"Беда в том, что все у нас смешивается с политикой": Интервью лауреата премии Фонда культуры Эстонии Валерия Петрова ИА REGNUM
Дирижеру камерного хора православной музыки Orthodox Singers Валерию Петрову присуждена Годовая премия Фонда культуры Эстонии - за заслуги в развитии культуры Эстонии. Он - первый деятель культуры - представитель русской общины Эстонии, удостоенный этой премии. Валерий Петров является бессменным организатором ежегодного фестиваля православной хоровой музыки "Кредо", который в этом году прошел в Эстонии уже в десятый раз. На фестиваль приезжают хоры из многих стран мира, в том числе из России, Финляндии, Грузии.
Г-н Петров, расскажите подробнее, что это за премия?
Премия - государственная, хотя присуждается не напрямую министерством, а именно этим Фондом культуры. Хотя председатель Фонда - министр культуры Эстонской Республики.
Почему у вашего хора такое "англоязычное название"?
Название, подчеркиваю, имеет чисто прикладное значение. Наши концерты часто проходят тех странах, где распространен английский язык - это в основном Скандинавия.
У вас есть личные соображения: за что вам присудили государственную премию по культуре?
Скорее всего, премию мне дали в связи с круглой датой - в этом году фестиваль православной музыки "Кредо" проводился в десятый раз. Но это мои предположения. О таких вещах довольно трудно рассуждать - заслужил ты премию, не заслужил. К себе всегда относишься с долей самокритики, так что иногда кажется, что и не заслужил. Но со стороны виднее.
Даже в эстонской Конституции записано, что государство защищает эстонский язык и эстонскую культуру. В коалиционном договоре нынешнего правительства тоже это записано. Как эти принципы сказываются на развитии русской культуры и русского языка в Эстонии?
Сложный вопрос. Смотря с какой стороны к этому подходить. Многое зависит от позиции самих русских. Пару лет назад русские в Эстонии долго спорили ведь о так называемом "идентитете". Сейчас среди русских существует две позиции. Одни местные русские воспринимают себя как особую группу. Вроде как и не совсем русские. Другие, наоборот, воспринимают свое пребывание здесь как в некоей российской области. Я лично себя ощущаю в Эстонии, знаете ли, как в известном фильме: "свой среди чужих, чужой среди своих". Если говорить о перспективе, то в течениe 50-60 лет, я думаю, здесь сформируется действительно особая группа людей русской культуры. Вопрос сейчас стоит о выживании той русской культурной среды, которая еще осталась. Есть еще в Эстонии русские "до мозга костей" - и это не самая плохая часть населения. У нас есть опыт первой русской эмиграции, потомки которых уже очень редко кто знают русский язык. Однако в отношении русских в Эстонии имеет право на жизнь гораздо более оптимистичный прогноз. Причин несколько. Во-первых, географическая близость в России. Во-вторых, русские эмигранты первой волны вообще не воспринимали свою родину, которая стала Советской Россией. Нынешние русские в Эстонии воспринимают современную Россию совсем по-другому.
Пуповина не обрезана? И это не раздражает эстонскую часть населения?
Действительно, в Эстонии существуют две национальные общины параллельно, практически не пересекаясь. Когда восстанавливалась независимость Эстонии, то среди эстонцев были очень сильные антирусские и антироссийские настроения. Теперь, по истечению 10 лет, настроения совершенно другие. Особенно в области культуры. Истинное искусство есть истинное искусство. И, например, юбилей Рахманинова в Эстонии широко праздновался, и фестивали Давида Ойстраха тоже. Организует эти культурные мероприятия отнюдь не русская община Эстонии, а эстонцы.
Музыка по определению интернациональна. А что в других сферах культурной жизни?
Культура, как известно, дело затратное. Без поддержки государства не обойтись. Между тем в русской общине постоянные споры о деньгах идут после проведения практически любого культурного мероприятия. На днях праздновали 200-летний юбилей Тютчева - и опять скандал по поводу израсходованных средств.
Русская культурная среда в Эстонии очень разрозненна и бессистемна. Поэтому и получаются такие накладки, как с юбилеем Тютчева. Набрасываются на одну дату с разных сторон, и все кричат - мы самые лучшие, мы лучше всех сделаем! Я таких людей называю бездельниками, которые высасывают что-то из пальца. Для развития той самой русской культуры, о которой они так много говорят, это не дает практически ничего. Интересно отметить, что по поводу финансирования эстонское государство очень сильно открывается для русской культуры именно сейчас. Более того, оно открывается в гораздо большей степени, нежели готово воспринять русское население.
То есть, если обращаются к эстонским государственным органам по поводу финансирования мероприятий, связанных с русской культурой - то подальше не шлют?
Я вам больше скажу - на своем собственном примере. Вот мы проводим фестиваль православной музыки. Мягко говоря, православие не является основной религией эстонцев, хотя некоторое количество православных среди них есть. Но основная масса, конечно, лютеране. И вот на протяжении всех десяти лет фестиваля эстонское государство на уровне министерства культуры, различных фондов культуры, а один раз даже - на уровне Фонда эстонской (!) культуры - поддерживают это мероприятие. Денег, конечно, всегда не хватает. Но ведь дело даже не в этом, дело в самом факте - поддерживают. Кстати, процентное соотношение публики на нашем фестивале вообще для меня удивительно. Что, казалось бы, делать на фестивале православной музыки эстонцам? А получается: 70 процентов нашей публики - эстонцы, и только 30 процентов - русской публики. Это парадокс, который я до сих пор не могу понять. Для нас здесь важны контакты с Россией, потому что основная масса коллективов на фестиваль приезжает именно из России. Пять раз назад я обращался к Михаилу Швыдкому, который тогда был первым замминистра культуры. Чтобы он помог не деньгами, а помог просто приехать коллективам из России (визы, билеты и т. д.). И я не получил ни отрицательного, ни положительного ответа. Можно было ответить: нет денег, или: мы не заинтересованы. А так вообще никакого ответа.
Может быть России ваш фестиваль ни к чему?
Не знаю. Хотя считаю, что этот фестиваль - работа, в частности, на положительный имидж России здесь, в Эстонии. Ведь если посмотреть эстонские газеты, то фестиваль стабильно получает замечательную прессу. Другой и быть не может, потому что уровень российских музыкантов, приезжающих к нам - высочайший.
Многие страны имеют мощные инструменты для поддержки культуры своих диаспор. Например, Германия - Институт Гете, который оперирует огромными суммами для поддержки немецкой культуры по всему миру. Чувствуется ли в Эстонии поддержка соотечественников со стороны Российского государства в плане культуры?
А кто у нас в Эстонии в культурной комиссии по соотечественникам? Случайные люди. Там просто идет лоббирование каких-то своих политических интересов. Простой пример: наш десятый фестиваль "Кредо" и конференция движения российских соотечественников проходила в одно и то же время - так совпало. И жили наши гости-участники фестиваля в той же гостинице, где проходила конференция. Я случайно встретил в лобби одного знакомого-представителя эстонского Союза соотечественников. Он у меня спрашивает: а ты что здесь делаешь? Я говорю: фестиваль юбилейный у нас. Да? - удивился он. Учитывая то, что у нас не так много происходит в музыке, человек, связанный с движением соотечественников мог бы элементарно знать об этом. Не говоря уже о том, чтобы почтить своим присутствием. Полнейшая, совершеннейшая некомпетентность в сфере культуры людей, связанных с движением соотечественников.
Как вы относитесь к идее русской национально-культурной автономии в Эстонии?
При нормальном поведении русских политиков в Эстонии этот вопрос был бы решаем еще несколько лет назад. Трудно, но решаем. Сейчас, после поражения русских партий на последних выборах - навряд ли. Но, даже предположим, удалось бы этот проект пробить. Кто бы реально создавал эту самую культурную автономию? Наблюдается полная неготовность к этому самого русского населения.
То есть нет подготовленных структур, которые можно предложить?
Конечно. Нет прежде всего тех, кто юридически бы все это грамотно оформил. Беда также в том, что все у нас смешивается с политикой. Возьмем тот же вопрос об образовании на русском языке. Эта карта разыгрывается перед каждыми выборами. Но реально те же русские учителя вообще стараются не высовываться. Например, намечающуюся всеобщую забастовку учителей учителя эстонских школ практически стопроцентно поддерживают. А русских - очень немногие, потому что все очень запуганы. Русские учителя в Эстонии - запуганные существа. И вряд ли смогут побороться за сохранение русской школы. Но главный вопрос: что может сделать запуганное существо с детьми. Чему он может научить?
- В Москве водитель грузовика расстрелял двух рабочих-мигрантов
- Ученик рязанской школы выстрелил в одноклассника из игрушечного пистолета
- Причиной стрельбы в рязанской школе стал буллинг нового одноклассника
- В «Ленкоме» объяснили, почему убрали из фойе портрет Дмитрия Певцова
- В Энгельсе введён режим ЧС межмуниципального уровня — 1056-й день СВО