалтинговой компании PA Consulting Group, стоимость газа в Азербайджане составляет около $25. Если учесть также данные Госкомстата о том, что 70% добываемого ГНКАР газа является попутным, то есть бесплатным, то можно утверждать, что установленная в 2005 году цена на газ в $51 приносит достаточную прибыль. Также не может служить основанием повышение цен на бензин, так как, согласно расчетам международных экспертов, нынешняя цена "черного золота" превышает себестоимость добычи нефти примерно в пять раз. Поэтому повышение цен на электроэнергию, для производства которой используются дешевые нефтепродукты и газ, также является неоправданным и абсурдным и не может служить основанием для повышения цены, тем более в условиях искаженной экономики".

"Состояние такой экономики наглядно показывают доходы госбюджета. По данным "Туран", около 90% налогов в бюджет поступает от 459 крупных налогоплательщиков, и только 10% поступлений обеспечивают 120 тыс. средних и мелких налогоплательщиков. Для сравнения: около 95% ВВП и соответствующий удельный вес бюджета самой развитой экономической страны Европы - Германии - обеспечивает средний и малый бизнес, а оставшуюся часть - крупные компании. Если бы в Азербайджане соотношение было бы наоборот, как и в странах со здоровой экономикой, то серьезных проблем в связи с повышением цен подавляющая часть населения не испытала бы. Правительство, которое ежегодно меняет свой автопарк на все более и более дорогие крутые автомобили за счет налогоплательщиков, должно осознавать, что физиологический минимум на семью из четырех человек составляет $140 при минимальной и средней зарплате $40 и $140 соответственно. Это уровень выживания, а не проживания. А при стартовавшем росте цен огромное число граждан будет обречено на еще большие страдания, потому что новое бремя расходов будет тяжелым, а для некоторых - убийственным. Расчеты показывают, что коммунальные расходы средних и малоимущих семей могут повыситься до $30-$40, расходы на транспорт, питание - на столько же. Принцип домино сработает по всем направлениям. Правительству следовало бы до принятия решения о повышении цен реализовать две стратегические задачи: обеспечить кратное развитие малого и среднего бизнеса с целью значительного повышения доходов средних и бедных слоев населения, осуществить национальную программу по развитию альтернативной энергетики (солнечная и ветроэнергетика), внедрению энергоемких приборов, систем отопления, освещения, то есть создать для граждан альтернативу выбора, которой сейчас нет. Альтернативная энергетика должна стать стратегическим направлением по созданию новой промышленности, экономики страны, развитию науки и энергетических технологий. Господь послал нам не только нефть и газ, но солнце и ветер, которые, в отличие от первых, являются неиссякаемым богатством страны". ("Туран")

На страницах газеты "Реальный Азербайджан" известный политолог Эльдар Намазов пишет: "То, что эта власть не болеет за свой народ - уже ясно всем. Единственное, чем они болеют точно - хронический спазм гонорарных сосудов. Спазм, заставляющий их денно и нощно смотреть на все - страну, людей, ресурсы, природу, памятники истории - только с одной ясной целью: сколько это может стоить, сколько можно из этого выжать, за сколько это можно продать? После известного решения Тарифного совета в азербайджанских СМИ десятки экспертов критикуют власти, приводят цифры, примеры, доказывают всю пагубность этого решения для азербайджанской экономики. Можно даже провести своеобразный конкурс: какой аргумент наиболее ярко и точно свидетельствует о неизлечимости этого спазма гонорарных сосудов наших властей. Если бы меня выбрали в жюри этого конкурса - я просто не знал бы, кому дать пальму первенства. К примеру: в США литр бензина стоит дешевле, чем в Азербайджане, а средняя зарплата в США - почти в 25-30 раз больше, чем у нас. Нокаут, пять баллов. Или такой аргумент: азербайджанские власти недавно обиделись на Россию, которая увеличила цены за газ в 2 раза. Обиделись, устами президента И. Алиева ответили: так дела не делаются, нельзя так резко поднимать цены, мы с вами больше не дружим и газ вообще покупать за это не будем. Сказали и... тут же подняли своему населению цены на электричество в 3,2 раза! Эти аргументы нравились мне больше других, пока по ТВ не выступил известный депутат и не произнес тираду, которой мог бы позавидовать сам Черномырдин, автор выдающихся афоризмов российской политической сцены. Наш депутат удрученно спросил с экрана: "Мы же только недавно в парламенте ввели уголовное наказание за неуплату за электричество, так как по старым ценам большая часть населения просто не платила. А что будет сейчас, когда цены подняли еще в 3 раза?!" Наши власти давно уже все "поняли". Они давно уже руководят нашей страной по принципу - либо свалите нас, либо - сами сваливайте отсюда. А если не можете ни того, ни другого - молчите и не мешайте нам заниматься любимым делом - выжимать из этой страны, этого народа, этих природных ресурсов максимум личной прибыли. Да и общество давно это уже поняло. Не случайно, что любимыми темами обсуждений на свадьбах и "ясах" в последнее время стали две: можно ли свалить эту власть, если "да" - то как? И - в какую страну и каким образом можно свалить отсюда? Как получить вид на жительство или статус беженца в европейских странах? Те, кто предпочитает не обсуждать эти две актуальные темы (как свалить эту власть или как сваливать отсюда самим) - молчат. Пьют, едят - и молчат, выбирая из предложенных властями трех вариантов самый для них приемлемый. Происходящее в последние дни - только цветочки. Несколько лет, пока будет расти нефтедобыча, власти будут то поднимать цены под напором монополистов, то повышать зарплаты и пенсии, чтобы сбить волну возмущения. Выброс очередной массы денег, не подкрепленных товарным производством, будет порождать новый виток неконтролируемой инфляции до нового решения тарифного совета под напором монополистов. И так будут они танцевать на этих качелях, затыкая нефтедолларами дыры своей нерадивой экономической политики, пока не растранжирят весь Нефтяной фонд. То, что эти ресурсы не вечны и скоро закончатся, напомнил на днях еще раз и Всемирный банк в своем рапорте по Азербайджану... (...) Нас заставляют переплачивать не за газ, электричество, воду, транспорт, продукты питания, справки и т.д.. Все, что собирается с населения сверх положенного по справедливости и закону - это цена за страх".

"Зеркало" пишет: "Шоковая терапия... В медицине этот метод применяется редко, в исключительных случаях, для того чтобы реанимировать человека, вернуть его к полноценной жизни. Однако, постоянно прибегая к шоку, можно достичь полной атрофии способности восприятия, а потому перебарщивать с ним нельзя. Наше правительство, похоже, не особо дружит с основами медицины, а потому регулярно применяет методы шокового воздействия по отношению к собственному народу. Казалось бы, только все более или менее начинает налаживаться, и жизнь входит в размеренную колею, как кто-то одним равнодушным росчерком пера вновь погружает население в пучину бедности, выбраться из которой удастся далеко не всем".

По словам председателя Центра экономических исследований Губада Ибадоглы, реальное повышение цен началось еще до решения Тарифного совета, но решением совета оно еще более усилилось. "Повышение цен в несколько этапов ударит по ненефтяному сектору, особенно по сельскому хозяйству. Также оно отрицательно отразится на информационно-телекоммуникационном секторе. Наши IT-компании окажутся неконкурентоспособными на мировом рынке", - сказал Ибадоглы. Он объясняет повышение цен удовлетворением корпоративных интересов, а также антиинфляционными мероприятиями. ("Финэко")

Центр экономических исследований считает аргументацию правительства Азербайджана, обосновывающую повышение цен на энергоносители и транспортные услуги, беспочвенной. Об этом сообщает ИА "Финэко". Как заявил заместитель директора центра Азер Мехтиев, приняв решение о двукратном повышении цен на дизельное топливо, правительство оправдывает свои действия требованиями международных финансовых структур, таких, как Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк. "Однако их главным требованием являлось проведение структурных преобразований в топливном секторе - приватизация ряда объектов, заключение договоров по долгосрочным проектам. Реформы в топливном секторе вовсе не требуют повышения цен на дизельное или иное топливо", - считает Мехтиев. Центр в то же время не оспаривает право государства регулировать цены. "Однако власти отказываются проводить реформы, предпочитая держать топливно-энергетический комплекс под полным контролем. Международные организации требовали лишь приведения цен в соответствие с мировыми - повышение или снижение цен на нефтепродукты должно происходить в соответствии с общемировыми ценами", - сказал Мехтиев. По его мнению, дизельное топливо в число нефтепродуктов, на регулировании цен на которые настаивали международные организации, не входит. "Принимая решение о повышении цен на дизельное топливо, Тарифный совет ссылается якобы на обращения хозяйствующих субъектов о возможности увеличения розничных цен на нефтепродукты. Однако ГНКАР находится под полным контролем государства и не в состоянии принимать самостоятельные решения в отношении повышения цен на нефтепродукты", - отметил Мехтиев. Цены были повышены в связи с решением кабинета министров о повышении ставок акцизов на нефтепродукты. Ожидаемый доход эквивалентен 2/3 установленного на год лимита косвенного энергетического субсидирования. "Правительство заявило, что это решение поможет уменьшить объем субсидирования энергетического комплекса со стороны государства. Действительно, газовый комплекс и Azerenerji получают большие субсидии от ГНКАР. Их объемы не контролируются обществом. Несмотря на многократные требования международных финансовых структур об обеспечении прозрачности в этой области, власти на это не идут. Реакция властей вполне объяснима, так как закрытость этой проблемы открывает путь для хищения финансовых средств в особо крупных размерах", - полагает Мехтиев.

"Повышение цен на энергоносители не обойдет стороной прессу. Возможно повышение цен на издание газет и ввозимую в страну газетную бумагу", - заявил председатель Совета по прессе (СП) Афлатун Амашев, пишет "525-я газета". По его словам, в случае повышения цен на газеты их тираж снизится и это приведет к созданию еще большей напряженности в прессе. Председатель совета отметил, что он в любом случае против повышения цен на газеты: "Я не поддерживаю это, потому что в Азербайджане газеты и без того стоят дорого. На деньги, которые тратятся в Азербайджане на покупку одной газеты, в Турции можно приобрести несколько газет".

Министерство транспорта Азербайджана приступило к изучению влияния на транспортный сектор повышения цен на нефтепродукты и электроэнергию. Как сообщил АПА заместитель министра транспорта Муса Панахов, после завершения исследований Минтранспорта представит в Тарифный совет предложения о пересмотре тарифов на внутригосударственные перевозки. По мнению замминистра, удорожание топлива скажется на внутригосударственных грузовых и пассажирских перевозках.

В управлении Азербайджанской государственной железной дороги (АГЖД) АПА сообщили, что специалисты управления также приступили к изучению влияния роста цен на железнодорожные перевозки. В ближайшее время АГЖД планирует представить в Минтранспорта и Тарифный совет предложения о пересмотре тарифов. В Государственном каспийском морском пароходстве признали, что рост цен сказывается на морских перевозках, однако пароходство не приняло никакого решения в связи с обращением Тарифного совета.

В Конфедерации профсоюзов Азербайджана считают, что повышение цен на электроэнергию и коммунальное обслуживание вызовет подорожание продовольственных товаров. Как заявил АПА заведующий отделом конфедерации Чингиз Тагиев, на сегодняшний день электроэнергия составляет 60-70% себестоимости производства алюминия, дизельное топливо - 10-15% себестоимости сельскохозяйственной продукции, бензин - 70-80% себестоимости транспортных перевозок: "Рост потребительских цен, то есть темп инфляции, в ближайшие 6 месяцев достигнет 12-15%". Годовой темп роста инфляции на 2006 год предусматривался на уровне 10%, напоминает АПА. По словам Тагиева, рост производственных расходов приведет к повышению розничной цены на хлеб на 10-15%. "По этой причине мы считаем нецелесообразным повышение цен на электроэнергию и коммунальное обслуживание на данном этапе".

13 января в Баку был задержан создатель сайта www.susmayaq.biz Бахтияр Гаджиев. 14 января по приговору районного суда он был арестован на 12 суток. Сайт www.susmayaq.biz начал кампанию по сбору подписей под обращением к президенту Азербайджана, в котором выражен протест в связи с решением Тарифного совета о повышении цен. 10 января азербайджанские интернет-провайдеры заблокировали этот сайт. (Day.Az)

"Для того чтобы оценивать, насколько поднимется или снизится цена на автомобили в связи с повышением цен на бензин, нужно иметь на руках показатели хотя бы первой четверти 2007 года". Об этом АПА сообщил председатель Ассоциации автомобильных дилеров Азербайджана Натиг Зарбалиев. Комментируя вопрос о введении с января текущего года акциза на импорт автомобилей, Зарбалиев отметил, что ассоциация не приветствует данную меру: "Мы просто видим плюсы и минусы данного шага. Подобные меры применяются, когда в стране производятся автомобили, однако в Азербайджане автомобильная промышленность практически не представлена. Надеюсь, что этот шаг будет воспринят с наименьшими отрицательными последствиями". "В развитых странах при принятии подобных решений обычно консультируются с соответствующими организациями, - сказал Зарбалиев. - Поэтому мы выступили с предложением о том, чтобы при принятии решений в данной сфере проводились совместные консультации с участием наших представителей". Зарбалиев отметил, что введение акциза на импорт автомобилей приведет к повышению цен на автомобили в среднем на 10%.

Азербайджан-Россия

Правительство России формирует на пространстве СНГ нефтегазовые картели, альтернативные OPEC, пишет ИА "Финэко". Как стало известно ИА "Финэко" из азербайджанских источников, стране предложено участие в газовом и нефтяном альянсах, которые Россия пытается сформировать на пространстве СНГ. "В альянсы, которые должны проводить согласованную ценовую и экспортную политику, вовлекаются страны, являющиеся производителями или обладателями транзитной территории. На Азербайджан оказывается нажим с целью вовлечения в альянсы со стороны таких государств, как Казахстан, Украина и Беларусь. В то же время страна видит в этом попытку России взять под контроль азербайджанский экспорт нефти и газа через Турцию", - сказал источник. По прогнозам, Азербайджан увеличит нефтедобычу с 43,15 млн. тонн в 2007 году до 67,25 млн. тонн в 2010 году с экспортом не менее 36,9 млн. и 61 млн. тонн. Добыча газа вырастет с 12,02 млрд. кубометров до 20,5 млрд. куб. м, экспорт составит 3,24 млрд. и 7,2 млрд. куб. м соответственно.

Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) остановила прокачку нефти по северному маршруту - трубопроводу Баку-Новороссийск. По словам источника в ГНКАР, "Нефтяная компания не намерена возобновлять в 1 первом квартале экспорт нефти по этому маршруту". "Это связано с тем, что объемы нефти - 240 тысяч тонн, предназначенные для прокачки по трубопроводу Баку-Новороссийск, будут переработаны в мазут для обеспечения бесперебойной работы тепловых электростанций страны, где ранее для выработки электроэнергии использовался преимущественно импортируемый из России газ", - отметил собеседник агентства. По его словам, предложенная "Газпромом" цена в 230-235 долларов за 1000 кубометров газа не устраивает Азербайджан. "Мы представили "Газпрому" свои предложения по поводу цен и объемов поставок газа на 2007 год, но ответа пока не получили", - сообщил источник. ("Реальный Азербайджан")

Вместе с тем, как стало известно, маршрут Баку-Новороссийск продолжает использоваться для экспорта нефти Азербайджанской международной операционной компанией (АМОК), разрабатывающей контрактную площадь "Азери-Чираг-Гюнешли" на шельфе Каспия. Ежесуточно АМОК экспортирует на черноморское побережье России в среднем 11-12 тысяч тонн нефти. По словам представителей операционной компании, пока она не намерена отказываться от этого маршрута. Согласно договоренности с "Транснефтью", в первом квартале Азербайджан в целом должен прокачать по северному маршруту 1,2 млн. тонн нефти - по 400 тысяч тонн в каждом месяце. ("Тренд")

"Власти Азербайджана и руководство российского концерна "Газпром" не подписали соглашение о поставке в Азербайджан российского газа в 2007 году. "Газпром" увеличил цену на газ для Азербайджана со 110 долларов за тысячу кубометров до 235 долларов. В ответ президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что такая цена "диссонирует с духом и сущностью российско-азербайджанских отношений". Ильхам Алиев не исключает, что в нефтегазовых отношениях между Москвой и Баку существует политический подтекст", - передает радио "Свобода". "Москва изменила свое отношение к Баку из-за Тбилиси. Азербайджан не скрывал, что намерен продавать часть имеющегося в его распоряжении газа соседнему государству, у которого сохраняются напряженные отношения с Россией. Руководитель спецпроекта "Россия-Азербайджан" Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Исмаил Агакишиев так прокомментировал сложившуюся ситуацию: "Скорее всего, это итог тех отношений, которые существуют в отношении трубопроводов, которые проходят через территорию Грузии. Через территорию Грузии проходят два нефтепровода в Европу через Турцию и будет проходить газопровод, который будет поставлять газ в Азербайджан и в Европу. Так или иначе, закономерно Грузия является в таком случае стратегическим партнером Азербайджана. Азербайджан пытается вести сбалансированную политику, и эта политика позволяла до сих пор поддерживать ровные отношения как с европейскими странами и США, так и с Россией и Грузией. Единственные осложнения были у Азербайджана с Арменией в связи с Нагорным Карабахом, а со всеми остальными странами все было очень ладно". По словам Исмаила Агакишиева, в Азербайджане готовы заменить российский газ своим мазутом: "Не секрет, что до получения газа из России в Азербайджане использовали мазут как основной источник топлива для получения электроэнергии. Если цена на газ будет очень высокой, Азербайджан должен просто вернуться к тому, чтобы перерабатывать нефть, а нефть он будет брать из трубопровода, у него другой нефти нет". (Радио "Свобода")

За российско-азербайджанскими газовыми разногласиями стоят и политики, и экономика, считает московский журналист Вадим Дубнов. "Газпром", по его мнению, прежде всего стремится получить прибыль. В погоне за ней он готов испортить политические отношения между официальной Москвой и ее партнером по СНГ. Но, как отмечает Вадим Дубнов, "Газпром" не учитывает, что и Азербайджану, и Грузии на помощь готова прийти Турция: "Отказ Азербайджана от российского газа может быть гораздо более поучительным, чем даже широко разрекламированная история с Белоруссией. Удивительным образом, на мой взгляд, Москва вела себя в отношении с Баку, прекрасно зная, что Азербайджан может себе позволить отказаться от российского газа. Алиев не хотел рисковать, он пытался играть до последнего, потому что Алиеву, в отличие от Саакашвили, есть что терять. Но я думаю, что мы вынудили Алиева это сделать. Если бы "Газпром" внимательно смотрел за тем, сколько газа в Турции уже сейчас, то он мог бы догадаться, что труба из Азербайджана (из газоконденсатного месторождения "Шахдениз") идет, во всяком случае, не для покрытия дефицита Турции в газе. Турция хочет стать крупнейшим дистрибьютором в этом районе. Турция уступила свои квоты 2 миллиарда 800 миллионов кубометров газа, а эти квоты прекрасно покрывают часть дефицита Грузии, часть дефицита Азербайджана и даже Греции, кстати". Осложняя отношения с Азербайджаном и Грузией, Россия ставит в сложное положение своего стратегического союзника в регионе - Армению, считает Вадим Дубнов: "Армения поставила себя в совершенно безвыходную, на мой взгляд, ситуацию, потому что, если Грузия избавится от зависимости от российского газа, - а она здорово подстраховалась шах-денизской трубой, и зависимость Грузии от российского газа может снизиться до совсем непринципиальных величин, вот тогда Грузия не будет, сломя голову, бросаться чинить газопровод, который ведет в Армению, как это было сейчас. Грузия может торговаться по транзиту, по той цене, по которой захочет, потому что энергетическую хартию она не подписала. И Россия, и Армения становятся заложниками позиции Грузии, которая теперь будет связана с позицией Азербайджана. Но и с Арменией тоже, на мой взгляд, Москва ведет себя довольно близоруко. Потому что, подстраховывая себя от ухода Армении, Россия окажет на нее жесткое давление, она заставит ее передать "Газпрому" последний стратегический ресурс ее экономики - газопровод из Ирана в Армению. Сегодня он альтернативой "Газпрому" быть не может, но в будущем, в принципе, мог бы. И если Армения все-таки передаст этот газопровод России, то для Ирана это будет очень жесткий сигнал. У Ирана есть проект стратегического газопровода в Европу, и он действительно хотел проводить его через Армению, что было бы очень выгодно экономически, но, насколько я знаю, сейчас Иран уже заинтересовался грузинским вариантом. Поэтому, мне кажется, что история с азербайджанским газом, эта поспешность, эта алчность, может оказаться тяжелым уроком для "Газпрома"". (Радио "Свобода")

Азербайджан согласился с повышением цены на импортируемую российскую электроэнергию. Договор на поставки электроэнергии в 2007 году между Азербайджаном и Россией будет заключен 16 января в Баку. Об этом агентству АПА сообщили в правительстве Азербайджана. Согласно предоставленной информации, азербайджанская сторона согласовала с РАО "ЕЭС" объем и стоимость поставок на текущий год. Так, в "часы пик" Россия будет экспортировать в республику 200-250 МВт (около 1 млрд. кВт/часов в год). Цена на электроэнергию будет повышена с 3,6 до 4,1 цента за 1 кВт/час. Азербайджан, в свою очередь, повысит цену на электроэнергию, поставляемую России в ночные часы, с 1,58 до 1,70 цента за 1 кВт/час.

8 января в Военном суде по особо тяжким преступлениям завершился судебный процесс по делу офицера азербайджанской армии в запасе Петра Моджалова, обвиняемого в шпионаже в пользу России. Офицер приговорен к 12 годам лишения свободы. Согласно приговору, обвиняемый в государственной измене Моджалов продавал военные и государственные тайны Азербайджана России. Моджалов родился в 1961 году в Баку. Воинскую службу проходил в бывшем СССР. Военное образование получил в Санкт-Петербурге. С 1992 года начал службу в азербайджанской армии. В 1998 году был уволен в запас в звании капитана. В ходе расследования было выяснено, что в период службы в должности помощника начальника штаба Н-ской воинской части в Нахичевани он продавал России информацию (по 300-400 долларов США за каждое сообщение). Моджалов был арестован в октябре 2007 года. ("Новое Время")

Азербайджан-Грузия

Как стало известно ИА "Финэко" из азербайджанских источников, Грузия получит 0,8 млрд. кубометров газа из доли Турции фактически по внутренним ценам Азербайджана. "Цена составит $120 за 1 тыс. кубических метров. При этом Азербайджан также будет поставлять в Грузию электроэнергию на условиях ее возмещения в летний период. Данные поставки позволят Грузии пережить зимний период 2007 года", - сказал источник. При этом газовые договоренности экономически небезупречны для Азербайджана, так как стране пришлось повысить внутренние цены на газ до 100 манатов ($114,75) за 1 тыс. кубометров для коммерческого использования. "В настоящее время сделка имеет больше политическое значение, но не стоит забывать и о средне- и долгосрочных выгодах такого сотрудничества", - сказал источник.

Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели подтверждает информацию о том, что за газ, который Грузия будет закупать у Азербайджана, она будет платить по 120 долларов за тысячу кубометров. Это в два раза ниже, чем цена, которую Грузия заплатит за российский газ. Напомним, что грузины согласились платить "Газпрому" по $235 за 1000 кубометров. Относительно объема поставок газа премьер сообщил, что консультации по этому вопросу пока не завершены и объемы уточнят к середине января. ("Тренд")

Сотрудничество между Азербайджаном и Грузией в энергетической сфере укрепляет их независимость, и это не может не радовать. Об этом заявил заместитель госсекретаря США по европейским и евразийским вопросам Мэтью Брайза. "Должен подчеркнуть, что сотрудничество между Грузией и Азербайджаном осуществляется не для США. Наша страна никогда не будет использовать добываемый в Азербайджане газ, но нас он интересует, потому что укрепление энергетической независимости Азербайджана и Грузии повышает эффективность европейских рынков", - сказал Брайза, комментируя начало поставок азербайджанского газа в Грузию. Подобное сотрудничество "является наглядным доказательством того, что благодаря партнерству государственного и частного секторов, то есть компаний и правительств, соседи, работая совместно, могут укрепить свою независимость", цитирует слова Брайзы "Интерфакс". "Мы хотели бы, чтобы начал действовать Транскаспийский газопровод, и мы также хотим, чтобы Азербайджан достиг с Туркменистаном соглашения по границам на Каспии", - заключил Брайза. ("Новое Время")

12 января в Тбилиси начались переговоры о начале строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, сообщает "Тренд". Переговоры проходят за закрытыми дверями. Но как сообщается, кредит на реализацию проекта выделит Азербайджан. Строительство планируется начать уже в этом году. Лидеры Турции, Грузии и Азербайджана уверены, что магистраль поможет расширить сотрудничество между странами Кавказа и Центральной Азии. По оценкам экспертов, эта железнодорожная ветка обойдется в 422 миллиона долларов.

Министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов и министр экономического развития Грузии Георгий Арвеладзе подписали 13 января в Тбилиси рамочное соглашение о финансировании строительства грузинского участка железнодорожной линии Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку и финансово-кредитное приложение к нему. Как сказано в сообщении правительства Азербайджана, соглашение вступит в силу после утверждения парламентами двух стран. Затем будет подписано финансовое соглашение между банками-агентами. С азербайджанской стороны агентом выступит Международный банк. По соглашению, Азербайджан на 25 лет предоставит Грузии кредит в размере $220 млн. под 1% в год. Проект создания железнодорожного транспортного коридора Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку включает строительство железнодорожной ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью 98 км, из которых 68 км приходится на долю турецкой, 30 км - грузинской территории. Также определенная реконструкция необходима на участке Ахалкалаки-Тбилиси. Строительные работы в Турции оцениваются в $220 млн., в Грузии - в $202 млн. В октябре текущего года по итогам министерской встречи в Баку между тремя странами была достигнута договоренность в течение месяца согласовать все документы по реализации проекта и до конца года их подписать с тем, чтобы с 2007 года начать строительство. ("Финэко")

Азербайджан-Армения

"Зеркало" пишет: "Армения изучает возможность подключения к системе Транскаспийского газопровода. С таким сенсационным заявлением выступил в Ереване министр иностранных дел этой страны Вардан Осканян. Глава внешнеполитического ведомства подчеркнул, что Армения не должна оставаться в стороне от проекта Транскаспийского газопровода, который может быть для нее перспективным. "Переговоры по данному проекту продолжаются, и мы рассчитываем на диверсификацию источников "голубого топлива" и его получение по данному газопроводу", - подчеркнул Осканян. Армянские СМИ не скрывают своего удивления по поводу заявлений Осканяна на фоне неурегулированности армяно-азербайджанского конфликта. Отметим, что еще в 2000 году советник Министерства торговли США Ян Калицки заявил о необходимости прокладки отдельной ветки от газопровода в сторону Армении. Однако дело в том, что Транскаспийский газопровод пока еще не построен. Возможно, что Осканян имел в виду газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. Во всяком случае, это свидетельствует о переговорах между Баку и Ереваном, о возможном подключении Армении к источникам энергии из Азербайджана. Между тем руководитель управления прессы и информационной политики МИД Азербайджана Таир Тагизаде, комментируя заявление главы МИД Армении, заявил, что никакие отношения с Ереваном на двусторонней или многосторонней основе невозможны до урегулирования карабахского конфликта. Что касается стремления Армении интегрироваться в региональные проекты, то для этого должны быть устранены препятствия на пути урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, а именно: необходимо прекратить оккупацию азербайджанских земель, отметил Тагизаде. Дипломат не подтвердил также слов Осканяна о том, что в настоящий момент ведутся переговоры о возможном присоединении Армении к проекту газопровода".

"Турция не может примириться с оккупацией Арменией части территорий Азербайджана, и в данном контексте готова оказать всяческую помощь дружественному государству". Об этом в Анкаре, в ходе встречи с главой МВД Азербайджана Рамилем Усубовым, заявил министр внутренних дел Турции Абдулкадир Аксу. "Мы продолжим оказывать поддержку Баку в данном направлении", - сказал турецкий министр. ("АзерТАдж")

Ассоциация помощи развитию гражданского общества в Азербайджане собрала подписи миллиона граждан страны, требующих признания "Ходжалинского геноцида". Как передает "Тренд", об этом было заявлено на проведенном 12 января круглом столе на тему "Ходжалинский геноцид - миллион подписей - одно требование". Вице-президент Ассоциации Вели Алибеков отметил, что в Милли Меджлис от имени миллиона азербайджанцев направлено обращение, в котором содержится требование признать Ходжалинскую трагедию актом геноцида. Парламентарий Захид Орудж не согласился с данным требованием. Он отметил, что после прихода к власти Гейдара Алиева этот "геноцид" уже получил правую и политическую оценку. 26 марта 1996 года Алиев подписал указ об объявлении 31 марта Днем геноцида азербайджанцев. Ученый-историк Кямиль Сеидов отметил, что ответственность за "Ходжалинский геноцид" несут конкретные лица, находившиеся у власти в России.

Экономика

Национальный банк Азербайджана (НБА) завершил 2006 год с рекордным объемом накопленных валютных резервов. По состоянию на 1 января 2006 года объем валютных резервов банка составил $1967 млн. против $1006 млн. годом ранее. Рост валютных резервов составил 105%. В 2006 году обменный курс маната укрепился более чем на 5,1% по отношению к доллару США. Укрепление курса и рост резервов НБА были связаны с превышением предложения валюты на рынке над спросом на нее. В 2007 году прогнозируется сохранение данной тенденции, несмотря на некоторое снижение мировых цен на сырую нефть (основной экспортный товар Азербайджана), пишет "525-я газета".

С джейханского терминала (Турция) в минувшем году было отправлено около 50 миллионов баррелей азербайджанской нефти. 65 танкеров с нефтью были отправлены в США, Израиль, Италию и Индию. В резервуарах терминала еще остается свыше 3 миллионов баррелей нефти. ("АзерТАдж")

Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) прекратила экспорт автомобильного бензина. По сообщению ГНКАР, такой шаг связан тем, что компания вынуждена направлять на местные электростанции большие мазута, чем раньше. Об этом сообщает ИА АПА. Интересно, что на электростанции направляется прямогонный мазут, что, в свою очередь, негативно скажется на объемах производства автобензина. "Будет ли возобновлен экспорт бензина в феврале, пока неизвестно". Отметим, что в первом полугодии 2007 года ГНКАР подписала два контракта на поставки бензина. Контракт с компанией EST Energy (Объединенные Арабские Эмираты) предусматривает экспорт 50 тыс. тонн в иранском направлении. Второй контракт с компанией SOCAR Energy Georgia подразумевает поставку 10-15 тыс. тонн автобензина ежемесячно.

В рамках новой стратегии партнерства с правительством Азербайджана (2007-2010 годы) Всемирный банк (ВБ) планирует в 2007 финансовом году выделить стране кредитов на 350 млн. долларов. Об этом сообщает агентство "Тренд" со ссылкой на ведущего экономиста ВБ по странам Южного Кавказа Кристиана Питерсена, представившего стратегию ВБ. По его словам, 80 млн. из этих средств будут выделены по линии Международной ассоциации развития, а остальные - Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Кредиты МБРР будут предназначены в основном для финансирования инфраструктурных проектов. Общая стоимость стратегии, одобренной на совете директоров ВБ 7 декабря 2006 года, оценивается в 1260 млн. долл.

Группа Всемирного банка прогнозирует лавинообразный рост активов Государственного нефтяного фонда Азербайджана (ГНФАР) в среднесрочной перспективе, сообщает "АзерТАдж". Как сказано в Стратегии партнерства банка со страной (CPS) на 2007/2010 годы, в 2010 году активы Государственного нефтяного фонда составят $35 млрд. Прогноз сделан с учетом перспектив среднесрочного снижения мирового уровня цен на нефть. В 2007 году средний уровень цен на нефть по прогнозам составит $60,1 за баррель, в 2008 году - $56,1, в 2009 году - $52,5, в 2010 году - $49,1. На 2006 год прогноз составлял $65,3.

Торговый оборот между Азербайджаном и Ираном повысился на 30% в 2006 году. Как передает IRNA, посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани сказал, выступая на местном телевидении, что страны повысили торговый оборот до $500 млн., из которых $370 млн. пришлось на экспорта из Ирана в Азербайджан. Посол подчеркнул необходимость дальнейшего развития двусторонних отношений в сфере экономики и торговли. По его словам, иранские компании инвестировали около $300 млн. в экономику Азербайджана. "Ежегодный ненефтяной экспорт Ирана составляет порядка $15 млрд. Иран способен инвестировать в сельскохозяйственный и промышленный сектора Азербайджана", - добавил он. Посол отметил, что объем энергообмена между странами, в том числе и экспорт в Нахичеванскую Автономную Республику, составляет 200 МВт в год. По его словам, энергообмен вырастет на 700-800 МВт после завершения строительства линий электропередач в странах Центральной Азии. "Иран вложил $75 млн. в осуществление этого проекта, 50% которого уже реализовано. Проект будет готов в этом году", - заключил посол.

Казахстан намерен повысить цену на экспортируемое в Азербайджан зерно. Как сообщили АПА источники в азербайджанском правительстве, казахстанская сторона уже представила свои предложения официальному Баку. Казахская компания "Араим" прекратила поставки зерна в Азербайджан уже месяц назад. Как сообщили АПА в компании, причиной послужило 20-процентное повышение экспортных расходов. В настоящее время "Араим" обсуждает с азербайджанской стороной новые цены. Заведующий отделом растениеводства и зерноводства Министерства сельского хозяйства Азербайджана Сабир Велиев заявил АПА, что в министерство не поступало никаких предложений от Казахстана. По его словам, Азербайджан располагает достаточными зерновыми запасами. В настоящее время страна закупает 1 кг казахстанского зерна по 15 гяпиков (около 0,2 доллара США). Завотделом добавил, что после завершения строительства в Баку зернового терминала в 2007 году из Казахстана будет импортировано 500 тыс. тонн зерна. В 2006 году объем импорта из Казахстана составил 800 тыс. тонн.