Госсовет Чувашии на последней сессии 29 марта рассмотрел блок законопроектов, касающихся реформы местного самоуправления, которая вступит в силу 1 января 2006 года. Во всех 317 вновь созданных муниципальных образованиях республики выборы в органы власти местного самоуправления пройдут в один день - 16 октября 2005 года, срок депутатских полномочий определен 5 годами. Также парламент одобрил поправки в закон "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике", согласно которому депутаты могут избираться на безальтернативной основе. Городские и районные собрания также вносят изменения в уставы муниципалитетов. О том, как идет подготовка к реформе МСУ в г.Новочебоксарск - в интервью мэра города Валерия Андреева ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Валерий Викентьевич, как Вы оцениваете степень готовности города к реформе?

На Собрании депутатов мы внесли изменения в устав города, согласно которым глава города (глава администрации) избирается на всенародных муниципальных выборах прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет. На тот же срок будут избираться депутаты, и их количество возрастет с нынешних 14 до 25. В принципе, для Чебоксар и Новочебоксарска ничего не меняется, кроме того, что главы уже не будут депутатами.

ИА REGNUM: На Ваш взгляд, это плохо?

Плохо то, что этот закон возвращает нас в те времена, которые, казалось, безвозвратно ушли. Конфликты между Верховными Советами и Совминами в начале 90-х на памяти многих. Закон предусматривает создание принципиально новых "правил игры" при формировании структуры органов МСУ. Если дословно слушаться федералов, то будет глава самоуправления и глава администрации с различными стартовыми возможностями. И разбирайся там, кто хорошо работает, кто плохо. Смотрите: у главы администрации сосредоточены все материальные ресурсы - машина, связь аппарат. Но ведь глава самоуправления главнее, поэтому у него все это тоже должно быть, и даже больше. Для города, района, республики - это колоссальные расходы. При этом функции главы самоуправления будут сведены к минимуму, раз в году он будет принимать и распределять бюджет. В то время как глава администрации должен пополнять бюджет, привлекать инвестиции и гранты. Далее: глава администрации будет хоть и в его подчинении, но на контрактной основе, причем если он будет плохо работать, то его тяжело будет сместить, поскольку новый федеральный закон в какой-то степени защищает его. Поэтому долгих конфликтов не избежать.

Я солидарен с президентом Чувашии, который в условиях нового закона предложил сохранить выборность глав муниципалитетов. На данный момент закон о местном самоуправлении предусматривает два способа избрания глав муниципальных образований - на всенародных выборах и представительным органом из числа депутатов. Я считаю совершенно верным решение республики, которое избрало путь прямых выборов глав муниципалитетов.

ИА REGNUM: Еще один важный вопрос имущественный - перераспределение федеральной, региональной, муниципальной собственности. Как проходит этот процесс у вас?

Могу сказать, что сегодня нет распорядительных актов, которые бы регламентировали процесс дальнейшего разграничения собственности. Были отдельные постановления правительства России о передаче в федеральную собственность училища №2, являющегося государственной структурой ЮЛ 343, а также решения правительства Чувашии о передаче в республиканскую собственность муниципальных учреждений кожно-венерологического, противотуберкулезного и наркологического диспансеров. Но других нормативных документов, регулирующих дальнейшее разделение имущества до сих пор нет. Сейчас картина такова, что из муниципальной собственности пытаются изъять довольно активную часть имущества - и на этот счет есть разного рода письма, заявления и предложения от пользователей и арендаторов имущества. В случае передачи собственности город лишится существенной части доходной статьи бюджета. При этом на балансе муниципалитета окажется так называемая "социалка". К примеру, училище №14, находившееся до 1 января 2005 года в федеральной собственности, сегодня пытается передать муниципалитету два своих общежития. Согласитесь, неравноценное распределение. Нужно сделать так, чтоб в итоге разграничения собственности никто не проиграл.

ИА REGNUM: Принцип самоуправления - это самофинансирование. Новочебоксарск обеспечивает себя?

В рамках сегодняшнего налогового кодекса Новочебоксарск обеспечивает себя на 70-75 процентов. Остальное - дотации из республики, трансферты и субсидии. Отмечу, что собираемость налогов в бюджеты всех уровней в 1,5 раза больше, чем весь городской бюджет, а он около 750 миллионов рублей.

ИА REGNUM: Как Вы считаете, реформа состоится? Не повторится ли ситуация, как это было с монетизацией льгот, когда многие регионы оказались не готовы к реформе?

Есть четкое разделение уровней власти и полномочий: федеральный, региональный, муниципальный. И каждый должен выполнять свои обязанности. Если в системе этих взаимоотношений возникает сбой, то не работает вся система, что и произошло с реализацией закона 122.

ИА REGNUM: Распространено мнение, что реформу МСУ лучше отложить.

Нельзя откладывать на потом то, что нужно делать сегодня. Принципиальные подходы выработаны - осталось решить процедурные вопросы.

Справка.

Новочебоксарк - второй по величине и значению город в Чувашии. Это самый молодой город в республике: в 2005 году Новочебоксарск отметит свое 45-летие, здесь наиболее высокий удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста (20,2 процента) и низкий удельный вес лиц пенсионного возраста (13,4 процента). Численность населения, по данным переписи 2003 года, составляет 126 тысяч человек. На территории города расположены крупнейшие предприятия промышленности - ОАО "Химпром", новочебоксарский филиал ОАО "САН Интербрю", "Новочебоксарский завод строительных материалов" и другие.