Эксперт: Киргизия представляет некоторую опасность для экономических интересов Казахстана
"Приоритетность для Казахстана остальных стран ЦА я бы увязал с их потенциалом в экономической и политической сферах. При таком подходе, места распределятся следующим образом: Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан". Об этом, комментируя некоторые нюансы взаимоотношений между государствами Средней Азии, заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" заявил политолог из Казахстана Олег Сидоров, передает корреспондент ИА REGNUM.
По его мнению, "как ни странно, наиболее близким, на мой взгляд, является Узбекистан. Только с Узбекистаном Казахстан может сотрудничать на равноправной основе. В то же время, очевидно и то, что именно Узбекистан составляет весомую конкуренцию Казахстану. Это касается практически всех сфер жизнедеятельности государства". "В итоге, сила и потенциал Ташкента могут способствовать как расширению сотрудничества, так и продолжению соперничества двух республик за статус регионального лидера. В этом плане наращивание взаимовыгодного сотрудничества во всех перспективных сферах возможно только при наличии политической воли руководства двух стран. Однако, как показывает время, сближение Ташкента и Астаны в краткосрочной перспективе не представляется возможным", - заметил эксперт.
"С какой из стран ЦА у Казахстана существуют наибольшие сложности? Со всеми государствами региона у Казахстана сложились довольно ровные отношения. Что касается возможных проблем, то они напрямую связаны с бездействием или низкой амплитудой деятельности различных министерств и ведомств каждой страны, в том числе самого Казахстана". "И это касается как поддержания национальной безопасности, так и экономической составляющей. Ведь не секрет, что со дня обретения суверенитета руководством Казахстана декларировались задачи, направленные на защиту своих границ в регионе. Но, как мы видим, ситуация фактически не изменилась. В этом плане "приграничный" вопрос остается первопричиной многих проблем, связанных с безопасностью Казахстана", - подчеркнул Сидоров.
"Кроме этого необходимо учитывать, так сказать, ограниченный суверенитет Казахстана. Здесь речь идет о декларируемой Астаной самодостаточности и независимости от внешнего мира, в то время как на регулярной основе Бишкек и Ташкент дают понять своему соседу, что не везде республика самостоятельна. И отключение/снижение объемов поставок газа и электричества в Казахстан со стороны Узбекистана и Кыргызстана явный тому пример". "Что касается торгово-экономической составляющей, то членство Казахстана в Таможенном союзе, равно как и довольно низкий социально-экономический уровень развития Таджикистана и Кыргызстана не способствуют наращиванию отношений с этими республиками региона. К тому же известная истина гласит, что для того, чтобы двигаться вверх, необходимо выбирать себе партнера равного или более сильного, но не слабее себя самого. И в этом плане партнером по региону для Казахстана может стать только лишь все тот же Узбекистан", - уверен специалист.
Вместе с тем, "далеко не все так гладко с Кыргызстаном. Являясь, по мнению Астаны, одним из экономических аутсайдеров региона, Бишкек, тем не менее, представляет некоторую опасность для экономических интересов Казахстана. В данном случае речь идет о низких ценах в Кыргызстане на продукты питания, товары народного пользования и автомобили. Так, про цены на транспортные средства с кыргызскими номерами в Казахстане уже давно бурно идет дискуссия на предмет приобретения казахстанцами авто из соседней республики". "Сам факт членства Кыргызстана в ВТО и принятие республикой международных правил игры стал причиной появления в стране продукции хорошего качества за относительно низкие цены. В этом плане Астана настороженно относится к кажущемуся на первый взгляд слабому Бишкеку. И это правильно, так как Кыргызстан одна из республик региона, которая при расширенной возможности войти на казахстанский рынок сможет обрушить тут искусственно завышенные цены. О последствиях подобного шага можно порассуждать после", - заявил политолог.
"Какая из стран ЦА может стать центром регионального сотрудничества? Узбекистан может стать региональным хабом, способным объединить остальные страны региона в своем стремлении к расширению торгово-экономических связей, но этого пока не происходит, учитывая протекционизм узбекской политики. Права на звание регионального центра оспаривает также и Казахстан. Однако, масса нерешенных вопросов внутри страны, равно как и нежелание сесть за стол переговоров с другими странами региона, в том числе и Узбекистаном, не способствуют продвижению идеи развития регионального сотрудничества. Примечательно, что если бы власти Кыргызстана смогли бы гарантировать безопасность прибывающим в республику бизнесменам, то именно Бишкек мог бы претендовать на статус центра регионального сотрудничества". "Что делать в этой связи? Во-первых, необходимо время для переосмысления задачи по углублению и активизации торгово-экономических связей. Во-вторых, принимая во внимание ситуацию, связанную с нежеланием руководства ряда стран выработать общие правила игры, этим странам необходимо, пересмотреть свои позиции, сделав их менее жесткими и более направленными на поиск консенсуса, а не на борьбу за региональное лидерство. В-третьих, вполне вероятно, что интеграционные процессы в различных сферах возможны лишь при приходе к власти политиков новой формации, лишенных ярко выделенных "региональных амбиций" и способных договориться между собой, конечно, с учетом национальных интересов своих стран", - обобщил Олег Сидоров.
"Способны ли или неспособны некие внешние силы сыграть позитивную роль в плане развития сотрудничества между странами ЦА? Межгосударственные объединения могут стать одним из катализаторов сближения стран региона. В этом плане привлекательным является Таможенный союз, который с переменным успехом демонстрирует свою жизнеспособность. Свидетельством этого является растущий интерес к ТС как со стороны стран бывшего СССР, так и со стороны стран дальнего зарубежья. Другим моментом, способным повлиять на сближение может стать фактор риска, который подтолкнет региональные элиты к сотрудничеству", - заключил эксперт.