"Олимпиада в Сочи - апофеоз одного режима и одного лидера": обзор СМИ Румынии
Румыния - Россия: "Путин - историческое сочетание Николая I, Сталина и Брежнева". Румыния - Молдавия: "Москва возьмёт свою часть в подходящий момент, создав небольшие спутники на границах ЕС, которые будут все время вести игру против шерсти".
Румыния - Россия: "Путин - историческое сочетание Николая I, Сталина и Брежнева"
Олимпиада в Сочи является апофеозом одного режима и одного лидера, пишет Hotnews. Россия Владимира Путина выбрала этот повод, чтобы на международном уровне вычеканить свой профиль. Отсюда грандиозные амбиции и вездесущность пропаганды. Всё задумано с одной целью: подтвердить величие нации, объединённой под скипетром смелого и мудрого президента. Имиджевая нагрузка церемонии открытия была весьма значительной. На этих Олимпийских играх, как в Берлине в 1936 году и Москве в 1980 году, очертания тирании становятся очевидными. Только на этот раз, тоталитаризм скрыт за внешне прагматичным и современным подходом. Под всей этой медиатической корой, Россия Путина остается тем же мародёрствующим и патримониальным государством, ответственным за угнетение собственной нации и империализм за пределами своих границ.
Сегодняшняя Россия является узником процесса эволюции, определяемого самодержавием и государственным насилием, продолжает Hotnews. Иллюзии начала 90-х стали историей. Путин является историческим сочетанием Николая I, Сталина и Брежнева. В стране, которой он правит, индивидуальная свобода, имущество и будущее зависят от воли избранного короля, чередующего щедрость с жестокостью. Как и его царские или ленинские предшественники, Путин предпочитает изгнание, в случае когда не убивает напрямую. Те, кто восстают против него, будут уничтожены. Россия наших дней являет собой драматический контраст в сравнении с горбачёвским порывом прозрачности. Свинцовая завеса заглушает голоса несогласных, а диктатура построена на плодородной почве полицейского контроля.
Сочинский спектакль служит для румын поводом поразмыслить над будущим своей родины, пишет Hotnews. Для определённой части нашей политической элиты, и премьер-министр Виктор Понта не является исключением, путинская Россия представляется моделью альтернативной Западу. Вместо независимой судебной системы и верховенства закона - порядок, основанный на деспотизме, коррупции и соучастии. Восхищение путинской Россией не может быть невинным. Критики антикоррупционных и судебных структур Румынии могут только позавидовать тому, как качественно в путинском государстве прошёл процесс закрытия институтов, уполномоченных ограничивать в злоупотреблениях исполнительную власть. На Востоке, где правят газ и нефть, свобода является подрывным понятием, а либеральная демократия - неприменимой моделью. Российская оригинальность, то есть своего рода синтез государственного доминирования и авторитаризма, является идеалом, к которому стремятся, как правило, все те, для кого равенство перед законом является простой причудой, подводит итог издание.
С самого начала отметим: мнения тех, кто утверждает, что возможности, которые предлагает Российская Федерация, необходимо игнорировать только потому, что мы являемся частью НАТО и ЕС, а также партнерами США, кажутся нелепыми, пишет Evenimentul Zilei. Такое государство, как Румыния, должно быть прагматичным. Однако в нынешних условиях премьер-министр Виктор Понта должен был воздержаться от присутствия на открытии Олимпийских игр в Сочи. Олимпийские игры бойкотировали главные мировые лидеры от Барака Обамы до Дэвида Кэмерона, Ангелы Меркель и Франсуа Олланда. То есть Запад получил от нас крайне неуместный сигнал.
Но даже не это самое главное, продолжает Evenimentul Zilei. А тот факт, что за день до участия премьер-министра в открытии Олимпийских игр, Европейский парламент принял резолюцию по ситуации в Приднестровье, в которой раскритиковал давление властей Тирасполя, оказываемое на школы с преподаванием на румынском языке, находящиеся на территории Приднестровья (Находящиеся на территории ПМР 8 школ с обучением на молдавском языке на основе латинской графики, подчиняющиеся Кишиневу и используемые Молдавией и ее зарубежными партнерами для давления на Приднестровье, с подачи Кишинева принципиально отказываются получать регистрацию в ПМР, несмотря на то, что властями республики специально для них была создана система упрощенной регистрации. В обнародованном 4 февраля 2013 года отчете верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств о ситуации вокруг данных учебных заведений им рекомендовано получить регистрацию в ПМР. Ситуация вокруг находящихся в ПМР школ с преподаванием на молдавском языке на латинской графике в последнее время искусственно нагнеталась посредством заявлений ряда молдавских официальных лиц и их обвинений в адрес приднестровской стороны относительно "препятствий", создаваемых в отношении образовательного процесса в этих школах. В свою очередь в МИД ПМР заявили, что в Кишиневе "искажают текущее состояние вопроса и подменяют реальные практические действия абсолютно необоснованными декларациями и инсинуациями". 5 февраля Молдавия организовала очередную провокацию, направив директора тираспольского лицея им. Лучиана Благи Иона Йовчева через молдавско-приднестровскую границу с крупной суммой незадекларированных денежных средств. После того, как Йовчев в законном порядке был задержан правоохранительными органами Приднестровья за нарушение таможенных правил, правительство Молдавии обвинило ПМР в "преднамеренной провокации" и "давлении" на функционирующие на территории республики "румынские" школы. В свою очередь Генеральная прокуратура Молдавии завела в связи с задержанием Йовчева уголовное дело по статье "Незаконное лишение свободы" - прим. ИА REGNUM). Вряд ли Понта не знает кто стоит за спиной так называемых приднестровских властей, а отвешивать поклоны государству, которое не соблюдает права приднестровских румын (по данным переписи населения, проведенной в ноябре 2004 года, в ПМР живут более 177 тыс. молдаван (31,9%), более 168 тыс. русских (30,4%) и более 160 тыс. украинцев (28,8%), данных о проживающих в республике румынах - нет - прим. ИА REGNUM), совсем не является доказательством прагматизма, но скорее - бессмысленного угодничества.
Уже не в первый раз Понта подтверждает свою "недалёкость" во внешней политике, пишет Evenimentul Zilei. В августе он отправился в Республику Молдова прямо в День независимости, закрепив таким образом процесс, который Москва пытается узаконить уже в течение десятилетия, а именно разделение Румынии и Республики Молдова. Понта также поехал в Азербайджан в день объявления о провале NABUCCO, хотя об этом уже было известно заранее. Он отправился в Стамбул на инаугурацию крупного инфраструктурного проекта с памятной плиточкой Константину Брынковяну (господарь Валахии; в марте 1714 года турецкий султан Ахмед III сместил его с господарского трона и вызвал в Стамбул, где Константин Брынковяну был замучен до смерти, а его сыновья Константин, Штефан, Раду и Матей - обезглавлены, после чего их головы пронесли по улицам турецкой столицы. Одной из причин его казни назывался отказ перейти в ислам; в связи с этим Румынская православная церковь причислила в 1992 году замученного господаря к лику святых - прим. ИА REGNUM), обезглавленного в Константинополе. И это лишь несколько ляпов премьер-министра, допущенных им во внешней политике.
Будучи заинтересованным лишь своим имиджем, Виктор Понта хочет быть популярным любой ценой, быть по душе лидерам всех государств, продолжает Evenimentul Zilei. Возможно, это попытка сформировать свое президентской досье (в конце 2014 года в Румынии пройдут президентские выборы - прим. ИА REGNUM). Однако было бы целесообразнее время от времени прислушиваться к своим советникам по внешней политике, а не только к имиджмейкерам, подводит итог издание.
Румыния - Молдавия: "Москва возьмёт свою часть в подходящий момент, создав небольшие спутники на границах ЕС, которые будут все время вести игру против шерсти"
Недавний референдум в автономной Гагаузии (где 98% проголосовали за Таможенный союз с Россией), пусть даже "непризнанный" и нивелированный властями и юстицией за Прутом, в сочетании с фактическим отделением Приднестровья, представляют собой угрожающий сигнал того, что произойдёт с Республикой Молдова прежде, чем она реально вступит в ЕС: она прекратит свое существование, по крайней мере, в нынешнем территориальном формате, пишет Contributors. Конечно, это произойдет не завтра, не через год и не через пять лет, но это произойдет, в любом случае, до того, как ворота Брюсселя откроются Кишиневу, как полноправному члену, в случае если они вообще когда-либо откроются. Можно выразить скептицизм относительно политической перспективы и видимого горизонта присоединения Республики Молдова к Европейскому союзу, до тех пор, пока Берлин и другие столицы, действительно имеющие слово в процессе принятия решений, придерживаются формулы: "интеграция без присоединения". Ну и, конечно, Республика Молдова не сможет присоединиться к Европейскому союзу, имея какие-либо слабые места, непримиримые разногласия и проблемы государственной структуры, существующие на данный момент.
То есть в нынешней территориальной конфигурации страна не сделает решительного шага к Западу, продолжает Contributors. Говоря конкретно, Москва "возьмёт свою часть" в подходящий момент, создав небольшие спутники на границах Евросоюза, которые будут все время вести игру "против шерсти" и станут постоянным источником разного рода проблем. Сейчас Россия обходится тем, что подаёт слабые сигналы западным лидерам остановиться. Если таковые не будут поняты должным образом и продвижение на Восток продолжится, то она несомненно перейдёт к военно-политическому сигнализированию.
На данный момент Республика Молдова не требует от России срочных действий, в отличие, например, от Украины, пишет Contributors. Кишиневом займутся серьезно только через несколько лет, и только в том случае, если появится конкретный календарь вступления в Европейский союз или переговоров с НАТО, что не кажется столь уж неминуемым даже самым предусмотрительным стратегам Кремля. Иными словами, в нынешней территориальной структуре, с мастерски вмонтированными "бомбами" в самое её основание руками давних создателей, Республика Молдова не является слишком крупной и срочной ставкой для восточной империи. Дела для них хороши так, как они обстоят сейчас. Молдаван и кормить не надо, и не убегут они толком никуда. Государство с такими внутренними проблемами никуда не примут. Появившиеся либо в результате импровизаций, либо в результате послевоенных исторических случайностей, учрежденные извне вопреки воле наций, либо просто искусственно созданные политическими иллюзиями, такие субъекты в своём фундаменте были оснащены настоящими "бомбами с часовым механизмом", запрограммированными взорвать этот "барак" тогда, когда изначальный идеологический проект будет поставлен под угрозу. Некоторые из таких образований, искусственно появившихся в ХХ веке, уже исчезли, мирным или кровавым путём, а у других часы распада неумолимо тикают.
Республика Молдова, естественно, состоит в этой злосчастной категории исторических импровизаций, которым предречён неизбежный развал, раньше или позже, вызванный отсутствием специфических признаков государственности, согласно классическому ее определению, продолжает Contributors. Необходимо, в частности, подтверждение, среди прочего: существования собственной нации, культуры и истории, минимальной солидарности граждан относительно общей идентичности, легитимное и пользующееся доверием политическое представительство на международном и, особенно, на внутреннем уровне, в определённой степени автономная экономика, гарантированная безопасность (собственными вооруженными силами или союзническими) и, наконец, объединяющая идея (выбор) на уровне всего общества (например, Запад или Восток ). Понятно, что ни один из этих компонентов определяющих национальное государство не имеется за Прутом, и только удачное вступление в Европейский союз может спасти уязвимую государственность Республики Молдова. Но дотянет ли эта малая постсоветская республика до того момента, прежде чем рассыпаться на мелкие камешки как комета на своём длинном пути через Солнечную систему?
Несколько недель назад немецкий евродепутат Маркус Фербер, отвечая на вопрос о присоединении Сербии к Европейскому союзу, категорически заявил: "Сербия? Даже не через десять лет!" Следует, однако, напомнить, что Белград является страной-кандидатом уже в течение почти двух лет (Кишинев этот статус, может получить разве что лет через 3-5), имеет гораздо более высокую степень взаимосвязи с Западом, никогда не был в составе Советского Союза и, самое важное, не имеет российских войск на своей территории (Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся в Приднестровской Молдавской Республике, на территорию которой претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM), продолжает Contributors. Говоря на чистоту, Молдавия не может даже надеяться на более короткий срок присоединения, чем 10-12 лет, при условии, что речь о расширении не перестанет вестись по тем или иным причинам, и что европейские власти после выборов 2019 года ещё будут желать рассматривать вопрос о расширении на Восток, с учетом всех сопутствующих трудностей. Более того, враждебные действия (через своих лояльных посредников) России, не согласной с приближением ЕС к её границам, может представлять в будущем непреодолимое препятствие для государств "Восточного партнерства".
Приднестровье и Гагаузия будут "активированы" именно тогда, когда вопрос будет казаться решенным, и путь в Брюссель для Кишинева будет казаться более благоприятным, чем когда-либо, пишет Contributors. Мы испытываем особые чувства к Бессарабии, но давайте подумаем о голландцах или датчанах: кому хотелось бы, чтобы в его округу, с чётко установленным порядком, переехал сосед с полной нестабильностью в семье и весьма сомнительным "антуражем"?
Истинная роль этих референдумов (последуют и другие) - необязательно отделение или присоединение к России (на самом деле, Москве совсем не нужны эти мятежники в своем составе, несущие с собой ненужные хлопоты и финансовые потери), но просто создание климата неустойчивости с целью блокирования планов Запада по продвижению на Восток, в неспокойные районы, продолжает Contributors. В этих условиях, не исключено, что Республика Молдова сама лет через десять захочет избавиться от этих камней на шее, чтобы избежать "холодных объятий" сферы влияния советского происхождения. Федерализм и затем сбрасывание балласта за борт станет через некоторое время собственным политическим проектом Кишинева. Но если и в этом случае, даже без Приднестровья, ситуация не сдвинется с места, а расширение ЕС окажется химерой, то у Кишинева останется последняя дверь, в которую она сможет постучать, чтобы замкнуть круг истории. Вы уже догадались: это Румыния, подводит итог издание.
В такой момент, как сегодня, слишком опасно и неправильно, чтобы тема возвращения Молдавии в состав Румынии стала предметом предвыборной кампании в румынской политике, пишет Gandul. "Объединение с Молдавией" - насквозь фальшивая фраза, если не сказать - глупая, поскольку в исторической перспективе часть одного региона, произвольно оторванная от своей страны, может разве что вернуться на своё законное место, воссоединившись с Родиной, а не "объединившись" с ней. И потом она не заслуживает того, чтобы быть брошенной в пучину нелепых противоречий политиканов и ограниченных аргументов.
Воссоединение Молдавии с Румынией - естественный акт исторического восстановления национального достоинства - является непрерывной и наивысшей целью, продолжает Gandul. И эта цель старательно преследуется румынской дипломатией - даже несмотря на то, что в последние годы этим занимаются по большей части болтливые, трусливые или злонамеренные политики. Следовательно, возобновление этой темы в полемическом и явно электоральном контексте может только создать конфуз за Прутом. Вряд ли так необходимо, чтобы президент объявлял в каждом избирательном цикле, что "мы хотим Молдавию". Столь же странным выглядит оппозиция премьера по этой теме, просто чтобы не потерять пару пунктов своего имиджа. Тем более что в партнеры в этом деле он себе взял главу молдавского правительства Юрия Лянкэ, с тем чтобы обоим хором заявить, что "еще не время", и что заявление президента о "возможном объединении" лишь создает "серьёзные проблемы в Кишиневе".
Всегда было, есть и будет время, чтобы Молдавия вернулась к своим естественным границам (очевидно, речь о воссоздании Молдавского княжества, часть которого сегодня входит в состав Румынии, часть - составляет территорию "Республики Молдова" в ее фактических границах без Приднестровья, часть - входит в состав Украины - прим. ИА REGNUM), пишет Gandul. Именно по этой причине, бессмысленное обсуждение и бесполезные споры на уровне властей румынского государства абсолютно непродуктивны. Очевидно, что президенту Румынии, премьеру и нынешнему правительству, а также всем другим учреждениям, участвующим в принятии решений, только и остаётся, что продумывать последовательный дипломатический проект по возвращению Кишинёва домой.
В отношении запрутской Молдавии требуется лишь последовательность в решениях, продолжает Gandul. Предоставляемая год за годом помощь, без упреков и без исключительно электоральных ожиданий. Мудрое противодействие на дипломатическом уровне давлению Москвы на Кишинев через коммунистический вектор. Конечно, создание европейской перспективы для всех граждан Молдавии. Идея возвращения Молдавии в Румынию не должна обсуждаться в качестве второстепенной цели в избирательных диспутах, подводит итог издание.
Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, и Буковина, северная часть которой на сегодняшней день является территорией Черновицкой области Украины, а южная - территорией Румынии, в X-XI вв. входили в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составили части образованного в середине XIV века Молдавского княжества. Пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом, Бессарабия была освобождена в 1812 году российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией в 1812 году, вошла в состав Российской империи. Буковина в 1775 году стала частью Австро-Венгерской империи, и оставалась в ее составе вплоть до раздела империи в 1918 году. Приднестровье вошло в состав Российской империи в результате ее победы в русско-турецкой войне 1787-1792 гг., что было закреплено Ясским мирным договором между Россией и Турцией. Что касается исторической принадлежности этой территории, то Приднестровье было частью Древнерусского государства, Великого Княжества Литовского, Золотой Орды и Крымского ханства. В 1924 году на территории Приднестровья и сопредельных районов Украины была образована Молдавская Автономная ССР в составе Украинской ССР. 28 июня 1940 года СССР вернул оккупированную Румынией с декабря 1917 года Бессарабию, в результате присоединения которой к МАССР была создана Молдавская Советская Социалистическая Республика.
В результате поражения России в Крымской войне 1853-56 гг., по решению Парижского мирного конгресса 1856 года 3 уезда Южной Бессарабии, входившие в состав Российской империи, были переданы Молдавскому княжеству, но по решению Берлинского конгресса 1878 года были возвращены России. Объединившиеся в 1859 году вассалы Османской империи, княжества Молдавия и Валахия составили будущее королевство Румыния, провозглашенное в 1881 году. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице (молдавская письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке, но в Бессарабии решением Верховного совета Молдавской ССР 1989 года молдавский язык был переведен на латинскую графику в румынском варианте, в то время как молдаване ПМР сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка; латиница также насильственно вводилась в периоды румынской оккупации Бессарабии в 1918-40 гг. и 1941-44 гг.), были изобретены в конце XVIII века в Трансильвании, входившей тогда (и вплоть до 1918 года) в состав Австро-Венгрии. Решением Берлинского конгресса 1878 года признавалась независимость Румынии, за которой было признано право присоединить к своей территории Добруджу, о. Змеиный (территория современной Украины) и дельту Дуная, однако фактическое признание Румынии Великобританией, Германией и Францией произошло лишь в 1880 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала Бессарабию, аннексия которой никогда не признавалась СССР. После возвращения Советским Союзом Бессарабии и образования Молдавской ССР в 1940 году, в 1941-м Румыния вновь оккупировала эти и другие территории СССР, которые были окончательно освобождены Красной армией в 1944 году.
Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики РМ, румынами себя назвали 2,2% жителей Молдавии, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.