ИА REGNUM: Г-н министр, обрисуйте, пожалуйста, основные тенденции и приоритеты развития экономики Армении, а также те актуальные задачи, которые стоят сегодня перед возглавляемым вами ведомством.

Пожалуй, можно начать с констатации того факта, что в 2005 году нам удалось сохранить двузначный рост экономики Армении, подтвердив таким образом стабильный характер экономического развития страны, продолжающийся последние пять-шесть лет. Характерно, что после четырехгодичного цикла развития промышленности, последние два года выделились ростом инвестиционного потока, а также активностью в создании новых производств, внедрением новых технологий.

Данная тенденция, начиная с 2006 года, позволяет говорить о совершенно другом уровне развития промышленного сектора. Промышленность стабильно занимает в ВВП Армении порядка 25% - 27%. Колебание обусловлено объективными рыночными процессами, ценами на ту или иную продукцию на мировом рынке. Последнее напрямую указывает на повышение уровня интеграции в мировую экономику. Основным и главным характеризующим свойством экономики Армении является уровень ее диверсификации. Наша экономика не основана на моно-продукции, она - многоотраслевая, и поэтому колебания мировых цен на различные товары, а также колебания внутреннего рынка, обусловленные ростом платежеспособности населения и развитием инфраструктуры, за короткий срок компенсируются другими отраслями экономики. К примеру, когда в 2005 году рост промышленности не дотянул до 17% (как это случалось и раньше), мы стали свидетелями бурного роста сферы строительства, некоторую пассивность сельского хозяйства компенсировал существенный рост энергетики. Те или иные колебания замещает и рост реализации потребительской продукции, то есть торговля и сфера услуг. Именно эта взаимозаменяемость придает большую динамичность экономике Армении. И самым главным здесь является развитие малого и среднего предпринимательства - то, что делает экономику гибкой, позволяя обеспечивать стабильность и снизить до минимума риск потрясений. Малый и средний бизнес является основой создания и укрепления среднего слоя населения, то есть той ее части, которая, в принципе, несет основную нагрузку в деле обеспечения социальной, а в итоге и политической стабильности государства. Ведь этой части бизнеса гораздо легче, исходя из объективных реалий, менять направления деятельности, корректировать профиль и т. д. Ежегодно доля малого и среднего бизнеса в ВВП растет в среднем на 1,5%, то есть его доля в ВВП сегодня приближается к 40%, а в прошлом году этот показатель не превышал 38,2%.

Здесь необходимо отметить, что армянская экономика зиждется на таких несущих ее реальных секторах, каковыми являются промышленность, сельское хозяйство, торговля, услуги, а в последние годы уже и строительство. Рост сферы строительства последние три года составлял порядка 30-40% ежегодно. В 2005 году были утверждены и начали деятельность те институциональные структуры, которым мы придаем большое значение и к созданию которых мы долго готовились - это торговые представительства Армении в Европейском Союзе и ВТО. Важным достижением считаю и утверждение концепции государственной поддержки инновационной деятельности, а также соответствующих мероприятий до 2010 года. Назрела необходимость в создании основ инновационной системы, способной обеспечить ускорение научно-технического прогресса. В настоящее время на обсуждении Национального Собрания Армении находится законопроект о государственной поддержке инновационной деятельности, нацеленный на создание новых отношений между государством, частным сектором и наукой. Согласно концепции, инициатором инновационной активности должен стать частный сектор. Мы должны привить аксиому о том, что наука должна быть востребована, в первую очередь, частным сектором. Соответственно, со стороны государства должна ощущаться поддержка, которая не позволит полностью оставить науку на попечении частного бизнеса. Государство должно стать теоретическим инициатором, в то время как частный бизнес должен взять на себя практическую реализацию инновационных программ. В итоге, вся цепочка - от фундаментальных разработок до получения массовой продукции - должна быть максимально систематизирована и ускорена.

Создается правовая и практическая база для решения такой важной задачи, как создание принципиально новой системы обеспечения технической безопасности. В соответствии с новой концепцией регулирования отношений в данной сфере взамен системы непосредственного контроля со стороны государственного органа путем различного рода проверок будут задействованы такие механизмы, как обязательная техническая экспертиза, создание на предприятиях собственных технических служб, а также страхования на основе оценки соответствующих рисков. В этом плане государству остается лишь разрабатывать нормативные акты и требования, которые должны соблюдаться хозяйствующими субъектами. На обсуждение парламента страны представлен и другой важный документ - законопроект об авторских и смежных правах, целью которого является приведение регулирования этой важной сферы в соответствие с международными стандартами.

Хотел бы отметить, что за последние 5-6 лет министерством торговли и экономического развития Армении разработано более двух десятков фундаментальных законов, без которых экономика в новых условиях не могла обойтись. Сущность переходного периода именно и заключается в процессе создания качественно новых взаимоотношений, утверждении их законом и, естественно, во внедрении этих законов в реальную жизнь. Последний этап - реальная имплементация законов на всем постсоветском пространстве - проходит медленнее всего, на что есть объективные причины. Переход общества к новым условиям жизнедеятельности - я бы сказал на уровне одного поколения - проходит медленнее, чем принимаются законы. Эти условия, по сути, создаются для нового поколения, и реальные результаты будут видны лет через 10-15, как только оно возьмет на себя груз правления страной.

Экономический рост страны привел к увеличению реального роста доходов населения на 12-14%, в зависимости от отраслей. Естественно, рост покупательской способности диктует ценовую политику свободного рынка. Иногда у меня спрашивают - как повлияет на экономику рост цен на газ? Я отвечаю - на различные товары по-разному. Действительно, население демонстрирует различный уровень спроса на разные группы товаров независимо от размера их себестоимости. Так что, цены сами по себе никогда не растут - они растут только с увеличением покупательской способности населения и потребительским спросом на данную категорию товаров. Сверху давят спрос и цены мирового рынка, снизу - себестоимость, в итоге можно гарантировать уменьшение той порции прибыли, которую приносит деятельность в сфере бизнеса. Естественно, это может повлечь за собой замедление инвестиций, поскольку они осуществляются именно за счет прибыли. Здесь свою роль должна сыграть банковская система, которая должна быть в состоянии более активно вовлечься в экономику. С другой стороны, рост цен на газ может направить науку на создание альтернативных или даже новых вариантов добычи и новых видов источников энергии. Кстати говоря, и уровень ответственности за экономию энергоресурсов тоже обязательно повысится.

ИА REGNUM: Согласно прошлогодним данным, Азербайджан вышел на лидирующие позиции в СНГ по уровню экономического развития. Все бы хорошо, да вот только азербайджанские руководители грозятся пустить плоды этого роста на увеличение военного бюджета со всеми вытекающими отсюда последствиями. Каким образом данная тенденция может сказаться на развитии армянского государства - не придется ли и Армении вынужденно наращивать военный потенциал, сжигая экономические достижения во имя гонки вооружений?

Естественно, наше государство не может не анализировать эту ситуацию. Да, сегодня никто не отрицает рост азербайджанской экономики - более того, считаем это очень положительным фактом для региона в целом. Чем лучше будет жить рядовой азербайджанец, тем меньше он будет думать о том, о чем, по большому счету, думать не стоит. Что касается увеличения расходов на оборону и приобретение вооружения... Знаете, сегодня существует определенная планка технического уровня вооружений и оборонного потенциала, достигнув которой и обладая определенными разработками и ресурсами, можно уже не думать о наращивании количества танков, бронетехники и т. д. Конечно, финансы играют важную роль в повышении обороноспособности страны. Но одни только финансы не могут гарантировать боеспособность страны, которая определяется еще и другими очень важными факторами. Вспомним, например, что когда в 1992 году Азербайджан начал войну против Нагорного Карабаха, количество его военной техники в четыре раза превышало военную технику Армении и НКР вместе взятые, и, тем не менее, эта война была им проиграна. Взять силой целую нацию невозможно, эти времена давно прошли. После появления огнестрельного оружия, тем более, после развития науки и технологий, на земном шаре все изменилось. Так что, еще раз хочу подчеркнуть: надеяться, что войну можно начать и выиграть количеством патронов - занятие довольно-таки неблагодарное и бесперспективное. Лучше уж направить результаты экономического роста на повышение благосостояния граждан. Таким образом, учитывая динамику экономического роста Армении и потенциал, нам не придется "сжигать" экономические достижения на гонку вооружений.

Стержнем нашей стратегии стабильного экономического развития является создание экономики, основанной на науке и знаниях - "knowledge economy". Такая экономика непосредственно способствует росту обороноспособности страны и дает результаты, какие невозможно купить никакими деньгами. Речь идет о гарантиях достойного будущего следующих поколений. Важно и то, что рвение к науке невозможно блокировать - интеллект нации всегда будет превалировать над физической силой - так было и будет. На самом деле интеллектуальное развитие снижает уровень агрессии. По сути, перед нами стоит единственная задача - дать индивидууму возможность полностью реализовать свои умственные и физические способности и получить за это адекватную компенсацию. Чем выше интеллектуальный уровень нации, тем больше ее удовлетворенность жизнью, соответственно и меньше агрессии и ненависти.

ИА REGNUM: Судя по Вашим словам, переходный период для армянской экономики подходит к концу... Когда же реально можно будет сказать, что переход свершился и экономика вступила на путь поступательного развития?

Мы можем сказать, что переходный период позади лишь тогда, когда социально незащищенная категория наших граждан будет получать столько (я имею в виду пенсию, зарплату, причем, неважно каким образом), сколько хватило бы на удовлетворение материальных, духовных и физических потребностей. Говоря на обывательском языке - когда денег будет достаточно не только на жизнеобеспечение, но и на духовное развитие индивидуума.

ИА REGNUM: Вы отметили, что 2005 год утвердил стабильный характер экономического развития Армении. Какие крупные экономические события и инвестиционные проекты ожидают республику в текущем году?

В 2006 году нас ожидает много событий. Из них я бы выделил следующие: в мае в полном объеме заработает армяно-российский алюминиевый завод "АрменАл"; планируется открытие нового предприятия по производству стеклотары в Бюрегаване, которое полностью основано на немецкой, французской и итальянской технологиях (текущий объем инвестиций в данное предприятие составил порядка 40 млн. евро); в этом году открывается огромный технопарк американской компании EpygiLabs, а также центр информационных технологий компании Synopsys; планируется завершить переоборудование Viasfer Technopark - еще одного предприятия, занятого в сфере информационных технологий. В этой связи я бы хотел отметить, что по уровню промышленности информационных технологий Армения находится в тридцатке ведущих государств мира, но по использованию, допустим, интернета мы пока отстаем. И, тем не менее, думаю, не в той степени, в какой предстает Армения согласно исследованиям Всемирного экономического форума (ВЭФ) - 86-е место среди 117 стран по уровню использования информационно-коммуникационных технологий. Дело в том, что в этом исследовании за основу бралась информация по телекоммуникационной сфере на начало 2005 года, когда в стране работал только один оператор мобильной связи. Между тем, ситуация уже сейчас на порядок отличается от той, которая была 1,5 года назад. Кроме того, при оценке этого показателя за основу бралась фактическая структура ВВП, а в Армении, как известно, кроме промышленности, существенную долю ВВП составляют сельское хозяйство и строительство, где объективно степень "компьютеризации" не может быть высокой и сопоставимой, скажем, с уровнем "компьютеризации" в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) ряда соседних стран. К тому же, ВЭФ брал свои данные из открытых источников, в том числе пользовался национальными статистиками стран. Однако, в своих итоговых результатах он не учел коэффициент достоверности этой самой статистики. Согласно данным Всемирного Банка, Национальная статистическая служба Армении занимает по достоверности третье место среди аналогичных служб 144 развивающихся стран мира. Уверен, что, умножив результаты других стран на коэффициент точности их национальной статистики, форум получил бы несколько иные результаты. Кстати, в том же исследовании Всемирного экономического форума по агрегатному показателю конкурентности Армения опережает многие страны СНГ (за исключением стран с большей долей топливно-энергетического комплекса в структуре ВВП) и занимает 79-ое место.

Из области сухой статистики могу привести следующие цифры - за 2 года объем прямых иностранных инвестиций в нашу экономику почти удвоился. В 2005 году объем иностранных инвестиций в экономику Армении составил $504,5 млн., при этом инвестиции в реальный сектор экономики страны составили $400,4 млн. С учетом внутренних инвестиций, в экономику Армении в 2005 году было инвестировано в общей сложности порядка $1,1 млрд. Начиная с 1991 года объем иностранных инвестиций в экономику Армении достиг порядка $2 млрд., из коих $1,5 млрд. - это прямые инвестиции. В прошлом году основные инвестиции в экономику Армении были осуществлены из стран ЕС (50%), России (17%), а остальная часть приходится на США, Ливан и другие страны. В сферу связи Армении было инвестировано $132,1 млн., из коих порядка $74 млн. - в компанию "АрменТел", 57 млн. - в компанию VivaCell. В сфере горнодобывающей промышленности инвестиции составили $97,5 млн., в металлургии - 53,3 млн. (в основном инвестиции в "АрменАл"), в пищевую промышленность - $26,4 млн. Значительные инвестиции были осуществлены также и в сферу информационных технологий - $14,4 млн. По нашим прогнозам, экономический рост Армении в 2006 составит больше запланированных 8%, ожидаемый объем иностранных инвестиций будет порядка $500 млн.

ИА REGNUM: Г-н министр, в контексте повышения тарифов на поставляемый в Армению газ - какая судьба ожидает такие крупные промышленные объекты, как завод по производству синтетического каучука - "Наирит" и завод "Прометей-Химпром" в городе Ванадзор?

"Наирит" работает и будет работать. Будет работать и "Прометей-Химпром", для которого газ на этом этапе не является технологическим сырьем. В этом случае гораздо большее значение будут иметь цены на электроэнергию. Для "Наирита" газ - это сырье, и его определенное подорожание хотя и привлечет к повышению себестоимости продукции, но не до той степени, чтобы повлиять на объемы реализации. Да, если цена на газ достигла бы европейской отметки - 230$ за тысячу кубометров, то тогда без внедрения новых технологий конкурировать на мировом рынке стало бы очень трудно. Но сегодня, когда на рынках, где мы работаем, конкурент "Наирита", американский химический гигант Du Pont предлагает гораздо более высокие цены за аналогичную выпускаемой в Армении по техническим параметрам продукцию, нынешняя цена на газ не может быть угрозой конкурентоспособности "Наирита". В данном случае "Наирит" уступает только в плане маркетинга.

Так или иначе, в глобальном плане я не представляю ситуации, с которой Армения не смогла бы с честью справиться. У нас есть колоссальный интеллектуальный потенциал, генетическая тяга к знаниям. Такая нация не может не иметь будущего. Самая главная задача сегодня - реформирование системы образования. У нас есть молодые ученые, которые готовы и будут развивать науку. Государство должно инвестировать в науку - столько, сколько возможно. За наукой - будущее.