"Крысы переплывают с корабля на корабль": Украина формирует правительство
Почти двухнедельное оранжево-синее противостояние на Украине вошло в очередную переговорную стадию, и митинговый процесс на Майдане и Печерске, похоже, переменил акценты. Смену революционных "циклов" и возможные последующие действия сторон рискнул представить накануне очередного договорного тура в Мариинском дворце "Киевский телеграф":
""Оранжевый" митинг как живой организм может переживать периоды эмоционального подъема и депрессии. Сообщения о спецназовцах, которые прячутся в подворотнях и внутренних двориках административных зданий, с одной стороны, способствуют повышению тонуса массы, а с другой - противоречат заявленному мирному характеру демонстрации. Это основное противоречие любого массового мероприятия: действие и противодействие. Когда на улицах сотни тысяч людей, никто не решится отдать приказ о разгоне "оранжевого" митинга. Но держать в неопределенности такую массу народа тоже нельзя,... требуется динамика. Поэтому не исключено, что события будут развиваться циклично: уличная активность станет сменяться активностью политиков".
Но для начала "оранжевые" попытались взять парламент и "скинуть" правительство, что со второй попытки удалось. Первая неудавшаяся попытка в подробностях была описана на сайте From-ua.com:
"...Ежу понятно, что если действовать квазипарламентскими методами, то необходимо набрать 226 голосов. Отставка правительства - это не мероприятие по принятию постановления о политическом кризисе. Тут необходимо четко договориться. О поддержке. И не просто договориться, а подстраховаться, поскольку Майдан ждет перемен. Немедленно. Он устал ждать. Рассказывают, что переговоры с коммунистами длились не один час. Целых восемь. Левые поупирались, но пообещали поддержать. Но утром в сессионном зале появился элегантный донецкий представитель. Не будем называть его фамилию, поскольку у нас нет доказательств того, что он принес целый дипломат аргументов, которые были вручены сторонникам левой идеи.... Говорят, что "страховать" голосование должна была фракция "Единая Украина" Богдана Губского. Вроде бы и без коммунистов в такой конфигурации можно было набрать 226 голосов. Но то ли страховщик попался "неправильный", то ли еще "аргументы" были принесены в зал, однако отставки не получилось. И тут же появился проект постановления насчет сепаратизма и текущих политических событий. Это была правильная бумага. Какая отставка... Правительству углубить, Генеральной прокуратуре усилить, а СБУ бдить тщательно и непрерывно. Чтобы территориальная целостность была не нарушена. А кто посягнет на целостность, тому будет очень больно. За бесцельно прожитые годы. Больно, в основном, морально. Однако не это главное. В проекте постановления, внесенного экс-"большевиками", был пункт, в соответствии с которым отменялись три положения документа, принятого ВР 27 ноября. Что это за положения? Об отмене результатов повторного голосования 21 ноября 2004 года, недоверии Центральной избирательной комиссии, ротации нынешнего состава ЦИК. И этот проект был принят за основу! Естественно, с помощью фракции КПУ. У коммунистов была "аргументированная" позиция".
"Это был тот случай, - продолжает далее обозреватель From-ua, - когда принято говорить: революция в опасности. Выходов из ситуации, в которую попали революционеры, было два. Или пойти и покаяться перед народом: так, мол, и так, не смогли. Не получилось. Или привести народ в Верховную Раду".
Что и произошло на следующий день, 1 декабря, когда историческое постановление было наконец принято 229 голосами при тайном голосовании. "Украинская правда" цитирует заявление эсдека Нестора Шуфрича: "В Украине плывут два корабля, которые имеют свои команды, а крысы переплывают с одного корабля на другой. Но я хочу сказать, что крысы не станут на кораблях и матросами". Соответственно, эсдековский "Темник" констатировал, что "вместо независимого арбитра, показывающего путь выхода из кризиса, парламент превратился в кочегара, усердно подбрасывающего в топку противостояния всё новые "дровишки"".
В тот же день часть украинских юристов и политологов признали это постановление антиконституционным. По словам Владимира Малинковича, "в постановлении содержатся пункты, противоречащие части 2 статьи 87 Конституции Украины, где говорится о том, что Кабинету министров нельзя выражать вотум недоверия в течение года после принятия программы правительства".
"Но главное, постановление парламента противоречит пункту 9 статьи 106 Конституции о полномочиях президента Украины, в соответствии с которым только президент может назначать премьер-министра, хотя и с согласия Верховной Рады.... Если это постановление будет реализовано, то это будет рассматриваться, как конституционный переворот, что может повлечь за собой такие же антиконституционные акты сепаратистского толка на востоке Украины" - заявил Малинкович. Между тем, у оппозиции наличествует целый список кандидатур на освободившееся кресло премьера (по информации "Версий", самые вероятные кандидаты - Александр Мороз и Владимир Литвин).
И тем не менее, именно угроза "восточного сепаратизма" в какой-то момент была (или казалась) единственным внятным аргументом, способным повернуть "оранжевую" оппозицию в переговорное русло. "Инвестгазета" попыталась "перевести стрелки" на Форум крымских депутатов:
"Участники Форума депутатов всех уровней АР Крыма призвали лидеров оппозиции не допустить применения силовых методов для защиты своих требований и совместно искать приемлемые для обеих сторон компромиссы цивилизованного выхода из общественно-политического кризиса. Выступая перед депутатами, глава Верховного Совета Крыма Борис Дейч напомнил, что события, аналогичные тем, которые происходят сегодня в стране, в Крыму происходили в 1994 году, в результате чего "Крым и крымчане очень много потеряли, а экономика была отброшена на долгие годы". Он подчеркнул, что не призывает к обособлению от Украины и присоединению к России. Крымчане фактически стали сдерживающим стержнем для тех сепаратистских настроений, которые нагнетали с трибун руководители нескольких восточных областей. После этого вечером в субботу глава Харьковской области Евгений Кушнарев, по-видимому, одумавшись, призвал представителей обоих штабов кандидатов, чьи палатки установлены в центре Харькова, к переговорам".
Однако попытка переговоров в Киеве в очередной раз зашла в тупик. С одной стороны, как отмечает сетевая "Провокация", лидеры оппозиции стали заложниками Майдана: "Оранжисты заигрались с массой так, что теперь сами стали заложниками ее поведения. Они так долго и настойчиво накручивали митинг, что теперь не могут даже нормально пойти на компромисс". (Соответственно, новостная лента на сайте "Обкома" комментировала переговоры в Мариинском дворце как "предательство народа" со стороны Ющенко).
С другой стороны, в очередной раз реинкарнировался сюжет голосования по проекту политреформы, каковой проект, на этот раз, по словам Александра Мороза, "устроит всех". Всех, это в первую очередь самого Мороза: как сообщает тот же "Обком", у социалистов уже готов проект временного правительства во главе с Морозом (пресловутая политреформа предполагает превращение Украины из президентской республики в парламентскую, когда вся власть сконцентрирована в руках премьер-министра и спикера. Президент в этой ситуации не более чем английская королева). Любопытно, что несколькими днями ранее "информированное" "Зеркало недели" утверждало, что "если переговоры таки войдут в конструктивное русло, возникнет вопрос о проведении конституционной реформы. Подобное предложение, по данным "ЗН", Виктор Андреевич [Ющенко] категорически не отбрасывает хотя бы потому, что имел соответствующую договоренность с социалистами".
В то же время, согласно "Мариинским договоренностям", "стороны пришли к соглашению относительно неотложного разблокирования работы органов государственной власти и создания условий для выполнения ими своих функций". Это означает, - полагает автор сетевых "Версий", - что ""оранжевые" должны отойти от Кабинета министров, Администрации президента, парламента. Мирно сконцентрироваться на Майдане и там тихо зимовать. Все, акции протеста закончились. Правда, один из лидеров комитета национального спасения Петр Порошенко творчески подошел к интерпретации данного пункта. По его словам, разблокировать Кабмин "оранжевые" готовы, но только после того, как премьер Виктор Янукович освободит свой кабинет, исполняя постановление Верховной Рады (об отставке правительства). Тогда почему данное условие, которое хорошо соотносится с логикой революционных действий, не нашло свое отражение в пакте пяти? Там вообще нет упоминания об отставке премьера. Кучма хранит по этому поводу абсолютное молчание. Выходит, что, по умолчанию, Янукович участвовал в заседании "круглого стола" в качестве премьера и несостоявшегося президента. Следовательно, высокие европейские стороны признали Виктора Федоровича в качестве руководителя правительства. Или же просто закрыли глаза на его премьерство, поскольку это внутреннее дело Украины решать: в отставке ли Виктор Янукович или же продолжает руководить Кабмином? А вообще странно, что пункт об экс-премьерстве Януковича тактично замяли. Если условием "неотложного разблокирования работы органов государственной власти" является отставка правительства, то данную норму надо было прописать. Иначе получается, что "оранжевые" нарушают высокие договоренности. Так зачем их было вообще подписывать"?
Последним актом драмы стало заявление Кучмы после визита во Внуково: правительство Украины уйдет в отставку только после принятия закона о политической реформе. Итак, на настоящий момент Украина имеет трех виртуальных президентов и приблизительно столько же виртуальных премьеров.
А невиртуальные итоги подводит "Главред":
"Виктор Ющенко имеет:
- потерю темпа в наступлении;
- настроенность на дальнейшее ведение переговоров;
- моральную усталость своих сторонников на Майдане независимости и тех людей, которые сделали ставку на развитие демократических принципов в Украине и голосовали не столько за Виктора Ющенко, сколько против Виктора Януковича;
- достаточно примитивное понимание того, что потеряв "улицу", он теряет возможность возвращения на серьезные стартовые позиции в случае проведения повторных выборов;
- переведение тактики "революции" в затяжную стратегию тяжб;
- надежду на поддержку коммунистов отдельных позиций по отставке премьер-министра Януковича и Генпрокурора Васильева;
- возможность использования парламентской трибуны для освещения своей позиции.
Виктор Янукович имеет:
- потерю контроля над губернаторами в ряде областей (в основном, в западном регионе);
- дефицит стратегий для подавления пессимистических настроений внутри своей команды;
- проявившийся сепаратизм на востоке страны - в его электоральной вотчине;
- нестабильное большинство в парламенте, но надежду на ситуативную поддержку со стороны коммунистов;
- возможность для затягивания времени и "торгов" с оппозицией;
- падение рейтинга на 4-8% по сравнению с соцопросами, которые были составлены перед вторым туром выборов;
- частичное влияние на силовых министров.
Леонид Кучма имеет:
- серьезные проблемы с восприятием его роли в ходе президентских выборов на Западе;
- поддержку со стороны официального Кремля;
- желание принятия политической реформы как элемент "торгов" с Виктором Ющенко;
- отсутствие контроля за местной властью;
- отсутствие полного контроля за силовиками;
- невозможность прямого влияния на "большевистские" фракции парламента;
- недоверие к Виктору Ющенко и данных им гарантий неприкасаемости;
- отсутствие полной информированности о процессах, происходящих внутри страны.
- «Питтсбург Пингвинз» сделал заявление после ограбления дома Евгения Малкина
- В Энгельсе введён режим ЧС межмуниципального уровня — 1056-й день СВО
- В Батуми неизвестные избили экс-премьера Грузии Георгия Гахарию
- Актёр сериала «Мент в законе» Олег Бойко умер на 58-м году жизни
- Захарова раскрыла суть заключительной речи Байдена