Политика. Азербайджан-Россия. Азербайджан-Армения. Карабах. Азербайджан-Иран. Экономика.

Политика

"Зеркало" анализирует события последнего года: "После ареста группы Гаджи Мамедова наступает некоторое затишье, во время которого предпринимается попытка снять напряженность, направить внутриполитические процессы в прогнозируемое русло. США открыто заявляют, что они против очередной "бархатной революции". Американцы выступают за "эволюционный путь развития демократии" в Азербайджане. Начинаются серьезные переговоры, суть которых заключалась в достижении договоренности о том, чтобы во время парламентских выборов 2005 года "провести" в Милли Меджлис дееспособную оппозицию в количестве примерно одной трети законодательного органа. Как отметила бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт, настала "пора делиться". Однако, как показали дальнейшие события, "эволюционный путь развития демократии" не устраивал российских ставленников. И, как следствие, начинается второй, завершающий этап "заговора".

А он начинается с широкомасштабной "шпионской" провокации вокруг оппозиционного молодежного лидера Руслана Баширли. И, как следствие, были до предела обострены взаимоотношения между оппозицией и властью. Процесс сопровождался антиамериканской истерией. Дело дошло до того, что некоторые депутаты призвали объявить посла США в Азербайджане Рино Харниша персоной нон-грата. То есть слишком уж влиятельные силы делали все возможное, чтобы Азербайджан не пошел по "эволюционному пути развития демократии".

Где-то в середине лета произошло событие, на которое мало кто обратил внимание, по крайней мере, с точки зрения его влияния на развитие политических процессов в стране. Речь идет об "обвале" доллара. Кстати, на первый взгляд, эта операция была разработана по всем "канонам" рыночной экономики. Именно этот момент ставит под сомнение естественность процесса "обвала" доллара, так как ни для кого не секрет, что Азербайджан еще не является страной с рыночной экономикой. В течение всей недели доллар напоминал "матрешку". И, как результат, в пятницу во второй половине дня произошел "обвал". Таким образом, Нацбанк как бы физически уже не имел возможности повлиять на процесс "обвала" доллара. То есть внешне мы стали свидетелями "естественного" процесса. Однако существует несколько факторов, которые с головой выдают организаторов этой экономической "диверсии".

Во-первых, "обвал" доллара может быть результатом ухудшения макроэкономической ситуации. Однако макроэкономические показатели Азербайджана в последние годы неуклонно улучшались. То есть отсутствовали экономические предпосылки "обвала" доллара. Во-вторых, как уже отмечено выше, колебания курса доллара наблюдались в течение всей недели. То есть по тем же "канонам" рыночной экономики Нацбанк должен был принять превентивные меры. В-третьих, опять же, как выше отмечено, Азербайджан не является страной с рыночной экономикой. У нас обменный курс доллара фактически устанавливается Нацбанком. То есть фактически обменные курсы валют в отношении маната устанавливаются Нацбанком. Кроме того, в кризисных ситуациях Нацбанк может воспользоваться "телефонным правом" и потребовать временного прекращения обмена валюты, то есть закрытия всех пунктов по обмену. На практике мы не раз наблюдали подобные случаи. Только очень могущественные силы смогли "парализовать" деятельность Нацбанка. Таким образом, какие-то очень могущественные силы продемонстрировали, что они могут поставить страну на грань денежно-финансового кризиса.

И, наконец, в октябре мы стали свидетелями раскрытия очередного государственного переворота. Притом, почти открытым текстом заявлялось, что переворот при финансовой поддержке "олигархов" в лице Али Инсанова (экс-министр здравоохранения) и Фархада Алиева (экс-министр экономического развития) готовили наши азербайджанские "оранжисты". То есть намек был на то, что за "госпереворотом" стоит Запад, прежде всего главный "спонсор" всех "бархатных революций" - США. И, как следствие, в Баку, как в 2003 году, объявился главный российский специалист по предотвращению "бархатных революций" Владимир Рушайло. В результате выборы состоялись по "российскому сценарию" и американский "эволюционный путь развития демократии" в Азербайджане потерпел фиаско.

Сегодня речь не идет о степени лояльности или же оппозиционности А. Инсанова или же Ф. Алиева. Однако только по результатам можно судить о заинтересованности тех или иных сил в исходе конкретного процесса. То есть надо ответить на очень простой вопрос: кому это было выгодно? Предотвратить развитие Азербайджана "по эволюционному пути развития" было выгодно пророссийским силам. А если так, то получается, что организаторам вышеизложенного "заговора". Однако никто из организаторов и непосредственных исполнителей этого "заговора" еще не арестован. То есть глава государства до сих пор придерживается принципа "политика - искусство возможного". Однако в свете последних событий вокруг Грузии эти пророссийские, притом могущественные силы становятся серьезной угрозой для национальной безопасности.

И еще, кажется, Генпрокуратура делает все возможное, чтобы окончательно "развалить" дело "о госперевороте". Через год после ареста брата бывшего министра экономического развития, Pафика Алиева (экс-глава компании "Азпетрол"), обвинили в участии в попытке госпереворота. Но, господа, Р. Алиева, который, будучи главой "Азпетрол", распоряжался огромными финансовыми средствами и был братом Ф. Алиева, то есть основного "спонсора "оранжевой революции" по версии следствия, можно было обвинить в "участии в попытке госпереворота" еще год назад. И это было бы логично. А появление этого обвинения через год, естественно, будет расценено международными организациями как откровенно политически мотивированное". ("Зеркало")

"Москва рассчитывает на посредническую роль Баку в урегулировании российско-грузинских противоречий". Об этом, как передает Day.Az, заявил посол России в Азербайджане Василий Истратов. По его словам, как крупнейшее государство Южного Кавказа и друг России и Грузии, Азербайджан сможет содействовать разрешению кризиса в российско-грузинских отношениях. "Мы будем рассчитывать, что Азербайджан, как более крупное государство региона, имеющее весьма приличные отношения как с Москвой, так и с Тбилиси, сыграет свою стабилизирующую роль в регионе в целом", - сказал российский дипломат. Согласно его словам, российско-грузинский конфликт подобного масштаба не может не иметь дестабилизирующих последствий для всего региона. Истратов также отметил, что в современном мире такое экстраординарное в дипломатической практике событие, как сворачивание дипмиссии, происходит очень редко, причем преимущественно в условиях войны, как это было, в частности, в Ираке. "В настоящее же время мы говорим о мирной обстановке, поэтому такие меры, очевидно, носят экстренный характер и показывают всю запущенность ситуации в российско-грузинских отношениях", - подчеркнул Истратов.

Госконцерн "Азербайджанские авиалинии" (AZAL) не собирается увеличить количество рейсов в Москву и Тбилиси в связи с прекращением воздушного сообщения между Грузией и Россией, сообщил журналистам в Баку первый заместитель председателя AZAL Сабир Ильясов. "На данный момент рейсы в Москву и Тбилиси загружены не полностью, и пока нет необходимости увеличивать количество рейсов. Пока мы не наблюдаем резкого роста пассажирского потока из Москвы в Баку", - сказал Ильясов. Согласно данным AZAL, в настоящее время госконцерн осуществляет ежедневно два рейса по маршруту Баку-Москва-Баку и один - по маршруту Баку-Тбилиси-Баку. ("Новое время")

"Мой нынешний визит в Азербайджан связан с мониторингом выполнения Индивидуального плана действий партнерства (IРAР)", - заявил 9 октября, как сообщает "Туран", спецпредставитель НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Роберт Симмонс на пресс-конференции по окончании переговоров в Баку с руководством страны. Симмонс выразил удовлетворение первыми шагами в области реформирования оборонных институтов. Вместе с тем, отметил он, необходимо расписать конкретные мероприятия по координации деятельности правительственных структур в рамках IРAР, особенно в области энергетической безопасности. Касаясь карабахского урегулирования, спецпредставитель генсека НАТО не стал излагать конкретной позиции, заметив, что данным вопросом занимается Минская группа ОБСЕ (МГ). Отвечая на вопрос о перспективах приема Азербайджана в НАТО, Симмонс сказал, что пока Баку довольствуется сотрудничеством с НАТО в рамках IPAP. Симмонс отметил, что НАТО высоко оценивает успехи, достигнутые Азербайджаном в выполнении IPAP, и, коснувшись армяно-азербайджанского конфликта, добавил, что НАТО внимательно следит за процессами, связанными с его урегулированием: "Мы сожалеем о том, что в вопросе урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха не произошло серьезного прогресса". При этом он отметил, что надеется на прорыв в этом направлении до конца текущего года.

"Зеркало" пишет: "Обращают на себя внимание некоторые моменты в дипломатических по духу заявлениях спецпредставителя генсека НАТО. Во-первых, Симмонс максимально деликатно выразил "недоумение" тем, что пока Баку довольствуется сотрудничеством с НАТО в рамках IPAP. То есть натовский эмиссар дал понять, что в Североатлантическом блоке ждут официального обращения Баку по поводу членства. Не секрет, что США активно лоббируют идею расширения НАТО за счет государств-членов ГУАМ.

Во-вторых, Р. Симмонс ясно дал понять, что существуют некие вопросы, вызывающие у руководства Азербайджана "беспокойство", которые мешают официальному Баку сделать окончательный выбор. При этом он почти открытым текстом заявил, что руководство НАТО попытается развеять эти "беспокойства" 8 ноября во время визита президента Азербайджана в Брюссель.

Как стало известно из информированных источников, в последнее время Запад, в первую очередь США, настоятельно "рекомендуют" руководству Азербайджана наконец-то четко обозначить внешнеполитические ориентиры страны. Перед Симмонсом также была поставлена задача прозондировать настроения в высшем руководстве Азербайджана. При этом следует учитывать, что Запад, по понятным причинам, уже не в состоянии ждать. То есть США пытаются именно сейчас выяснить, кто же на самом деле является в регионе их союзником и другом. И если Азербайджан в ближайшее время окончательно не определится, то Западу придется внести некоторые коррективы в свою политику в отношении официального Баку.

При этом из тех же информированных источников стало известно, что Россия любыми средствами пытается затормозить процесс интеграции Азербайджана в евро-атлантические структуры. Не случайно, что буквально накануне в Баку побывал "закадычный друг" Азербайджана Владимир Рушайло. Он попытался разубедить высшее руководство Азербайджана в целесообразности ускорения интеграции страны в евро-атлантические структуры.

Официальный Баку же не торопится с окончательным выбором. И Р. Симмонс ясно дает понять, что Азербайджан настаивает на предоставлении серьезных гарантий безопасности как внешнего, так и внутреннего характера. Естественно, в Баку ясно осознают, что, несмотря на то, что Азербайджан стал независимым 15 лет назад, Россия и Иран имеют достаточно сил и влияния, чтобы дестабилизировать ситуацию как в регионе в целом, так и внутри страны. События в Грузии - тому наглядный пример. Одним словом, высшему руководству страны не хочется оказаться "под двойным прессом".

И, наконец, в-третьих, Р. Симмонс выразил глубокое сожаление по поводу отсутствия прогресса в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, но при этом заявил, что надеется, что до конца этого года произойдет серьезный прорыв на мирных переговорах.

Создается впечатление, что Запад предпринимает экстраординарные, притом закулисные дипломатические усилия, чтобы направить развитие отношений между Россией и "ненадежными" членами СНГ в цивилизованное русло". ("Зеркало")

Парламент (Милли Меджлис) Азербайджана обратился во французский парламент. Обращение содержит недовольство вынесением на обсуждение парламента Франции проекта закона, предусматривающего наказание лиц, отрицающих факт Геноцида армян в Османской Турции. Зачитав обращение, вице-спикер Милли Меджлиса Бахар Мурадова заявила, что, по всей вероятности, этот проект закона будет утвержден парламентом Франции. По ее словам, если такой закон будет принят, Милли Меджлис направит заявление в парламент Франции: "Принятие такого закона парламентом Франции является несправедливым. Нужно провести расследование того, произошли ли на самом деле эти события в период правления Османской империи. Факт состоит в том, что армяне в недавнем прошлом уничтожили сотни азербайджанцев". В обращении Милли Меджлиса отмечается, что принятие такого рода документа Францией, которая является сопредседателем Минской группы ОБСЕ, показывает, какой позиции она придерживается. (ИА "Азери-Пресс")

Исполнительный директор Международного комитета защиты журналистов Джоел Саймон направил президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву послание в связи с продолжающимися гонениями на журналистов в Азербайджане. Комитет защиты журналистов "глубоко обеспокоен активным подавлением оппозиционной журналистки в Азербайджане". В обращении упомянуты уголовные дела в отношении журналистов Шахина Агабейли, Эйнуллы Фатуллаева, Фикрета Фарамазоглу и Сакита Захидова. За последние три месяца сразу несколько госчиновников подали против них "политизированные", по мнению Саймона, судебные иски. Один лишь глава МВД подал пять исков по обвинению журналистов в клевете и оскорблении. "Мы осуждаем эту кампанию и призываем вас сделать все возможное, чтобы остановить ее", - сказано в послании. "Комитет защиты журналистов просит вас сделать все, чтобы госчиновники прекратили уголовное преследование вышеназванных журналистов. Мы призываем также к немедленному освобождению Агабейли и Захидова. Мы настаиваем, чтобы вы исключили из уголовного кодекса архаичные статьи о клевете и оскорблении. Практика демократических государств свидетельствует, что гражданский кодекс в достаточной мере обеспечивает защиту от оскорбления и клеветы", - отмечено в обращении. Об этом сообщает ИА "Туран".

4 октября представители телекомпании ANS, радиостанции "Антенн" и Государственного радио были приглашены в Национальный телерадиосовет (НТРС), где им было заявлено о "незаконности" ретрансляции программ зарубежных радиостанций "Би-Би-Си" и "Голос Америки". Об этом ИА "Туран" сообщил глава НТРС Нушираван Магеррамли. По его словам, указанные СМИ "не имеют права самовольно ретранслировать программы зарубежных радиостанций". Для такого вещания необходима соответствующая лицензия НТРС. Магеррамли сказал, что это предусмотрено законодательством Азербайджана. Магеррамли заявил, что иностранные радиостанции должны транслировать свои программы через собственные ретрансляторы, а не выходить в эфир через местные радиостанции. "Отягчающим для ANS является еще и то, что эта телерадиокомпания сама не имеет лицензии в связи с завершением срока прежней лицензии", - сказал он. Глава НТРС сказал, что всем трем компаниям предложено в кратчайшие сроки прекратить ретрансляцию иностранных радиостанций. В противном случае им грозят "суровые санкции", отметил он. Напомним, что ANS и Государственное радио ретранслируют программы радиостанции "Би-Би-Си" и азербайджанской редакции радио "Свобода". "Антенн" ретранслирует программы "Голоса Америки". Кроме того, ANS также ретранслирует программы "Голоса Америки".

Азербайджан-Россия

"Решение Путина не вызовет массового оттока русских из Азербайджана в Россию, потому что менталитет живущих здесь русских такой же, как и у азербайджанцев. Мы, граждане Азербайджана, живем здесь на протяжении нескольких поколений. Может, кто-то и уедет, но это не значит, что все русские поспешат уехать. Ведь Конституция Азербайджана дает все права национальным меньшинствам. Русские пользуются большим уважением у местного населения, потому что мы сами считаем себя гражданами Азербайджана и делаем все для его развития. В Азербайджане легко уживаются все национальности. Замечу, что русские не ущемлены ни в вопросах языка, ни в вопросах быта", - так прокомментировал "Эхо" решение России создать 11 представительств за рубежом, которые займутся возвращением репатриантов на историческую родину, первый заместитель председателя Русской общины Азербайджана Виктор Татаренко.

"Зеркало" пишет: "Экономические взаимоотношения России с Азербайджаном на протяжении последних лет можно было охарактеризовать как позицию взаимных наблюдателей, причем друг за другом. Так, Россия пристально следила за происходящими процессами в нашей национальной экономике, ожидая своего звездного часа для второго пришествия в Страну огней. Конечно, Россия с недоверием относилась к Азербайджану, разрабатывающему и реализующему нефтегазовые проекты с участием крупнейших иностранных нефтяных компаний. Тем более, что российские компании всегда были не прочь принять участие в восстановлении предприятий в Азербайджане. К тому же многие из них по производственной цепочке были тесно связаны с ними. Однако попытки принять участие в тендерах для россиян завершились, можно сказать, позорным провалом.

Если вспомнить историю с инвестиционным конкурсом по АО "Азербайджан алюминий", российский гигант "Русал" занял последнее, 4-е место. Но в последние годы неожиданно оказалось, что по большому счету в ненефтяном секторе не было крупной иностранной компании в Азербайджане. В этой связи с учетом потенциала азербайджанской экономики возврат российских компаний стал более чем ожидаем. Да и для самой России настало время вернуть былой авторитет в регионе вместо простого присутствия.

Выбор в партнеры России для Азербайджана на новом этапе, безусловно, выгоден обеим сторонам, ведь возведенные промышленные мощности предприятий были тесно кооперированы между собой в старые времена, а западные компании не слишком торопятся с их перевооружением. Кроме того, Запад с его жесткими требованиями к качеству практически закрыл доступ на свои рынки. Как оказывается, Азербайджан нужен Западу только как поставщик нефти, а в перспективе - и природного газа.

Несомненно, сближению двух стран способствовало улучшение политической ситуации с приходом к власти в России президента Владимира Путина. Связи между двумя странами стали заметно крепнуть после неоднократных визитов В. Путина в Азербайджан, а вслед за ним потянулись в нашу страну с визитами и российские министры. И самое главное - в ходе каждого визита последних все больше становится заманчивых предложений для двустороннего сотрудничества". ("Зеркало")

"Азербайджан и Россия обсуждают возможности выхода азербайджанского капитала на российский рынок. Мы серьезно рассматриваем эти вопросы. Инвестиции физических лиц и сегодня существуют, и определенные компании имеются, наверное, надо будет активно подключиться, так как мы хотим, чтобы движение капитала было неодносторонним", - заявил в Баку министр экономического развития Азербайджана Гейдар Бабаев после встречи с министром экономразвития РФ Германом Грефом. Помимо этого, Герман Греф был проинформирован о результатах переговоров с "Русалом". По словам министра Бабаева, будут обсуждаться и другие инвестиционные проекты. В свою очередь Герман Греф заявил: "Мы с удовольствием будем видеть азербайджанские компании в России. Я знаю, что сейчас рассматривается ряд проектов по инвестициям в Россию. Я встречался с руководством азербайджанских компаний, главой Международного банка Азербайджана, и была обещана поддержка деятельности банка на территории России, расширении его филиальной сети. Конечно, мы будем всячески этому способствовать и развивать". По его словам, помимо банков, очевидные сферы, в которых будет налаживаться двустороннее сотрудничество, - это сельское хозяйство, электроэнергетика. "Все, что связано с переработкой сельхозпродукции, - это очень важная составляющая нашего сотрудничества, и здесь есть хорошие перспективы. Hаша самая главная задача - транслировать максимально благоприятные условия для бизнеса. Упрощение процедур по доставке сельхозпродукции в Россию будет осуществлено насколько это возможно, и надо сформулировать все входные условия, которые мешают этой деятельности, и мы готовы устранять все проблемы. Это все вопросы, которые стоят в повестке дня, но от интенсивности и частоты контактов бизнеса двух стран будут рождаться новые проекты", - подытожил Греф. (ИА "Тренд")

В Баку состоялось подписание протокола о сотрудничестве между Минэкономразвития Азербайджана и Министерством экономического развития и торговли России (МЭРТ), передает ИА "Тренд". Документ подписан в рамках официального визита министра экономического развития и торговли России Германа Грефа. Документ предполагает сотрудничество во всех сферах экономики. "Сегодня мы обсуждали со своим коллегой вопросы расширения сотрудничества, и действительно, есть целый ряд сфер в Азербайджане, на которые в последние годы растет спрос и увеличивается потенциал, соответственно растет интерес российских компаний к азербайджанскому рынку", - отметил Греф. К этим сферам он отнес электроэнергетику - распределение и генерацию электроэнергии, производство металлов и машиностроение. Главная цель, поставленная перед нами президентами двух стран, - максимальное расширение экономического и в первую очередь несырьевого сотрудничества, отметил Греф. "Это полностью соответствует интересам России, и правительства АР и РФ будут делать все возможное, чтобы география наших инвестиций расширялась. Товарооборот между странами превышает $1 млрд., и следующая цель, поставленная главами государств, - достижение двухмиллиардного уровня", - сказал Греф. "Сейчас среди основных задач не столько увеличение самой цифры товарооборота, сколько его качество. Крайне важным является наполнение его несырьевыми группами товаров. А потенциальными сферами, о которых идет речь, традиционно является сельское хозяйство. Hа наш взгляд, очень большой потенциал имеет сектор услуг (финансовые и транспортные услуги). У нас есть тема для обсуждения вопросов расширения других транзитных сообщений между нашими странами и коридора Север-Юг. По мере того как будем двигаться в направлении создания максимально благоприятных условий, будут появляться товарообмен и обмен капиталом", - сообщил министр.

Министерство торговли и развития России обещало поддержку инвестициям в азербайджанскую экономику со стороны "КамАЗа" и "Русского алюминия". ""КамАЗ" рассматривает проект сборочного производства в Азербайджане в связи с ростом продаж на местном рынке. Если раньше они поставляли 80 машин, то теперь они вышли на продажу примерно 80 машин в месяц", - сказал Греф. В свою очередь министр экономического развития Азербайджана Гейдар Бабаев заявил, что обсуждался и вопрос инвестиций со стороны "Русала" в создание нового алюминиевого производства. ("Новое время")

До 70% парка тяжелых грузовиков Азербайджана приходится на "КамАЗы". В этой связи компания готова была организовать в стране центр по обслуживанию этой техники, но азербайджанская сторона поставила вопрос о сборочном производстве. При производстве и сбыте 700-1000 машин в год такое предприятие будет эффективным, что позволит в будущем освоить производство в стране и отдельных механизмов и комплектующих для этой техники. "Русский алюминий" готов построить завод стоимостью $1 млрд. и мощностью 300 тыс. тонн алюминия в год. ("Новое время")

Российская компания "ЛУКойл" намерена инвестировать в развитие своей деятельности в ближайший 10-летний период порядка $100 млрд. Как сообщил на пресс-конференции в Баку президент компании Вагит Алекперов, такой объем инвестиций предусмотрен в рамках 10-летней программы стратегического развития до 2016 года, одобренной акционерами компании 3 сентября текущего года. "Программа будет презентована 19 октября в Нью-Йорке. Ее реализация позволит нам увеличить собственные объемы добычи нефти на 50% - до 150 млн. тонн нефти в год, а газа - в 5 раз, до 50 млрд. кубометров", - сказал Алекперов. В текущем году компания "ЛУКойл" планирует довести добычу нефти до 95 млн. тонн нефти. "Кроме того, "ЛУКойл" трансформируется из нефтяной компании в нефтегазовую - в текущем году объем добычи газа достигнет 8,5 млрд. кубометров. В целом, объем добычи углеводородов превысит 100 млн. тонн. Несмотря на рост нефтегазодобычи, темпы отбора нефти на 130% компенсируются наращиванием запасов путем приобретения и открытия новых месторождений", - сказал Алекперов. Вагит Алекперов обсудил также в Баку с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым вопрос расширения участия компании в розничной торговле нефтепродуктами в республике. По словам Алекперова, в рамках проекта планируется увеличить количество АЗС в Азербайджане с 21 до 30. "В этот проект предполагается вложить до $15 млн.", - сказал он. Однако, как отметил президент "ЛУКойла", только желания компании для осуществления данного проекта недостаточно. "Необходимо, чтобы были желающие продать нам активы, а также был решен вопрос отвода земель", - отметил Алекперов. ("Финэко")

Азербайджан-Армения. Карабах

В Москве 6 октября, после затянувшегося по вине армянской стороны перерыва, прошли консультации министров иностранных дел Азербайджана и Армении - Эльмара Мамедъярова и Вардана Осканяна, сообщает ИА "АзерТАдж".

Как пишет "Эхо", отвечая на вопрос о том, можно ли урегулировать карабахский конфликт до конца 2006 года, как это предполагают страны "большой восьмерки", глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заметил, что следует не зацикливаться на каких-то сроках, так как это чрезвычайно серьезный и чувствительный вопрос, а стараться двигаться вперед в переговорном процессе. "Главным предметом переговоров является вопрос об основных принципах урегулирования, и предложения сопредседателей базируются на уже наработанных принципах, которые много лет обсуждаются в рамках "пражского процесса". В настоящее время часть проблемы связана со статусом, часть - с полным выводом армянских войск. Наша задача - найти тот хрупкий баланс, на основании которого мы могли бы дальше двигаться. Мы согласовали основные принципы урегулирования конфликта, но есть два несогласованных принципа, над которыми работаем. Сегодня обсуждались именно эти несогласованные принципы", - отметил министр. Глава МИД Азербайджана также заявил, что одна из задач, стоящих перед страной, - подняться на уровень регионального лидера, и это создаст больше возможностей для мирного урегулирования конфликта. "На данном этапе мы стараемся, чтобы режим прекращения огня не нарушался, и одновременно работаем над тем, чтобы конфликт был решен. Это важно для Азербайджана и Армении, а также для всего региона", - резюмировал азербайджанский министр.

"Эхо" пишет: "В данном случае интересны именно те "два несогласованных принципа", о которых заявил прессе Мамедъяров, но не раскрыл их сути. Выразить свою точку зрения на то, что представляют собой эти два принципа, тормозящие весь мирный процесс, "Эхо" попросило известных азербайджанских политологов. Зардушт Ализаде полагает: "Во-первых, это принцип территориальной целостности, во-вторых, принцип самоопределения наций. Мы бы хотели самоопределения карабахских армян в составе Азербайджана, а они хотят независимости и в дальнейшем даже обязательного миацума (присоединения Карабаха к Армении. - прим. ИА REGNUM). А путь к этому лежит через референдум. Вот эти два вопроса до сих пор и не решены. А так - состав миротворческих сил, очередность освобождения районов вокруг Нагорного Карабаха - это все вопросы, которые могут быть обговорены и согласованы. Но пока главный принцип территориального будущего самого НК не решен. И поэтому все эти переговоры носят только теоретический характер. И успех, продвижение вперед тоже только теоретические. Практически позиции сторон пока не совместимы. Они могут договориться заморозить конфликт на 20-30 лет под жестким международным контролем. Но для нас это означает потерю Карабаха". Политолог Эльдар Исмаилов в свою очередь считает, что под несогласованными принципами министр Мамедъяров прежде всего подразумевал "вопрос референдума и вопрос этапов вывода армянских войск с оккупированных территорий". "Более определенно сказать не могу. Я думаю, что в любом случае первый принципиальный вопрос - чего хочет армянская сторона? Независимости Нагорного Карабаха, его присоединения к Армении или они действительно согласны с тем, чтобы он оставался в составе Азербайджана? Я думаю, это самый первый и непреодолимый вопрос. А второй - проведение референдума".

Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза сказал, что он лично не знает ни о каких предложениях по урегулированию карабахского конфликта, поступивших от стран ГУАМ. "Наши принципы урегулирования основываются на заявлении МГ ОБСЕ, сделанном в мае", - напомнил он. По словам российского сопредседателя Юрия Мерзлякова, перевес в один голос при голосовании за внесение вопроса о "замороженных конфликтах" на постсоветском пространстве на обсуждение Генассамблеи ООН означает, что практически он не прошел. ("Зеркало")

Газета пишет: "Брайза отметил, что нет и не может быть военного решения нагорно-карабахского конфликта. "Президент Азербайджана может говорить о чем угодно, мы же не собираемся комментировать его заявления", - отметил сопредседатель от США. По его словам, в настоящее время невозможно раскрывать детали переговоров - они сугубо конфиденциальны. "Но можете нам поверить - это хорошие принципы. Мы сейчас строим фундамент, на котором будет основываться урегулирование", - в свою очередь сказал сопредседатель от Франции Бернар Фасье. Он также подчеркнул, что за прошедшие два года принципы урегулирования не изменились. "Не спрашивайте нас о деталях, мы не можем о них говорить. Это не для публичного обсуждения", - сказал Юрий Мерзляков. Вместе с тем, посредники отметили, что народы не готовы жить по соседству друг с другом. "Несмотря на то, что план урегулирования одобрен в Вашингтоне, Париже и Москве, на саммите G8 в Санкт-Петербурге, все равно - пока народы не подготовятся к мирному сосуществованию, говорить об урегулировании трудно", - подчеркнул Бернар Фасье. Что касается перспектив по урегулированию конфликта на 2007 год, то Бернар Фасье заявил: "Поживем, увидим".

Кроме того, в ходе переговоров в Баку и Ереване было достигнуто согласие на встречу министров обороны Армении и Азербайджана. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспшик. О месте и времени будущей встречи он ничего не сообщил, сказав, что на встрече будут обсуждены меры по укреплению режима прекращения огня. В последний период имела место гибель армянского и азербайджанского военнослужащих, сказал Каспшик. Однако в Минобороны Азербайджана не подтвердили достижение подобной договоренности". ("Зеркало")

По мнению "Зеркала", сопредседателям МГ ОБСЕ удалось убедить Армению в необходимости возобновления прямых переговоров с Азербайджаном: "Притом, надо учитывать, что ситуация с обсуждением вопроса "О затянувшихся конфликтах" в повестке дня Генассамблеи ООН осталась прежней. То есть ни Армении, ни России не удалось добиться исключения этого вопроса из повестки. А слова Юрия Мерзлякова о том, что перевес в один голос при голосовании за внесение этого вопроса в повестку дня Генассамблеи ООН означает, что практически он не прошел, напоминает известную поговорку по поводу того, что "нельзя быть наполовину беременным". Вопрос включен в повестку дня, и баста. Почему-то господин Мерзляков не вспоминает о том, что в предыдущие годы российско-армянскому тандему также перевесом всего в один голос удавалось предотвратить включение этого вопроса в повестку дня Генассамблеи ООН".

77 членов Конгресса США направили президенту США Джорджу Бушу письмо с призывом укрепить политические и экономические отношения с самопровозглашенным Нагорным Карабахом. В письме, в частности, говорится: "США могут и должны расширить отношения с законным и с демократической точки зрения состоявшимся Нагорным Карабахом. Эти связи не должны быть продиктованы внешними силами, а должны руководствоваться общими ценностями двух наций". (Panarmenian.net)

В МИД Азербайджана газете "Зеркало" заявили, что данная информация требует уточнения. "Сначала нужно проверить, соответствует ли это сообщение действительности. В случае если оно найдет свое подтверждение, и при надобности, официальный Баку озвучит свою позицию", - заявил глава пресс-службы МИД Метин Мирза. Впрочем, считает он, такого рода обращения звучат не впервые, а потому не стоит всерьез их воспринимать. "Известно, что США являются страной-сопредседателем МГ ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта. Более того, официальный Вашингтон придерживается позиции поддержки территориальной целостности Азербайджана. Так что было бы абсурдно полагать, что администрация Буша положительно ответит на этот призыв", - отметил Мирза.

"Как бы там ни было, но подобные действия со стороны американских конгрессменов в самом Азербайджане воспринимаются неоднозначно, даже с учетом того, что к их регулярности можно было бы уже и привыкнуть. Общество в большинстве своем считает, что это результат влияния армянского лобби, что звучит вполне логично. Вспомнить хотя бы запрет со стороны Конгресса на финансирование американским правительством проекта строительства железнодорожного пути Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку, в чем заметную роль сыграла позиция проармянски настроенных законодателей. Но неужели армянское лобби в США настолько влиятельно и всесильно, что американские власти не могут устоять перед его давлением?" - пишет "Зеркало".

В том, что решения конгрессменов диктуются исключительно волей их избирателей, не сомневается известный политолог Зардушт Ализаде. "Вы знаете, что конгрессмены в США избираются демократическим путем, то есть за счет голосов, а потому, в условиях жесткой конкуренции, могут зависеть даже от небольшой группы избирателей. В этой связи неудивительно, что конгрессмены, избиравшиеся из армянонаселенных штатов, регулярно поднимают вопросы, связанные с т.н. геноцидом армян, самопровозглашенной НКР и др.", - отметил он. "Но не следует забывать, что кроме этих корыстолюбивых конгрессменов есть еще администрация Буша, которая принимает решения, исходя из политических интересов страны. Безусловно, конгрессменам в администрации объяснят всю нелепость такой инициативы, а именно, что "НКР" и так поддерживается финансово, технически, морально. А такая откровенная поддержка, которую требуют конгрессмены, идет вразрез с национальными интересами США, так как в этом случае официальный Баку может предпринять адекватные действия. Видимо, вот так и объясняют каждый раз надоедливым конгрессменам в администрации Буша", - добавил политолог. Ализаде не исключает, что инициатива конгрессменов была озвучена не случайно, а имела определенные цели. "Вполне возможно, что США в очередной раз что-то хотят от Азербайджана. Чтобы надавить на азербайджанские власти можно было бы, к примеру, прибегнуть к услугам оппозиции, но в нашем случае, ввиду ее слабости, этот вариант исключается. Вот и остается вопрос с Нагорным Карабахом, которым, как я не исключаю, американцы хотят вновь воспользоваться, как рычагом", - заключил политолог. ("Зеркало")

Азербайджан-Иран

Министерство нефти Ирана считает возможным начать освоение ресурсов Каспия до определения правового статуса этого моря. С таким неожиданным заявлением выступил генеральный директор по нефти и газу Каспия Министерства нефти Ирана Махмуд Хагани, выступая на 14-й международной нефтегазовой конференции "KIOGE-2006" в Алма-Ате. "Нам не следует ждать решения вопроса по правовому статусу Каспия", - отметил Хагани. "Мы рассматриваем любые предложения, которые будут отвечать интересам всех сторон, когда мы начнем разрабатывать ресурсы в духе сотрудничества, пока дипломаты не придут к каким-то выводам, - заявил он. - Мы готовы рассматривать любые предложения, которые дадут нам возможность усилить сотрудничество по разработке ресурсов этого региона". ("Эхо")

Между тем, заявление высокопоставленного иранского чиновника, по всей видимости, напрямую касается Азербайджана. Как известно, в иранском секторе Каспия никаких разведанных нефтеносных участков на сегодня нет. Есть, однако, группа перспективных месторождений Араз-Алов-Шарг, разведанных азербайджанскими учеными еще в советское время. Согласно международно признанному методу раздела морей по срединной линии, эта группа месторождений расположена в территориальных водах Азербайджана, однако Иран, не желающий признавать указанный метод, продолжает претендовать на 20% моря и полагает, что группа Араз-Алов-Шарг принадлежит ему. До сих пор принадлежность этих месторождений является предметом спора между двумя странами. А в 2001 году этот спор едва не стал причиной вооруженного столкновения Ирана и Азербайджана. ("Эхо")

"Необходимо уточнить, так ли прозвучало это заявление на самом деле, - заявил "Эхо" начальник управления информационной политики и печати МИД АР Таир Тагизаде. - Я не знаю, какие основания были для такой информации. Надо уточнить, было ли это сказано в частном порядке или это официальная позиция иранского правительства, и еще непонятно, что конкретно имел в виду господин министр, если он такое сказал. Если он имел в виду разработку месторождений, находящихся в иранском секторе, то я никаких проблем не вижу. Известно, что в данный момент действуют двусторонние и многосторонние соглашения между тремя прикаспийскими государствами - Азербайджаном, Россией и Казахстаном. Остальные два пока в этом процессе не участвуют. Но я не могу понять, какие именно месторождения и в каком объеме имел в виду иранский министр. Поэтому до прояснения этого мы не можем дать реакцию".

"Мне трудно судить, что хотел сказать иранский министр, - заявил в свою очередь политолог Расим Мусабеков. - Или он заявляет о том, что мирится с реальностью, потому что разработки идут и иранские протесты в этом смысле не играли никакой роли. Я имею в виду Азербайджан, Россию и Казахстан, которые эти разработки ведут. Если же под этим заявлением подразумевается, что Иран самостоятельно определяет для себя сектор в размере 20%, в одностороннем порядке включает в него спорные месторождения и начинает их разрабатывать, то пусть только попробует. У Ирана нет никаких технических возможностей самостоятельно осуществлять бурение, даже сейсморазведку на этих глубинах они провести не в состоянии. Поэтому это блеф, не более того. Ну а если под словами министра подразумевается какое-то осмысленное, рациональное отношение и они означают, что Иран готов в вопросах разделах Каспия сближать свою позицию с северной тройкой, которая выступает с рациональной международно-правовой позиции, то это надо приветствовать". ("Эхо")

Юрист-международник Эркин Гадиров напомнил, что "подобные заявления делались Ираном и раньше, и могут делаться в будущем". "Это такие закулисные дипломатические игры. Для того чтобы у Азербайджана появились основания для юридических действий против Ирана на международной арене, следует установить факт того, что Иран действительно ведет реальные переговоры о начале разработок с какими-то инвесторами или что он сам пытается осуществлять какие-то работы по добыче нефти в этом секторе. Я не хочу сказать, что заявление иранского министра - это пустяк. Наши власти должны отреагировать на него по дипломатическим каналам, например, послать в МИД ИРИ ноту с выражением обеспокоенности или недоумения, то есть выразить позицию Азербайджана по этому поводу. Но в целом, если говорить о чисто юридических механизмах, они предусматривают определенный формат для разрешения споров. И ничего, кроме суда, лучше быть не может. Просто проблема в том, что Азербайджан не признает юрисдикцию Международного суда ООН и потому не может сейчас обращаться в этот орган. Поэтому можно порекомендовать нашему правительству сделать это хотя бы ради вот таких случаев. Насколько мне известно, из пяти стран прикаспийского региона только Россия и Иран признают юрисдикцию Международного суда. Все каспийские проблемы упираются в это, и потому и продолжается весь этот дипломатический шантаж". ("Эхо")

Экономика

В настоящее время в Государственном нефтяном фонде Азербайджана (ГНФАР) аккумулировано около $1,6 млрд. Как сообщил ИА Fineko исполнительный директор фонда Шахмар Мовсумов, на будущий год доходы ГНФА прогнозируются на уровне 1,5 млрд. манатов (более 1,65 млрд. долл.). "Доходы фонда на 2007 год прогнозируются на уровне около 1,5 млрд. манатов, а расходы - на уровне 900 млн. манатов. Профицит бюджета составит 600 млн. манатов. Однако это предварительные расчеты, основанные на бюджетных показателях цены на нефть в $50 за баррель при курсе 0,86 маната за 1 USD", - сказал Мовсумов. Основную часть доходов ГНФАР в 2007 году составят поступления от продажи прибыльной нефти Азербайджана. "В статье доходов львиная доля придется на средства от реализации прибыльной нефти Азербайджана, где-то на уровне 1,4 млрд. манатов. Что касается доходов от управления средствами фонда, то, как известно, ставки выросли и сейчас стабилизировались на уровне 5%, но пока четкого консенсуса на рынке нет - эти ставки пойдут вверх или вниз, поэтому мы взяли около 5% доходности", - отметил глава Госнефтефонда.

ГНФАР создан указом президента Азербайджана от 29 декабря 1999 года и является внебюджетным государственным институтом, подотчетным главе государства. В фонде аккумулируются доходы от реализации нефтяных контрактов, в частности, от реализации прибыльной нефти государства, транзитные тарифы за транспортировку нефти и газа по территории страны, от аренды госимущества и другие. Доходы ГНФАР на 2006 год утверждены в размере 854 млн. манатов (около 1 млрд. долл.), а расходы - 1,026 млрд. манатов (более 11 млрд. долл.). (ИА Fineko)

Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) изучает перспективы прямых поставок нефти на рынки Юго-Восточной Азии и Индии. Об этом информагентству Аbc.az сообщил начальник управления маркетинга и экономических операций ГНКАР Мухтар Бабаев. "Мы ищем контакты на индийском рынке, ищем потребителей. Переговоры ведутся с нефтяными компаниями, а также с несколькими индийскими инвестиционными компаниями и банками по поводу финансирования этих поставок, но говорить что-то конкретное пока рано. Индия - это огромный рынок", - сказал Бабаев. Переговоры по этому вопросу ведутся также с нефтепереработчиками Таиланда (компания PTT) и Южной Кореи (SC). "Мы уже опробовали рынок этого региона для своих отгрузок и осуществили разовые поставки в Корею, Таиланд, в Японию и Китай. С их стороны есть очень большая заинтересованность в покупке нашей нефти на постоянной основе, но для нас доставка нефти в этот регион - достаточно дорогостоящая операция", - сказал Бабаев, отметив, что все зависит от переговоров.