Обзор СМИ за 20-27 июня 2006 года.

Турция нарушает Карсский договор. Двойное гражданство: за и против. Навстречу парламентским выборам. Программы партий Армении. Убийство на улице Себастия.

Турция нарушает Карсский договор

Как сообщает ИА REGNUM, 20 июня католикос всех армян Гарегин Второй отправился в Стамбул по приглашению вселенского патриарха Греческой православной церкви Варфоломея I и Константинопольского патриарха Армянской апостольской церкви Месропа Мутафяна. В программе семидневного патриаршего визита проведение литургии в церкви Святой Богородицы, посещение армянских святых мест, благословление армянской общины Стамбула, встреча с армянской интеллигенцией и молодежью.

Газета "Республика Армения" пишет, что первый же день визита католикоса всех армян Гарегина Второго в Стамбул ознаменовался скандалом. В связи с его прибытием вечером 21 июня в аэропорту им. Ататюрка были приняты чрезвычайные меры безопасности, был запрещен вход журналистов на территорию аэропорта. Католикоса у трапа самолета встретил Константинопольский патриарх Месроп Мутафян, и они покинули аэропорт, пройдя не через VIP-зону, как было предусмотрено, а на машине, которая отделилась от автоколонны и неожиданно подъехала к самолету. Как сообщают турецкие NTV, "Миллийет" и "Сабах", в это самое время у входа в аэропорт проводила акцию протеста группа из 50 человек. Согласно официальному вестнику патриархата "Лрабер", протестанты забросали яйцами служебные машины встречавших Гарегина II патриархов Константинопольского и Вселенского. Как пишет "РА", трудно утверждать, что эти скандальные акции направлены именно против католикоса всех армян: "Дело в том, что в последнее время в Турции резко обострилась обстановка вокруг Константинопольской патриархии. С прошлого года набирает обороты кампания с требованием запретить деятельность Константинопольской патриархии и перенести ее в Грецию. Она проводится по инициативе Фонда Святого Николая, и нашла поддержку у различных организаций страны, недовольных претензиями Константинопольской патриархии на предоставление ей статуса, аналогичного Ватикану". Согласно газете, инициативу запретить в Турции деятельность Константинопольской патриархии поддержали патриархат Независимой турецкой православной церкви и турецкие националистические организации, объединенные в "Платформу национальных сил", считающие, что "Варфоломей, используя определенные силы в США, вынашивает планы раскола Турции и подчинения Константинопольскому патриархату Русской православной церкви".

Как сообщает PanARMENIAN.Net, католикос всех армян Гарегин Второй заявил, что организованные в Стамбуле акции протеста никак не повлияли на него: "Они не сломили мой дух и никак не повлияли на мой визит. Но если подобные акции будут продолжаться, это докажет, что нам предстоит сделать еще многое для того, чтобы два общества жили вместе". Согласно агентству, Гарегин Второй заявил в Стамбуле, что Геноцид армян в Османской Турции не является темой для обсуждения. "Для нашего народа это событие, которое имело место и должно быть признано. Вопрос Геноцида на протяжении 90 лет изучался учеными", - отметил Гарегин Второй. Агентство Associated Press предполагает, что это заявление затруднит завершение визита и усилит напряженность, которая чувствуется с первых дней католикоса всех армян в Турцию.

Стамбульская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении католикоса всех армян Гарегина Второго по статье "посягательство на достоинство тюрков". Об этом сообщает азербайджанское агентство "Тренд", отмечая со ссылкой на турецкие СМИ, что католикос в ходе посещения Стамбула заявлял о необходимости признания Геноцида армян, в ответ на что группа юристов обратилась с жалобой в прокуратуру. Агентство отмечает также, что получение показаний у Гарегина Второго не представляется возможным вследствие того, что между Турцией и Арменией нет соглашения о сотрудничестве в области юстиции. "Однако если прокуратура сочтет необходимым, то может направить на все таможенные пункты страны поручение о незамедлительном задержании армянского католикоса для взятия показаний, как только Гарегин Второй попытается вновь приехать в Турцию".

На вопросы газеты "Айоц Ашхар" об армяно-турецких отношениях ответил замминистра иностранных дел Армении Арман Киракосян:

"Во-первых, обобщая 15-летний опыт армяно-турецких "отношений", отметим, что Турция в течение всех этих лет так и не отступила со своих "принципиальных" позиций, согласно которым Турция не откроет армяно-турецкую границу и не установит с Арменией дипломатических отношений, пока существует карабахский конфликт. Более того, турецкое правительство, пытаясь угодить Западу, заявляет, что, несмотря на закрытую границу, у Армении с Турцией есть связь через территорию Грузии, граждане Армении свободно посещают Турцию, товарооборот между двумя странами растет и достиг уровня 100 млн. долларов, действуют авиарейсы из Турции в Армению и наоборот. Более того, 30 тысяч граждан Армении живут и работают в Турции. А следовательно, о какой блокаде может идти речь? Все это, конечно, из области пропаганды и преследует цель избежать давления европейских стран, Евросоюза и, в первую очередь, Соединенных Штатов.

Можно ли сказать, что отмеченное в 2005 году относительное потепление армяно-турецких отношений кануло в лету и Турция вновь ужесточила свои позиции?

Среди событий последнего года я бы выделил письмо премьер-министра Турции Эрдогана с предложением создать группу историков для изучения вопроса Геноцида. В ответном письме Роберт Кочарян предложил создать межправительственную комиссию, которая обсудит существующие или возможные между двумя странами проблемы, и, посредством межгосударственных контактов, уладить все вопросы. Состоялся ряд встреч на разных уровнях, и не только в последнее время. К сожалению, наша официальная позиция - без предусловий установить дипломатические отношения с Турцией - по сей день осталась безответной.

Речь идет о "тайных армяно-турецких переговорах", вокруг которых турецкая пресса, под аккомпанемент некоторых отечественных газет, попыталась поднять шумиху?

Никакой тайны здесь нет. Наша позиция известна. Мы готовы говорить с турками о событиях прошедших лет. Более того - обязаны это сделать, если, конечно, турецкая сторона также готова к этому и желает установить с Арменией дипломатические отношения. В таком случае мы можем обсудить и дипломатическим, политическим путем урегулировать спорные вопросы. Но мы также уверены, что не историкам "решать" такой сложный вопрос, как Геноцид. Более того, это для нас не является вопросом, поскольку наше определение однозначно. И это определение не только наше - Армении и Диаспоры - это определение авторитетных международных организаций, в том числе Евросоюза, различных стран, политологов и тех же самых историков. Что касается вопросов, связанных с разблокированием Армении, это для нас, дипломатов, действительно существенный вопрос. И в течение всех этих лет делается все - проводятся двусторонние и многосторонние переговоры, вопрос поднимается в различных международных организациях и форумах. И во многих случаях нам удается противопоставить наши подходы и предложения обходящим Армению "агрессивным" программам. Конечно, нефтепровод Баку-Джейхан уже стал реальностью - здесь сыграли свою роль интересы крупных нефтяных компаний, которые, естественно, не могли ждать, пока будет урегулирован конфликт, чтобы провести нефтепровод по территории Армении. Совсем иная ситуация в случае с железной дорогой Карс-Ахалкалаки. Во всяком случае, по сей день ни одна международная организация или держава не удостоили эту программу своим вниманием. Это не тот случай, когда крупные компании или сверхдержавы заинтересованы в инвестициях или поддержке этой программы. И Евросоюз заявил, что не намерен участвовать в финансировании программ, обходящих Армению.

Но, похоже, что США не очень препятствуют проекту Карс-Ахалкалаки? Ведь, несмотря на принятие финансовой комиссией Конгресса США соответствующей резолюции, позиции Турции и Азербайджана не изменились...

Не надо забывать, что Турция остается важнейшим союзником США в нашем регионе и ее "вес", как цивильной мусульманской страны, которая одновременно является членом НАТО, все больше подчеркивается в контексте ситуации в Ираке, ирано-американских отношений, палестино-израильского конфликта и возможной связанной с Израилем дестабилизации в целом. Так что США действительно не хотят обижать Турцию. И, тем не менее, определенное давление на Турцию в связи с железнодорожным проектом Карс-Ахалкалаки есть. Одновременно США считают решение карабахского конфликта ключом к решению других региональных конфликтов и пытаются ускорить "минский процесс", надеясь, что таким образом улучшатся и армяно-турецкие отношения и решатся вопросы регионального сотрудничества и экономической интеграции. Отметим, что после событий 11 сентября 2001 года Вашингтон стал активнее препятствовать строительству железной дороги Карс-Ахалкалаки и доказывать, что, в "свете" усиления антитеррористической борьбы, существующая железная дорога Карс-Гюмри является наикратчайшим путем из Европы в Центральную Азию и Афганистан. Но даже этот фактор не возымел действия. Даже в том случае, когда Армения заявила, что готова на первоначальном этапе отказаться от транзитных платежей, лишь бы эта дорога заработала на благо региональному сотрудничеству.

Вы отметили, что Турция в качестве условия открытия армяно-турецкой границы указывает на урегулирование карабахского вопроса. Но в течение этих лет турецкое правительство выдвигало еще ряд условий, требуя то остановить процесс признания Геноцида, то признать территориальную целостность Турции. Не пытается ли таким образом Турция всего лишь оправдать свою враждебную по отношению к Армении политику?

Действительно, Турция каждый раз использует разные способы, чтобы создать видимость конструктивизма. Сейчас они утверждают, что излишне говорить об установлении дипломатических отношений, пока Армения не признала территориальную целостность Турции. Однако хотим мы того или нет, признаем мы договоры 1921 года или нет, единственным действующим на сегодня документом, определяющим пограничный режим двух стран, является Карсский договор. И не зависимо от того, нравится нам этот договор или нет, армяно-турецкая граница уже им определена. Пока ни мы, ни турецкая сторона не денонсировали этот договор (кстати, согласно 7-й статье этого договора, стороны обязуются обеспечивать открытость границ и беспрепятственную деятельность железнодорожного и других видов транспортного сообщения), он продолжает оставаться в силе. В данном случае именно Турция нарушает Карсский договор.

Как вы относитесь к принятому недавно в Анталии турецко-азербайджанскому заявлению об объединении сил турецкой и азербайджанской диаспоры и создании единого фронта для осуществления лоббинга против Геноцида?

Мы не раз отмечали, что вопрос Геноцида никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя переводить в плоскость межнационального конфликта. Более того, мы не турецкий народ обвиняем в осуществлении Геноцида армян, так же как и евреи не могут обвинить немцев в Холокосте. Ясно, что речь идет, в первую очередь, о политике, проводимой Османской империей. Более того, не все члены этого правительства были турками, и те, кто осуществлял Геноцид, в большинстве своем не были турками. То есть мы протестуем не против турецкого народа, а против явления. И в свете этого, конечно же, считаем неприемлемыми попытки экспортировать армяно-азербайджанский узел в Европу и создавать там поле для конкуренции между общинами". ("Айоц Ашхар").

Двойное гражданство: за и против

Комитет по внешним отношениям Национального Собрания (НС) РА провел 23 мая парламентские слушания на тему "Проблемы двойного гражданства: международное право и опыт". В обсуждении приняли участие представители политических партий и общественных организаций. Как сообщает газета "Еркир", инициатива проведения слушаний принадлежала фракции Армянской революционной федерации "Дашнакцутюн" (АРФД). В приветственном слове член АРФД, председатель комитета по внешним отношениям НС Армен Рустамян отметил, что такого рода обсуждения позволяют принимать важнейшие для страны законы на основе полноценного усвоения международного опыта и принципов. "Мы уверены, что введение института двойного гражданства будет способствовать организации всего армянства", - сказал Рустамян. С докладом "Международное правовое регулирование института двойного гражданства" выступил министр образования и науки РА Левон Мкртчян. Он, в частности, отметил, что введение двойного гражданства позволит решить задачу построения государства, отражающего чаяния всего армянского народа, с учетом международного опыта.

Как сообщает "Ноян Тапан", министр образования и науки РА Левон Мкртчян подчеркнул, что армяне подверглись геноциду на территории проживания, в результате чего они рассеялись по всему миру, потеряв право жить на родине. Часть армян сохранилась и смогла сформировать свою государственность, и их обязанностью является восстановление потерянных прав Диаспоры. Кроме того, есть необходимость аккумуляции общеармянского потенциала, поскольку только усилиями проживающих в Армении армян невозможно противостоять многочисленным вызовам, вставшим перед страной. Он также подчеркнул, что присвоение двойного гражданства должно осуществляться на основе принципов справедливости, равноправия, исключения дискриминации. "Каждый гражданин РА должен получать права в том объеме, в каком объеме он примет вытекающие из гражданства обязательства". По словам Мкртчяна, основные проблемы, которые должны быть решены посредством закона - реализация избирательного права, воинской повинности и налоговых обязательств. Часть их - воинская повинность и налоговые обязательства, получение гражданства путем семейных связей и многие другие - уже решена по международным конвенциям, к которым Армения присоединилась или собирается присоединиться.

Все последствия снятия конституционного запрета на двойное гражданство проявятся после принятия соответствующего закона. Пока же очевидно, что заинтересованные силы вряд ли смогут найти единое и окончательное решение вопроса о наделении бипатридов правом избирать и быть избранными, пишет газета "168 Жам". Так, по мнению председателя парламентской фракции Республиканской партии Армении (РПА) Галуста Саакяна, нельзя, чтобы люди с двойным гражданством обладали избирательным правом. "Если же они (фракция "Дашнакцутюн". - прим. ИА REGNUM) попытаются закрепить в законе такое положение, то я лично, естественно, буду против и стану бороться за то, чтобы такой нормы в законе не было, поскольку это чревато довольно серьезными отрицательными последствиями и представит угрозу для безопасности государства", - сказал Саакян. Соглашаясь с беспокойством Саакяна, газета отмечает, что Генеральная Ассамблея ООН, как и другие международные организации, неоднократно призывала избегать двойного гражданства, поскольку оно приводит к появлению неразрешимых проблем. По словам председателя Конституционного суда РА Гагика Арутюняна, право избирать и быть избранным непосредственно связано с цензом оседлости: "А как это связать и как осуществить - проблема решаемая. Так или иначе, принцип строго определенный - без ценза оседлости, абстрактным образом, решение этого вопроса представить невозможно". Арутюнян отметил, что "те 54 страны, которые признают двойное гражданство, сумели выработать приемлемые для себя модели", и призвал найти модель, которая была бы приемлемой и для Армении. Председатель комиссии НС РА по внешним отношениям, член АРФД Армен Рустамян считает, что если человек с двойным гражданством принимает на себя и выполняет все обязательства, то естественно, что он должен иметь и соответствующие права: "Несправедливо будет лишать его этого права, если он соблюдает все цензы, выполняет все обязанности наравне с любым гражданином РА". По словам члена правления Армянского общенационального движения (АОД), бывшего председателя парламентской комиссии по внешним отношениям Ованеса Игитяна, после принятия закона о двойном гражданстве "в стране появятся граждане двух сортов". "В Конституции РА закреплены права и обязанности граждан РА, - говорит он. - Далее зафиксировано: "Права и обязанности лиц с двойным гражданством определяются законом". То есть мы получаем граждан двух видов: права и обязанности первых определены Конституцией, вторых - устанавливаются отдельным законом. Это предполагает, что права и обязанности, закрепленные Конституцией за гражданами РА, на бипатридов не распространяются".

По словам заместителя председателя Республиканской партии Армении, секретаря парламентской фракции РПА Самвела Никояна, если избирательное право будет предоставляться всем, имеющим двойное гражданство, то вопрос о политическом руководстве Армении может быть решен США или Россией. Следовательно, не все лица, имеющие двойное гражданство, должны получать избирательное право, и после принятия закона о двойном гражданстве выборы должны проходить только в Армении. Избирательное право должно быть связано и с обязанностями, в частности, с воинской повинностью. По мнению Никояна, получение двойного гражданства не должно давать человеку однозначного права на владение землей. Для получения права собственности на землю человек должен иметь определенный вклад в Армении. Заместитель председателя правления АОД Андраник Овакимян отметил, что в 1995 году его партия вместе с РПА выступала против двойного гражданства, и именно поэтому его удивляет нынешняя позиция Республиканской партии по этому вопросу. По его словам, определение гражданства по национальному признаку является дискриминацией, и не может быть принято Венецианской комиссией Совета Европы. "По существу, есть две проблемы - избирательного права и службы в армии, или же прав и обязанностей, и что бы мы ни сделали, мы будем иметь граждан двух типов, что недопустимо для любой страны и, в особенности, для Армении", - подчеркнул Овакимян. ("Ноян Тапан").

Член бюро Коммунистической партии Армении Фрунзе Харатян считает, что только армянин по происхождению может быть одновременно гражданином и другой страны, и Армении. "Это не должно касаться представителей других наций". Харатян привел пример Китая, где, по его словам, 157 депутатов из 1200 избираются в зарубежных китайских общинах: "Мы тоже можем из 131 депутатских мест 5 предоставить Диаспоре. Надо отказаться от отношения к зарубежным армянам как к дойной корове. Любой проживающий за рубежом армянин должен чувствовать, что Армения - его государство". ("Айоц Ашхар").

Газета "Голос Армении" пишет, что два дня, проведенных на научной конференции "Двойное гражданство: альтернативные решения, экономические и социальные последствия", организованной Армянской группой международных политических исследований (AIPRG), сильно поколебали представления о кажущейся простоте проблемы двойного гражданства. По словам газеты, даже непосвященным стало понятно, что проблема двойного гражданства - это ключевой элемент актуального мирового процесса, воспринимаемый прежде всего как важный компонент программы глобализации. С точки зрения разработчиков этой части программы, пишет газета, проблему двойного гражданства следует рассматривать с точки зрения прав человека: "В наше время личность перестает быть собственностью государства, и поэтому двойное гражданство становится обычным и крайне желательным делом. В результате возникает новый рынок - рынок гражданств, а также соперничество за приобретение граждан. Поэтому должно поощряться не только двойное, но и тройное, четверное и вообще многогражданство (аналогия с многоженством также прозвучала в одном из докладов). Очевидно, что все эти глобализационные процессы должны будут завершиться опять же возвращением к одному единственному гражданству: все вовлеченные в этот процесс в итоге станут гражданами одного единственного супер- или трансгосударства, охватывающего весь мир. С тем только существенным отличием, что это единственное государство, как и весь процесс продвижения к нему, будут несовместимы с идеями патриотизма, чувствами преданности родине и т. п.". Как популярно объяснила "наша сильно продвинутая в данной проблеме соотечественница из США", "в условиях глобализации вопрос преданности нации в разговоре о двойном гражданстве не обсуждается, так как человек становится гражданином корпорации". Само понятие "нация" при этом подменяется понятием "транснация" ("ГА" отмечает, что на конференции этот термин звучал осторожно, но настойчиво), вероятно, прямо противоположным традиционному "нация-государство". И уж само собой разумеется, что "благодаря транснации с принятием двойного гражданства роль государства будет падать, а роль корпорации возрастать". К сожалению, отмечает газета, участники конференции к этим заявлениям не отнеслись с должным вниманием - "возможно, кто-то не оценил их важности, а для кого-то они уже стали аксиомой, не требующей обсуждения".

Газета "168 Жам" отмечает, что в ходе недавних обсуждений вопросов двойного гражданства правительство РА высказало свою точку по проблеме бипатризма, из которой стало очевидно, что лица с двойным гражданством будут пользоваться и избирательным правом. То есть, пишет газета, не исключено, что президентом Армении может стать и кто-то из армян, родившихся и живущих, скажем, в Мозамбике. Именно об этом свидетельствует предложение, согласно которому следует закрепить принцип, гласящий, что Армения - родина всех армян. "Принимая гражданство второй или третьей страны, гражданин приобретает в этой стране и полноправное гражданство, поэтому не может быть так, чтобы иностранный гражданин, получив гражданство Армении, не получил бы равных прав с гражданином РА", - заявив заместитель министра юстиции РА Геворг Малхасян.

Если, не дай боже, когда-нибудь будет принят закон о двойном гражданстве "в самом его", по словам министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна, "широком смысле", то за очень короткое время Армения для всего мира превратится в проходной двор, пишет газета "Чоррорд Ишханутюн". Причем, считает газета, произойдет это не только в экономической, но и в социальной и политической сферах. Любая страна мира, включая Турцию и Азербайджан, получит возможность посредством бипатридов руководить нашей внутренней и внешней политикой, предупреждает "Чоррорд Ишханутюн".

Навстречу парламентским выборам

Председатель Национального Собрания РА Тигран Торосян в ходе пресс-конференции опроверг слухи о том, что Республиканская партия Армении ведет переговоры с партией "Процветающая Армения" о создании совместного предвыборного блока. "Могу с уверенностью сказать, что мы по сей день ничего не делали с кем-либо совместно и не делаем это сейчас. Другой вопрос - что произойдет в дальнейшем, какие будут поставлены перед РПА задачи и какие тактические решения она примет... Одно очевидно: РПА достижение своих целей в предстоящих парламентских выборах связывает только со своей деятельностью. РПА пойдет на выборы только со своим списком", - заявил Тигран Торосян в ответ на вопрос журналиста о том, верно ли, что президент Армении Роберт Кочарян отдал распоряжение РПА и "Процветающей Армении" объединиться и создать предвыборный блок. ("Айкакан жаманак").

"Мы пока не обсуждали возможность создания с кем-либо предвыборного блока. Это вопрос не сегодняшнего дня. Мы на выборы идем одни - такова наша позиция на сегодняшний день. В дальнейшем - не знаю. Мы пойдем тем путем, который даст нам возможность достичь наилучших результатов", - заявил в беседе с газетой "Айоц Ашхар" председатель Объединенной трудовой партии Гурген Арсенян.

Национально-демократическая партия Армении примет участие в парламентских выборах 2007 года. Об этом, сообщает электронная газета OpenArmenia, заявил на встрече с журналистами глава партии Шаварш Кочарян. По его словам, любое объединение в оппозиционном поле страны можно лишь приветствовать, однако говорить о том, в каком составе партия выступит на выборах - в объединенном с какой-либо силой или самостоятельно, - пока рано. Кочарян также отметил, что на сегодняшний день "оппозиция является той политической силой, которая наиболее реально оценивает ситуацию, более идейна, решительна и последовательна". "Затрудняюсь с прогнозами, но, может быть, уже к осени сформируется наиболее систематизированное поле, в котором будут собраны идейно близкие другу к другу партии", - отметил он.

"Армянское общенациональное движение обязательно примет участие в парламентских выборах 2007 года. Мы ведем серьезную работу в этом направлении", - заявил заместитель председателя АОД Андраник Овакимян. По его словам, к выборам организация готовится не в классическом смысле, то есть не выдвигает программы, идеи и так далее, поскольку уверена, что для выборов в Армении это не имеет значения. АОД анализирует и разрабатывает модель действий по преодолению тех препятствий, которые власти будут чинить политическим силам. Если так будет продолжаться и дальше, то парламент превратится в назначаемый орган, подчеркнул Овакимян, добавив: "Есть всем известные центры, которые предопределяют все". ("Аравот").

Партия "Демократический путь", основанная 11 месяцев назад депутатом НС Мануком Гаспаряном, сегодня уже окончательно сформировалась в левоцентристскую политическую силу. Предположительно в августе состоится 2-й съезд "ДП", на котором будет обнародована программа партии. В ходе беседы с газетой "Аравот" Гаспарян заявил, что на будущих парламентских выборах его партия претендует на многое, "вплоть до формирования правительства". В этом плане депутат не исключил, что до парламентских выборов "Демократический путь" обнародует состав своего теневого кабинета с тем, чтобы, по его словам, "народ знал, кто войдет в правительство в случае нашего прихода к власти". В состав кабинета, по его словам, вошли как известные, так и не известные, но имеющие большой опыт работы лица. На вопрос, как партия собирается участвовать в парламентских выборах - самостоятельно или в блоке с какой-либо политической силой, - Гаспарян ответил: "Нашей идеологии придерживаются 5-6 партий. Я имею в виду социал-демократические партии, действующие в политическом поле Армении уже 10-15 лет, которым, однако, ни разу не удавалось пройти в Национальное Собрание. Мы не образуем блок с этими партиями, но если до выборов они решат объединиться с нами, мы примем их в свои ряды. Опыт создания блока уже есть". Возможность сотрудничества с силами, когда-либо входившими во власть, в частности с партией "Оринац Еркир", Манук Гаспарян не исключил, но сделал одну оговорку: если "ОЕ" в течение этого года докажет, что действительно является оппозиционной партией. "Если "ОЕ", Арташес Гегамян (лидер партии "Национальное единение". - прим. ИА REGNUM) и Арам Завенович Саркисян (лидер партии "Анрапетутюн". - прим. ИА REGNUM) предложат нам объединиться, мы в совете нашей партии обсудим этот вопрос. Какое решение будет принято, я не знаю, но сотрудничество с этими силами вполне возможно", - заключил лидер "ДП".

Газета "Айкакан жаманак" считает, что парламентские выборы 2007 года... близятся к завершению. По нашим сведениям, пишет газета, эти выборы проходят в резиденции президента РА. "Руководитель аппарата Армен Геворгян принимает заявки от тех, кто намерен стать депутатом по какому-нибудь из партийных списков или по одномандатным округам. Эти списки сверяются лично с Робертом Кочаряном, который, консультируясь в некоторых случаях с единомышленниками, производит назначение в том или ином округе. Что касается списков, то, если данный кандидат удостаивается утверждения Кочаряна, ему говорят - иди и жди: через некоторое время после выборов мы тебе скажем, в каком ты будешь списке".

Программы партий Армении

Программы партий в наши дни стали как будто формальными и отошли на второй план. Реально то, что во многих случаях создание партии становится чем-то вроде открытия магазина: кто-то, для того, чтобы удовлетворить свои политические амбиции, решает создать партию, пишет "168 Жам". И после этого решения это кто-то поручает еще кому-то написать "замудреную" программу для того, чтобы не нарушать формальностей. Во многих основных положениях программ партий Армении мысли повторяются с разными формулировками, причем, как правило, в программах многих партий есть недостаток ясности, зато много избитых, модных в наши дни ничего не говорящих выражений и добрых пожеланий. Все же армянские партии можно разделить на две группы, основываясь на их планах относительно внешней политики: первая группа выступает за углубление отношений со странами СНГ, особенно Россией, вторая - с Европой и Соединенными Штатами. Так, возглавляемая Степаном Демирчяном Народная партия Армении (НПА) первостепенное значение придает развитию и укреплению интеграционных процессов в рамках СНГ, восстановлению общих экономических, политических, информационных связей со странами-членами СНГ, развитию и укреплению политических и экономических отношений с Российской Федерацией, ожидая нового, более тесного и эффективного сотрудничества. "Стратегический альянс с Россией был и должен быть одним из главных направлений внешней политики РА", - отмечено в программе НПА, где между прочим отмечено также, что на основе взаимной заинтересованности Армения должна развивать и углублять сотрудничество с США, странами Евросоюза и другими странами мира. В других вопросах внешней политики основные программные положения НПА особо не отличаются от аналогичных положений других партий. Так, НПА находит, что справедливого решения карабахского вопроса необходимо достичь мирным путем, для решения "общенациональных проблем" важно укрепление и развитие всесторонних отношений с диаспорой. В некоторых приоритетных вопросах подходы НПА совпадают с подходами "Дашнакцутюн". В частности, в вопросе принятия двойного гражданства и.т.д. Партия "Анрапетутюн" своей главной целью объявила усиление РА, обеспечение благополучной и достойной жизни гражданина РА, объединение армянского народа вокруг национальных вопросов и вопросов государственности. Для достижения этой цели партия считает необходимым создание новой системы политических ценностей, основанной на мировоззрении и консервативных идеях, активное участие Армении в региональных и международных интеграционных процессах, установление и развитие взаимовыгодных политических, экономических, культурных отношений. Более конкретна и ясна программа Армянского общенационального движения (АОД): "Внешняя политика РА должна быть направлена на установление стабильного мира в регионе. Вместе с приоритетностью полноценного членства Армении в европейских структурах необходимо активно участвовать в работах всех структур регионального сотрудничества", - сказано в программе АОД. АОД считает, что в настоящее время основные препятствия для политического и социально-экономического развития Армении в основном носят внешнеполитический характер: продолжительное отсутствие мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта и обусловленное этим окружение страны. Преодоление данных препятствий является первоочередным вопросом внешней политики страны и сделает возможным серьезный экономический и социальный прогресс. Эта реальность, согласно АОД, требует пересмотра внешнеполитических целей. "Важнейшими гарантиями государственной независимости Армении и безопасности народа являются обеспечивающая необходимую защиту, морально стабильная и боеспособная профессиональная армия, развивающиеся и конкурентоспособные экономические и социальные системы, членство в НАТО и интеграция в европейские структуры", - отмечено в программе АОД. А недавно в программе "Оринац Еркир", имеющей репутацию прозападной партии, появилось положение о том, что наиболее важными для страны вопросами являются решение нагорно-карабахского конфликта, установление крепких дипломатических позиций "в силовых центрах мира" и международных структурах, формирование системы региональной безопасности, решающее участие Армении во всех программах и процессах развития и безопасности, постоянное развитие стратегического партнерства с Россией, продолжительная интеграция в европейские структуры, дальнейшее развитие отношений с США и.т.д. В программе "ОЕ" написано, что урегулирование нагорно-карабахского вопроса должно быть осуществлено согласно пакетному принципу, на компромиссной основе, выгодной армянскому народу. А в части "Внешняя политика" программы возглавляемой Самвелом Бабаяном партии "Дашинк" отмечено, что южнокавказские государства должны прийти к согласию о неразмещении иностранных военных баз в регионе, вследствие чего, согласно партии, заинтересованные государства начнут искать интересы в экономическом поле. В программе "Дашинка" отмечено также, что членство в ЕС должно стать одной из главных задач внешней политики РА. "Дашинк", по всей вероятности, предлагает что-то вроде "комплементарной" внешней политики. Судите сами: "В отношениях Армения-НАТО необходимо придерживаться уравновешенных и партнерских взаимоотношений, вследствие чего, однако, в Армении не должны быть размещены военные базы (...). Армения должна в рамках двусторонних договоров сотрудничать с РФ и США". А согласно Республиканской партии Армении (РПА), деятельность Армении в сфере внешней политики должна быть нацелена на нормальную интеграцию в мировое сообщество, повышение в нем роли Армении, развитие взаимовыгодных политических, экономических, культурных и других связей. Возглавляемая Альбертом Базеяном партия "Национальное возрождение" подчеркивает важность активного участия РА в региональных и всемирных интеграционных процессах: "Принимая во внимание огромный прогресс США и стран-членов ЕС в экономической и социальной сферах, в вопросах демократии и обеспечения прав человека, а также богатый опыт государственного правления и существенное влияние на всемирные экономические и политические процессы, особое значение имеет развитие и углубление связей между Арменией и этими странами". В программе партии Арташеса Гегамяна "Национальное единение" (НЕ) отмечено, что Армения должна стремиться создать добрососедские отношения с пограничными странами. "Вместе с этим, сомнению не подлежит тот факт, что сутью и стержнем всекавказской стабилизации должны быть только и исключительно Россия, Армения, Азербайджан и Грузия. Заинтересованные в коллективной безопасности США и Евросоюз могут значительно способствовать становлению сотрудничества и выгодных взаимодействий, экономических реформ, общих принципов демократических ценностей", - написано в программе "НЕ", где отмечено также, что внешняя политика РА должна быть направлена на международное признание воссоединенной страны "Армения-Арцах" (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха. - прим. ИА REGNUM). Ну а "Дашнакцутюн" стремиться к "решению "Ай Дата" ("Армянский вопрос" - в программе партии "Дашнакцутюн" комплекс задач, связанных с признанием Геноцида армян, возмещением причиненного ущерба, включением в состав Армении земель, на которых исторически проживали армяне. - прим. ИА REGNUM) - созданию целостной родины с целостным армянским народом". ("168 Жам").

Убийство на улице Себастия

Как сообщает агентство "А1 плюс", 22 июня в 14.47 в дежурное полицейское управление Еревана поступил звонок. Граждане столицы сообщили, что около здания номер 29 по улице Себастия слышны звуки выстрелов. Оперативная группа, выехавшая на место происшествия, обнаружила тело Седрака Вагановича Затикяна с огнестрельными ранениями. От выстрелов погибла также случайная прохожая, Карине Мануковна Саркисян 1969 г. рождения. На месте происшествия обнаружены и изъяты 24 стреляные гильзы от автомата Калашникова. По факту происшествия возбуждено уголовное дело. Агентство напоминает, что Седрак Затикян был сыном Вагана Затикяна, ныне покойного бывшего депутата, занимавшего также должность главы общины Малатия-Себастия.

Газета "Айоц Ашхар" пишет, что по сей день о смерти известного воина-освободителя, полевого командира Вагана Затикяна говорят, что он умер от яда. Убийство же его сына, Седрака Затикяна, по слухам связано с криминальным окружением одного из известных олигархов.

Газета "Им Иравунк" в статье, озаглавленной "Пока правоохранители сажают деревья, бандиты наглеют", пишет: "Те наглые, а также очередные убийства, которые были совершены средь бела дня в общине Малатия-Себастия, еще раз доказывают, что в нашей стране настоящие разбойники, бандиты и убийцы чувствуют себя безнаказанно. И в этой обстановке безнаказанности ни у одного гражданина нет ни малейшей гарантии того, что, выйдя на улицу, он не станет жертвой автоматной очереди или взрыва гранаты, брошенной в ходе криминальной разборки преступников".

Как отмечает газета "Чоррорд Ишханутюн", самым невероятным является то, что стреляли в 10-15 метрах от здания прокуратуры общины Малатия-Себастия. Это в очередной раз доказывает, что правоохранительные органы для преступного мира носят всего лишь формальный характер, заключает газета.

"Голос Армении" считает, что совершенное средь бела дня убийство на улице Себастия является очередной пощечиной правоохранительным органам. "Не пора ли нашим "компетентным органам" прервать свои думы о бизнесе размышлениями о происходящем? Последнее событие - доказательство нашей абсолютной незащищенности от бандитского беспредела. А может, пора нам самим подумать о средствах собственной безопасности?" - спрашивает газета.

Газета "Айкакан жаманак", отмечая, что убитый Седрак Затикян еще в апреле 2004 года был объявлен в розыск за то, что стрелял в двоих людей, пишет, что, по логике вещей, если бы в стране действовала правоохранительная система, то он должен был бы сегодня находиться в исправительной колонии.

Газета "Аравот" со ссылкой на очевидцев утверждает, что на месте происшествия имела место перестрелка. Более того, согласно источникам газеты, в вооруженном нападении принимали участие еще 2-3 джипа, официальной информации о которых до сих пор нет. Получены сведения о том, что по предварительной версии в Седрака Затикяна из преследовавшей его машины был произведен контрольный выстрел. При этом, согласно очевидцам, в машине Затикяна находились еще два человека - один из них получил телесные повреждения, другой, личность которого не установлена, сбежал. В соответствии с наиболее вероятной неофициальной версией, пишет газета, убийство Седрака Затикяна связано с конфликтом между ним и Варданом Акопяном, племянником депутата парламента от общины Малатия-Себастия Акопа Акопяна. Отношения между двумя молодыми людьми испортились во время подготовки к парламентским выборам 2003 года. Вардан Акопян и его сторонники решили поддержать кандидатуру Смбата Айвазяна, соперника баллотировавшегося в парламент брата главы местной общины Вараздата Затикяна. В 2004 году, после года "холодной войны", между противоборствовавшими сторонами произошло первое серьезное столкновение. Вардан Акопян и Седрак Затикян встретились в одном из ночных клубов в центре столицы. Оба были с друзьями, среди которых был сын командующего гарнизоном вооруженных сил РА Мушега Бабаяна. Тогда, по данным "Аравот", столкновение спровоцировала "команда" Вардана Акопяна, использовав численное преимущество, избила "соперников", нанеся некоторым из них телесные повреждения. И поскольку среди избивавших был сын высокопоставленного военного, в полиции инцидент не зарегистрировали и даже вернули нарушителям общественного порядка дубинки. После этого Мушег Бабаян, сын замминистра обороны РА Манвела Григоряна (зять Акопа Акопяна и близкий друг Седрака Затикяна) и Акоп Акопян попытались вразумить Вардана Акопяна и призвать его к порядку. Но тщетно. Вардан и его друзья избили одного из товарищей Седрака Затикяна. Именно после этого случая "команда" Затикяна нанесла "удар" Вардану Акопяну и его сторонникам. 11 апреля 2004 года в 16.00 из медцентра "Малатия" в отделение муниципальной полиции поступил сигнал о том, что к ним с огнестрельным ранением правой ноги доставлен Нарек Хачатрян, 1982 года рождения, и Вардан Акопян, 1980 года рождения, с переломом черепа. Выяснилось, что телесные повреждения им нанесли братья Затикяны. Андраник и Седрак Затикяны, избив Вардана Акопяна и его друга, выстрелили в них из пистолета. В тот период правоохранительные органы предприняли некоторые шаги, но так и не смогли раскрыть преступление. Ходили слухи, что к инциденту причастен и сын замминистра обороны РА, председателя правления Союза ополченцев "Еркрапа", генерал-лейтенанта Манвела Григоряна. Согласно источникам, пишет "Аравот", совершенное 22 июня преступление было продолжением этого конфликта, тем более, что, по некоторым сведениям, накануне трагедии Затикян участвовал в каких-то разборках. Рассматривается еще одна версия, которая связана с рестораном "Парос", принадлежавшем покойному Вагану Затикяну, а в последнее время - его сыну Седраку. По некоторым сведениям, неделю назад Седрак Затикян и Манвел Григорян отправились в сауну в селе Аршалуйс, где Григорян якобы предложил Седраку продать ему "Парос", на что последний ответил отказом. В ереванской прокуратуре, которая ведет следствие по данному делу, не исключают, что это тоже могло послужить мотивом убийства.

"Аравот" сообщает также, что, по достоверным сведениям, трое очевидцев дерзкого убийства, совершенного 22 июня в столичной общине Малатия-Себастия, описали внешность лиц, расстрелявших из машины Седрака Затикяна, сына покойного главы общины Вагана Затикяна. Составлены фотороботы преступников. Один из них, по мнению сотрудников прокуратуры, внешне напоминает племянника депутата-предпринимателя Самвела Алексаняна. Его местонахождение на данный момент неизвестно.