Обзор СМИ за 24 февраля-2 марта 2006 года.

Военный вестник. Международное сообщество разочаровано. Мнения политологов. Заявления президентов. Топор войны.

Военный вестник

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", 28 февраля в 19:00 в районе села Мовсес и в 23:50 в Ноемберянском районе азербайджанской стороной в направлении подразделений вооруженных сил Армении был открыт пулеметный огонь. В обоих случаях армянская сторона ответный огонь не открывала, пострадавших нет.

Бакинская "525-я газета" сообщает, что 1 марта с 01:30 до 01:40 подразделения вооруженных сил Армении с позиций, расположенных в 1,5 км к северо-востоку от села Беркабер Иджеванского района, подвергли автоматному и пулеметному обстрелу позиции Вооруженных сил Азербайджана, расположенные на территории села Газал Гаджилы Газахского района. Ответным огнем обстрел был подавлен, потерь нет.

По сообщению агентства "А1 плюс", 2 марта было зафиксировано очередное нарушение режима прекращения огня азербайджанской стороной. Около 17:50 был открыт огонь в направлении магистрали Баганис-Иджеван. Армянская сторона ответного огня не открывала. Пострадавших нет.

Газета "Айоц Ашхар" пишет, что распространенная азербайджанскими СМИ информация о нарушении армянской стороной режима перемирия в ночь с 28 февраля на 1 марта не соответствует действительности.

Как сообщает karabakh-onlain.com со ссылкой на пресс-службу МИД Нагорного Карабаха, 28 февраля, согласно ранее достигнутой с властями Нагорного Карабаха договоренности, миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил НК и Азербайджана на дороге Агдам-Барда. С позиций Армии обороны НК наблюдение вели полевые помощники личного представителя действующего председателя ОБСЕ Петер Кии (Великобритания), Иржи Аберле (Чехия) и Харри Эронен (Финляндия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком. Нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители Министерства обороны и Министерства иностранных дел НК.

Бакинская "525-я газета" также сообщает о том, что мониторинг линии соприкосновения войск на дороге Агдам-Барда, осуществленный 28 февраля, прошел без инцидентов. С азербайджанской стороны мониторинг провели личный представитель председателя ОБСЕ, посол Анджей Каспшик, полевые помощники Александр Самарский и Жири Аберле.

На вопросы журналистов ответил начальник Генштаба Вооруженных сил (ВС) Армении генерал-полковник Микаэл Арутюнян.

"Какова ситуация на армяно-азербайджанской границе после провала переговоров в Рамбуйе (имеются в виду переговоры президентов Армении и Азербайджана - прим. ИА REGNUM)?

Больших перемен нет. Правда, вот уже несколько дней на территории Азербайджана проводятся командно-штабные учения, но это плановое мероприятие. Мы также проводим подобные мероприятия в соответствии с установленным порядком.

Были ли отмечены в последнее время случаи нарушения режима прекращения огня?

Были случаи выстрелов с азербайджанской стороны в Нагорном Карабахе, на Ноемберянском и Тавушском направлениях. Но это был не прицельный огонь. В Ноемберяне только недавно был ранен в руку пастух, но из-за собственной неосторожности: он слишком близко подошел к линии соприкосновения сторон. Но ранение было легким. В целом, особых изменений нет.

Азербайджанская сторона свои позиции вперед не продвигает?

Нет. Прошлые два года такое было, но теперь этот процесс остановлен. Наверное, они и сами осознали, что смысла в этом нет, да и опасно.

Как вы относитесь к заявлению руководства НК о том, что если Азербайджан не хочет вести прямые переговоры с Нагорным Карабахом, то Армения должна выйти из переговорного процесса?

Во-первых, я уверен в том, что рано или поздно президент Карабаха сядет за стол переговоров с президентами Армении и Азербайджана. Иначе решить вопрос невозможно. А Армения не может выйти из переговорного процесса. Мы взяли на себя обязанности в части обеспечения безопасности НК и, конечно же, не можем пренебречь переговорным процессом.

Как вы расцениваете последнее заявление России о намерении углубить военно-техническое сотрудничество с Азербайджаном?

Это вопрос российско-азербайджанских отношений. Главное для нас - углубить наши отношения с Россией. Уверен, что этот процесс не только есть сегодня, но и будет продолжен в дальнейшем". ("Айоц Ашхар").

Международное сообщество разочаровано

Президентам Армении и Азербайджана Роберту Кочаряну и Ильхаму Алиеву в Рамбуйе не удалось достичь согласия по одному важному принципу. Об этом, передает "Арминфо", в интервью ряду армянских и карабахских телеканалов заявил сам Роберт Кочарян. По его словам, разочарование после встречи президентов Армении и Азербайджана - следствие чрезмерных ожиданий. "Во время всех наших встреч всегда были пункты, по которым нам удавалось достичь общих граней, и были пункты, по которым согласия достичь не удавалось. Конечно, возникает вопрос, откуда появилось такое разочарование? Убежден, что это следствие преувеличенных ожиданий", - отметил Кочарян, добавив, что эти ожидания появились вследствие оптимистичных заявлений, которые до встречи периодически озвучивались посредниками Минской группы (МГ) ОБСЕ по урегулированию конфликта, а также представителями различных международных структур. В то же время, глава армянского государства считает важным сам факт отдельной встречи в Рамбуйе с президентом Азербайджана. Кочарян напомнил, что вот уже около двух лет все встречи президентов Армении и Азербайджана происходили в рамках каких-либо международных мероприятий. Приглашение президента Франции и его личное участие в переговорном процессе также сформировало определенные ожидания. Все ожидали какой-то кульминации, развязки проблемы, чего, однако, не произошло. Кроме того, подчеркнул президент, с 2006 годом связаны большие надежды и по той причине, что ни в Армении, ни в Азербайджане не проводятся выборы. В этом контексте, продолжил он, 2007-2008 гг. будут сложными для Армении, и карабахская проблема может стать заложницей предвыборных настроений. "Достаточно серьезное воздействие имело также намерение достичь договоренности вокруг принципов урегулирования до встречи Большой восьмерки в Санкт-Петербурге. Это был достаточно важный фактор, и сопредседатели считали, что, если удастся придти к соглашению по основным принципам, это будет лучшим гарантом, что международное сообщество сделает максимум для содействия выполнению договоренностей", - подчеркнул Кочарян, добавив, что эти сроки заставляли определенным образом ускорить процесс урегулирования. По мнению президента, это пожелание было в какой-то мере оправданным, поскольку выиграли бы все стороны, но этого не произошло. Президент РА отметил, что переговоры будут продолжены. В частности, после встречи глав МИД Армении и Азербайджана будет понятно, какими темпами этот процесс будет продолжен. Он заметил, что ожидания сопредседателей Минской группы ОБСЕ были высокими еще и по той причине, что по ряду принципов уже была достигнута договоренность. "Больших ожиданий вокруг пункта, по которому не удалось достичь согласия, не было. Именно по этой причине в Швеции я сказал, что настроен с осторожным оптимизмом, и даже добавил - "очень осторожный оптимизм"", - напомнил президент, в то же время положительно оценив уже проделанную в этом направлении работу. "Но урегулирование вопроса - такой сложный процесс, что можно договориться по 15 принципам или пунктам, но отсутствие договоренности по одному будет означать, что процесс не начался, и надо либо пересматривать весь пакет, либо продолжить искать пути по другим принципам", - сказал Кочарян.

Как сообщает газета "168 Жам", говоря о причинах провала переговоров в Рамбуйе, сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Стивен Манн отметил: "Мы обязаны искать решение, поскольку это гуманитарная катастрофа и серьезная проблема в части региональной безопасности. Принципиальным является то, что необходима политическая воля двух сторон. Я имею в виду ту волю, которая обуславливает уступки каждой стороны. Я совершенно уверен, что это хорошая возможность как для Азербайджана, так и для Армении. Однако для достижения наших целей необходима политическая воля президентов, двух народов, а также международная поддержка".

Евросоюз выразил сожаление в связи с тем, что на встрече в Рамбуйе президенты Армении и Азербайджана "не смогли принять решений, необходимых для достижения большого прорыва в нагорно-карабахском вопросе". Как сообщает бакинское агентство Day.Az, в распространенном ЕС заявлении, в частности, отмечается: "В то же время мы приветствуем намерение президентов двух стран продолжать переговоры. Мы призываем обе стороны удвоить свои усилия для достижения соглашения, которое потребует компромиссов с обеих сторон. Мы вновь призываем обе стороны готовить свои народы к сбалансированному соглашению и избегать любых публичных заявлений, которые могут привести к эскалации конфликта и увеличить недоверие". "В связи с этим ЕС напоминает о заявлении, принятом на министерской встрече ОБСЕ в Любляне, в котором сторонам было предложено перейти от переговоров к принятию решений. Мы твердо убеждены в том, что стороны не должны упустить существующее окно возможностей", - говорится в заявлении ЕС.

"Администрация США чрезвычайно расстроена результатами переговоров в Рамбуйе", - заявил в интервью российской "Независимой газете" заместитель госсекретаря США Николас Бернс. По его словам, США предполагали, что встреча президентов Армении и Азербайджана даст хорошую возможность для перелома в процессе урегулирования конфликта. "Начиная с 1991-92 годов были предприняты многочисленные попытки урегулировать ситуацию, и встреча Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева в Рамбуйе, думаю, была среди них самой перспективной", - отметил Бернс, добавив, что США пока желают продолжить совместную с Москвой и Парижем работу с целью достичь окончательного согласия в этом вопросе.

"Похоже, что окно возможностей 2006 года для урегулирования карабахского конфликта закрылось, и неизвестно, сколько таких окон еще будет в дальнейшем". Так заканчивается статья, посвященная армяно-азербайджанским отношениям, опубликованная недавно в одном из приложений английской газеты "Экономист", пишет "Айкакан жаманак". "Надежды на то, что в 2006 году можно будет достичь подписания соглашения по карабахскому конфликту провалились, когда в Рамбуйе, вопреки ожиданиям, президенты Армении и Азербайджана не смогли достичь согласия по принципиальным вопросам. Хотя время еще и есть, однако перспективы прогресса весьма туманны. А время не способствует миру", - пишет "Экономист". В статье отмечается также, что Армения и Азербайджан остаются неуступчивыми. Азербайджан настаивает на том, что конфликт должен быть решен на основе принципа территориальной целостности Азербайджана, что означает, что Нагорный Карабах должен оставаться в его составе, а Армения утверждает, что НК в составе Азербайджана быть не может. "Более того, тот факт, что руководители и Армении, и Азербайджана прибрали к рукам власть посредством сфальсифицированных выборов, ослабляет их легитимность и плохо отражается на их возможности идти на компромиссы", - пишет издание. Согласно статье, карабахский конфликт отличается от остальных конфликтов постсоветского пространства, поскольку "протекает между двумя суверенными государствами, одно из которых - Армения - исторически ассоциируется с Россией". Отвечая на вопрос, какие еще возможности могут быть созданы для разрешения конфликта, "Экономист" обращается к причинам возникновения такой возможности в 2006 году. И в этом контексте отмечает, что в 2005 году мировая общественность закрыла глаза на факт фальсификации результатов голосований в Армении и Азербайджане. "В октябре 2005 года в Азербайджане состоялись парламентские выборы, а в ноябре в Армении - референдум по конституционным поправкам. Несмотря на то, что оба случая были сфальсифицированы, международная общественность оказалась нема, чтобы ни одну из сторон не ослабить перед важными переговорами", - пишет "Экономист". А после провала важных переговоров, считает газета, шансы на то, что Кочарян и Алиев пойдут на решение конфликта, сравнялись нулю. "Идти против общественного мнения в таком основополагающем вопросе станет политическим крахом и для Алиева, и для Кочаряна. Если такая ситуация продолжится, то следующая возможность откроется в 2009 году. А если и она будет упущена, то этот замороженный конфликт может быть разморожен самым нежелательным путем".

На вопросы радиостанции "Голос Америки" ответил посол Стивен Манн, специальный посланник США по урегулированию конфликтов в Евразийском регионе и сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США.

"Какова ваша оценка последних переговоров по Нагорному Карабаху?

Переговоры в Рамбуйе были очень важными. Нам необходимо двигаться дальше по карабахскому соглашению. И 2006 год - очень важный год в этом отношении. В целом переговоры были детальными и проходили в очень позитивной атмосфере между двумя президентами и сопредседателями Минской группы. Но они были очень сложными, и я боюсь, что мы не очень продвинулись.

Какие моменты в переговорном процессе были самыми сложными?

Я не хочу вдаваться в детали переговоров и не уверен, что смогу выделить какой-то отдельный самый сложный момент. Но я могу отметить следующее. Два президента и сопредседатели приехали на переговоры в Рамбуйе нацеленными на ключевые вопросы. Мы позволили им провести глубокие и серьезные дискуссии и старались, чтобы они пришли к соглашению. В целом это была очень интенсивная дискуссия.

Почему все-таки переговоры провалились? Не хватило политической воли или были недоработки в документах?

Во-первых, в отношении Карабаха я скажу: "еще не вечер". Мы обязаны искать решение, так как это гуманитарная трагедия и серьезная проблема региональной безопасности. Мы должны продолжать работать над этим. Но принципиальный момент состоит в том, что необходима политическая воля с обеих сторон. Когда я говорю "политическая воля", имеется в виду воля, включающая компромисс с каждой стороны. Вы не сможете указать ни на один международный переговорный процесс, в результате которого одна из сторон смогла бы достичь полного выполнения своих требований. В данном случае я абсолютно убежден: это беспроигрышная возможность как для Азербайджана, так и для Армении. Но для достижения целей необходима политическая воля президентов, каждого народа, а также международная поддержка.

Что намерены делать дальше сопредседатели Минской группы ОБСЕ?

Сопредседатели провели переговоры между собой после Рамбуйе и проинформировали министра де Гухта, нового председателя ОБСЕ, о сложившейся ситуации. Мы также решили встретиться опять в Вашингтоне, возможно, в первую неделю марта, чтобы полностью оценить результаты переговоров в Рамбуйе и решить, какие шаги будут следующими.

Конфликт между Азербайджаном и Арменией по Нагорному Карабаху уже продолжается 18 лет. Когда он будет разрешен?

Не так скоро, но он должен быть разрешен. Дело в том, что условия для разрешения конфликта не будут улучшаться. Мы видим продолжающуюся гуманитарную катастрофу для огромного числа людей. Вокруг Карабаха так много людей, живущих в неопределенности и страхе. Это веская причина для объединения сторон и совместного урегулирования ситуации. Я думаю, 2006 год - это год для разрешения данного конфликта". (GazetaSNG.ru)

Мнения политологов

Газета "Азг" при поддержке организации "Ресурсы примирения" в рамках проекта "Инициатива консорциума", финансируемого британским правительством, публикует интервью азербайджанского политолога Лейлы Алиевой (материал приводится с сокращениями).

"Как вы оцениваете прошедшие переговоры президентов Азербайджана и Армении в Рамбуйе?

Как я поняла, они ни о чем не договорились. Они только договорились продолжить диалог. А этот диалог можно продолжать до бесконечности. Только если на них кто-то сильно не надавит.

Возможно ли решение этого конфликта в ближайшем будущем?

Поскольку наши лидеры - мастера оттягивать эти проблемы, я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Кроме того, у обоих лидеров слабый мандат, а карабахский конфликт - это серьезный вопрос для наших стран. Так что любая уступка, с чьей стороны бы она не исходила, может пошатнуть устои их власти. Для политического руководства обоих государств, сегодня непосредственно вовлеченных в переговорный процесс, фактор Карабаха может стать решающим, и речь идет не только о потере собственного политического веса. И, учитывая все это, не думаю, что в этом году мирное соглашение по Карабаху будет подписано. С другой стороны, парламентские выборы в Азербайджане и референдум по изменению Конституции в Армении прошли далеко не гладко. Это несовершенство выборов и референдума может использоваться посредниками в качестве средства давления на обоих президентов. Тем не менее, оба президента пользуются в мире известностью тем, что могут контролировать свои общества, что они доказали в ходе выборов и референдума. Этим президенты Армении и Азербайджана показали мировому сообществу, что им можно доверить любое решение конфликта и они смогут его претворить в жизнь.

Приемлем ли для Азербайджана вопрос референдума в Нагорном Карабахе?

У меня нет точной информации относительно того, на что конкретно согласны наши власти. И я не думаю, что они уже согласились на проведение референдума. Дело в том, что если речь идет о референдуме "по отделению" в Карабахе - только на территории автономии, то это не соответствует Конституции Азербайджанской Республики (а также многих европейских стран, между прочим). В данном случае, однако, Азербайджану (согласно докладу Международной кризисной группы) предлагается два варианта: внести соответствующие изменения в собственную Конституцию, позволяющие проводить референдумы в отдельно взятой автономии, или перевести проведение референдума под эгиду международной организации. Принятие такой поправки в Конституцию АР может способствовать развитию центробежных сил в нашей стране, как и в любой слабой стране с переходной экономикой. Другой аспект этой проблемы заключается в определении того, кто будет участвовать в этом референдуме. Понятно, что наших беженцев будет меньшинство. То есть армяне все равно будут иметь преимущество, и ясно, к чему это приведет по итогам референдума. Еще одна серьезная проблема, связанная с референдумом: какие вопросы на нем будут задаваться. Дело в том, что армянская сторона настаивает на включении в референдум только трех вопросов: желаете ли вы остаться жить в Азербайджане, присоединиться к Армении или быть независимыми. Но по причине ограниченности вариантов вопросов есть очень большая вероятность того, что армянские жители Карабаха проголосуют за один из двух вариантов: независимость или присоединение к Армении. Если бы в рамках референдума шла речь о разных степенях автономии для Карабаха в составе Азербайджана, то такой референдум был бы приемлем для Азербайджана.

Сейчас много разговоров и о размещении на территории конфликта миротворческих сил. Ваше мнение по этому поводу.

Сейчас, скорее всего, идут переговоры о том, кто будет представлять этих миротворцев. И, судя по просочившейся в СМИ информации, один из вариантов заключается в том, что это должны быть чисто европейские войска - без турецких и российских сил. Но в таких вопросах всегда есть дилемма: не вовлеченные страны или те, у кого нет интересов в регионе, как, например, скандинавские, должны еще убедить парламенты своих стран, почему они должны посылать своих граждан в опасные зоны.

Какова вероятность возобновления военных действий?

Сверхдержавы заинтересованы, в первую очередь, в стабильности данного региона, в его способности играть роль буфера перед угрозами, идущими с Ближнего Востока. Возобновление военных действий в этом регионе означает нарушение этой, пусть хрупкой, но стабильности. Поэтому перспектива возобновления военных действий мне кажется маловероятной. Однако полностью исключать такую возможность в долгосрочной перспективе я бы не стала. Дело в том, что, пытаясь решить проблему военным давлением, Армения сама создает себе долгосрочные проблемы в области безопасности. Вместо этого надо было бы вывести войска и искать на основе доброй воли взаимоприемлемое решение, причем на всех уровнях общества, тогда бы вопросы безопасности вообще не стояли". ("Азг").

На вопросы газеты "Азг" ответил армянский политолог Степан Григорян (интервью приводится с сокращениями).

"Встреча в замке Рамбуйе предварительно была охарактеризована как "окно возможностей" для прорыва в урегулировании карабахского конфликта. Которую из двух сторон в большей степени не устроило это "окно" и эти возможности?

В процессе поиска решения карабахского конфликта международные посредники из Минской группы ОБСЕ в разные времена выделяли главные предложения, определяющие как ход переговорного процесса, так и возможные варианты решения проблемы. Так, в 1996-97 гг. главные предложения посредников сторонам конфликта можно представить в виде формулы "безопасность Нагорного Карабаха в обмен на территории", т. е. в обмен на вывод армянских вооруженных формирований с контролируемых территорий армяне НК должны были получить серьезные гарантии безопасности. Позже, в 1998-2000 гг., заработала формула "статус НК в обмен на территории", а после Парижа и Ки-Уэста предложения посредников трансформировались в подход типа "территории в обмен на территории". Тогда это вызвало серьезные протесты в Армении и Азербайджане, так как в глазах общественности этих стран данное предложение искажало саму суть конфликта и сводило его решение к механическому обмену транспортными коридорами (независимо от реального положения дел, люди воспринимали это как предложение Армении передать контроль над коридором Мегринского района Азербайджану, а Азербайджану - передать Армении Лачинский коридор). В последние два-три года много говорится о некоем "пражском процессе", однако и по сей день посредники не раскрывают его суть. Перед встречей же президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе появились новые предложения, которые можно представить в виде формулы "территории в обмен на референдум о независимости в Нагорном Карабахе". Проведение референдума о независимости в НК через 10-15 лет - это новый элемент в предложениях посредников. Думаем, с этим и был связан непомерный и непонятный для общественности Армении, Азербайджана и НК оптимизм международных посредников, которые, будучи уверенными, что это новое предложение заинтересует стороны конфликта, заговорили об "окне возможностей". Новым элементом в переговорном процессе в Рамбуйе можно считать и более подробное и предметное обсуждение вопроса введения миротворцев в зону конфликта. Как представляется, власти Армении и Азербайджана не готовы к решению конфликта, что видно уже из того, что ими ничего не сделано для того, чтобы в обществах укоренились терпимость и толерантность друг к другу, чтобы граждане были бы готовы к сотрудничеству и восприятию компромиссных и взаимоприемлемых решений. Более того, перед каждой очередной встречей Алиева и Кочаряна в СМИ обеих стран раскручивается кампания, разжигающая ненависть друг к другу. По всей видимости, власти Армении и Азербайджана больше озабочены проблемами сохранения власти, поэтому и остается впечатление, что обе стороны лишь тянут с решением конфликта. На этом фоне смешно выглядели оптимистические заявления сопредседателей МГ ОБСЕ, сделанные ими до встречи президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе. Вольно или невольно, но посредники становятся соучастниками этого бесконечного процесса.

Чем объяснить ожидания международных сил, связанные с 2006 годом? Только ли тем, что за ним последуют выборные процессы в Армении и Азербайджане? И может ли еще оправдаться оптимизм, связанный с 2006 годом?

Не очень ясно, почему решение карабахского вопроса напрямую связывают с выборами в той или иной стране, в том числе с выборами в Армении и Азербайджане. Об этом чаще всего говорят посредники из Минской группы ОБСЕ, считая, что власти Армении и Азербайджана не смогут принять компромиссные, а значит, непопулярные решения по карабахскому конфликту в выборные периоды. Опыт последних лет показывает, что этим очень искусно пользуются власти Армении и Азербайджана для сохранения своих позиций и очередного удержания власти. Главный их аргумент заключается в том, что именно они хотят решения конфликта, что лишь они готовы идти на компромиссы, а оппозиционные силы в случае прихода к власти якобы будут выступать с еще более жестких позиций в карабахском вопросе. Но, во-первых, не факт, что оппозиция в случае прихода к власти обязательно будет выступать с жестких позиций, и, во-вторых, опыт президентских и парламентских выборов, проведенных в Армении и Азербайджане в 2003 и 2005 гг., показал, что у властей обеих стран нет проблем в проведении выборов в нужном им "ключе" и получении "нужного" им результата, а потому считаю необоснованным связывать решение карабахского конфликта с проведением выборов в Армении или Азербайджане. Думаю, что ожидания международных посредников из Минской группы ОБСЕ и их оптимизм, связанный с 2006 годом, не могут оправдаться. Наверно, им трудно понять, что для принятия взаимоприемлемых решений по карабахскому вопросу власти обеих стран должны проявить политическую волю и иметь высокий уровень доверия в своих обществах, чего, к сожалению, сегодня нет.

Что же на самом деле мешает урегулированию конфликта, если не брать в расчет взаимные обвинения сторон?

Как представляется, сегодня не существует объективных предпосылок для скорого разрешения карабахского конфликта. В связи с этим выделим три важных аспекта, препятствующих урегулированию:

1. Как нам представляется, без участия избранных представителей Нагорного Карабаха в процессе переговоров трудно будет добиться реального прогресса в решении конфликта и, тем более, в течение 2006 года. Здесь уместно проведение аналогии с той же Абхазией. При всем том, что абхазы составляли всего лишь 20% населения Абхазии перед началом грузино-абхазского конфликта, тем не менее абхазское правительство является стороной переговорного процесса как с согласия Грузии, так и международных организаций. Решение было правильным, т. к. невозможно достигнуть разумного, мирного решения проблемы без учета интересов абхазской стороны. В случае с карабахским конфликтом ситуация еще более очевидна, т. к. до начала конфликта армянское население составляло 80% от всего населения Нагорно-Карабахской автономной области. Что это означает? Это означает, что властные структуры, образованные в НК, имеют достаточную легитимацию. Поэтому не учитывать их мнение просто несерьезно, а с юридической и правовой точки зрения - неправильно. В конечном итоге, когда завтра будут приниматься решения по НК, когда будет то, о чем сейчас говорят - поэтапный вывод войск с контролируемых территорий, введение в регион миротворцев, возврат беженцев в места их первоначального проживания или какие-либо другие шаги, - как это будет возможно реализовать без согласия и участия людей, непосредственно вовлеченных в конфликт?

2. Наши общества - армянское и азербайджанское - фактически отстранены от переговорного процесса и практически не имеют представления о том, как будет решаться данный вопрос. То, что мы сегодня имеем, - это обрывочная информация от сопредседателей Минской группы ОБСЕ и, частично, от официальных лиц Армении и Азербайджана. Из этой урезанной информации, в общем-то, понять, какой вариант решения предлагается, очень сложно. Это не может не нервировать конфликтующие общества, т. к. неведение дает почву для сомнений и подозрений как к посредникам, так и к самим властям. Непонятно, как президенты Армении и Азербайджана будут реализовывать те или иные решения. Ведь любое решение, содержащее взаимные уступки, автоматически предполагает и непопулярные шаги, которые невозможно будет реализовать без поддержки широких слоев обществ. А если учесть, что для решения конфликта необходимо создание атмосферы терпимости и примирения между армянским и азербайджанским народами, то станет ясно, насколько мы далеки от реального решения карабахского конфликта.

3. Из последних заявлений официальных Еревана и Баку видно, что позиции сторон по ключевым вопросам пока еще достаточно серьезно расходятся. Это подтвердила и встреча президентов Армении и Азербайджана в Рамбуйе.

Возможно ли принятие решения о возвращении азербайджанских беженцев в Карабах, возвращении спорных территорий и проведении референдума без участия армянского и азербайджанского народов? Каким вы видите механизм участия в процессе принятия решений?

Думаю, что механизм решения конфликта должен быть следующим: после того как при поддержке международных посредников стороны найдут общее политическое решение (Большой Мирный Договор), оно должно быть вынесено на обсуждение широкой общественности Армении, Азербайджана и Нагорного Карабаха, а затем поставлено одновременно на референдумы в Армении, Азербайджане и Нагорном Карабахе. В случае одобрения проекта политического решения всеми сторонами конфликта руководители конфликтующих сторон могут подписать этот Договор. И уже после этого начнется реализация всех заложенных в Договоре шагов, необходимых для взаимоприемлемого урегулирования. Будь то поэтапный вывод войск с контролируемых территорий, введение в регион миротворцев, возврат беженцев в места их первоначального проживания или предложение о проведении в НК референдума о независимости и многое другое". ("Азг").

Заявления президентов

Бакинская "525-я газета" пересказывает интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева агентству "АзерТадж". Глава АР отметил возможность решения вопроса только лишь в рамках территориальной целостности страны: "Нагорный Карабах - земля Азербайджана. Территориальную целостность признает весь мир". Наряду с этим Алиев отметил, что готов дать гарантию безопасности армян, проживающих в Нагорном Карабахе: "Однако территориальная целостность Азербайджана не может быть темой для обсуждений. Мы не можем дать согласие на отделение Карабаха от Азербайджана. Наша позиция открыта. Мы неоднократно говорили об этом на встречах с президентом Армении, а также с сопредседателями Минской группы". Касаясь вопроса референдума о статусе Нагорного Карабаха, Алиев отметил, что в соответствии с Конституцией Азербайджана проведение отдельных референдумов в каком-либо регионе страны невозможно. В то же время он сказал, что этот вопрос может быть решен на основе международных юридических норм и в рамках Конституции страны. Наряду с этим президент отметил, что решение проблемы является делом принципиальным: "Мы хотим скорейшего урегулирования конфликта. Но не любым путем. Мы должны решить: принять поспешное решение и подписать какой-либо договор или выждать подходящий момент и достигнуть больших результатов? Я сторонник второго варианта". Алиев считает, что время играет на пользу Азербайджану: "Некоторые говорят, что потеря времени всегда негативный момент. Это несколько спорный вопрос. Я не могу согласиться с этим. Посмотрите, как за последние два года изменилась ситуация в Азербайджане и Армении. Два года назад между бюджетами двух стран не было большой разницы. Однако сегодня госбюджет Азербайджана в 4 раза превышает бюджет Армении. В следующем году превосходство возрастет до 6". Алиев выразил уверенность в том, что Азербайджан добьется справедливого решения карабахского конфликта. Так, Азербайджан превосходит Армению по всем параметрам и постепенно укрепляет свои позиции: "С экономической и военной точек зрения Армения не в силах вести конкуренцию с Азербайджаном. В то же время протекающие в регионе процессы, все энергетические проекты, объединяющие Азербайджан, Грузию и Турцию, проходят мимо Армении. Почему? Потому, что мы не позволяем это. Мы не можем допустить сотрудничество со страной-захватчиком. Региональное сотрудничество возможно без Армении, а без Азербайджана - нет. Поэтому мы должны предпринимать все необходимые меры для достижения нашей цели. Я провожу политику в этом направлении".

Несмотря на неудачу на переговорах в Рамбуйе, еще есть шансы добиться результата посредством переговоров. Об этом, пишет газета "Еркир", президент Армении Роберт Кочарян заявил в интервью 3 марта центральным телеканалам Армении и Карабаха. Но если вдруг Азербайджан заявит, что добиться успеха на переговорах уже невозможно и попытается решить проблему вооруженным путем, Армения, по словам Роберта Кочаряна, предпримет следующие шаги: признание де-юре Республикой Армения Нагорно-Карабахской Республики; правовая формулировка ответственности Армении за обеспечение безопасности Нагорного Карабаха, согласно которой какое-либо посягательство в отношении НКР будет рассматриваться как посягательство в отношении Армении; укрепление зоны безопасности вокруг Карабаха "совершенно новыми, комплексными подходами", сущность которых Кочарян не уточнил; более активная интеграция с НК в вопросах безопасности; проведение в Армении более глубоких реформ для обеспечения эффективного развития экономики с тем, чтобы Армения стала более конкурентоспособной в регионе. Эту цель Роберт Кочарян назвал "самой важной". Глава РА отметил, что правильным форматом переговоров по карабахскому урегулированию является "Азербайджан-Нагорный Карабах при активном участии Армении". В формате двусторонних переговоров с Азербайджаном Армения участвует несмотря на его недостаток: Азербайджан, используя этот формат, пытается представить Армению агрессором. "В действительности эти аргументы больше никого не интересуют. Суть конфликта ясна всем, и все понимают, что отказ Азербайджана вести переговоры с Карабахом вызван комплексом, связанным с последствиями войны". По словам Кочаряна, несмотря на то, что Карабах не участвует во всех встречах, он участвует в переговорном процессе, поскольку перед встречами президент Армении консультируется с руководством НК. То же самое делают международные посредники.

Топор войны

Азербайджанские граждане хотят войны, заявляет Day.Az, сообщая, что, согласно проведенному Организацией освобождения Карабаха (ООК) опросу общественного мнения, 60% граждан Азербайджана поддерживают военный вариант решения нагорно-карабахской проблемы. По словам главы ООК Акифа Наги, результаты опроса говорят о том, что азербайджанское общество полностью готово к войне. "Более половины респондентов отдают предпочтение войне как единственному способу раз и навсегда решить проблему оккупации азербайджанских земель. Основные аргументы сторонников активизации боевых действий связанны с тем, что мирные переговоры не дают положительных результатов, а международная общественность не считает Армению агрессором", - заявил он. В свою очередь в стране еще немало людей, которые надеются на дипломатическое решение проблемы. Согласно опросу ООК, 25% респондентов высказались в пользу мирного решения конфликта.

Как сообщает бакинская "525-я газета", в беседе с журналистами посол США в Азербайджане Рино Харниш заявил, что если конфликт в Нагорном Карабахе не будет урегулирован в этом году, то возможно использование и других вариантов решения проблемы, одним из которых является начало боевых действий: "Война станет настоящей трагедией для Кавказа. Поэтому мы призываем всех политиков, министров иностранных дел и президентов, воспользовавшись случаем, найти выход из сложившейся ситуации".

Подобное, высказанное устами посла Соединенных Штатов, заявление можно понимать как данное США "добро" на возобновление военных действий, пишет газета "Айкакан жаманак". "Излишне напоминать, что до сих пор ни один посол США таких заявлений не делал. Наоборот, все делавшиеся о возобновлении войны заявления завершались отрицанием такой возможности". То есть, заключает газета, вышеупомянутое заявление Рино Харниша означает, что принятая точка зрения о том, что международная общественность, Запад или сами США никогда не позволят возобновления армяно-азербайджанской войны, больше не соответствует действительности. A это, пишет газета, в свою очередь означает, что армяно-азербайджанская война зависит от дальнейших действий президентов Армении и Азербайджана.

"Заявления Армении о признании независимости Нагорного Карабаха только усиливают напряженность". Об этом, сообщает Day.Az, в беседе с журналистами заявил чрезвычайный и полномочный посол США в Азербайджане Рино Харниш. По его словам, задача, стоящая перед США в качестве посредника, состоит в стимулировании президентов к ведению переговоров: "Мы считаем возможным достижение соглашения между конфликтующими сторонами. Правительство США надеется на продвижение во время встречи в Вашингтоне. Целью проведения этой встречи является обсуждение этой проблемы между сопредседателями и планирование дальнейших шагов".

"Азербайджан должен пересмотреть свою политику в карабахском вопросе. Поскольку позиция армянской стороны не создает возможности для достижения мирного соглашения. Последний переговорный процесс показал, что Армения в этом не заинтересована. Мы являемся сторонниками разрешения этого конфликта дипломатическим путем, но должны быть готовыми к другим вариантам. Мы никогда не согласимся потерять наши земли. Это моя решительная позиция, и нагорно-карабахский конфликт должен быть решен только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Поскольку Армения нарушила все международные нормы, и Азербайджан является потерпевшей стороной, так как 20% нашей территории находятся под армянской оккупацией". Об этом, пишет бакинская "Эхо", заявил Ильхам Алиев в ходе своей поездки в Карабахский регион Азербайджана. "Я посетил наших солдат в Агдере и этим еще раз доказал, что Нагорный Карабах является азербайджанской землей. Во чтобы ни стало мы должны освободить Нагорный Карабах", - заявил Ильхам Алиев. Он также сообщил, что понаблюдал за линией фронта вместе с военнослужащими Национальной армии и ознакомился с военной подготовкой и состоянием техники военной части.

Всякий раз после провальных переговоров по мирному урегулированию карабахского конфликта Армения и Азербайджан начинают "играть мускулами", демонстрируя неприемлемость уступок. Ситуация вновь перешла в плоскость "войны или мира". Однако на этот раз все начинает заходить слишком далеко, на горизонте маячит реальная опасность войны, пишет бакинская газета "Зеркало": "Оппозиция Армении уже поднимает вопрос признания независимости Нагорного Карабаха". Напоминая, что, согласно заявлению лидера Национально-демократической партии Армении, депутата Национального Собрания страны от оппозиционного блока "Справедливость" Шаварша Кочаряна, первой ошибкой официального Еревана является "непризнание" НК, а второй - вытеснение Арменией Нагорного Карабаха из переговорного процесса, а также то, что Шаварш Кочарян назвал абсолютно уместным недавнее заявление президента Нагорного Карабаха Аркадия Гукасяна, согласно которому Армения "должна выйти из переговоров, чтобы позволить вступить в них Нагорному Карабаху", газета пишет: "Если армянская сторона действительно пойдет по данному пути, то это уже будет означать полное изменение формата переговоров, возвращение "к изученному старому", что ничего хорошего для мирного урегулирования конфликта не сулит". Параллельно, продолжает "Зеркало", Армения подготавливает почву для "гонки вооружений": заместитель министра обороны Армении генерал-лейтенант Артур Аганбекян в интервью армянским СМИ сказал: "Если Азербайджан продолжит политику милитаристских заявлений, продолжит угрожать размером военного бюджета, Армения может пересмотреть размер этого процента". Рассуждая о возможных последствиях войны, газета отмечает, что "Азербайджан сейчас находится под мощным прессингом международного сообщества, для которого война практически означает потерю Южного Кавказа на несколько лет". "Армения рискует столкнуться с военной машиной Азербайджана, которая сейчас сильно отличается от армии времен 1991-1994 годов. Выдержать этот удар, а также предваряющую ему "гонку вооружений" Армении, стране с более слабой экономикой, будет сложно. Азербайджан же в случае войны рискует потерять поддержку Запада и столкнуться с временным приостановлением реализации крупных региональных проектов". Иными словами, заключает газета, сторонам конфликта есть что терять, и именно поэтому, несмотря на взаимные военные угрозы, боевые операции пока не начинаются. Одновременно "Зеркало" предупреждает Ереван "не размахивать долго горящей спичкой над бочкой с порохом, тем более, что Азербайджан - это уже целый арсенал".

Член правления партии "Армянское общенациональное движение", бывший министр нацбезопасности и личный представитель первого президента Армении Левона Тер-Петросяна по нагорно-карабахскому урегулированию Давид Шахназарян заявил в интервью Day.Az, что урегулирование карабахского конфликта просто невозможно без участия международных сил по поддержанию мира. По его мнению, зря международные организации надеются, что 2006 год станет решающим в урегулировании нагорно-карабахского и других конфликтов в регионе Южного Кавказа. "Я считаю, что эти надежды абсолютно нереальны. Потому что не в интересах руководителей Армении и Азербайджана начинать процесс урегулирования карабахской проблемы. Нынешние власти держатся на факте существования конфликта. Удержание конфликта в замороженном состоянии в их интересах. Но это не в интересах наших народов. Сегодня мы видим лишь имитацию переговоров по карабахскому конфликту. Вся борьба между президентами наших стран развернулась вокруг того, кто из них скажет нет. Поэтому я не думаю, что один из них начнет реальное урегулирование конфликта. На мой взгляд, конфликт не может вечно находиться в замороженном состоянии. Выходом из него может быть или возобновление военных действий, к сожалению, этот вариант развития ситуации не исключен, или то, что США и Россия окажут давление на руководство наших стран. Сегодня таких перспектив нет. Сегодня у Кремля и Белого дома - противоположные интересы. Естественно, что Армении нет резона начинать сегодня войну. На это может пойти Азербайджан. Более того, я не исключаю, что в Азербайджане может возникнуть такая внутриполитическая ситуация, что определенные круги придут к такому решению. При существующей ксенофобии, которая есть и в Армении, и в Азербайджане и которая организована властями наших стран, нельзя исключать то, что боевые действия могут начаться спонтанно, без политического решения. В прошлом году, к примеру, были очень длительные перестрелки. Слава богу, что не подключалась артиллерия. Поэтому исключать возобновление боевых действий нельзя".

Нагорный Карабах должен принимать участие в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию. В противном случае при достижении определенных договоренностей обсуждения с карабахской стороной придется начинать с нуля. Об этом, сообщает ИА REGNUM, заявил в Степанакерте журналистам министр обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенант Сейран Оганян. По его словам, если Азербайджан захочет решить проблему военным путем, то карабахская сторона в состоянии организовать оборону, предпринять контратакующие действия и нанести превентивные удары. При этом Оганян подчеркнул, что Нагорный Карабах последовательно выступает за мирный путь решения проблемы. "Де-факто Нагорный Карабах решил свой вопрос, но это следовало бы закрепить в ходе переговорного процесса", - сказал Сейран Оганян, отметив, что начавшееся 18 лет назад Карабахское движение и вслед за ним национально-освободительная борьба народа Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM) привели к созданию независимой Нагорно-Карабахской Республики.