О возможных политических и правовых аспектах развития ситуации c попыткой эстонских властей подвести юридическую базу под запрет советской символики корреспондент ИА REGNUM побеседовал с руководителем Международного управления Партии "Справедливая Россия" Михаилом Демуриным.

ИА REGNUM: В российском экспертном сообществе последние "мемориально-символические" инициативы эстонской стороны рассматриваются чаще всего как враждебные. Может ли апологетика действий эстонских частей Ваффен СС, с одной стороны, и применение репрессивных мер к советским символам, с другой стороны, иметь какие-то международно-правовые квалификации действий официального Таллина?

Юристы-международники сообщили мне на днях, что враждебность инициатив эстонских правящих кругов по раскручиванию тематики "советской оккупации", за которую должна "расплатиться" современная Россия, и восхвалению нацкадров из числа пособников Гитлера как "борцов за независимость" может получить не только политическую оценку. Важнейшим ориентиром и даже источником современного международного права, при всех "покушениях" на него отдельных государств и военно-политических группировок, остается комплекс документов, провозглашающих и регламентирующих деятельность Объединенных Наций. Напомню, что само их возникновение стало моральным и политическим результатом Второй мировой войны, отражением позиции стран-победителей.

Всем известны попытки эстонского политического руководства отрицать, преуменьшать или даже оправдывать "советской оккупацией" участие эстонцев из числа военизированных организаций и госаппарата довоенной Эстонии в Холокосте, уничтожении военнопленных, политических противников и русского населения на территории республики, а также карательные рейды в составе германских оккупационных сил в различных районах России, Украины, Латвии, Литвы, Польши. Вбрасывается даже тезис, что эстонские "борцы за независимость" в годы Второй мировой войны не были противниками Антигитлеровской коалиции, а воевали только против СССР. Таким образом, Эстония, присоединившаяся к ООН в 1991 году, своими попытками на официальном уровне переписать итоги войны и подорвать общемировую значимость победы над германским нацизмом, решающий вклад в которую внес Советский Союз и русский народ, рискует подпасть под определение "вражеского государства".

ИА REGNUM: Какой международно-правовой документ Вы имеете в виду?

Устав ООН. Статья 107 гласит: "Настоящий устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение Второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям". Причем "принудительные действия" в отношении такого "вражеского государства", согласно статье 53, можно предпринять и без получения полномочий от Совета Безопасности ООН. Таким образом, тезис официального Таллина о том, что Эстонская Республика - не новое независимое государство, а продолжение старого, де-юре существовавшего и в 1941-44 годах, может обернуться для него серьезными последствиями. В сочетании с оправданием действий бывших эстонских военных, полицейских и чиновников, дававших присягу Гитлеру, установлением памятников нацистским пособникам, повышенных пенсий и льгот бывшим легионерам 20-ой добровольческой дивизии Ваффен СС, подведением юридической базы к сносу мемориалов советским воинам и запрету символики страны-победительницы тезис эстонцев о континуитете их государственности дает все основания России воспользоваться своим правом соучредителя ООН для рассмотрения вопроса о приравнивании Эстонии к "вражескому государству" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

ИА REGNUM: Какие еще меры воздействия на Эстонию в этой связи могла бы предпринять Россия?

О дипломатических и экономических аспектах нашего возможного реагирования на эстонские демарши я уже отмечал в комментарии ИА REGNUM. Сложилась абсурдная ситуация: чем активнее развиваются торгово-экономические отношения с Эстонией, тем больше политических провокаций и оскорблений позволяют себе правящие круги Эстонии, рассчитывающие на вашингтонский и брюссельский "зонтики безопасности". Пора положить конец оскорбительной для России двусмысленности отношений с соседним государством, пытающимся и заработать на транзите, и "довоевать" с Советским Союзом и нашими предками, павшими в боях с нацизмом.

ИА REGNUM: Каковы препятствия для активных шагов в этом направлении?

Их можно насчитать немало. Есть экономические интересы отдельных влиятельных групп по обе стороны границы, есть политические шарахания, есть боязнь и даже неспособность отстаивать наши национальные интересы путем обострения, но в правовом поле, что в мировой политике скорее не редкость, а правило. Посмотрите на вялую реакцию нашего парламента на оскорбительные инициативы эстонских властей!

Более того, на недавнем съезде "Единой России" в качестве почетного гостя побывал представитель Центристской партии Эстонии, являющейся участницей правительственной коалиции, выдвинувшей последние инициативы. С ним там беседовали Константин Косачев (председатель Комитета Госдумы по международным делам - ИА REGNUM) и Павел Пожигайло (статс-секретарь Министерства культуры РФ - ИА REGNUM). Хотел бы подчеркнуть также, что, несмотря на заявления эстонских официальных лиц о том, что Россия их не интересует, на самом деле на российском направлении у них выставлены на постоянной основе десятки, если не сотни, специалистов. У нас же "прибалтийские дела" занимают умы государственных мужей и экспертов, как правило, эпизодически, для сиюминутной реакции на уровне беззубого заявления или пустого комментария. Но надо понимать, что если сейчас просто отмахнуться от унизительных эстонских законопроектов, то завтра нам на голову обрушатся новые, более изощренные и опасные, находящие из-за нашего бездействия поддержку за пределами Прибалтики.