Почему Китай идет в Беларусь
Дмитрий Алимкин
На днях закончился официальный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Минск. Как сообщил заместитель главы администрации президента Белоруссии Николай Снопков, было подписано порядка 50 различных соглашений на общую сумму около 18 млрд долларов. Премьер-министр Андрей Кобяков сообщил, что достигнута договорённость о предоставлении Белоруссии кредитов на общую сумму 7 млрд долларов, из них 3 миллиарда — на льготных условиях. Кроме того, 800 млн юаней Белоруссия получит в виде безвозмездной помощи на реализацию социальных проектов. Эти деньги станут хорошим подспорьем для удержания курса белорусской национальной валюты, что очень важно в год выборов.
Кредиты будут целевыми. 330 миллионов из льготной части будет направлено на строительство Белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень», который в последнее время слегка «завис» и не оправдывал возлагавшихся на него надежд. Теперь появилась реальная возможность, что его в конце концов построят. Лукашенко и Си Цзиньпинь лично вручили свидетельства о регистрации первым семи резидентам индустриального парка. Льготный кредит в размере 88 млн долларов пойдёт на строительство автосборочного производства СЗАО «Белджи». 500 млн долларов кредита пойдут на совершенствование инфраструктуры Белорусской железной дороги. Кредитная линия в сумме 300 млн долларов будет открыта для кредитования через Беларусбанк различных небольших проектов в области электроники, транспорта, энергетики и т.д.
В рамках визита прошёл Белорусско-китайский межрегиональный бизнес-форум, на который прибыло около 300 представителей из Китая. Сообщается, что ими подписано порядка 25 соглашений с субъектами хозяйствования и местными органами власти. В озвученную общую сумму была включена сделка-своп о предоставлении сторонами друг другу в течение трёх лет средств в национальной валюте в размере 16 триллионов белорусских рублей и 7 млрд юаней соответственно. Немаловажно то, что в случае успешной реализации подписанных соглашений Белоруссия получит не только кредиты и безвозмездную помощь, но также и техническую информацию, ноу-хау и права на промышленные образцы.
Почему вдруг такой прорыв в отношениях? Надо понимать, что Китай в первую очередь помогает самому себе. Все кредиты являются «связанными». То есть на них можно приобрести что-то только у Китая. 10 лет назад с Китаем уже было подписано кредитное соглашение на 5 млрд долларов, которое так и не было реализовано. Думается, что сейчас ситуация не столь благостная, чтобы разбрасываться возможностями, и высшее руководство приложит все силы для успешной реализации договорённостей. Но кредиты на то и кредиты, если даже льготные, что их надо возвращать. Если деньги будут получены, но не принесут ожидаемого эффекта, всё закончится только ростом и так немалой задолженности белорусского государства.
С белорусской стороны китайцев заинтересовал только один товар — калийные удобрения. Подписано соглашение о поставках в Китай калийных удобрений на сумму 1,3 млрд долларов. Всё остальное придётся возвращать деньгами. Почему прорыв в отношениях произошёл именно сейчас? Уже несколько лет, как Китай заявил концепцию «Нового шёлкового пути» — завоевания Европы китайскими товарами. Дело в том, что главный рынок сбыта китайских товаров — США. Но там возникли проблемы. В США уже давно начали понимать, что благодаря открытости американского рынка китайским товарам Китай развился настолько, что может представлять угрозу мировой гегемонии США. Ещё в 2008 году известный американский политик Пол Вулфовиц сказал, что «Китай можно будет остановить только до 2017 года». В том смысле, что после 2017 года Китай сможет развиваться даже без доступа к американскому рынку, и для сохранения власти американского доллара останется только один способ — война. А до 2017 года Китай ещё можно остановить без прямого военного столкновения.
В 2014 году по объёму ВВП Китай стал второй экономикой мира. По мнению многих авторитетных экспертов и аналитических организаций, Китай уже является первой экономикой мира, а первенство США обусловлено различными статистическими ухищрениями. Для того чтобы сохранить мировое лидерство, США приступили к возврату производств. Множество американских компаний уже приступили к возвращению производств из Китая, ещё больше собираются сделать это в ближайшее время. При этом себестоимость товаров не вырастет по причине широкого применения роботов. Когда значительная часть американских фирм закроет свои производства в Китае, американское государство приступит к созданию проблем для китайского экспорта в США.
Параллельно с возвращением производств США начали создавать Китаю проблемы другими способами. Не говоря уже о попытке «революции зонтиков» в Гонконге, которая сорвалась. Гораздо более серьёзные проблемы США создали Китаю с помощью «арабской весны» и событий на Украине. То, что на Украине в результате «майдана» к власти пришли американские ставленники, никто ничуть не скрывает. С Януковичем китайцы уже договорились, но где теперь тот Янукович? Новое украинское руководство сделает всё, чтобы угодить своим американским хозяевам, чего бы это ни стоило украинскому народу.
Китайская экономическая экспансия в Африке была в значительной степени обесценена «арабской весной». Пояс американского «управляемого хаоса» на севере Африканского континента ликвидировал многие проекты Китая в арабских странах. В Чёрной Африке китайские проекты продолжают реализовываться, но путь на север, — в Европу, — закрыт.
Доставка китайских товаров в Европу по морю обходится слишком дорого, а в случае обострения отношений с США может вообще стать невозможной. Ведь Америка доминирует на море. Остаётся «Новый шёлковый путь», но и здесь США стараются всячески затруднить транзит китайских товаров. Планируется дестабилизация Средней Азии и ещё не охваченных «арабской весной» стран Ближнего Востока.
Кроме того, США сейчас оказывают колоссальное давление на Европу с целью навязать ей Соглашение о трансатлантическом инвестиционном партнерстве, которое уже окрестили «сделкой века». Если это соглашение будет подписано, европейский рынок достанется американцам, и Китаю придётся несладко. Дело в том, что китайское общество перегрето ожиданиями. За последние десятилетия люди в Китае привыкли к тому, что материальные условия их жизни постоянно улучшаются. А Китай — очень прагматичное общество, — в китайском языке даже нет слова «бог». Живущий в комнате в общежитии совершенно уверен в том, что через пару лет он будет жить в своей квартире. Тот, кто ездит на мопеде, уверен в том, что скоро купит себе автомобиль. Если этого не случится, и рост благосостояния китайцев прервётся, социальная структура китайского общества в одночасье может обрушиться в кровавый хаос.
Китайское руководство прекрасно понимает всю опасность ситуации и принимает все мыслимые и немыслимые меры для того, чтобы экономический рост не остановился. В Китае строятся целые города, которые остаются пустыми, так как немногие могут купить квартиры. Главное — не снизить темпы строительства, а позже — видно будет. По всему миру создаются анклавы китайской экономики, вроде белорусского «Великого камня». Везде, куда пустят. Китай щедро предоставляет всем желающим кредиты на приобретение китайских товаров. В общем, Китай раздаёт кредиты не от хорошей жизни. Он также заинтересован в сотрудничестве с нами, как мы с ним. В сложившихся условиях самыми надёжными партнёрами Китая могут стать Россия и Белоруссия. Белоруссии такой шанс упускать нельзя. И ещё надо понимать, что США приложат все усилия для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в Белоруссии. Закрыть один из последних возможных коридоров для поставки китайских товаров в Европу. Как раз в год выборов.
- Уехавшая после начала СВО экс-невеста Ефремова продолжает зарабатывать в России
- Фигурант аферы с квартирой Долиной оказался участником казанской ОПГ
- В России стартует марафон по отказу от курения
- Владимир Путин: «Ответ всегда будет» — 1002-й день спецоперации на Украине
- Медведев объяснил возможность быстрого окончания конфликта на Украине