25 октября 2006 года был принят № 172-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности". О том, какие изменения несет этот закон жителям регионов корреспондент ИА REGNUM побеседовал с начальником ГУ МЧС России по Архангельской области Михаилом Бусиным.

ИА REGNUM: 25 октября был принят закон, который позволит иметь МЧС пожарные части в регионах. Что для Вас означает принятие этого закона?

Простому человеку все равно, кто тушит пожар. У нас пожарные части расположены так, что у каждой части есть своя зона ответственности. Закон, который был принят, изменил задачу тушить только критически важные объекты (у нас их два - Соловецкий монастырь и музей "Малые Корелы") и разрешил пожарным федеральных частей участвовать в тушении пожаров в населенных пунктах. Это намного упрощает нам работу. Ведь невозможно, приехав на пожар, сказать: "Эту часть с пожара убрать, будет тушить другая!". У нас получился нонсенс: я как главный оперативный начальник отдаю команду тушить пожары, а завтра придет соответствующая служба, которая контролирует наши действия и, работая по закону, спросит нас, на каком основании мы тушили. Теперь же закон говорит о том, что независимо от того, к какой службе относятся пожарные - областной или федеральной - они должны тушить.

ИА REGNUM: Скажется ли принятие закона на увеличении штата федеральных пожарных частей?

Увеличение штата не связано с законом. Сегодня уже принимается решение о том, чтобы почти на 110 человек увеличить численность федеральных пожарных в Архангельской области. В перспективе по России численность пожарных в МЧС будет доведена с 84 тыс. человек до 220 тыс. человек. Архангельск может в перспективе получить еще 1000 пожарных.

ИА REGNUM: Будут ли воссоединять в Архангельской области областную и федеральную противопожарные службы?

Министерством разработан проект соглашения, где предусматривается создание единой службы. С этой целью в законе прописано, что орган, специально уполномоченный для решения оперативных задач, передается в оперативное управление субъекту федерации. То есть федеральную структуру передают главе администрации. Глава субъекта федерации, в свою очередь, должен принять решение, либо снова передать пожарную охрану в МЧС, либо содержать свою областную противопожарную службу. Но тогда нужно будет четко предусмотреть, за что будет отвечать каждая структура - областная и федеральная. Закон не требует воссоединения двух служб в одну. Но министр предлагает главе области сделать так, чтобы функции управления все были переданы единому органу - Главному управлению МЧС, как это и было раньше.

Я считаю, что чем более концентрирована служба управления, тем она более оперативна. Ведь, каждое согласование и решение занимает определенное время. А задача нашей службы - оказывать помощь людям, и нужно это делать очень быстро. Это не та служба, где можно создавать несколько параллельных структур, здесь главное - эффективность работы. Человеку же все равно, кто его спас. Моя задача сделать так, чтобы человек позвонил по телефону, и ему была быстро оказана профессиональная помощь. Поэтому важно, чтобы мы имели жесткую оперативную вертикаль управления. А когда люди работают в одной организации, а подчиняются другой, они все равно будут работать с оглядкой на двух начальников.

ИА REGNUM: Почувствуют ли обычные люди изменения после вступления в силу закона? И какие это будут изменения?

Должны почувствовать. Раньше в области было 4,5 тыс. пожарных, а когда их передали в МЧС, осталось 1,5 тыс. человек. Предприятия в погоде за прибылью также стали сокращать свои пожарные части. Теперь же частей станет больше. Закон обяжет сначала подготовить перечень объектов, где руководство будет обязано создать пожарные службы. Таким образом, в ближайших населенных пунктах угроза возникновения пожара будет уменьшена.

Есть и еще очень важно изменение, затрагивающее увольнение пожарных. До конца этого года мы (Главное управление МЧС по Архангельской области) должны были уволить офицеров, которые работают на объектах (Архангельский ЦБК, Коряжма, Приводино), это 499 человек. Но срок увольнения отодвинули еще на 2 года до 1 января 2009 года. Это хорошо, т.к. чтобы уволить такое большое количество людей, нужно иметь средства. Теперь, если люди не захотят увольняться из пожарной охраны, они смогут перейти на работу в федеральные силы.