Внимание московских журналистов привлекают первые шаги Валентины Матвиенко на посту губернатора Санкт-Петербурга. Среди прочих, выделяются три главные темы: развитие сюжета с переносом части столичных функций в Санкт-Петербург, кадровые назначения в городе, решение Счетной палаты "простить администрации Санкт-Петербурга нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на подготовку города к 300-летию". Следует заметить, что общий накал критики по итогам прошедших выборов губернатора несколько спал. "Русский фокус" (20.10) всего лишь называет Матвиенко "позором для всей страны". "НГ-Регионы" (20.10) подчеркивают, что Матвиенко выбрали "даже меньше, чем один" из каждых пяти питерских избирателей. "Дуэль" (21.10) наконец прямо высказывает то, что читалось между строк самых именитых московских изданий в последнее время: "Есть ли у официального ставленника властей моральное право на руководство?". "Деловые люди" (20.10) учат Матвиенко: "административный ресурс тоже надо использовать со знанием дела". Подробнее:

"Русский фокус" (20.10) писал: "Губернаторские выборы в Петербурге показали, какая может быть реакция на "вместе с Владимиром Владимировичем мы сможем все". Губернатор, избранный 17% избирателей, - позор не для города, а для всей страны". "НГ-Регионы" (ЕЕ "ПИАР" - ДРУГИМ НАУКА. 20.10): "Несмотря на эту, пожалуй, беспрецедентную поддержку, дело кончилось тем, что нового губернатора выбрал себе только один из каждых пяти питерских избирателей (даже меньше, чем один!), а остальные - не выбрали?". "Дуэль" (О "ЦЕНТРИЗМЕ" 21.10): "Свыше 70% предпочли выразить свое отношение к властям и их политике ногами... За Матвиенко проголосовали лишь 14% всех "списочных" избирателей. Если это считать "успехом" и "осознанным выбором", то что тогда назвать "провалом" и вынесением фактического вотума недоверия? Как может губернатор Матвиенко говорить о полученном мандате на реализацию своей предвыборной программы, если подавляющее большинство избирателей не проявило к этой программе ни малейшего интереса? И есть ли у официального ставленника властей моральное право на руководство, если доверие к новому мэру города выразил лишь один житель города из восьми?"

Главным продолжением сюжета о переносе части столичных функций из Москвы в Санкт-Петербург стал ряд заявлений спикера СФ Сергея Миронова: "Будет неплохо для города, если Центробанк будет находиться здесь. Любой банк откроет здесь свой филиал, и город будет наполнен не просителями, а совсем иной публикой": http://www.newspb.ru/allnews/170857/

"Известия" (Нервный смех в Центробанке. 23.10) знакомят с реакцией ЦБ, правда, с абстрактной формулировкой "говорят в департаменте общественных связей ЦБ": "Даже смешно на этот вопрос отвечать! Люди здесь работают и живут. Ведь вы понимаете, нужно будет квартиру как-то снимать... Сейчас модно говорить о переносе столицы, но в нашем случае - это несерьезно!". "Время новостей" (Все в Санкт-Петербург. 23.10) подчеркивает: "Призыв г-на Миронова уже вызвал критику со стороны федеральных политиков, в частности Ирины Хакамады... Она выразила уверенность, что "Центробанк никуда не переедет", потому что это "ключевой центр, который обеспечивает стабильность валюты", а поэтому должен быть рядом с Минфином, правительством и президентом... тема "дележки" столичных функций - это "предвыборная пиар-игрушка", от которой петербуржцам ни жарко ни холодно", - заключила Хакамада. Идея переноса части столичных функций в Петербург в целом оценивается московскими журналистами негативно.

На страницах печати сохраняется неясность относительно имени будущего полпреда в Северо-Западном федеральном округе. Но одним из кандидатов на прошедшей неделе точно стало меньше. Сергей Миронов сообщил, что "отказался от сделанного ему предложения занять должность полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе. "Я законодатель и своей профессии изменять не собираюсь, - сказал Миронов. - Должность полпреда по СЗФО очень ответственна, и кандидатура на этот пост должна быть тщательно выверена. Пока определенности с этим в администрации президента нет"", - цитировала "Независимая газета" (Перед Мироновым в Питере развели мосты. 23.10): http://www.newspb.ru/allnews/170817/

"Русский курьер" (Полпред из хорошей семьи. 21.10) сообщает, что "фаворитом в кулуарной гонке на право занять пост полпреда... рассматривающегося политическими наблюдателями чуть ли не как "кремлевский трамплин" в высшие эшелоны власти, - на сегодняшний день является... Андрей Черненко". С другой стороны, как стало известно "Российской газете" (ПЕРВЫЙ ХОД МАТВИЕНКО. 20.10) "вопросами законности и правопорядка и взаимодействием с общественными организациями в новом правительстве, возможно, будет заниматься нынешний первый заместитель полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Андрей Черненко". Сами властные петербуржцы нисколько не сомневаются, в том, что именно Черненко будет выдвинут Валентиной Матвиенко на пост "силового" вице-губернатора на утверждение Законодательного собрания. "Московский комсомолец" (РЕЙТИНГ СЛУХОВ. 20.10) называет другие кандидатуры полпреда: "На должность полпреда северо-западного округа претендуют трое. Это глава Минсвязи Леонид Рейман, глава комитета по финансовому мониторингу Виктор Зубков и спикер Госдумы Геннадий Селезнев".

"СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ПРОСТИЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ ФИНАНСОВЫЕ НАРУШЕНИЯ", - пишут "Известия" (21.10). Подробнее см.: http://www.newspb.ru/allnews/170068/ "Как пояснил "Газете" (21.10) глава петербургской Контрольно-счетной палаты Дмитрий Буренин, "новый губернатор не должен нести ответственности за финансовые просчеты старой администрации"".

"Валентина Матвиенко начала борьбу за качество бензина Санкт-Петербурга, - сообщает "Время новостей" (ЗАЧИСТКА РЫНКА. 22.10), - не исключено, что грядущие проверки качества бензина сделают местных операторов более сговорчивыми в вопросах продажи бизнеса... Прежде всего г-жа Матвиенко решила поставить заслон на пути в город некачественному бензину. Для этого в горадминистрации даже создается специальная комиссия. Смольнинские чиновники уже провели собственное расследование и выявили фирмы, торгующие поддельным топливом".

"Время новостей" отмечает: "В Петербурге, в отличие от большинства экономически развитых российских регионов, сложилась уникальная ситуация: ни одной из вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) не удалось закрепиться на розничном рынке и поставить его под контроль. Большая часть продаж бензина приходится на местных операторов, принадлежащих питерскому бизнесу. В частности, крупнейшими игроками (около 30% рынка) являются Петербургская топливная компания, "Фаэтон" (примерно 15%) и "Балт-трейд" (примерно 10%). Среди ВИНК лидирует финский концерн Neste (15%), около 10% приходится на "Славнефть", а ЛУКОЙЛ, который неоднократно заявлял о намерении увеличить свою долю до 25%, контролирует пока менее 10%. Другие добывающие компании также давно "ходят кругами" вокруг питерских бензоколонок. Об интересе к этому рынку неоднократно заявляли представители и ТНК, и ЮКОСа. А "Сибнефть" летом нынешнего года учредила ООО "Сибнефть-Санкт-Петербург", официально продекларированные цели которого - развитие сбыта в регионе и создание сети АЗС. В прошлом году "Сибнефть" заявляла о намерении до конца 2003 года занять до 20% питерского рынка. Видимо, сюда нужно прибавить долю на городском рынке "Славнефти", которая отойдет либо ТНК-ВР, либо компании Михаила Ходорковского. Представители как крупных, так и местных операторов признаются, что получали предложения продать свои сети от ТНК-ВР, ЮКОСа, ЛУКОЙЛа, некоторые прибавляют к этому списку еще и "Татнефть". Вряд ли питерскому топливному рынку удастся долго сохранять свою независимость от крупных нефтяников - скорее всего он падет, как только компании всерьез займутся этим вопросом".

В Санкт-Петербурге впервые страховая компания выиграла суд у владельцев автостоянки, на которой обокрали автомобиль ее клиента. "Коммерсантъ" (СТРАХОВЩИК ПЕРЕЛОЖИЛ РИСКИ НА АВТОСТОЯНКУ. 22.10) пишет: "Страховщики называют это решение прецедентным: до сих пор в подобных разбирательствах суды принимали сторону хозяев автостоянок. Большинству автовладельцев известно, что при угоне автомобиля с платной стоянки шансы взыскать его стоимость с администрации стоянки крайне низки". "Газета" (Владельцы автостоянок признаны материально ответственными. 23.10.) сообщает: "В августе нынешнего года петербуржец Сергей Н. оставил свой автомобиль Audi А6 на одной из охраняемых платных автостоянок в Красногвардейском районе города. Неизвестные преступники забрались в салон машины и вытащили оттуда все, что смогли, включая панель приборов. Независимые оценщики оценили ущерб в 102 тысячи рублей. В соответствии с договором о страховании, компания "Прогресс-Нева" выплатила автовладельцу необходимую сумму. После этого юристы страховой компании обратились к владельцам автостоянки с требованием возместить им ущерб. Те платить отказались на том основании, что владелец машины не заключил с ними договора о хранении автомобиля. Юристы "Прогресс-Невы" посчитали, что уже само наличие квитанции об оплате стоянки фактически является свидетельством о заключении договора хранения, и обратились в Арбитражный суд".

"Представители ГУП "Центр по размещению и строительству автостоянок и гаражей", которое отвечает за деятельность всех стоянок в Петербурге, рассказали "Газете": "Еще неизвестно, смогут ли представители страховой компании доказать свою правоту на втором этапе судебных слушаний. Ведь они сами признают, что договора о хранении заключено не было". По данным Газеты, на рассмотрение кассационной жалобы отводится месяц. Если суд примет решение в пользу страховщиков и автовладельцев, российским парковщикам придется раскошеливаться".