Тысяча и одна причина отказать Владимиру Путину: Латвия за неделю
Кому достанется Ventspils nafta, или как россиян водят за нос. Станет ли мэр Вентспилса мэром Риги? Заговор российских ветеринаров. Американцы ищут в Латвии нефть. Тысяча и одна причина отказать Владимиру Путину. Америка & Латвия против Александра Лукашенко.
Бизнес и политика
Кому достанется Ventspils nafta, или как россиян водят за нос. Казалось бы, продажа иностранцам в прошлом мощнейшего нефтетерминала на Балтийском море в Латвии уже дело решенное - осталось найти покупателей. Но это только первое впечатление и интенсивные неофициальные переговоры с российскими предпринимателями вполне могут оказаться заурядной фикцией. Как уже сообщало ИА REGNUM, заместитель председателя совета АО Ventspils nafta (VN) Владимир Соломатин недавно заявил, что для возобновления перевалки сырой нефти через Вентспилс, следует продать контрольный пакет дочернего предприятия VN - ООО Ventspils naftas terminālis (VNT) россиянам. Мол, в противном случае придется сокращать работников и замораживать активы латвийско-российского предприятия LatRosTrans. В свою очередь премьер Латвии Индулис Эмсис (Союз "зеленых" и крестьян) после встречи с американскими сенаторами признался, что обсуждал с ними возможность участия в восстановлении транзита нефти предпринимателей США. Настойчивое предложение на фоне явного отсутствия спроса заинтересовало газету Diena. Как стало известно изданию, частные собственники VN уже ведут переговоры с российскими нефтяными предприятиями о продаже 50% недавно созданного VNT. Одновременно руководству терминала дано задание разработать альтернативную стратегию развития, определив с какими другими видами грузов, сможет работать терминал, если поток нефти восстановить не удастся. Все это, конечно, не от хорошей жизни. Так, Diena напоминает, что прошлогодние потери VN в 9,4 млн. латов (500 млн. рублей) - крупнейшие за всю историю российских бойкотов нефтетранзита с момента восстановления Латвией государственной независимости.
Как далеко зашли переговоры с россиянами? Газета располагает неофициальной информацией о достигнутой договоренности по поводу "формирования цены", однако, на ее взгляд, еще рано рассчитывать, что предварительное соглашение увенчается заключением сделки и возобновлением нефтетранзита - для этого необходимо "добро" Кремля, которого пока нет. К тому же в Вентспилсе еще не готовы расстаться с контрольным пакетом предприятия, что, естественно, не устраивает россиян. Кого представляют последние, тоже не разглашается. Но опять же, по неофициальной информации, речь о трубопроводном монополисте Транснефть, выдвинувшим в прошлом году в качестве условия возобновления транзита продажу терминала. В свою очередь представители собственника VN - АО Latvijas naftas tranzīts (LNT) проходящие переговоры пока скромно называют консультациями. Diena приводит слова руководителя второго Европейского департамента МИД РФ Александра Удальцова: "Нам нужен только контрольный пакет, если нам его не дают, зачем нам качать нефть через Вентспилс?" Дипломату как бы отвечает руководитель правления LNT и глава совета VN Мармет Вайвадс, заявивший газете: "Переговоры с российскими партнерами идут, но на закулисном, а не официальном уровне. Мы уже провели оценку стоимости VNT, но пока не будет ясности с нефтепотоком, это еще ничего не означает. В настоящее время мы не готовы отдать русским весь терминал". Что касается Латвийского государства - второго крупнейшего собственника VN (38,6%) - то, как пишет газета, оно о переговорах с россиянами не информировано и особо не думает о дальнейшей приватизации компании. По словам министра экономики Юриса Луянса (Первая партия), для продажи акций VN необходимо политическое решение. А его пока нет, как и "добра" Кремля.
Между тем, весьма осведомленный источник, пожелавший остаться анонимным, рассказал Diena, что в настоящее время отнюдь не ясно, действительно ли Ventspils nafta желает продать терминал. Мол, по-прежнему существует надежда восстановить перевалку сырой нефти путем вмешательства США, Европейской комиссии или Всемирной торговой организации. Попытки воздействовать на должностных лиц США со стороны руководства VN и как бы напрямую не связанного с компанией мэра Вентспилса и президента Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Айвара Лембергса предпринимались еще в прошлом году. Аналогично тому, как это сделал на днях премьер И. Эмсис во время встречи с сенаторами конгресса США, увязав возобновление нефтетранзита через Вентспилс с продажей акций VN какому-нибудь американскому предприятию. Конечно, со стороны это может показаться и попыткой набить цену или психологически подействовать на российскую сторону. Ведь, судя по годовому отчету за прошлый год, руководство VN пока работает над двумя сценариями. Один, как отмечает Diena, связан с продажей части терминала русским, укреплением сотрудничества и уменьшением тарифов. Другой - с уменьшением затрат, замораживанием основных средств, а также разработкой альтернативного стратегического плана и возможной переориентаций на другие грузы. С целью привлечения партнеров в прошлом году и произошла реструктуризация VN с созданием дочернего предприятия Ventspils naftas terminālis. Но, заметим, именно тогда же начался поиск потенциальных партнеров в американском направлении.
Предприятие было преобразовано в холдинг с передачей бизнеса по перевалке нефтепродуктов в VNT. Совершенно очевидная предпродажная подготовка. Но кому, и в каком объеме? Скорей всего это выяснится в самом ближайшем будущем, так как подгоняют и тревожные симптомы в плане диверсификации бизнеса. Напомним, в холдинг Ventspils Nafta входит АО Latvijas kuģniecība (Латвийское пароходство) - одно из крупнейших в мире владельцев судов типа handy или среднего размера, и занимающее по объемам перевозимых нефтепродуктов лидирующие позиции среди аналогичных компаний Северной Европы, а также ООО Mediju nams - одно из ведущих газетных издательств Латвии, выпускающее многие популярные латышские ежедневные газеты. Однако, Mediju nams, как пишет Diena, работает с потерями и негативным денежным потоком. Весной этого года VN выдало заем для финансирования ООО, пообещав продолжить финансовые вливания, с тем, чтобы издательство могло проработать хотя бы до конца года. В упомянутом годовом отчете признается, что для газетного бизнеса придется искать дополнительные финансовые источники. Незадолго до перекрытия трубопровода, в начале прошлого года VN начало обслуживать нефтегрузы по железной дороге, но из-за больших издержек это не дало прироста доходов и в целом за год акционерное общество понесло потерь на 9,4 млн. латов. Правда, за счет денежных резервов, отчислений на износ и уменьшения дебиторской задолженности общий денежный поток концерна остался позитивным.
Основные минусы принесла дочерняя компания VN - LatRosTrans, обслуживающая нефтепровод Полоцк-Вентспилс и Полоцк-Мажейкяй, и закончившая прошлый год с потерями в 8,426 млн. латов (453 млн. рублей). Как отмечает Diena, финансовую картину LatRosTrans ухудшило не только закрытие трубопровода, снизившее стоимость фирмы на 76 млн. латов, но и взимаемые Службой государственных доходов долги по налогам в 17 млн. латов, начисленные в отношении потерь нефтепродуктов. Эти долги фирма не признает, оспорив их в судебном порядке, причем суд должен состояться в октябре этого года. Что касается Латвийского пароходства, то его прибыль в прошлом году составила 6,7 млн. латов. Это не перекрывает упомянутых потерь в 9,4 млн. латов, к тому же, как подчеркивает газета, хотя и считается, что VN контролирует большую часть пароходства, официально собственность холдинга не превышает 50%. По данным VN, годовая прибыль концерна в этом году может составить всего 176 000 латов. Diena напоминает, что дебит в экономике Латвии всех видов транзита уже несколько лет уменьшается и трубопровод даже в лучшем случае мог бы создать только ничтожную часть ВВП. Незначительно его влияние и на занятость. Из чего следует вывод: терминал нужно продавать только за хорошую цену, а не отдавать в обмен на обещанные потоки нефти, причем для уравновешивания влияния России продавать нужно с привлечением западных инвесторов. Но, похоже, с такими амбициями сделки купли-продажи в Вентспилсе могут не дождаться и приходится пускаться во все тяжкие.
Мэр Вентспилса Айвар Лембергс может стать мэром Риги. А что делать? Столица Латвии и при сухом нефтепроводе как тот рог изобилия, муниципальные выборы пройдут уже в марте будущего года и пора определяться. К слуху о том, что мэр Вентспилса Айвар Лембергс может баллотироваться в Риге, вполне серьезно относится газета "Телеграф". Издание приводит следующие доводы. Лембергс - один из опытнейших игроков на политической арене республики и всегда давал понять, что его политические амбиции весьма высоки. Он выступал с комментариями на темы, которые затрагивают интересы не только вентспилсчан, но и всех жителей Латвии. Кроме того, как утверждает "Телеграф", Лембергс через своих людей активно участвовал в работе почти всех правительств. Наконец, нынешний премьер-министр, а также еврокомиссар от Латвии являются представителями Союза "зеленых" и крестьян, который связывают с именем Лембергса. Кстати, еще ранее одна латышская газета прошлась по этому поводу, назвав упомянутый союз "зелеными как доллар крестьянами". Но это так, к слову. В общем, все говорило о том, что рано или поздно мэр Вентспилса войдет в большую политику с парадного входа. А тут он возьми и недавно заяви, что стать мэром Риги считает для себя большим вызовом. Более того, он принялся, как пишет "Телеграф", "всерьез рассуждать о том, как необходимо управлять Ригой". Последние 15 лет развития столицы Лембергс расценил как "рытье большой ямы", в которую "упали как сами копатели, так и Рига", а ситуация в городе ему напоминает "косметический ремонт, так как нет принципиальной и продуктивной политики развития".
В самой столице планы Лембергса, по данным газеты, вызвали некоторое замешательство: если сначала рижские стратеги восприняли его слова как провокацию, то позже их оценка изменилась. Так, глава парламентской фракции "зеленых" и крестьян Аугуст Бригманис даже заявил, что Лембергс - азартный охотник и почему бы ему ни поохотиться на рижских выборах. Многие эксперты, опрошенные "Телеграфом", признают, что участие Лембергса в столичных выборах - вопрос чуть ли не решенный. По имеющейся у газеты неофициальной информации, первоначально его представители вели переговоры с Партией народного согласия Яниса Юрканса, однако позже он склонился к варианту "зеленых" и крестьян. Правда, источники, близкие к Вентспилсу, утверждают, что ничего еще не решено. Сам же Лембергс отказался комментировать "Телеграфу" возможность своего участия в выборах в Рижскую думу. В дополнение к материалу в "Телеграфе" одна любопытная деталь. С уходом из Партии народного согласия вице-мэра Риги Сергея Долгополова их список на муниципальных выборах лишился своего основного "локомотива". Учитывая низкий рейтинг "согласистов", от них теперь вполне можно ожидать любого нестандартного хода. Тем более, что в середине августа Я. Юрканс заявил газете Neakarīgā Rīta Avīze, что его партия кандидатом в мэры Риги выдвинет очень сильного претендента. Кого? Его имя пока держат в секрете и назовут лишь 2 октября на партийном съезде. Если этим кандидатом станет Айвар Лембергс, то борьба за кресла Рижской мэрии будет просто захватывающей. Особенно учитывая, что С. Долгополов поддерживает строительство нефтетерминалов в устье Даугавы на территории Рижского свободного порта, что явно не на руку Вентспилсу. Остается неясным лишь один нюанс: не так давно бойкие аналитики прочили опытного политического "игрока и охотника" А. Лембергса в очередные премьеры. Но, как заметила в интервью Латвийскому радио политолог Илга Крейтусе: "Трубы зовут депутатов на муниципальную борьбу, ведь в ЕС отдается предпочтение именно самоуправлениям. В ЕС не дают деньги правительству, не дают деньги парламенту - они дают самоуправлениям и на муниципальные проекты. И понятия "деньги" и "проекты" много что определяют". Добавим, особенно в таком денежно-оборотистом самоуправлении как столичное.
Транзитный бизнес меняет вывеску. Новые реалии, связанные со вступлением Латвии в ЕС, заставили подсуетиться и местных транзитников. 25 августа Латвийская ассоциация транзитного бизнеса (ЛАТБ), отметив свой 10-летний юбилей, приняла решение о преобразовании из ассоциации в общество. Как пояснил Neakarīgā Rīta Avīze исполнительный директор ЛАТБ Гирт Вернер, это понадобилось для того, чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, что по нынешним законам ассоциациям запрещено. На общем собрании утвердили устав нового общества, который осталось зарегистрировать в Регистре предприятий. Уставные изменения позволяют теперь оказывать консультативные услуги, как членам организации, так и всем заинтересованным со стороны. Транзитники обсудили и проблему усиления своего влияния в структурах Европейского союза, так как после вступления Латвии в ЕС большая часть решений, затрагивающих эту сферу бизнеса, принимается в Брюсселе. Обновленная ЛАТБ будет добиваться создания системы информационного обмена с министерствами республики, чтобы получить возможность участвовать в подготовке соответствующих нормативных актов и активизировать национальную позицию в общем контексте ЕС. Как подчеркнул на юбилейном собрании президент ЛАТБ А. Лембергс, он хотел бы, чтобы чиновники больше прислушивались к мнению негосударственных организаций. Письмо с этим призывом ЛАТБ подготовит и отправит правительству.
Заговор российских ветеринаров. Diena 28 августа публикует неофициальную информацию о результатах проверки Ветеринарной службой России продовольственных предприятий Латвии, производящих экспортируемую в РФ продукцию животного происхождения. Согласно предварительным данным, российские эксперты забраковали 22 из 56 проверенных фирм, то есть ровно треть. Руководитель Продовольственно-ветеринарной службы Латвии Винет Велдре допускает, что одной из причин такого результата могло стать требование России импортировать только продукты, произведенные из латвийского сырья, тогда как многие местные производители по крайней мере часть его завозят из-за границы. Напомним, экспорт в Россию латвийской продукции животного происхождения возобновляется с 1 сентября и, естественно, только теми предприятиями, которые выдержали проверку. Пока латвийские эксперты теряются в догадках о ее результатах и обсуждают технические стороны вопроса, Latvijas Avīze (Латвийская газета или LA) обратила внимание на политическую подоплеку проблемы. "Можно подумать, - пишет LA, - что в России существуют гораздо более высокие стандарты производства продовольствия, нежели в странах-участницах ЕС". Для наглядности газета приводит слова представителя Латвийской ассоциации производителей и переработчиков мяса Яниса Балиньша - после поездки в Россию он советует, чтобы русские сами привели свои производства в порядок. После чего путем логических умозаключений LA наводит читателя на мысль, что у предприятий, получивших сертификат ЕС, не должно было бы быть проблем с получением его российского аналога. Как полагает газета, происходящее лишь свидетельствует, что в действиях должностных лиц РФ доминируют не столько экономические, сколько политические аспекты. "Неправильно также думать, что действия Москвы - результат заботы о безопасности и благополучии своих граждан, - поясняет LA. - Российские СМИ постоянно сообщают о массовых отравлениях жителей некачественным продовольствием".
LA очень любит исторические ретроспективы, особенно в период "советской оккупации". И на этот раз газета напоминает, что в течение всего советского времени "русский народ испытывал хронический дефицит мяса и другой животной продукции", а в последние годы коммунизма это серьезно затронуло и жителей Латвии. "Может быть ситуация в России в области продовольствия в последние годы улучшилась?" - спрашивает газета. И сама же отвечает: "Вовсе нет: сегодня ее жители используют примерно 50% импортируемого продовольствия". После небольшого исторического экскурса LA, наконец, поясняет, чего в действительности добивается Россия своей демонстративной позицией по отношению к ЕС. На взгляд газеты, Кремль не устраивает, что ЕС рассматривает РФ как единый регион, в котором к контролю продукции животного происхождения применяются единые критерии ветеринарной службы. То есть если в экспортной продукции, произведенной в какой-то конкретной области, выявят отклонения от нормы, то запрет на нее распространяется и на другие регионы. "Россия такой подход считает дискриминацией своей продукции и настаивает, чтобы и страны ЕС считались бы одной территорией. - Например, если в выловленной в Латвии треске будет констатировано какое-либо отклонение от российских санитарных норм, то запрет на схожую продукцию автоматически распространялся бы на другие страны-участницы ЕС". Но тут у здравомыслящего читателя наверняка возникает вопрос: "А вы что, хотели иначе!?" Только вряд ли Россия позволит с собой играть в одни ворота. "Так как многие перерабатывающие предприятия Латвии находятся в руках русских предпринимателей, - приводит свой козырный довод LA, - то даже с помощью выдуманных претензий в нужный момент будет возможность оказать давление на другие страны Евросоюза и в целом на союз". Ну разве что, только подобными страшилками попытаться воздействовать партнеров по ЕС. Хотя в данном случае, наверное, проще позаботиться о качестве собственной продукции.
Экономика и бизнес
Американцы ищут в Латвии нефть. Пока в Латвии озабочены пересохшим нефтепроводом, иностранные инвесторы проявляют все больший интерес к разведке и добыче нефти на шельфе Балтийского моря. Как пишет "Бизнес & Балтия", в сентябре в Риге должен появиться руководитель одной из американских компаний, которая теоретически готова заняться поиском черного золота в латвийских водах. То, что такие переговоры действительно запланированы, подтверждают Министерство экономики и Латвийское агентство инвестиций и развития. Однако, ни название американского предприятия, ни его конкретные цели пока не разглашаются. Газета приводит комментарий по этому поводу руководителя отдела нефтегазовой промышленности Минэкономики Майи Вимбы, которая увязала большой интерес иностранных предпринимателей к добыче нефти в латвийских территориальных водах с ее стремительным удорожанием. "Б&Б" напоминает, что первую в Латвии лицензию на разведку и добычу нефти на срок до 30 лет в начале июля текущего года получила датская компания Odin Energi. Фирма намерена вложить в исследования миллион долларов. Но, как поясняет газета, свободных участков в Балтийском море, на которых можно искать черное золото, еще предостаточно, поэтому все желающие могут подавать заявки. К тому же нефть в Латвии можно искать не только на воде, но и на суше. Так, один местный предприниматель недавно обратился в Министерство экономики с заявкой на получение лицензии на разведку и добычу нефти на 2,08 га Дуналкской волости Лиепайского района, в свою очередь на участок в 0,97 га, расположенный в Ивандской волости Кулдигского района, претендует по тому же поводу гражданин США Отис Армстронг. Правда, как пишет "Б&Б", разрешение на исследование обоих полигонов еще должно дать правительство.
Как на Liepājas metalurgs поторопились с объявлением модернизации. Одно из крупнейших промышленных предприятий Латвии - AO Liepājas metalurgs - объявило о начале грандиозной модернизации производственных мощностей. В свою очередь, Рижская фондовая биржа приостановила торговлю акциями АО. По поводу модернизации "Бизнес & Балтия" 27 августа сообщает, что только на первом этапе по строительству новой установки по разливу стали, будет затрачено около 12 млн. евро. Общая же стоимость проекта, предусматривающего замену мартеновских печей на электрические, оценивается более чем в 110 млн. евро. "Б&Б" поясняет, что Liepājas metalurgs - не только крупнейшее по обороту производственное предприятие Латвии, но и единственная в Европе металлургическая компания, использующая мартеновскую технологию выплавки стали. Значительный моральный износ основных средств производства и усилившаяся конкуренция после вступления Латвии в ЕС привели предприятие на порог глубокой модернизации. АО заключило 26 августа договор с австрийской фирмой VIA Pomini и российским ГИПРОМЕЗом, который предусматривает строительство в течение 15 ближайших месяцев современной универсальной установки по разливу стали, а также разработку проекта замены мартеновских печей. Правда, как отмечает "Б&Б", металлургам предстоит еще все тщательно взвесить и решить совместно с Latvenergo весьма острый вопрос обеспечения завода достаточным количеством электроэнергии. По данным газеты, первый этап модернизации будет осуществляться на собственные средства Liepājas metalurgs, в свою очередь, откуда пойдут деньги на финансирование следующих этапов - пока неизвестно. Зато, как пишет Neakarīgā Rīta Avīze, на Рижской фондовой бирже (РФБ), прочитав, видимо, утренние газеты, посчитали, что предприятие нарушило биржевые правила по открытию информации, не проинформировав биржу одновременно со СМИ о планируемой модернизации и связанными с нею инвестициями. В результате РФБ приостановила 27 августа торговлю акциями Liepājas metalurgs. Правда не на долго - всего на пол дня, то есть до момента, когда упомянутая информация поступила на биржу. После возобновления торговли цена одной акции предприятия составляла 1,35 лата (71,8 рублей).
Большая политика
Тысяча и одна причина отказать Владимиру Путину. Латвийские СМИ комментируют реакцию президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги на приглашение президента России Владимира Путина. Речь о торжествах по случаю 60-летия победы над гитлеровским фашизмом 9 мая будущего года. Как Latvijas Avīze (LA) стало известно из "президентских источников", решение госпожи Фрейберги будет зависеть от целого ряда факторов. Например, от того, как отреагируют на аналогичное приглашение президенты Литвы и Эстонии, от "единой точки зрения Европейского союза", а также от содержания самого мероприятия в Москве. Пищи для размышлений президенту решила подкинуть и LA, порассуждав на тему, а стоит ли вообще ехать? Так, газета напоминает, что на Западе победу во второй мировой войне принято праздновать не 9-го, а 8-го мая. Мол, это дело самой России, почему она выбрала другую дату, отличную от стран антигитлеровской коалиции. Кроме того, LA кажется подозрительным, что приглашение поступило задолго до самого праздника. "Латышам в этой связи нужно учитывать, что многие годы не удается начать работу российско-латвийской межправительственной комиссии, которая могла бы помочь обустроить взаимоотношения наших государств", - подбрасывают госпоже Фрейберге очередной аргумент. На взгляд LA, можно, к примеру, вспомнить и о давно подготовленном к подписанию, но так и не подписанном договоре о государственных границах. И еще много чего такого, что якобы тормозится российской стороной. На этом фоне столь, как пишет газета, "неожиданно дальновидный и заинтересованный знак внимания со стороны Кремля в связи с праздником победы России" выглядит довольно странно. Хотя странно в данном случае выглядят сами подобные рассуждения. Президенту как бы предлагают поторговаться: мол, подпишите договор о границах, запустите работу межправительственной комиссии и т.д. и т.п., тогда приеду на праздник.
Но издание проводит и другие параллели - исторические. "Совсем недавно международная общественность широко отметила 60-летие Варшавского восстания против нацистской оккупации, - напоминает LA. - На мероприятие прибыл и канцлер Германии Герхард Шредер. Однако это историческое событие в борьбе с фашизмом не сочло нужным почтить своим присутствием ни одно из высших должностных лиц России". Газета поясняет почему: "Похоже, это вопрос, который не делает чести правовой наследнице СССР - России. Сталин в 1944 году не поддержал то восстание, хотя в регионе было сформировано, и успешно действовало широко разветвленное и руководимое из Москвы партизанское движение. Но Москве тогда было важно не допустить, чтобы поляки переняли контроль в своем государстве до появления советской армии, и поэтому сознательно был допущен разгром польских патриотов". Здесь национальная журналистика явно не дружит с логикой. Потому что, если "поляки хотели перенять контроль в своем государстве до появления советской армии", то предполагаемое невмешательство Сталина было только на руку "польским патриотам". То есть при данной интерпретации событий речь может идти любо о преждевременном выступлении, либо о несогласованных действиях с антигитлеровской коалицией. Но при чем здесь Россия? Хотя стоит ли удивляться своеобразному восприятию истории, если те же латышские легионеры Waffen SS, признанные Нюренбергским трибуналом преступным формированием, в Латвии чествуются героями и борцами за свободу. Ясно одно: у президента Латвии не будет недостатка в причинах отказа от поездки в Москву, поездки, которая может стать для латвийского лидера сродни национальному подвигу. "Госпожа Вайра Вике-Фрейберга испытывает легкий шок", - пишет по этому поводу выходящая на русском газета "Час". И поясняет, что приглашением Владимир Путин как бы подчеркнул, что считает Латвию равной среди европейских стран. А также то, что несмотря на различия в подходе к итогам Второй мировой войны, в России ценят тот вклад, что внесли воевавшие на стороне антигитлеровской коалиции 130-й Латышский гвардейский стрелковый корпус, латвийские партизаны и моряки восьми латвийских пароходов, не принявших фашистскую оккупацию. Как пишет "Час", президент России, оставив за скобками активность латвийских политиков в проталкивании на европейскую трибуну требования об осуждении советской оккупации, прислал с приглашением и "чистый лист", с которого нужно начинать строить российско-латвийские отношения. Так что выбор теперь за латвийской стороной.
Америка & Латвия против Александра Лукашенко. Как пишет Diena, Латвия вместе с США поддержит оппозицию Белоруссии, с тем, чтобы та смогла в ближайшем будущем освободиться от авторитарного руководителя государства Александра Лукашенко и начать формировать демократическое государство. Напомним, четыре сенатора США во главе с кандидатом в президенты 2000 года Джоном Макейном, озабоченные "режимом Лукашенко", пытались попасть в Белоруссию, чтобы встретиться с противниками "авторитарного президента", однако в страну их не пустили. Но по соседству есть такая республика как Латвия, где запросто можно встретиться не только с бывшими эсесовцами, но и с белорусской оппозицией. Последняя на американцев произвела неизгладимое впечатление, а Д. Макейн даже с пафосом заявил во всеуслышанье: "Мы будем бороться за то, чтобы Белоруссия освободилась от тирании!" При этих словах невольно вспоминаются бомбардировки Югославии, разрушенное метким попаданием китайское посольство и пр. Но, спохватившись, сенатор добавил: "Для смены режима президента Лукашенко планируются не военные действия, а лишь международное давление". Ну и на том, как говорится, спасибо - зная, как американцы умеют воевать, вспомним Вьетнам или Ирак, мало не покажется.
В свою очередь Diena напоминает, что в середине октября в Белоруссии должны пройти парламентские выборы, на которые оппозиция возлагает особые надежды. Например, как рассказали в Латвии американским сенаторам белорусские оппозиционеры, в их рядах происходит консолидация и они надеятся, что избранный в октябре белорусский парламент не будет "карманным" для Лукашенко. Для предвыборной агитации оппозиция планирует использовать идею защиты национальной независимости. "На девять лет растянулся политический сериал под названием "Создание объединенного государства России и Белоруссии", - поясняет Diena. - Претворение этого замысла в любом варианте реально означало бы превращение Белоруссии в одну из провинций России". На взгляд газеты, это хорошо понимает и сам Лукашенко, мол, в "будущем царстве" у него нет шансов остаться на политическом олимпе и поэтому он периодически находит причины отложить его создание. "Сообщение сенатора Макейна может заставить Лукашенко пересмотреть свою позицию, - делает вывод Diena. - Потому что лучше быть уполномоченным президента РФ по Белорусскому федеральному округу, нежели ищущим убежища в России беженцем, которого на родине ожидает суд". В этом контексте осталось совместить упомянутую выше предвыборную идею белорусских националистов о национальной независимости с заявлением американского сенатора о тирании. Если слова Д. Макейна и медвежья услуга, то явно не Александру Лукашенко.
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Норвежское судно отказалось спасать экипаж тонущего сухогруза Ursa Major
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- ЕС введёт санкции против России после инцидента с обрывом кабелей в Балтике
- Военные ВСУ рассказали о падении боевого духа и надежде на перемирие