"Европейское государство" на рубеже "двух подсистем": чему учит единый учебник истории Белоруссии
В апреле 2013 года решением Президиума Российского исторического общества утвержден состав рабочей группы по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. С лета 2013 года в России активно обсуждается проблема создаваемого на его основе нового единого учебника истории. В конце октября 2013 года на сайте Российского исторического общества была опубликована "Концепция нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории", являющегося проектом нового единого учебника истории.(1)
Ранее в СНГ по пути создания единого учебника отечественной истории пошла союзная с Россией Республика Беларусь. 29 мая 2009 года Министерство образования Республики Беларусь утвердило "Образовательный стандарт учебного предмета "Всемирная история. История Беларуси" (5-11 классы)".(2) Цель изучения школьного предмета "Всемирная история. История Беларуси" в этом документе была определена следующим образом: "овладение учащимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе и формирование представлений о месте в нем Беларуси...". В отличие от предложенного сейчас российского проекта белорусский "Образовательный стандарт" предполагает единый комплекс с тем условием, что история Беларуси встроена в контекст всемирной истории. Это сильная сторона белорусского стандарта, в отличие от предложенного российского проекта, который дает схему лишь по отечественной истории. Правда, отмечаемый нами очевидный крен белорусского образовательного стандарта в части всемирной истории в сторону европейской истории вряд ли можно поставить на счет белорусским авторам, поскольку в данном случае они следуют скорее трехвековой образовательной традиции России.
Другой сильной стороной белорусского образовательного стандарта преподавания отечественной истории в Белоруссии, с нашей точки зрения, является компоновка материала. Изучение отечественной истории в белорусской школе начинается в 6-м классе, продолжается в 7-м, 8-м и 9-м с тем, чтобы хронологически охватить период с VI-VII веков - начала славянской колонизации территории современной Беларуси до конца ХVIII века - ликвидации Речи Посполитой.(3) Однако в 11-м завершающем школьное обучение классе рассмотрение белорусской истории возвращается к началам, чтобы вновь рассмотреть период VI-ХVIII веков, но на концептуально более высоком уровне (См. § 1. Роль и место истории Беларуси в процессах общественно-исторического развития; § 2. Беларусь в восточнославянском мире (V - первая половина XIII в.); § 3. Беларусь в Великом княжестве Литовском (вторая половина XIII - первая половина XVI в.); § 4. Белорусские земли в составе Речи Посполитой (вторая половина XVI-XVIII в.).(4) Надо признать это отличным решением, во-первых, поскольку уровень восприятия и понимания школьника выпускного 11-го класса кардинально отличается от уровня шестиклассника. И, во-вторых, поскольку именно начальные хронологически уровни отечественной истории, как бы это не показалось кому-то странным, имеют бóльшее значение для формирования национальной и цивилизационной идентичности индивида.(5) Поэтому, если учебники по истории Беларуси для 6-го, 7-го, 8-го, 9-го классов по уровню изложения материала отвечают средней школе, то учебник 11-го класса - гимназии. Кстати, заметим, для критического рассмотрения концептуального материала школьного курса истории Беларуси в интересующем нас аспекте вполне достаточно учебника 11-го класса. Материал из учебников 6-го, 7-го, 8-го, 9-го классов лишь дополняет его, позволяя выявлять противоречия.
Прежде всего, нас интересует вопрос: как, помимо сугубо национального момента, образовательный исторический стандарт Беларуси определяет геополитический и культурный выбор, закладываемый в историческое сознание подрастающего поколения - будущих граждан Беларуси.
Даже при поверхностном взгляде можно определить, что образовательный стандарт школьной истории в Беларуси основывается на цивилизационной теории, в которой по определению белорусских авторов присутствуют цивилизации Европы, Азии, Африки и Америки. "Общий подход к изучению любой региональной истории, в том числе и белорусской, определяется ее цивилизационной принадлежностью", - утверждают авторы учебника "Истории Беларуси" для 11 класса и продолжают: "Человечество есть и будет, несмотря на глобализацию в области научно-технического прогресса, системой цивилизаций, а любая цивилизация проходит в своем развитии определенные социально-экономические формации". Это методологическое основание белорусского школьного курса истории. Однако здесь авторы попытались совместить несовместимое: цивилизационный подход, утверждающий уникальность человеческих цивилизаций, и формационный, утверждающий на основании теории прогресса универсальный европоцентристский подход при оценке любого общества. Возникает простой и каверзный вопрос к авторам белорусского учебника для 11 класса: Какие "определенные социально-экономические формации" проходили в своем развитии Китай или соседняя с ним Монголия? В этой связи весьма характерно использование в белорусском курсе школьной истории, ориентирующейся на цивилизационный подход, характерной советской историографической "архаики". Например, речь идет о периоде Киевской Руси: "В Западной Европе в средние века существовал феодализм, возникали и развивались государства, формировалась своеобразная культура. Подобные явления происходили в то время и на белорусских землях" (Ист. Беларуси, 6 кл.). О "феодальной раздробленности" и "формировании феодального социально-экономического уклада" применительно к периоду ХI-ХIII веков в истории Белоруссии речь идет и в "Образовательном стандарте учебного предмета "Всемирная история. История Беларуси". Российский проект образовательного стандарта единого учебника, заметим мы, европоцентристский термин "феодализм", связанный с формационной концепцией истории, уже не упоминает.
Далее, если отвлечься от этой частности, у нас возникает главный с точки зрения интересов Русского мира вопрос: какое место на "цивилизационной карте" занимает Белоруссия при том условии, заложенном отнюдь не авторами образовательного стандарта, что образовательная историческая традиция и в России, и в Польше, и в связанной с ними Белоруссии изначально европоцентрична?
Отметим здесь то обстоятельство, что цивилизационная концепция школьного курса накладывается на географию с тем базовым положением, что "история Беларуси - неотъемлемая часть европейской истории" (Ист. Беларуси,11 кл.). В частности, в белорусских учебниках истории утверждается: "По размерам площади Беларусь относится к числу средних европейских стран. Беларусь имеет компактную (плотную) территорию, расположенную на водоразделе Балтийского и Черного морей, в центре Европы" (Ист. Беларуси, 6 кл.); "Республика Беларусь - нейтральное безъядерное государство в центре Европы" (Ист. Беларуси,11 кл.), "Беларусь является частью Европы, поэтому белорусский народ двигался по своему историческому пути одновременно с европейцами" (Ист. Беларуси, 6 кл.). Учащимся 6-го класса в соответствующем учебнике задается вопрос: "Как вы понимаете утверждение, что наше государство, Республика Беларусь, находится в географическом центре Европы?" (Ист. Беларуси, 6 кл.)
Итак, согласно белорусскому школьному курсу истории, является аксиомой, что белорусы - это европейцы, а Белоруссия - это центр Европы. Правда, с последним утверждением вряд ли могут согласиться сами европейцы, которые в лучшем случае увидят центр Европы в современной Чехии.
Тем не менее, белорусские учебники утверждают, что именно в Беларуси находится центр Европы. Подобного рода парадигма связана с российской географической аксиомой восточных пределов Европы по Уралу, созданной в 1720-х годах отцом русской научной истории и географии Василием Татищевым. Созданное в эпоху петровских преобразований географическое положение о включении России в Европу этим преобразованиям тогда служило. По существу оценка пространственных тождеств на Западе в Центре и Востоке Европы, заметим мы, уже 200 лет служит социальному и культурному конструированию на континенте, иногда очень болезненному и кровавому.
Можно констатировать, что порожденное из определения Татищевым восточных пределов Европы по Уралу понятие "Восточная Европа" также не имеет четкого однозначного определения и носит яркую геополитическую окраску. Утверждение о том, что "центр Европы" находится в Беларуси, а сама Беларусь является европейским государством в школьном курсе истории дополняется определенным утверждением, что собственно Беларусь на континенте находится в регионе "Восточной Европы": "Некоторые индоевропейские племена поселились в Восточной Европе и на побережье Балтийского моря" (Ист. Беларуси, 6 класс). "В IX - начале XIII в. эти [белорусские] земли вошли в состав славянского государства - Древней Руси, которая занимала просторы Восточной Европы" (Ист. Беларуси, 7 класс). А собственно Польша отнесена в белорусских учебниках истории к региону "Центральной Европы": "Здесь [т. е. на Висле], в Центральной Европе, определяли славянскую прародину польские историки" (Ист. Беларуси, 6 класс).
География вступает в очевидное противоречие с цивилизационным подходом и нуждается в разъяснении. И здесь авторы школьного курса истории Беларуси предлагают свое оригинальное решение. Положение о принадлежности Беларуси к Европе в школьном учебнике для 11 класса дополняется утверждением, что "геополитическое положение белорусских земель характеризовалось их расположением на границе двух подсистем европейской христианской цивилизации и культуры: западнохристианской (римско-католической) и восточнохристианской (византийско-православной)" (Ист. Беларуси, 11 класс). Итак, разница между Восточной и Западной Европой объясняется существованием "двух подсистем" "европейской христианской цивилизации и культуры". По мнению белорусских авторов школьного курса, получается, что Русь (Россия) и Европа - это одна цивилизация, состоящая из двух "подсистем". Правда, что такое "подсистема", для нас остается неясным.
Авторы школьного курса из Минска так рисуют белорусскую историю: "Первоначально белорусские земли, входившие в состав Древнерусского государства, принадлежали к восточнославянской (православной) подсистеме европейской христианской цивилизации. Однако со времени подписания Кревской унии (1385) языческо-православное Великое княжество Литовское, в состав которого входили и белорусские земли, стало католическим государством" (Ист. Беларуси, 11 класс). Т. е., по терминологии белорусских авторов, получается, что после 1386 года Беларусь оказалась в другой - католической "подсистеме" европейской цивилизации. Однако из дальнейшего изложения материала выясняется, что эти "подсистемы" единой цивилизации оказываются чуждыми друг другу до такой степени, что "под знаком раскола общества на православных и католиков проходила вся последующая история белорусских земель". "Под этим же знаком формировалась и белорусская историография с двумя непримиримыми позициями. Одна из них - католическая, носителями которой являлись католическая шляхта и католическое духовенство, вторая - православная, носителями которой были православные горожане и духовенство при стихийной поддержке православного крестьянства" (Ист. Беларуси, 11 класс). Тут же утверждается: "С католицизмом пришли на белорусские земли польский язык и культура. Западнорусские феодалы Литвы, стремясь сохранить свои привилегии, отказались от веры, языка и культуры своего народа и постепенно перешли в единую шляхетскую польскую нацию. Белорусский народ лишился своей элиты. Он оказался в положении "крестьянской нации", единственным объединяющим фактором для которой оставалась православная церковь. Этническая принадлежность отождествлялась с конфессиональной: католик - значит, поляк, православный - русский" (Ист. Беларуси, 11 класс). Сделаем здесь одно существенное замечание: "белорусский народ" в Речи Посполитой не оказался на положении "крестьянской нации", он был просто "народом", русским народом, "схизматиками" по определению польской "шляхетской нации", "тутэйшими" - часто по индивидуальной и групповой идентичности.
Фактически, авторы учебника со своей теорией двух подсистем единой цивилизации предлагают школьникам парадоксальную мысль о том, что "раскол общества" вел к созданию двух народов, социально и этнически противостоящих друг другу. При этом один из народов стал неотъемлемой частью "единой шляхетской польской нации", а католическая "культурная традиция воспринималась местным населением как чуждая" (Ист. Беларуси, 11 класс). При этом другой народ - "православное население Беларуси, в том числе и большинство крестьян-униатов, тянулось к России, которая не только традиционно считалась главной защитницей православной веры, но и этнически, и исторически была белорусам ближе Польши". "Существование этих двух тенденций и борьба между ними стали главной особенностью исторического развития Беларуси на долгое время", - делают вывод авторы концептуальной части школьного учебника "Истории Беларуси" для 11 класса.
Переход из "подсистем" европейской цивилизации в истории Беларуси, таким образом, по мысли авторов белорусского учебника истории, осуществлялся дважды: в 1386 году и во второй половине ХVIII века при разделах Речи Посполитой. Можно констатировать, что в национальном школьном курсе белорусской истории в теории подсистем одной цивилизации отразилось нынешнее буферное и неустойчивое положение Беларуси между Европой и Россией.
У молодого человека в результате усвоения подобного рода школьных идей может возникнуть законный вопрос: что, если продолжить подобного рода практику и проделать очередной "переход" из одной "подсистемы" в другую - в Европейский Союз, при том условии, что в Беларуси будет создана или уже создана единая нация, а существовавшие ранее конфессиональные различия между католиками и православными в настоящее время внешне нивелированы современной массовой культурой. В целом, можно констатировать, закономерность подобных вопросов в результате усвоения школьного курса истории Беларуси, утверждающего идею о Беларуси, как "европейском государстве", существующем на геополитическом рубеже "двух подсистем" единой европейской цивилизации.
Еще одним свидетельством неуверенности в собственной цивилизационной идентичности "Русского мира" у белорусов является подобного рода утверждение автора учебника белорусской истории для 6-го класса Георгия Штыхова: "Она [т. е. раннесредневековая история Беларуси] убедительно подтверждает, что наше историческое наследие тех времен не хуже, чем у других народов Европы" (Ист. Беларуси, 6 класс).(6) В связи с этим заметим, что для уверенности в собственном цивилизационном выборе лучше бы подошло утверждение тезиса о том, что Русский мир относительно Европы не лучше и не хуже, он - просто другой.
Как бы там ни было, с нашей точки зрения, теория "двух подсистем" европейской цивилизации белорусского единого учебника отечественной истории закладывает в головы молодых белорусов, помимо всего прочего умного и хорошего, еще один будущий майдан.
(1) Текст концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории //http://rushistory.org/
(2) "Образовательный стандарт учебного предмета "Всемирная история. История Беларуси" (5-11классы)"
(3) Штыхов Г. В., Темушев С. Н., Ракуть В. В. История Беларуси с древнейших времен до середины XIII в. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск, 2009.
Штыхов Г. В., Бохан Ю. Н., Краснова М. А. История Беларуси, вторая половина XIII - первая половина XVI в. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Минск, 2009.
Морозова С. В., Сосно В. А., Панов С. В. История Беларуси. Конец XVIII - начало XX в. Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Минск, 2011.
(4) История Беларуси. XIX - начало XXI в. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Под редакцией доктора исторических наук профессора Е. К. Новика. Минск, 2009. С. 5-26.
(5) Отметим здесь, что редактором школьных учебников для 6-го и 7-го классов, охватывающих в истории Беларуси период Киевской Руси и Великого княжества Литовского, выступил Георгий Васильевич Штыхов (1927 г. рожд.) - еще в советский период ведущий специалист в Белоруссии по археологии и истории Беларуси VI-XIII веков, истории и археологии Полоцкой земли и этногенезу белорусов.
(6) Отметим еще один занятный частный пример, выдающий провинциализм и комплексы белорусских авторов учебников по истории Беларуси: "Гостиница "Европа" в Минске не уступала лучшим отелям Европы. Здание было шестиэтажным. Каждый из 130 номеров гостиницы был оборудован по последнему слову тогдашней техники. Здесь было электрическое освещение, телефон, ванна, водяное отопление. В гостинице действовал единственный в городе лифт, который называли тогда "подъемной машиной". Посмотреть на это чудо жители Минска приходили целыми семьями. В 2008 г. состоялась реконструкция здания, в котором сегодня размещается отель европейского класса". (О гостиничном быте в Минске начала ХХ и ХХI века из учебника "Истории Беларуси" для 9-го класса, Минск, 2011).
Дмитрий Семушин (Санкт-Петербург)
- На учителей школы в Котельниках, где в туалете избили девочку, завели дело
- Временные ограничения на полёты ввели во всех аэропортах Москвы
- Эксперт объяснил, почему фюзеляж упавшего Embraer будто изрешечён осколками
- Выживший в авиакатастрофе под Актау рассказал о храбрости бортпроводницы
- Боевики ВСУ расстреляли мать с ребёнком в Селидово — 1036-й день СВО