Интервью корреспондента ИА REGNUM с находившимся в эти дни в Степанакерте координатором Центра кавказских исследований Московского государственного института международных отношений, сопредседателем Лермонтовского общества России, кандидатом исторических наук Владимиром Захаровым

ИА REGNUM: Господин Захаров, в первую очередь хотелось бы узнать о целях и характере Вашего визита в Нагорный Карабах.

Поводом для моей второй поездки в Армению и Нагорный Карабах послужило приглашение по линии Фонда развития "Кавказский институт демократии", Ереванского государственного университета и Лингвистического университета имени В. Брюсова. В Ереване и Степанакерте я прочел ряд лекций. Первая их тема касается жизни и творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова. При этом я старался не повторять других авторов. Одна из тем так и называлась: "Чего мы не знаем о Лермонтове?", раскрывая которую я представил проблемы, стоящие перед исследователями жизни и творчества поэта. Мне очень хотелось обратить внимание студентов на эти проблемы, потому что они связаны с будущим нашей науки - как армянской, так и российской. Я попытался вскрыть неизвестные, неизученные стороны биографии великого русского поэта. Странным, кажется, образом его творчество и жизнь оказались тесно связанным с Кавказом - дважды он находился здесь в ссылке, здесь и закончил дни своей жизни.

Второй цикл моих лекций был посвящен русскому масонству. Это - очень большая и интересная тема, и в то же время на нее в России бросаются очень многие, поэтому появляются спекулятивные и легковесные суждения. Я ни в коем случае не хочу сказать, что моя точка зрения самая правильная. Возможно, я тоже ошибаюсь, потому что далеко не все материалы масонства нам известны. Но масонство сыграло в истории и культуре России очень большую роль, как положительную, так и отрицательную. И я постарался представить с одной стороны мое видение данной проблемы, а с другой - рассказать о тех исследованиях на эти темы, которые появились у нас в России за последние 20 лет. Еще одна тема - история Мальтинского ордена, которая является предметом моего тщательного изучения и интересует большое количество людей. Мальтийский орден - структура, имеющая очень древние, глубокие корни. Официально он был утвержден в 11 веке, хотя возник значительно раньше и назывался Орден Святого Ионна или же Орден Госпитальеро, по названию основного рода деятельности - содержания госпиталей и обслуживания больных, которые приходили на Святую землю поклониться святым местам. Я заострил внимание и на такой теме, как "Орден Госпитальеро в Киликийской Армении". Эта тема очень интересная и для российского читателя. В то же время очень мало изучена, и я считаю, что ее необходимо изучать глубже, потому что она, без преувеличения, имеет мировое значение.

ИА REGNUM: На этот раз Вы практически продолжили лекции, которые читали в прошлый приезд в Степанакерт, в декабре предыдушего года...

Нынешние мои лекции также были посвящены Лермонтову, вернее, как Вы правильно заметили, явились продолжением предыдущих моих лекций. Я рассказал также о русских писателях и поэтах, которые посещали Кавказ в разные годы. Это Грибоедов, Пушкин и др. Представил также неизвестные страницы пребывания императора Всероссийского на Кавказе в 1837 году. Я нашел очень интересные документы, которые до сих пор не были известны ни историкам, ни просто читателям. После лекций было много вопросов и от студентов, и от преподавателей. И это меня порадовало потому, что сразу видно их большое внимание и знание проблемы, свидетельствует о высоте знаний студентов Арцахского государственного университета.

Вторая лекция была на тему: "Образы Кавказа в русском общественно-политическом сознании". Она тоже недостаточно изучена, хотя имеются определенные книги, посвященные русско-армянским, русско-грузинским, русско-азербайджанским и др. литературным взаимоотношениям и взаимопроникновениям. Кроме того, моя поездка была связана с теми научными исследованиями, которые ведет наш Центр Кавказских исследований. Это очень большая работа, которая требует внимания ученых всего Кавказа. И мы знаем, что в архивах Грузии, Баку и Еревана хранится огромное количество документальных источников на русском языке, которые не были опубликованы в годы советской власти по идеологическим и другим соображениям.

ИА REGNUM: Что успели увидеть в Нагорном Карабахе?

Мое пребывание в Нагорном Карабахе совпало с праздником Пасхи. Я побывал на церковной службе в Шуши, которую вел духовный пастырь Арцаха Паргев Србазан. Кстати, о нем, о его трудах знают далеко за пределами Арцахской епархии. В России он известен как богослов и человек, который приложил немало усилий для поднятия духа народа в тяжелейшие годы войны. Мы посетили также монастырь Гандзасар. Это потрясающее место, одна из святынь армянского народа. Вы знаете, в Гандзасаре - история на каждом шагу: куда ни бросишь глаз, куда ни повернешься - видишь живое воплощение истории армянского народа. И мне не понятно, когда начинают говорить о том, что это - не армянская земля, что армяне здесь не жили... Извините, вы просто ничего не знаете, вы закрываете глаза и не желаете видеть правду. Вот и все! Приезжайте в Гандзасар и посмотрите: там надписи на древнеармянском языке. Недалеко от Гандзасара был найдет хачкар, который датируется 962 годом. Ну куда еще дальше, ну, что еще можно говорить? Вот вам конкретный исторический факт.

Когда мы возвращались из Гандзасара, я спросил, а есть ли поблизости мусульманское кладбище? И мне ответили: да есть, можем посмотреть. Мы проехали в сторону Агдама, вышли на старое кладбище. Я ходил по кладбищу, смотрел на надгробия. Да, оно заросло, но все памятники стоят целые. Ну, может быть, некоторые из памятников от ветхости покосились, но никто их не уничтожает. Я специально захотел посмотреть мусульманское кладбище, потому что видел фотографии армянских надгробий в районе Нахичевани, разбитые хачкары, знаменитые на весь мир. Те, кто думает, что выиграет, поступая подобным образом, жестоко ошибаются. Ведь Бог един, Бог непоругаем. В Шуши я видел своими глазами две мечети. Да, они немного пострадали во время военных действий, но они не разрушены. Наоборот, Арцахский архиепископ взял под свой контроль восстановление мечети. Тем самым он совершает перед Богом и народом величайший подвиг.

ИА REGNUM: Будут ли продолжены Ваши контакты с карабахскими научно-образовательными кругами в будущем?

Да, меня пригласили на конференцию в Степанакерте, которая состоится в июне нынешнего года и будет посвящена проблемам истории Кавказа. Я дал свое согласие и, думаю, приеду не один, а с несколькими учеными из различных регионов России, выступим с докладами. С собой, как и раньше, привезу книги в подарок. Это - крайне необходимый инструмент для студентов и преподавателей. Думаю, что наши контакты будут постоянно продолжаться и развиваться.