Стамбульский административный суд вынес постановление о возвращении прав собственности на большой земельный участок в историческом районе Бомонти в центре города фонду Kadim Meryemana, связанному с Сирийской православной церковью. Как передает Agenzia Fides, участок изначально был подарен сирийским христианам в 1956 году. Однако в 1970 году турецкие регистрационные органы отменили все пожертвования и дарения имущества в пользу немусульманских религиозных фондов, сделанные после 1936 года, ссылаясь на то, что в том же году подобные сделки были заблокированы. В настоящее время на землях, которые стамбульский суд вернул фонду Kadim Meryemana, располагаются постройки Университета изобразительных искусств Мимара Синана.

Анкару неоднократно призывали восстановить историческую справедливость и вернуть собственность иноверческим общинам (христианам, армянам и иудеям), конфискованную в 1936 году. В августе 2011 года премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил о начале кампании по реституции. Власти пообещали отдать представителям религиозных меньшинств их собственность, которая была национализирована. Речь идет о школах, храмах, приютах, больницах. Однако Анкара очень избирательно и точечно подходила к выполнения своего обещания. Так, в августе 2013 года разрешение на строительство собственных школ в общинах получил фонд Сирийской православной церкви Санта-Марии. Хотя годом ранее министерство образования Турции отклонило эту просьбу, поскольку сирийская община не входила в список меньшинств, традиционно признанных в стране. Под конец 2014 года впервые за годы существования Турецкой Республики власти дали согласие христианам на строительство новой церкви. Как сообщил премьер-министр Ахмет Давутоглу, «счастливчиками» оказалась община ассирийских христиан. И вот теперь постановление Стамбульского административного суда в пользу сирийцев. Хотя, несмотря на серьезное давление Запада и Ватикана, Анкара до сих пор отказывается принять положительное решение о возобновлении работы богословской школы на острове Халки, принадлежащей Константинопольскому патриархату.

В целом Турция пересматривает свою внутреннюю политику в отношении религиозных и национальных меньшинств. Но парадокс в том, что многие «вольности», которые власти готовы предоставить турецким гражданам, иначе оцениваются Анкарой в ходе проведения внешнеполитической линии. Так, правительство, сирийские и ассирийские христиане настороженно относятся к планам реализации «курдского проекта» в Сирии и Ираке. Ассирийская община уже сталкивалась с курдами во время спора за земли монастыря Мор Габриэль, расположенного в провинции Мардин возле турецко-сирийской границы. Анкара тогда пошла навстречу монахам. Христиане Сирии негативно воспринимают попытки курдов выйти на создание национальной автономии. Как говорит представитель общины Ахикар Рашид Исса, член «патриотической оппозиции», провинцию Аль-Джазира на севере Сирии курды взяли под свой контроль. «Они обратились к нам, христианам, а также ассирийцам и армянам с предложением создать совместно органы местного самоуправления», — подчеркнул Рашид Исса. Но, по его словам, создание курдской автономии станет «катастрофой», поскольку сирийские христиане, разбросанные по всей стране, могут спокойно себя чувствовать только в едином государстве. Поэтому «патриотическая оппозиция» и христиане готовы разговаривать с действующим президентом Сирии Башаром Асадом.

Победа сил курдского ополчения, отрядов пешмерга, над осаждавшими город Кобани на севере Сирии боевиками «Исламского государства» обеспокоила Эрдогана, поскольку Турция опасается, что этот успех послужит «амбициозным» планам курдов по созданию независимой автономии в стране, констатирует AsiaNews. Эксперт по Средиземноморью и Ближнему Востоку Института международных политических исследований Валерия Тэлбот в интервью Radio Vaticana отмечает, что «создание сирийского Курдистана может иметь серьезные последствия». При этом у Анкары, ассирийских и сирийских христиан может появиться ситуативный союзник. Дело в том, что усилия США по вооруженному противодействию джихадистам меняют внутренний баланс в треугольнике Турция — Ирак — Сирия. Как пишет Al-Monitor, опора Вашингтона на иракских курдов подпитывает захваты последними новых территорий на севере Ирака, которые принадлежат арабам-суннитам. Отряды пешмерга препятствуют им возвращаться в свои дома, откуда арабов-суннитов выгнали джихадисты. Иначе говоря, курды выходят за пределы Иракского Курдистана, занимаясь «курдифицированием» этих земель. Некоторые курдские чиновники публично заявляли о том, что их правительство не отдаст новые территории и «никогда не позволит арабам снова контролировать их». Против этого выступают Багдад и арабы-сунниты, которые стремятся к большей самостоятельности и по-прежнему привержены идее целостности и единства Ирака. Помимо того, отмечает издание, ассирийцы рассматривают равнины Ниневии как свою «собственность» и не склонны считать их курдской землей.

По словам директора Католического центра исследований и медиа в Аммане отца Рифата Бадера, предшествовавшие в XX веке действия западных держав в регионе, имевшие свое воплощение в соглашении Сайкса — Пико, когда Великобритания и Франция выработали тайный план раздела территории Османской империи, получили сегодня второе дыхание. «Теперь у нас появился новый вариант Сайкса — Пико с новыми разделами, — говорит священник. — Но что я не могу понять: почему христиане должны выйти из игры? Почему? Ведь мы являемся частью общества! Итак, давайте рассматривать и нас как игроков». Получается, что сегодня за сохранение существующих государств в их привычных границах выступают мусульмане-сунниты и христианские общины, а против — отряды джихадистов-шиитов и курдское ополчение, реализующие западный проект по фрагментации региона. Ставки в этой игре высоки, как никогда, и особенно для ближневосточных христиан.