Саакашвили обидел и Москву, и Вашингтон: интервью лидера Лейбористской партии Грузии Шалвы Нателаишвили ИА REGNUM
Шалва Нателаишвили, юрист. В 1996 году создал и возглавил Лейбористскую партию Грузии. До того, будучи главой юридической комиссии парламента Грузии, внес значительный вклад в создание новой Конституции страны, но вскоре покинул окружение главы государства и стал одним из оппозиционных лидеров.
Через два месяца исполнится год после происшедшей в стране "революции роз". Как вы оцениваете результаты деятельности нынешних властей за минувшее время?
К великому сожалению, сбылись все наши предсказания и наихудшие опасения. Страна на грани развала - в моральном, экономическом, идеологическом, военном, территориальном и правовом смысле. Великая эйфория сменяется великой депрессией. После близорукого решения - одним махом взять Цхинвальский регион, и последовавшего затем провала, надежд на улучшение положения хотя бы в какой-либо из сфер деятельности остается еще меньше. Люди, рядовые граждане, рассчитывая на возможность скорого урегулирования в Южной Осетии, могли в случае успеха в какой-то степени закрыть глаза на все остальное - лишения, низкую пенсию и зарплату, а то и безработицу... Саакашвили надеялся, что если займет в Цхинвальском регионе хотя бы одно село, то это сохранит его рейтинг успешного политика на достаточно стабильном уровне. Однако он ошибся, когда действовал, исходя из прецедента, имевшего место в Аджарии, где все произошло по обоюдному согласию Москвы и Вашингтона. Такая же договоренность имела место и в дни смены власти в ходе ноябрьской "революции роз". Без этого закулисного соглашения не могло произойти ничего. И никакие деньги Джорджа Сороса, сами по себе, этому не помогли бы. Сейчас Россия, конечно же, жалеет о своем содействии. В немалой степени, я полагаю, сокрушаются по этому поводу и в США. Не хочу из этических соображений называть конкретных иностранных персон, на которых могу сослаться для обоснования своей точки зрения, но поверьте, что так оно и есть.
Почему, если быть более конкретным, сожалеют, скажем, в Вашингтоне?
Потому что есть для этого свои причины. Например, наши власти стали торговаться с американцами, требуя дополнительных финансовых средств на строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. То есть, пытались выжать еще денег, вдобавок к предусмотренным программой средствам. Требовали поддержки в урегулировании конфликта в Цхинвали. Для достижения этой цели на одну неделю, с 26 июля, было приостановлено даже сооружение нефтепровода. А это почти то же самое, что попытаться вырвать из пасти волка кость с куском мяса. Конечно, американцы из-за этого обозлились не на шутку.
Но как власти объяснили причину остановки строительства "большой трубы"?
Им сказали, что это вынужденный шаг, необходимый с целью дополнительного изучения последствий для экологического состояния Боржомского ущелья. Но это блеф, поскольку, когда готовился и утверждался проект, в нем участие принимали и Михаил Саакашвили и Зураб Жвания, которые занимали тогда другие должности, но одобрили и ратифицировали проект и его соответствующие приложения, где с точностью до сантиметра был указан маршрут трассы. И это было сделано для того, чтобы, испытывая терпение американцев, заставить их выполнить определенные условия. Но разве найдется в современном мире хоть один нормальный человек, не говоря о политическом руководстве, исключая таких субъектов, как Усама Бин Ладен, который всерьез вознамерится вынудить США поступить вопреки их интересам и намерениям? Сразу же в Тбилиси прибыли влиятельные политики из государственного департамента в лице госпожи Джонс и дали понять, что так вести себя в международных делах и отношениях нельзя. Ситуация, конечно, выправилась, но негативный след во взаимоотношениях с Вашингтоном остался. Боюсь, что он еще долго будет сказываться на сотрудничестве властей Грузии с американской администрацией.
А что вызвало, на ваш взгляд, обиду России?
Клятвы в верности и дружбе с Россией, которые расточал Саакашвили Владимиру Путину, демонстрируя белозубую улыбку в начале года, вскоре сменились на пропагандистские пиары против российского руководства. Подобные вещи серьезные политики делать не должны, поскольку такое легкомыслие может им дорого обойтись. К сожалению, дело дошло уже до того, что глава России, предпочитая не отвечать на его звонки, к телефону не подходит. Это ужасное положение, когда руководители соседних государств не разговаривают друг с другом, лишены возможности достичь взаимопонимания по конкретным вопросам. К сожалению, ни американцы, ни наши российские друзья не прислушались к моим словам, когда я предостерегал их об опасности политической ставки на Саакашвили. Объяснял это отсутствием принципов, напрасно говорил им об излишней, выходящей за разумные пределы, эмоциональности, мешающей сохранить уравновешенность и сдержанность. Теперь они сами убеждаются в том, каков он на самом деле.
События в Южной Осетии, связанные прежде всего с защитой грузинских сил, вероятно, больше связаны со внутренними делами Грузии, хотя вызвали и серьезное недовольство в Москве. Затем Кремль столкнулся с вопиющим терактом в Северной Осетии, что накалило общую политическую атмосферу. Это вызвало новые подозрения и т. д. По какому же сценарию могли бы развиваться далее российско-грузинские отношения?
Можно сказать, что осетины после этого страшного теракта оказались в тисках трехдневного геноцида. А это очень серьезно осложняет ситуацию вокруг цхинвальского урегулирования, поскольку может явно отодвинуть сроки восстановления там юрисдикции Грузии. И все-таки я считаю, что осетины - это самая родственная для грузин нация, и потому историческая справедливость восторжествует. Это территорию надо возвращать, безусловно, без пролития даже одной капли крови, в режиме настойчивых, разумных переговоров, сопровождающихся большим политическим тактом, а также с помощью посильного экономического содействия и интеграции. С помощью постепенного восстановления традиционных культурных и человеческих взаимосвязей. И, конечно, при непременном согласии в нужный момент Москвы и Вашингтона. Важно не слишком торопить события, но и не терять времени. Но беда в том, что Саакашвили достичь этого не сможет - из-за своего характера. Потому что, пока он допускает противопоставление интересов России и США на территории собственного государства, то никаких позитивных сдвигов в вопросах территориального объединения не будет. Грузия не должна превращаться в арену для битвы гладиаторов.
Один промежуточный, но важный вопрос: почему в Грузии падает доллар?
Это делается специально, искусственно. Мы имеем дело с махинациями Сороса, который делает деньги исключительно на грандиозных финансовых операциях. В результате этого у нас сильно страдают люди, которые не покупают доллары, а получают их из-за рубежа - от родственников или друзей - на пропитание. И получают за них, сдавая в обменные пункты, гораздо меньше денег, чем должны получать, если бы у них часть не отнимало государство. Принцип состоит в том, что сначала курс валюты падает, затем резко возрастает, а освободившиеся суммы, исчисляемые в сотнях миллионов долларов, попадают в карманы Сороса и его людей. Он хочет вернуть вложенные деньги с прибылью, и это не первая такая операция, проворачиваемая в различных странах и регионах. Просто настал черед Грузии.
Можно ли найти с Россией общий язык? И что нужно для этого сделать?
Естественно, можно. У меня установились неплохие контакты с политическими кругами этой страны, и я уверен, что поиск путей сближения не составит особых проблем. Для этого Грузия должна объявить о стратегическом нейтралитете и обозначить свою позицию с максимальной и окончательной ясностью. То есть, официально провозгласить, что на ее территории не будет военных баз ни России, ни НАТО, ни каких-либо иных стран. И что Грузия вышла на путь окончательной демилитаризации. В этом - единственный шанс. В остальных случаях нормализовать и наладить отношения с Россией, игнорируя ее интересы, будет невозможно. Потому что Россия никогда не допустит приближения военной опасности к своим южным границам, особенно в кавказском периметре. Это - факт. Хорош он для кого-то или плох - не знаю, но такова реальная ситуация, которая не может не учитываться.
Поможет ли такой подход урегулировать конфликты в Абхазии и Южной Осетии?
Конечно. Россию ведь не устраивает, чтобы Абхазия длительное время никем не контролировалась. Иначе может быть попытка осуществить прежний замысел, предусматривающий создание Конфедерации народов Кавказа со столицей в Сухуми, что может привести к серьезным процессам на Северном Кавказе. К чему России такая головная боль, когда Абхазию можно вернуть Грузии, после чего все деструктивные идеи умрут. Но вернуть она хотела бы без негативных последствий для себя: миротворцы потому и стоят в зонах конфликта, что существует риск вывода российских военных баз и прихода им на смену вооруженных сил из других стран. Здесь же, у нас, не должно быть никого и никогда. И тогда все встанет на свои места.
Но реально ли все это в ближайшее время?
Правительство Саакашвили не сможет объявить о нейтралитете, потому что Грузия давала гарантии западным покровителям, что когда-нибудь ее территория может быть использована в интересах НАТО. Взять обратно эти слова он не сможет, даже если очень захочет. А мы, лейбористы, никому никаких гарантий не давали. Если мы придем к власти, то территория Грузии будет чистой от присутствия иностранных танков и самолетов, а первостепенным партнером в культурном, человеческом и, конечно, экономическом отношении для нас будет Россия - давний и самый близкий наш сосед, с которым мы не одно столетие живем в условиях мира и согласия. И, конечно, будут защищены в Грузии одновременно и экономические интересы США и других полезных и конструктивных партнеров.
- В Москве водитель грузовика расстрелял двух рабочих-мигрантов
- Причиной стрельбы в рязанской школе стал буллинг нового одноклассника
- Более 17 тыс. заявок подали в ходе дополнительного отбора на «Время героев»
- Маршрут транзита газа из России в Приднестровье определят дополнительно
- СМИ: после развала «Анны Киевской» в ВСУ решили не создавать новых бригад