58 Федеральный закон: граждане как угроза нацбезопасности?
14 марта 2022 года принят Федеральный закон N 58-ФЗ, который дает субъектам РФ право отменить общественные обсуждения или публичные слушания при принятии и внесении изменений в правила землепользования и застройки, проекты планировки территории и прочие планы территориального развития.
Это болезненно напомнило ельцинское «Берите столько суверенитета, сколько можете унести», которое вызвало волну регионального сепаратизма, чуть не развалившего страну. Но теперь всё «скрепно»: суверенитет региональных властей от мнения населения идеально вписывается в нынешнюю философию и модель государственного управления.
Процесс, как говорится, пошёл. Московские власти после дипломатической недельной паузы постановлением Правительства отменили слушания на период 2022 года.
Согласно пояснительной записке на портале системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы, новый закон издан «в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций». То есть, если перевести с политико-бюрократического на русский, перекрываемым источником подрывных антинациональных действий по факту признаётся само население РФ. Мешает оно властям проявлять неустанную заботу о себе, нерадивом. Пятая колонна обнаружена и обезврежена!
По сути нововведения о праве отмены общественных слушаний по жизненно важным градостроительным вопросам фиксируют замаскированную бурным ростом коммерческого жилья тенденцию системной деградации градостроительной политики. Отбирая право граждан определять судьбу среды обитания, сама власть при этом демонстрирует отсутствие системного стратегического подхода к этим вопросам.
Вопреки декларируемой «защите национальных интересов» за счёт лишения граждан права участвовать в судьбе своих городов, отказ от проведения общественных обсуждений градостроительных планов взломает последнюю линию обороны против лавинообразного процесса агломерирования российской территории. С одной стороны, раздувание рынка жилой недвижимости в нескольких ключевых агломерациях ведёт к депопуляции и деградации значительных территорий страны. С другой — закладывает предпосылки для социального кризиса в больших городах, где с начала либеральных рыночных преобразований активно продолжают захватывать под безудержное жилищное строительство территории уничтоженных заводов. И уже сейчас план по валу квадратных метров жилья входит в критическое противоречие с жизненной необходимостью резкого наращивания объёмов отечественного производства. Именно это должно определять ключевые показатели экономического развития, а не коммерческая отдача и валовые цифры строительной отрасли.
Психолог Ирина Берман усматривает ещё одну стратегическую проблему, связанную с государственным приоритетом финансовой отдачи строительной отрасли:
И даже перед лицом явной стратегической угрозы депопуляции, прикрываясь «защитой национальных интересов», законодатели явно продвигают интересы застройщиков. Свежеутверждённый ФЗ открывает для них возможность не прибегать к затратным лоббистским подходам и даже силовым методам подавления недовольства жителей, чтобы бороться за прибыль. Слово за региональными властями. Москва уже выступила флагманом и моментально воспользовалась нововведением. Последуют ли за ней регионы? Политолог Дмитрий Журавлёв даёт этой перспективе пессимистичную оценку:
Возможно, законодательная блокировка права инициативных групп граждан, пытающихся на общественных слушаниях решать судьбу своей жизненной среды, вызвана желанием пресечь вторжение населения в сферу стратегической компетенции региональной власти. Но в таком случае сама власть должна осознавать, что берёт на себя всю полноту ответственности за наличие у неё той самой стратегической компетенции.
- ВСУ пытались при помощи FPV-дронов убить сдавшегося в плен наёмника
- Медведев заявил об изменении канонов и стратегии войны — 1006-й день СВО
- Как в российских городах обновляют общественный транспорт
- Нацпроект улучшил жилищные условия почти 22 млн россиян
- В Польше заявили о провале попытки сформироваить «Украинский легион»