Внешняя политика - Внутренняя политика - Правосудие

Внешняя политика

Оголтелая националистическая пропаганда властей Грузии

"Необходимость признания Абхазии давно назрела" - под таким заголовком публикует газета "Республика Абхазия" (№ 123 (2061) от 31.10-1.11.06 г.) заявление депутата Госдумы России, директора Института стран СНГ Константина Затулина. В нем, в частности, говорится, что Обращение парламента Абхазии к Российской Федерации с просьбой о признании независимости Республики Абхазия и установлении ассоциированных отношений между Абхазией и Россией является выстраданным историческим актом, к которому Россия должна отнестись со всей серьезностью и уважением. В заявлении подчеркивается, что после того, как в течение 15 лет Россия и весь остальной мир официально не признавали независимость Абхазии, продолжая считать ее частью Грузии, очень трудно сегодня перейти к признанию абхазской независимости, даже если Россия убеждена в ее реальности. Константин Затулин также уверен в том, что абхазский народ имеет полное право на самоопределение, а Абхазская АССР имела, в соответствии с советскими законами, право выбора своей судьбы, когда Грузия стала независимой. Депутат Госдумы также обращает внимание на то, что 15 лет - достаточный срок, чтобы убедиться в воле населения Абхазии и абхазского народа. Это достаточный срок, чтобы убедиться в том, что власти Грузии - все равно, нынешней или прежней - не готовы к признанию своих ошибок в отношении Абхазии или Осетии и подменяют диалог с другой стороной оголтелой националистической пропагандой и приготовлениями к войне, считает директор Института стран СНГ. Он подчеркивает, что в этих условиях Россия (и не только Россия) имеет право вернуться к определению своей позиции и начать процесс признания Абхазии, как, впрочем, и Южной Осетии. Вместе с тем Затулин отмечает, что не следует обольщаться насчет реакции ряда стран на признание Россией Абхазии и сомневаться в последствиях такого признания для российско-грузинских отношений. По его словам, это выбор, и надо относиться к этому вопросу, как к вопросу выбора - между Абхазией, которая хочет сближения с Россией, и Грузией, которая этого не хочет. "Однако эти проблемы не должны нас заводить в тупик при обсуждении самого права народа Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха на самоопределение и независимость. Это право не подлежит сомнению, и 15 прошедших лет это удостоверили", - заявляет депутат Госдумы Константин Затулин. ("Республика Абхазия")

Внутренняя политика

"Все хорошо - на кладбище, там нет проблем"

Газета "Форум" (№27 (62) от 01.11.06) публикует репортаж Э. Ходжава с пресс-конференции президента Абхазии Сергея Багапша под заголовком "Все хорошо на кладбище, там нет проблем". "И. Барциц: ("Апсныпресс") Как Вы считаете, сняли ли меры, предпринятые Россией против Грузии, угрозу начала боевых действий?

Я думаю, что нет. Это абсолютно две разные вещи. Что касается отношений Грузии и России - это дело двух стран. Они назревали у них давно. И мы с вами говорили о том, во что это может вылиться. Потому что нельзя так вести себя с соседями, как ведет себя Грузия. Хотя я всегда далек от того, чтобы отождествлять весь грузинский народ с руководством. Но деятельность руководства отражается на народе. В Грузии готовят народное мнение, что мы враги номер один. Уважаемые друзья генсека ООН и международные политологи нам хотят навязать мысль, что нужно налаживать меры доверия. Я хотел бы спросить их: "Каким образом?" Не потому, что я человек обидчивый, но вы знаете, я много перенес в этой жизни гадостей, гнусностей, всевозможных инсинуации в адрес своей семьи. Но я не понимаю, как мне налаживать человеческие отношения с Саакашвили, если в тирах Грузии стреляют по моим портретам. И самое плохое, что все, что было сделано за последнее время, одними своими действиями в Кодорском ущелье Грузия все перечеркнула. Это и Шляйнгский процесс, и встречи неправительственных организации, и с гражданским обществом. Сейчас все это надо начинать заново. И мы ожидаем, что провокации будут и в Гальском районе. И мы в Гале ужесточили позицию, проводим больше рейдов, уже задержали четверых отъявленных головорезов. И со следующего года мы пойдем на укрепление границы с Грузией. Это дорого, но это надо делать.

Э. Ходжава: ("Форум") Как Вы оцениваете ситуацию в нижней части Кодорского ущелья. Я имею в виду военный аспект этой проблемы. Мы будем укреплять этот стратегический район или полагаться на то, что скоро проходы завалит снегом?

Если мы сегодня посадим туда 2000 человек по 400 на каждой сопке, это все равно не решит проблемы. Я сегодня постоянно держу этот вопрос под контролем. Судя по докладам военных, там сегодня находится необходимое количество людей. Помимо людей существуют еще другие формы, чтобы сюда никто не влез. Есть вещи, которые мы отслеживаем. По моей информации, там активизировалось сванское население. Там будут происходить процессы, которые по определению там происходить и должны. Я понимаю, почему задан вопрос. Приходят ко мне и говорят: давайте мы туда пошлем 2 и 5 тысяч человек. Поверьте, нет такой необходимости.

Н. Шульгина: ("Республика Абхазия") Как Вы оцениваете экономический форум, состоявшийся в Пицунде? Будут ли в Абхазию вкладываться серьезные инвестиции?

На экономическом форуме был серьезный состав. Мы пошли на вариант инвестиционной привлекательности Абхазии. Без инвестиций говорить о развитии будет сложно. Я сегодня принимаю большую группу очень состоятельных людей, которых интересует несколько вопросов. Это строительство медицинского центра, гостиница "Абхазия" и курорт "Пицунда". Нас часто критикуют, и, может быть, в этом есть смысл. Хотя не только критикуют, но и оскорбляют, что мы продаем все на корню. Мы пока ничего не продавали. Мы можем смотреть на гостиницу "Абхазия" еще 20 лет в таком состоянии, или мы можем ее продать, и они ее сделают. Да ее нужно за один доллар отдать, чтобы завершить восстановительные работы в центральной части города, где будут работать наши люди и останется бренд "Абхазии". Еще есть другой путь - это подождать, пока республика встанет на ноги. Но это будет долго. На курорте "Пицунда" уже людей принимать опасно. И поэтому нам надо уходить на иные формы. А это делается просто, создается управляющая компания и находятся инвестиции.

Н. Шульгина: Бюджет 2007 г. предполагает 1 млрд. 200 млн. рублей. А предыдущий составлял 900 млн. рублей. За счет чего ожидается прирост, если не заработает производство?

Налоги повышать мы не будем. Мы уйдем от этого. Увеличим НДС, чтобы снизить налог на прибыль. Это будет серьезная прибавка. Серьезная прибавка пойдет от страховой компании. В резерве мы используем 60% того, что должно идти в бюджет. Есть привлеченные извне 100 млн., которые мы попросили. Я понимаю, что привлеченные средства - как наркотик. Правительству один раз дашь 100 или 200 млн., они потом будут знать, что это будет. Нужно жить в меру своих возможностей. В этом году с 1 января мы повысим зарплату на 30%. Год, который наступает, должен стать годом развития. А почему сегодня нет развития? Потому что все это время мы затыкали дыры. Попробуем сделать то, что обещали. Я читаю "Форум", и там пишут, что мы обещали зарплату 5 тыс. рублей. Я тоже не с "Большого театра" пришел сюда. И мы ее сделаем к 2009 или 2010 году. Все зависит от того, как мы заложим сейчас. Оно будет - это все. Да, планировали, что заработает "Фруктовая компания", но она с минусом пошла. Думали, заработает компания "Абхазлес" - тоже с минусом пошла, металлолом ушел с минусом. Все это надо будет чем-то компенсировать.

Эмма Ходжава: Сергей Васильевич, Вы говорите, что заняты налаживанием экономических связей с соседними государствами. Говорите, что вывозите наших министров на встречи. Скажите, почему этим не занимается премьер? Ведь это было бы логичнее. И как Вы оцениваете деятельность Кабинета министров, он работает хорошо?

Все хорошо, Эмма, бывает на кладбище - там нет никаких проблем. Но я работой Кабинета министров удовлетворен пока. Мы с ним немножко разделили сферы влияния. Кабинету министров поручено разгребать очень много вопросов, начиная от документов, постановлений, нормативных актов. Премьер капитально сидит сегодня на этих вопросах. Он еще ведет два объекта. Внешнеэкономические и политические дела я завязал на себе. Хотя это не просто и нелегко. Так сложилось на этом этапе. И потом, я не люблю тасовать карты, потому что уверен в одном: если человек не совсем бездельник, я считаю, что его можно заставить работать и найти с ним общий язык. Когда мы формировали кадры, было принято компромиссное решение. Я давал обещания и давал слово. Я это слово держу. Пока. Но я думаю, что какие-то кадровые замены я сделаю. Это будет происходить в администрациях, в министерствах и ведомствах. Правительство сегодня занимается большим комплексом вопросов и работает эффективно. Ходят разговоры, что у Багапш с Анквабом (Александр Анкваб премьер-министр - ред.) какие-то проблемы. У меня ни с кем никаких проблем нет. Проблема у всех сегодня одна - работать много и выйти на те параметры, которые мы обещали людям. Возможно, многого мы не успели - это факт. И я с этим согласен". ("Форум")

"Штатное обрезание" может и не коснуться людей с "нужными связями"

В различных интервью президент и премьер-министр Абхазии не раз отмечали, что штат сотрудников многих государственных структур чрезмерно раздут и его необходимо сократить, говорится в статье Анаит Гогорян "Штатное обрезание - президент обещает сократить бюрократический аппарат", опубликованной в газете "Чегемская правда" (№ 43 (122) от 31.10.06г.). Радикального уплотнения штатов не производилось, и на минувшей неделе президент заявил, что в будущем году ожидается сокращение работников бюджетной сферы на 20%. Некоторые руководители министерств и ведомств по-разному смотрят на перспективу сокращения бюрократического аппарата. Вице-премьер, министр финансов Бесла Кубрава считает, что не нужно сокращать количество штатов ради сокращения. По его словам, во все времена вопросу кадров придавалось большое значение: надо найти оптимальное решение - соотношение эффективности работы управленческого аппарата к тем затратам, которые связаны с их содержанием. Как констатирует министр финансов, речь идет о бюджетных средствах. По его словам, бюджет всегда испытывает определенные трудности, так как расходы растут, а доходное обеспечение не поспевает за ростом расходов. Поэтому для того, чтобы сбалансировать бюджет, необходимо изыскивать дополнительные источники дохода в бюджет и одновременно с этим сокращать расходную часть. В статье подчеркивается, что в кулуарах бурно обсуждается главный вопрос - кто станет слабым звеном? И по какому критерию будет производиться сокращение? Не секрет, что есть категория людей, которая занимает те или иные посты, благодаря "нужным связям", отмечает автор, подчеркивая в заключение, что вот этот местный нюанс может повлиять на некоторых руководителей, которые, встав перед выбором, вынуждены будут пожертвовать работягами и оставить на работе людей, у которых есть высокие покровители, но нет необходимой квалификации и возможности реально, по максимуму, приносить пользу за своим рабочим столом. ("Чегемская правда")

"Правительству придется балансировать между экономической целесообразностью и мнением народа"

На минувшей неделе глава государства Сергей Багапш объявил о намечающейся сделке по продаже символа страны - гостиницы "Абхазия", указывается в статье Тимура Алхасова "Продавать или не продавать, вот в чем вопрос", опубликованной в газете "Чегемская правда" (№ 43 (122) от 31.10.06г.). Ее могут купить российские бизнесмены, фамилии которых пока не разглашаются в интересах коммерческой тайны, отмечает автор. Эти же бизнесмены, которые посетили республику, осмотрели еще и курортный комплекс "Пицунда". По их оценкам, "высотки" уже давно морально и физически устарели, хотя в них продолжают по инерции принимать туристов. По предварительным подсчетам, на реабилитацию, а точнее, отстройку по новой только одной гостиницы "Абхазия" потребуется порядка 70 млн. долларов. Символическое, историческое и архитектурное значение гостиницы для Сухума обязывает власть что-то делать с ней. Руководство страны сейчас как раз взяло курс на активное привлечение инвестиций. "Денежные мешки", подчеркивает автор, склонны покупать отнюдь не только пустые участки земли, но и разного рода капстроения. И проблема из чисто экономической переходит в политическую. "Наше общество крайне болезненно реагирует на идею о привлечении больших денег за счет прямой продажи не самых худших кусков земли. Так, в вечное пользование иностранцам уйдет все, что мы сегодня называем брендом Абхазии", - пишет автор. Власть, и, прежде всего президент, не устают говорить о том, что продажей Абхазии никто не занимается. Власть напоминает, что сегодня реализуются лишь те договоренности о продаже - прежде всего объектов туристической индустрии, которые были достигнуты при прежней администрации. Автор считает, что этот аргумент является временным, и что каждое заявление о продаже того или иного санатория или гостиницы будет предметом внутриполитических диспутов, а возможно - и скандалов. Власть не ведет мониторинга общественного мнения и, похоже, не собирается считаться с общественным мнением в вопросах крупной приватизации. Игнорировать его можно долго, но в итоге власть новая наступит на те же "грабли", на которые наступила власть старая, которой было совершенно безразлично, что думает об ее действиях общество, считает Алхасов. Автор видит принципиальное отличие новой власти от прежней в том, что у администрации Владислава Ардзинба, благодаря самой личности первого президента, был имидж "государственников" - "президент все решает за нас, но решает все правильно". У новой команды такого ресурса нет. В обществе власть воспринимают так, как она сама себя представляла - как команда менеджеров. И в данном случае, по мнению общества, эта команда менеджеров не все делает правильно.

В статье отмечается и то, что если сегодня оппозиция не выносит скандалы вокруг разбазаривания народной собственности один за другим на полосы своих изданий, то только потому, что впереди парламентские выборы, и оппозиция экономит силы. Не надо быть тут политологом для того, чтобы догадаться, что лозунг "Багапш продал Абхазию" будет одним из ключевых лозунгов оппозиции на парламентских выборах. Автор уверен в том, что общественное мнение будет готово поддержать этот лозунг, поскольку сегодня власть с ним не стала считаться. Экономическое благополучие и будущее государства немыслимо без серьезных инвестиций. Но общественное мнение - не пустой звук, и правительству придется балансировать между экономической целесообразностью и мнением народа. Иначе эффективность работы команды менеджеров будет обнулена первыми же выборами, когда власть испытает жесткий электоральный накат, заключается в статье. ("Чегемская правда")

Правосудие

"Ради кого сотрудники следственных органов фабриковали обвинения против своих коллег?"

Месяц назад в суд Сухуми поступило уголовное дело в отношении Юрия Давтяна, согласно которому он обвиняется прокуратурой в даче ложных показаний по делу об убийстве Кесяна и Аведяна. Об этом говорится в статье Низфы Аршба. "Подсудимый утверждает, что работники следственных органов вынудили его лжесвидетельствовать", опубликованной в газете "Нужная" (№ 97 от 31.10.06 г.). В частности, в статье напоминается, что главным и чуть ли не единственным свидетелем того убийства выступал Ю.Давтян - на основании его показаний были обвинены начальник Драндского отделения милиции Геронтий Тания и младший оперуполномоченный Драндского РОВД Эмзар Тунгия. Тания и Тунгия 54 дня содержались в следственном изоляторе МВД, причем последний за время содержания стал инвалидом. Спустя полтора месяца обвиняемых сотрудников драндской милиции отпустили, изменив меру пресечения с ареста на подписку о невыезде. Далее в статье говорится о том, что следственные органы признали, что для обвинения Тания и Тунгия в убийстве у них нет никаких доказательств. Это привело к тому, что возник вопрос о лжесвидетельских показаниях Юрия Давтяна, который сам оказался на скамье подсудимых, отмечается в статье. 30 октября состоялось третье по счету заседание, на котором последний признал вину частично. Это было связано с тем, что лжесвидетельствовал он под давлением. По словам Давтяна, на него оказывал давление начальник штаба МВД Робик Яйлян, который "учил" его, как и что говорить. Давтян на суде заявил: "Яйлян сказал, чтобы я сказал, что был с ними (с убитыми). Я ответил, что меня за это посадят, а он сказал, что нет, я не дам, не бойся". Список людей, "учивших" Давтяна, что и как говорить, стал расти, отмечает автор. В него попали начальник следственного отдела Генпрокуратуры Джемал Гогия и начальник уголовного розыска республики Мурман Гегия. "Джемалу Гогия я четыре раза говорил, что это неправда, а он сказал, что это не мое дело. Он также доставал личные дела убитых и читал, во что убитые были одеты. Мурман Гегия показывал фотографии Г. Тания...", - говорил Давтян. Автор в статье отмечает, что Д.Гогия, М.Гегия и Джума, фамилии которого подсудимый не помнит, но тоже работает в МВД, повезли его в Таупсе. В Адлере он сбежал от них и сдался в милицию, где просидел до утра. Там он написал заявление о том, что в Абхазии его принуждали к даче ложных показаний. Однако затем за ним приехал М. Гегия, которому Давтян вновь был передан под расписку адлерским начальником милиции Налевайко. В кабинете у Р.Яйляна его вновь "учили", что говорить. "И когда я сказал, что не могу лгать, друг Яйляна Смбат, приставив к моему лбу пистолет, заявил: "Я тебя здесь, в МВД, похороню". В заключение автор задается вопросом - если все, что говорит Давтян, окажется правдой, то кого пытались выгородить сотрудники следственных органов, фабрикуя обвинения против своих коллег?